Александр Киселев: Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма



Старший тренер ЦШИ о новых идеях по подготовке инструкторов альпинизма.



Внимательно слежу за дискуссией на сайте вокруг статьи Сергея Веденина, в которой он, на мой взгляд, довольно аргументировано и точно представил идеи по изменению подходов к подготовке инструкторов альпинизма, которые обсуждаются тренерским штабом ЦШИ.

Позволю себе привести несколько личных впечатлений и дополнительных пояснений по изменениям в работе ЦШИ по обсуждаемой теме:

1. Отработав за последние годы одним из руководителей в девяти Школах инструкторов альпинизма (в т.ч. семь ЦШИ), постоянно отмечаю, что многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин. Техническая подготовка слаба, применяемые технические приемы зачастую весьма специфичны, а иногда просто опасны.
Говоря по простому – «кто во что горазд»: каждый приезжает в школу со своими приемами, «мотявочками», не сертифицированным, устаревшим и изрядно поношенным снаряжением, которое развешено на «теле» где попало и как попало (от каски до пят) в максимальном и малополезном наборе, в общем – «партизаны».

2. В ЦШИ мы наблюдаем все многообразие региональных школ альпинизма. Причем при обсуждении преимуществ, границ применимости и безопасности этих приемов, курсанты часто ссылаются на «крутизну» тренера, который эти приемы предложил, и не приводят никаких других аргументов, не видят объективные недостатки. Те же проблемы проявлялись и в других направлениях подготовленности кандидатов в Школу: тактике восхождений, взаимодействия в группе, психологии…

3. Слабая подготовленность подавляющего числа альпинистов (до 80% приезжающих в школу), значительно затрудняет работу школы, вынуждает первую половину времени курса (до 10 дней) уделять технической переподготовке курсантов и только потом вплотную заниматься методикой преподавания и вопросами педагогики.
Низкий уровень технической квалификации альпинистов старших разрядов - по сути одна из основных претензий тренеров ЦШИ к учебной работе на УТС региональных ФА и альпклубов.

4. Эти факты говорят о том, что в нашем учебном альпинизме что-то «сильно не так». Тренеры на первых ЦШИ хоть и пытались прийти к единообразию в техниках и методах преподавания, но поскольку жесткие стандарты и системные рекомендации в этих вопросах отсутствовали, занятия с курсантами в основном проводились по принципу: «Учу тому, что знаю сам». Это также не способствовало формированию системной подготовки курсантов и будущих инструкторов.

Как выбраться из такой ситуации?

Изменить ситуацию можно только через введение единого альпинистского стандарта ФАР на основной перечень приемов и техник (хотя бы для базовой подготовки), а также разработку практических рекомендаций и широкое внедрение обучения этим стандартам в региональных школах альпинизма.

Начальным этапом этого процесса и занимается команда ЦШИ.
Сразу отмечу, что наш коллектив не претендует на исчерпывающую полноту знаний и необходимых действий. Мы пользуемся наработками советской и российской школы альпинизма, а также передовой международной практикой.

На наш взгляд сейчас, с учетом опыта, накопленного за последние годы в ЦШИ, созданы условия для начала работы к воссозданию качественной и полноценной системы подготовки в отечественном альпинизме.

Овладение универсальным набором стандартных приемов и техник важно не только начинающим восходителям, но поможет даже опытным альпинистам переоценить и пересмотреть собственный технический «багаж».

Внимательно изучив рекомендации UIAA к системе подготовки инструкторов, мы выбрали из них те, которые с учетом опыта и истории российской школы наиболее близки нам. Полагаем, что современная отечественная школа альпинизма должна в обязательном порядке иметь:
• единый, современный, ежегодно обновляемый набор индивидуальных и групповых техник перемещения, страховки, взаимодействия и спасения на горном рельефе;
• четкую систему оценивания процесса и результатов обучения.

