При восхождении на п. Победы погибла Дарья Яшина - единственная девушка-участница недавнего скоростного восхождения на п. Ленина.
Для своего 27-летнего возраста девушка из Нижнего Новгорода была весьма опытной альпинистской и путешественницей. Оставаясь в стороне от официального альпинизма, она не участвовала в соревнованиях, не боролась за разряды и звания, была мало известна в широких кругах, и вместе с тем выросла в одну из самых перспективных восходительниц страны. Она вполне могла бы претендовать на "Золотые ледорубы" и звания лучшей альпинистки России...
В альпинизм Даша пришла в 2004-м году. Перед этим знакомый тренер по спортивному ориентированию попросил выступить с его командой на соревнованиях по технике горного туризма. Пройдя с десяток турслетов, она наслушалась разговоров друзей и захотела сама попробовать настоящих гор...
С тех пор в свой актив она записала восхождения в зимних Безенги, поход 5 к.с. по Тянь-Шаню, восхождение на Хан-Тенгри, пик Корженевской, соло на пик Коммунизма (!), соло на Мак-Кинли за 6 дней (!!!), Музтаг-Ата в альпийском стиле, блиц-восхождение на Ама-Даблам в двойке.
Работая гидом турфирмы, она побывала в джунглях Папуа Новой Гвинеи, на гималайских шеститысячниках, на Мак-Кинли, Аконкагуа и самом высоком в мире вулкане Охос дель Саладо.
Последним увлечением Даши стали ультра бег (участница Нью-Йоркского марафона), многодневные марафоны на выносливость. Ее функциональная подготовка была потрясающа. На пик Ленина в конце июня она поднялась с рекордным временем - 8 часов 30 минут!!!
Помимо спортивных достижений у Даши был опыт работы с инвалидами она подняла на Килиманджаро девочку с ДЦП, и инсулинозависимого диабетика - на Аконкагуа.
Пик Победы был последней ступенью в ее программе "Снежный барс", и стал последней ступенью в жизни..
Ествественно просчитать все невозможно. И не только в горах, а в горах в особенности. Об этом даже никто не спорит.
Но если оценка ситуации склоняется как на весах то к ошибке альпиниста , то к факторам независящим от альпиниста,
то я этими постами склоняю чашу весы в сторону факторов независящим от альпинистов.
Если понять эти факторы, которые не одного опытного альпиниста ведут к гибели, это позволит другим избегать при той же совокупности факторов такой трагедии.
Я приведу пример:
Если рельеф карнизов там, в том месте меняется (а мне например ясно что он меняется) при этом глубина карниза (выступ) бывает до 15 -20 метров. (а кто точно мерил? может быть и больше в некоторых участках!)
то заранее зная, что надо идти за 20 -30 метров от карниза можно попасть в иллюзорное неправильное представление где край карниза. Идти можно за 20 метров от карниза и быть уверенным что отклонился на указанные 20-30 метров, а на самом деле - это как раз то место где и может образоваться линия обрыва карниза.
На фотографии прочерчен предположительный проход Дарьи и напарника, но (NB!) не прочерчен край карниза который был ДО обвала карниза.
А если рельеф карниза был таким что они проходили за 20 -25 метров от края карниза?
Такая "ошибка" иллюзорная может быть и у других.
А рекомендации дают держаться в.. 20 -30 метрах от края карниза.
Но тогда эти рекомендации ошибочны. Надо держаться 35-40 метров от края карниза.
А если не разбирать, то не придеться ли открывать еще темы что в том же месте погиб альпинист?
Знаешь что получается?
Погиб человек.
И все уходит в прошлое, причем довольно быстро уходит.
И не только я считаю что это неправильно. Об этом говорят ветераны, но их никто не слышит.
Человек не компьютер, не железный робот. Ослабло внимание из-за усталости допустим, вот тебе и ошибка в расчете. Я сам стоял на Белухе в районе опасного карниза, и только потом на фотографии увидел, что была опасность, а там, просто устал и встал недалеко от края. Мне казалось что все вполне надежно.
Мне кажется это не тот случай.
(долго объяснять. но читая и сопоставляя, сказанное напарником, пришел к выводу что усталось быть может и была конечно, но не до такой степени что бы отклониться на 9-11 градусов) и идти к краю карниза.
Я обратил внимание знаешь на что?
Многие которые проходят этот маршрут упорно пишут что бояться скатиться на китайскую сторону.
Почему именно на китайскую?
Значит они видят реальную опасность
Это боязнь отклоняет их в Казахсткую сторону. Но они так же знают о реальной опасности - там карнизы.
Значит они настолько опасаються скатиться в китайскую сторону видя реальную опасность что видя другую реальную опасность выбирают ... вторую - карнизы!
И дело уже не в усталости, а в выборе двух реальных опасностей!
Не скидывай со счетов мистику. Расчет одно, а промысел или судьба другое совсем. Здесь вообще бесполезно что-то фантазировать. Может Бог ее забрал в самый лучший момент ее, как бы созревшей личности. Может быть в ее жизни это был ее потолок и дальше она бы пошла под гору в грешный мир. Вот ее и взял Господь. но это уже духовная составляющая, которую кстати, я обычно рассматриваю уже с некоторых пор в первую очередь. Зачастую это определяющий фактор, а все внешние обстоятельства, это лишь сопутствующий фон.
Мистику я не отвергаю.
Сам сталкивался с ней.
Но почему в случае с Дарьей я отметаю мистику?
О... это трудно объяснить...
Это очень трудно даже сформулировать.
Конечно во всем присутствует ПРОВИДЕНИЕ.
Но часто все идет вопреки.
Это старый спор...если помнишь.
Я не считаю что Бог забирает людей.
Это не его миссия.
А почему так получается... НЕ ЗНАЮ!
Действительно это весьма тонкий вопрос. Почему некоторые при падении из самолета с высоты несколько километров остаются живы. Бог помог, надо полагать. Но другие при этом погибают.
И все-таки, не стоит рассматривать только материю. Ею дух правит. Можно ведь и горы передвигать по вере. Кто знает все эти нюансы.