Отдельная и важная задача – формирование методики преподавания альпинизма, характеризующейся следующим:

• соотношение времени на практику/теорию в процессе обучении примерно 70%/30 %;
• на практике все курсанты задействованы одновременно и постоянно (никто не стоит);
• пошаговое овладение стандартным набором изучаемых «техник» и «приемов»;
• безукоризненная и единообразная демонстрация всем тренерским составом преподаваемых приемов и техник;
• рациональное использование времени (четкий «тайминг») всего процесса обучения;
• тотальный надзор и коррекция работы и ошибок курсантов в течение всего занятия;
• детализированная и открытая система оценок;
• рекомендуемый набор современного снаряжения и одежды и т. д.;
• стандартизированные и сертифицированные места проведения учебных занятий на рельефе.

Многие могут сказать, что все эти подходы применялись в советской системе подготовки и мы «изобретаем велосипед». Действительно, перечисленные выше признаки характеризуют грамотную систему подготовки, которая существует в системах с высокой культурой.

К сожалению, сейчас в России культура обучения альпинизму утрачена и нам всем необходимо приложить немало усилий для ее восстановления на современном уровне.

Вынужден констатировать, что уровень культуры и организация подготовки в альпинизме, продемонстрированная нам экспертами из Франции, Италии и Канады заставляет еще острее ощущать недостатки текущей ситуации в нашей школе.

Результаты работы последних лет ЦШИ, где широко использовался стандартизованный арсенал современных техник, отобранных нами как из опыта советской школы, так и рекомендованных UIAA, показывают, что курсанты на 2-3 день обучения в школе начинают видеть универсальность и преемственность предлагаемых техник и активно включаются в процесс обучения.

Как человек выросший и воспитанный в советской школе альпинизма, я осведомлен о всех достоинствах существовавшей в тот момент при поддержке Госкомспорта и профсоюзов системы подготовки.
Но сегодня нет СССР и нет Управления альпинизма, на альпинистских базах которого концентрировался процесс обучения альпинистов и инструкторов. Да, в стране есть отличные спортивные команды, знаковые восхождения, крутые соревнования, но это, к сожалению, замыкается на очень ограниченном количестве альпинистов, которое не соответствует масштабам страны.

Потенциал для развития массового и спортивного альпинизма мы видим в обновленной системе подготовки в альпинизме в регионах, которая должна начаться с обновления ЦШИ и далее широко внедрятся в клубную практику.

Еще несколько замечаний по ходу возникшей дискуссии:

1. Я убежден, что в ЦШИ должен быть широкий спектр преподавателей: как молодых «технарей» - способных обучать современным техникам альпинизма, так и опытных восходителей и организаторов альпинизма, готовых передать свой богатый опыт. К сожалению, это редко совмещается, а если и совмещается, то мало кто хочет участвовать в работе Школы. Как пример – некоторые многоопытные участники дискуссии, которые много работали в лагерях, УТС, но теперь уже много лет водят клиентов.

Школа открыта для тренеров – заявляйте свои способности, возможности и желание работать. Сделайте что-нибудь для народа: напишете методичку, приезжайте в ЦШИ с лекцией или мастер-классом, участвуйте в конструктивном обсуждении общих вопросов, а не огульно злопыхайте на энтузиастов, которые что-то пытаются практически сделать. Мы не держимся за свои тренерские места в Школе. Тренеры Школы имеют свои места работы, не связанные с ЦШИ, и достаточный для жизни заработок.

В ЦШИ Мы видим не коммерческую доминанту, а желание изменить ситуацию в учебном альпинизме.

2. Все наши действия после аккредитации ЦШИ направлены на то, чтобы будущие инструкторы получили качественное, доступное обучение и востребованную квалификацию. Мы в ближайшей перспективе ориентируемся на модульное обучение, которое позволит значительно сократить перемещения и расходы на обучение.

3. После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе с опытными экспертами-восходителями и организаторами альпинистской работы смогут проводить региональные (клубные) школы инструкторов, объединяющие несколько регионов (клубов). На наш взгляд – это должно произойти через два-три года, а в развитых регионах – возможно и раньше. В этих же Школах может проводиться и переаттестация инструкторов.
Общим результатом должно быть значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России.

4. Еще раз хочу подчеркнуть, что процессы становления новой системы подготовки и переаттестации инструкторов значительно ускорятся при внедрении технических стандартов и стандартов обучения в альпинизме.


Александр Киселев
старший тренер ЦШИ,
кмс, инструктор-методист I кат.
президент Ивановской областной федерации альпинизма.

Источник:

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
  
#1 | Анатолий »» | 06.02.2014 18:00
  
0
К сожалению могут быть нападки на высказывания по поводу расхваливания советской школы альпинизма. Это связано и с неудовлетворенностью чиновничьего подхода, да и вообще не любви (мягко сказано) к СССР.
Но вместе с тем, вопросы поставлены совершенно правильно. Тем более изнутри уважаемому Александру Киселеву виднее все недочеты.
Разруха в головах создает разруху в сортирах. Но и наоборот. (что Булгаков намерено умалчивал)
Все же это взаимосвязанные процессы.
Не затрагивая персоналии могу заметить, что по данным последних лет совершенно четко проявляется ослабление инструкторов в плане собственной подготовки, что проявляется в повышенной смертности в альпинизме.
Тенденция однако.
не обратить на это внимание просто преступно.
Причины разные.
Это конечно и массовость альпинизма и горного туризма , которая возросла несомненно.
Это и вседозволенность (что хочу то и делаю и никто мне не указ)
Но это и подготовленность альпинистов, которая тесно связана с инструкторами. которые их все же обучали.

Выработка стандартов (о чем и говорит прежде всего Александр Киселев) на мой взгляд очень затруднена. Но она возможна.
Тестирование инструкторов в определенных рамках так же затруднена, но так же возможна.

Выработка критериев будет вызывать сильные споры и разногласии. И не избежать конфликтов.

Через это надо пройти. Хотя это и не оздоровит общую ситуацию.

Спорность того или иного в альпинизме чрезвычайно высока.
Даже премирование и звания (Снежный Барс, Стальной Ангел) вызывают внутреннюю острую полемику среди альпинистов (что было видно особенно четко на последнем награждении)

Так что если процесс пойдет, то он будет сопряжен с очень многими трудностями, как и со стороны ФАР, так и со стороны рядовых альпинистов, инструкторов и вообще всеми кто связан с этим.
Но бардак все же последних лет надо заканчивать?
Я не вижу другого выхода и считаю что надо поддержать это направление, хотя может быть и с некоторыми оговорками, которые наверняка возникнут у рядовых альпинистов и инструкторов.
  
#2 | Анатолий »» | 07.02.2014 14:50
  
0
В продолжении темы:

Виктор Алексеев:

Спасибо, Александр!

Первый возникший вопрос:

"После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе .... смогут проводить региональные (клубные) школы

Т.е. Вы предпологаете,что новоиспеченные инструктора без опыта работы могут быть преподавателями в региональных ЦШИ?

На мой взгляд(знакомого с методиками, преподаваемыми в ЦШИ), преподавание большинства педагогических и методических приемов в работе инструктора требуют от преподавателя солидного опыта работы с участниками, иначе это превратится в формальные знания, не привязанные к реальной практике.

Я думаю, актуальной задачей ЦШИ была бы релизация программы переподготовки действующих инструкторов по стандартам ЦШИ. Эти инструктора и дадут тот результат, к которому Вы стремитесь - "значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России."

Так как речь идёт о региональных ШИ по подготовке инструкторов НП, то объем переподготовки по требуемым для данного этапа корректировки технических приёмов невелик и может происходить в заочном режиме. Основой курса далжны быть современные методические приемы, что для имеющих реальный опыт работы инструкторов не займет много времени. Из предыдущего обсуждения я понял, что ЦШИ готово предоставить такую программу.


Александр Киселев:

Виктор, добрый день!

1. Вы предпологаете,что новоиспеченные инструктора без опыта работы могут быть преподавателями в региональных ЦШИ. На мой взгляд (знакомого с методиками, преподаваемыми в ЦШИ), преподавание большинства педагогических и методических приемов в работе инструктора требуют от преподавателя солидного опыта работы с участниками, иначе это превратится в формальные знания, не привязанные к реальной практике.

Нет. Мы готовим и аттестуем курсантов, они проходят стажировку и далее набирают опыт работы в качестве инструктора. В ближайшее время будут сформулированы и утверждены требования к преподавателям РШИ, при выполнении которых инструктор сможет стать преподавателем РШИ. Да, на это нужно время, но иначе не получится. На первых этапах организации работы РШИ предполагается помощь преподавателей ЦШИ, если таковая будет востребована.

2. Я думаю, актуальной задачей ЦШИ была бы релизация программы переподготовки действующих инструкторов к стандартам ЦШИ. Эти инструктора и дадут тот результат, к которому Вы стремитесь.

Хотелось бы думать, что к расширению базы инструкторов мы стремимся вместе. Программа подготовки и переподготовки инструкторов будет нацелена в первую очередь именно на эту задачу.

P.S. Спасибо за ПРИВЕТ Ольге. Обязательно передам.

3. Не хотелось бы ввергаться в долгие и длительные дискуссии. Просто мало времени. Я изложил свое видение и особенности развития ситуации с подготовкой инструкторов.

Если есть конкретные продуктивные вопросы и предложения - готов ответить и обсудить.


Виктор Алексеев:

"Да, на это нужно время, но иначе не получится."

Я понял вашу позицию...боюсь, фактор времени сейчас существеннен для массового альпинизма и затягивание этого процесса будет болезненным для и так сложной ситуации..

Конкретное предложение по курсам переподготовки инструкторов на преподавателей РШИ озвучено, возможности(на мой взгляд) есть.

Источник: http://alpfederation.ru/journal/centernews/2014/02/06/5207
  
#3 | Анатолий »» | 07.02.2014 14:57
  
0
"Я понял вашу позицию...боюсь, фактор времени сейчас существеннен для массового альпинизма и затягивание этого процесса будет болезненным для и так сложной ситуации.."

Ну быстро только кошки рождаются.
А потом все это надо было делать лет 20 назад. И так уже все затянуто.
Время упущено.
Процесс будет болезненным, так и так.
Шоковая терапия тоже знаете...

( мое личное мнение может не совпадать с мнением администрации сайта)
#4 | Владимир О »» | 07.02.2014 17:04
  
0
Так и не понял - а что обсуждают? Выпустите методички для обучения каждого этапа с "учетом требований УИАА" - то что и было всегда. Курсант ОБЯЗАН знать и уметь применять эти стандартные приемы - иначе он не готов для школы - пускай еще поучится. Как говорил легендарный Виктор Васильевич Жирнов, многолетний руководитель школы инструкторов: "вас учить ходить в горах я не буду - вы это должны знать и уметь, раз ко мне попали, а вот методике ПРЕПОДАВАНИЯ альпинизма - я научу" .
  
#5 | Анатолий »» | 07.02.2014 17:59 | ответ на: #4 ( Владимир О ) »»
  
0
Володя, внимательно прочитай 1, 2, 3 пункт предложенной статьи.
И ты поймешь откуда ноги растут.

В.В. Жирнов видимо не сталкивался с тем с чем приходится сейчас сталкиватся.
  
#6 | Анатолий »» | 07.02.2014 18:43 | ответ на: #4 ( Владимир О ) »»
  
0
PS,
Хотя по существу ты прав.
Что они там делают, если квалификация низкая?

Александр Кисилев поднял очень тяжелый пласт.
Он наслаивался 20 лет.
  
#7 | Анатолий »» | 12.02.2014 04:55
  
0
Статья Александра Кисилева это пояснения и дополнения к статье:


Сергей Веденин

О международной аккредитации ЦШИ ФАР и предложениях по новой системе подготовки инструкторов альпинизма




В ноябре этого года на заседании Training Standards Panel UIAA (Комиссии UIAA по стандартам обучения в альпинизме) принято решение о международной аккредитации двухуровневой системы подготовки инструкторов в Центральной школе инструкторов альпинизма ФАР.

С одной стороны, это важное и даже историческое событие, свидетельствующее о признании заслуг и высокого уровня системы подготовки в советском и российском альпинизме.

С другой стороны, международная аккредитация - это хороший повод для того, чтобы задуматься о выводе нашей системы подготовки и обучения в альпинизме на новый, более высокий уровень.

Поскольку наша команда тренеров в течение последних пяти лет принимала непосредственное участие в работе по международной аккредитации ЦШИ, постараюсь изложить основные взгляды на то, как должна быть, по нашему мнению, устроена подготовка инструкторов альпинизма в стране и в целом работа школ альпинизма в регионах.


О предпосылках


Построенная в СССР школа альпинизма была, безусловно, одной из сильнейших в мире - цельной структурой, включавшей в себя и систему начального обучения альпинизму, и систему спортивного совершенствования, и инфраструктуру - альплагеря, путевки, прокат снаряжения и обеспечение инструкторами.

Система обучения и спортивного роста строилась на принципе «от простого к сложному», контроль за соблюдением правил обеспечивался жесткой системой «выпусков». Советские альпинисты совершили множество восхождений на сложнейшие вершины планеты, внесли большой вклад в развитие альпинистского снаряжения, в совершенствование тактики и техники восхождений.

Существовавшая система альпинизма была исторически логично вписана в советскую модель физкультуры и спорта, основанной на мощной государственной поддержке и идеологии.

Однако, тяжелые, во всех смыслах, времена 90-х, разрушили многое в этой системе – резко сократилось государственное финансирование, пришли в упадок альплагеря, многие альпинисты и инструктора были вынуждены бросить горы (надолго или навсегда), нарушилась "связь поколений", развитие альпинизма замедлилось.
Как следствие - снизилась эффективность системы контроля и оценки уровня квалификации альпиниста (заметная часть альпинистов стала ходить в горы не в рамках официальных альпмероприятий и не оформляя спортивные разряды), а общий упадок уровня подготовки в отечественном альпинизме привел к тому, что сами разряды перестали быть качественным индикатором знаний и навыков. Увеличилось количество тяжелых НС (включая со смертельным исходом), в том числе в учебных группах начального уровня.

Стало ясно, что необходимо предпринимать срочные меры по повышению уровня подготовки альпинистов и инструкторов. Однако, понятно и то, что воссоздать по мановению волшебной палочки целиком советскую систему подготовки не представлялось возможным, т.к. она являлась частью социально-экономической системы страны, которой сегодня уже нет.

Кроме того, за последние 20 лет сильно изменился мир вокруг – появился интернет, компьютеры, новые средства связи, стали доступны заграничные горные районы. Изменилась альпинистская экипировка и снаряжение, а соответственно им и технические приемы. Начала развиваться система страхования, изменилось законодательство и многое, многое другое.

Поэтому задача, которая стоит перед ФАР, как ключевой структуры в этом процессе – это построение новой современной и эффективной отечественной системы подготовки альпинистов. При этом важно и сохранить то лучшее, что было в советской системе, и воспользоваться передовым международным опытом.
В этом плане процедура сертификации ЦШИ по стандартам UIAA был не столько целью, сколько средством, подспорьем для изменений отечественной школы альпинизма в правильном направлении.

Сейчас, после получения сертификации, хочется еще раз поблагодарить российских и зарубежных специалистов, которые внесли свой вклад в построение новой школы в последние годы:

Инструкторы и преподаватели ЦШИ: Душарин И.Т., Киселев А.А, Харитонов А.П., Леонов П.Г., Расторгуев А.А., Мариев А., Аккаев А., Козлов А., Руденко Г., Киселев Д., Спичка А., Васильев А., Тырсикова А.

Эксперты UIAA: Рональд Вайтхед, Бенуа Вайлер, Клаудио Мельхёри.

Переводчики: Овчиникова Е., Столбова Д., Ибрагимова Э.

Администраторы проекта: Пискулова П., Козлова Н.

Исполнительная дирекция ФАР: Овчиников А., Столбова А., Сивоконь М., Брык Р.

Огромная благодарность всем сотрудникам альплагеря Безенги и лично Анаеву А.Х.

Благодарим наших партнеров и спонсоров - компанию Red Fox и лично Александра Глушковского, Влада и Ольгу Мороз;
 компанию Vento и лично Марину Маликову и Андрея Васильева

Международная аккредитация ЦШИ также совсем не означает завершение процесса модернизации системы подготовки, это только начало большого пути.



О международных стандартах подготовки

Для начала хотелось бы еще раз остановиться на международной системе стандартов подготовки в альпинизме. UIAA - международная альпинистская организация, объединяющая более чем 70 стран, в каждой из которых существуют свои традиции и особенности национальных альпинистских школ. Кроме того, сам альпинизм постоянно развивается и меняется, поэтому стандарты обучения в UIAA представляют собой не жесткий свод технических или педагогических приемов, но скорее набор требований к системе контроля качества и эффективности обучения.

Для аккредитации по стандартам UIAA национальная школа должна удовлетворять следующим требованиям:

• Иметь описанные правила, регламентирующие работу инструктора, – описание уровней и типов квалификаций, полномочий, требований к кандидатам, системы повышения квалификации, регулярной переаттестации инструкторов, наличие базы данных инструкторов
• Иметь четкое описание системы подготовки инструкторов – описание учебных программам, лиц и организаций, ответственных за их проведение, требований к тренерскому коллективу школы
• Учебная программа должна:
• Охватывать определенный список технических компетенций, таких как: передвижение по льду, скалам, снегу, узлы, страховка, проведение ПСР, первая помощь, лавинная подготовка, снаряжение и т.п.
• Давать знания и навыки по не техническим дисциплинам: безопасность, оценка рисков, психология, педагогика, методика обучения, этика, традиции, экология и др.
• Проводиться всеми тренерами по единой методике. Должна быть подробная программа, и подробные учебные планы к каждой из тем
• Быть наглядной и практико-ориентированной, тренеры должны быть в состоянии провести демонстрацию любого из приемов, а студенты - отработать приемы на практике
• Иметь четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий (во время всего курса) и четкие критерии получения инструкторской квалификации
• Весь учебный процесс должен соответствовать требованиям безопасности
• Проводиться в местности, где есть все необходимые условия (представлены все виды горного рельефа, подготовлены места для занятий на рельефе, подготовлены учебные классы)
• Кол-во студентов на одного тренера не должно превышать 6 человек

Надо отметить, что ни один из вышеприведенных пунктов не противоречит принципам отечественной школы альпинизма, но дополняет их полезными деталями.





Что сделано в ЦШИ

На сегодняшний день в ЦШИ ФАР:

• Сформирован тренерский коллектив, состоящий из инструкторов, аттестованных UIAA
• Подготовлены программа, подробные учебные планы, создана единая методика преподавания
• Подготовлены учебные места (в районе а/л Безенги)
• Ведется работа по изданию учебных материалов (часть пособий уже выпущена, часть в работе с планом издания в 2014 году)
• Создана система критериев оценки выполнения технических и педагогических приемов

Сегодня ЦШИ – это эффективный, современный, очень напряженный учебный курс, в течение которого все студенты овладевают:

• Методикой преподавания современного набора технических приемов, который выполняется с помощью минимального набора сертифицированного снаряжения, и позволяет решить большую часть задач в альпинизме
• Основами практической педагогики и психологии
• Практическими навыками презентации и демонстрации
• Восстанавливают навыки проведения ПСР силами малой группы, первой помощи, лавинной безопасности и др.
• Получают объективную оценку своих знаний и компетенций

В тоже время, ЦШИ сегодня сталкивается с рядом проблем:

• крайне неоднородный и в среднем достаточно низкий уровень подготовки студентов, поступающих в ЦШИ( как следствие, не все выпускники ЦШИ соответствуют международным стандартам)
• необходимость тратить значительную часть курса на отработку технических приемов, острая нехватка времени на освещение других аспектов, в т.ч. на проведение тренировочного восхождения
• высокая стоимость обучения в ЦШИ и длительность курса в 20 дней делают обучение в ЦШИ малодоступным для широкого круга альпинистов, заинтересованных в инструкторской деятельности

Для решения этих проблем предлагается сделать следующие шаги:

• Разделить обучение на инструктора на два уровня – обучение на квалификацию «инструктор альпинизма ФАР» и повышение квалификации до уровня «инструктор альпинизма ФАР международной категории». Именно двухуровневая система была сертифицирована в UIAA. Обучение на обе ступени будет проводиться с 2014 года
• Ввести вступительный экзамен при поступлении в ЦШИ. Такой экзамен планируется ввести в 2015 году, после публикации в 2014 году «стандарта подготовки».
• Вынести часть тем, а именно ПСР в малой группе, лавинную подготовку и первую помощь из курса обучения в ЦШИ в отдельные модули. Эти модули будут короткими и будут проводиться инструкторами ФАР международной категории в различных регионах России в течение всего года. Эта система позволит сократить срок и стоимость обучения непосредственно в ЦШИ, а так же освободит больше времени для методического блока и позволит проводить тренировочное восхождение. Модульная схема обучения будет опробована в 2014 году на УТС на жетон «Спасение в горах», в 2015 году – в ЦШИ



Изменения в системе подготовки инструкторских кадров в ФАР

На конференции ФАР 15 декабря была анонсирована новая квалификационная система инструкторов ФАР – «инструктор альпинизма ФАР» и «инструктор альпинизма ФАР международной категории», которая должна со временем заменить действующую систему (инструктор 1й, 2й и 3ей категории).

В 2014 году учебно-методическая комиссия ФАР внесет соответствующие изменения в документы ФАР, будет предусмотрен переходный период (5 лет), когда одновременно будут признаваться разные типы существующих квалификаций.

Ниже мы приводим мнение тренерского коллектива ЦШИ о том, какими должны быть минимальные входные требования к обучению на каждую ступень, что должно входить в учебный курс, и каковы должны быть полномочия инструкторов каждой категории.

Инструктор альпинизма ФАР.

Входной уровень:
• Возраст: не моложе 21 года
• Горный опыт: не менее 3 лет занятий альпинизмом или горным туризмом в различных горных районах
• Опыт руководства восхождениями: не менее 4 восхождениями, из которых не менее двух 3 к.т.
• Опыт восхождений
• не менее 20 восхождений, из которых не менее 10 ледово-снежные, комбинированные или зимние.
• не менее 4 восхождений 4 категории трудности (из них не более 2х скальных)
• Уровень лазания при лидировании с нижней страховкой
• лазание на естественных скалах с организацией собственных точек страховки не ниже 5b (франц.)
• спортивного лазания по пробитому скальному маршруту не ниже 6а (франц.)
• ледового лазания не ниже WI 2+
• Желательно
• наличие жетона «Спасение в горах»
• сертификат об окончании курса «Лавинная подготовка»
• сертификат об окончании курса «Проведение спасательных работ силами малой группы»
• сертификат об окончании курса «Первая помощь»

Горный опыт, восхождения и руководства учитываются согласно записям в книжке альпиниста, справкам за совершенные походы, по рекомендациям альпинистских/туристских клубов.

Обучение на квалификацию «инструктор альпинизма ФАР» будет включать в себя:
• Отработка современного набора технических приемов на всех видах горного рельефа
• ПСР силами малой группы, первая помощь, лавинная безопасность, ориентирование. Современное снаряжение для альпинизма.
• Управление группой. Планирование и организация восхождений.
• Методика преподавания
• Основы практической педагогики и психологии
• Навыки презентации и демонстрации
• Выпускной экзамен

Полномочия инструктора альпинизма ФАР:

Инструктор ФАР имеет право проводить учебные занятия в клубе под руководством инструктора ФАР международной категории (в переходный период – под руководством инструктора 2й или 1й категории), совершать восхождения с участниками в рамках УТС, которым руководит инструктора ФАР международной категории (в переходный период – под руководством инструктора 2й или 1й категории).

Инструктор альпинизма ФАР международной категории

Входной уровень.
• Квалификация: инструктор альпинизма ФАР
• Опыт работы инструктором:
• не менее одного года работы инструктором в клубе
• работа инструктором на УТС в горах
• рекомендация от клуба и/или региональной ФА
• Горный опыт: не менее 5 лет занятий альпинизмом или горным туризмом в различных горных районах
• Опыт Руководств: не менее 10 восхождениями.
• Опыт восхождений:
• не менее 25 восхождений, из которых не менее 10 ледово-снежные, комбинированные или зимние.
• не менее 4 восхождений 4 категории трудности (из них не более 2х скальных)
• не менее 2 восхождений 5 категории трудности
• Уровень лазанья при лидировании с нижней страховкой:
• лазание на естественных скалах с организацией собственных точек страховки не ниже 5b (франц.)
• спортивного лазания по пробитому скальному маршруту не ниже 6а (франц.)
• ледового лазания не ниже WI 2+
• Желательно:
• наличие жетона «Спасение в горах» ВГШ
• сертификат об окончании курса «Лавинная подготовка» ВГШ
• сертификат об окончании курса «Проведение спасательных работ силами малой группы» ВГШ

Горный опыт, восхождения и руководства учитываются согласно записям в книжке альпиниста, справкам за совершенные походы, по рекомендациям альпинистских/туристских клубов.

Обучение на квалификацию «инструктор альпинизма ФАР международной категории» будет включать в себя:
• Вступительный экзамен по технике альпинизма
• Обзор и отработка новых технических приемов
• Методика преподавания
• Практическая педагогика и психология
• Методика проведения сборов
• Методика составления обучающих программ
• Выпускной экзамен.

Полномочия инструктора ФАР международной категории.

Инструктор ФАР международной категории имеет право организовывать и проводить обучение альпинистов в клубе и УТС в горах, быть тренером ЦШИ, УТС «Жетон спасения в горах»

Переаттестация инструкторов ФАР 1-3й категории.

В 2014-2019 гг. ФАР будет проводить курсы повышения квалификации и переаттестацию инструкторов ФАР. В течение этого периода времени будут признаваться обе квалификационные системы.

Переход на данную систему квалификации в сочетании с модульной системой подготовки обеспечит:
• Повышение доступности обучения (сокращение сроков обучения и его стоимости)
• Единый стандарт в обучении и подготовке инструкторов альпинизма
• Контроль качества подготовки инструкторов
• Контроль за реальным уровнем квалификации инструкторов
• Увеличение кол-ва людей, удовлетворяющих входным требованиям на курс «инструктор ФАР»
• Данная система ориентирована на выработку у каждого инструктора профессионального подхода к работе и стимулирует его профессиональный рост.
• Соответствие международным требованиям UIAA



ЦШИ 2014.

ЦШИ 2014 года пройдет на базе а/л Безенги в июне. Будет проведено обучение на квалификацию «инструктор альпинизма ФАР» и повышение квалификации до уровня «инструктор альпинизма ФАР международной категории».
Анонс с точными сроками и стоимостью обучения, а так же обновленные документы ФАР будут опубликованы в ближайшее время.

Таковы предлагаемые нашей группой тренеров ЦШИ основные подходы по модернизации школы и системы подготовки в альпинизме в целом.

С удовольствием готов ответить на вопросы по почте - svedenin@gmail.com и на сайте ФАР.

Источник: http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2013/12/27/5122
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU