Страховка срыва на снегу.

0
17 февраля 2014 в 16:04 10178 просмотров
Сергей Дидора


Спуск альпинистов по снегу очень часто бывает. Во первых это быстрее, во вторых - менее травматично для уже уставших ног, и в третьих – безопасно (при отсутствии лавино опасности) в общем плане. Всегда где есть возможность идти по снегу используется этот спуск



Здесь применяются те же способы страховки, что и на подъёме. Часто идут, связанные верёвкой и одновременно - в случае срыва вместе и летят вниз. Часто спорят :"нужна ли верёвка на спусках по снежных склонах и гребнях?". Моё убеждение - нужна! Речь ведь идёт не о прогулке, а об альпинистском спуске с вершины, где всё равно , на других участках, верёвка будет нужна! Нужно смотреть за состоянием напарника, и если он утомлён чрезмерно, слаб - то организовывать попеременную страховку. Если "полное доверие" и "безстрашно вниз" - то в случае совместного падения есть шанс , что верёвка зацепиться за уступ, камень, кромку льда где то (часто такое бывало). На гребнях и перегибах можно "прыгнуть" в другую сторону, и это наверняка создаст для верёвки фиксацию и остановку "скольжения" по снегу и миксту. Кольца верёвки должны быть в руке у каждого для того, чтобы в случае чего их бросив, создать себе хотя бы малый запас времени на принятие правильного решения.

Страховка попеременно через ледорубы в связке – это стандарт. А вот в группе можно более безопасно спускаться! Известно, что ледоруб маленькую нагрузку выдерживает (100 – 200 кг). Организовав точку крепления перил в виде сблокированной станции из двух ледорубов, можно усилить прочность такой станции значительно. Последний спускается с нижней страховкой через такую же станцию (из двух ледорубов). В случае нехватки инструментов, последний спускает один ледоруб вниз на скользящем карабине.

Надо не забывать! Что динамическая страховка срыва на снегу (протравливание верёвки) здесь уже жизненная необходимость. Ведь промежуточных точек между страхующим и сорвавшимся (как правило) нет, и рывок, несмотря на трение об снег и возможное торможение ледорубом, может быть больше того, что держит ледоруб и снег! Несколько метров дополнительного скольжения сорвавшегося при динамическом "гашении" рывка - ничего не решают для его травматизации! Зато возможно сохранят "станцию" из ледоруба - а значит и жизнь связке или группе. Понятно, что страховка на снегу не осуществляется через тормозные устройства или узел УИАА! Просто через карабин на петле ручки или головки ледоруба.

Там где бергшрунды и трещины, требующие спуска последнего по закреплённой верёвке – там всё становится намного сложнее. Существующая методика выдёргивания ледоруба может «не сработать»! Скорее не сработает на перегибах (там обязательно будут перегибы) и из за того, что альпинисты этой методикой не пользуются и соответственно не владеют! Часто оставляют ледоруб (это надёжно, не страшно, но дороговато!)!. Если будет неудачная попытка "продёргивания" ледоруба - то придётся пожалеть не только о ледорубе (о двух!!) , но и о верёвке (о двух!!). Можно закопать в снег треккинговую палку (страшно! и жалко). Лучше иметь уже готовый для этого мешок из недорогого материала не менее 50 см (и для вещей пригодиться и не жалко будет). Вот с ним и с петлёй (реп шнур, стропа) – придётся расстаться. Мешок наполнить снегом, зарыть в снежную яму, хорошо утрамбовать, опробовать хотя бы на одном участнике спуска (со страховкой через ледоруб) и спуститься на двойной верёвке , связав верёвки дубовым узлом для облегчения продёргивания. Всё как на дюльфере на скальном рельефе!

Если состояние снега - это фирн, то также возникают проблемы для организации спуска последнего по закреплённой верёвке. Если "выхода нет"! - то не забывать о ледово снежных столбиках, которые можно вырубить в таком плотном снегу. Те кто к такому готовятся должны знать, что существуют фирновые ледобуры (знать мало - надо их иметь), вот на них можно использовать методику самовыкручивающего ледобура. Есть алюминиевые уголки с просверленными дырочками для репа - самим делать, самим забивать и оставлять на спуск. Худший вариант - оставить ледоруб или ледовый якорный крюк ( чуть дешевле, чем ледоруб)!

Всё . что касается спуска последнего и просто закрепления верёвки на спуск - хорошо описали туристы – они лучше владеют этими способами. Но! Поправки к описанию выше написаны!

Цветные фото http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6141

Текст и схематические фото ниже из:

http://панфиловцев60.рф/metodika1.htm

Каждый руководитель горного или сложного лыжного похода хоть раз, да сталкивался с задачей организации спуска группы с крутого и опасного снежного склона, причем в месте начала спуска не оказывалось ни привычных нам деревьев (что вполне объяснимо), ни удобных для обхвата камней, ничего, что мы называем «точкой опоры». Снег и только снег.


Вот такой этап был поставлен на трассе предыдущих соревнований «Заполярный март», и, по всей видимости, будет на всех последующих.


Рис. 1 «Снежный якорь».

Понятно, что в этом случае нужно самим создавать точку опоры из того, чем мы располагаем, и к этому мы должны быть готовы. В специальной туристской литературе описаны несколько способов решения такой задачи, а именно: с помощью двух-трех ледорубов, или с помощью специального приспособления «снежный якорь». Система забивается в снег и к ней присоединяются перила. После завершения спуска последнего участника (именно такую задачу ставят и техника безопасности, и мы!) система извлекается из снега и скидывается вниз с помощью хитроумно подключенной сдергивающей веревки.


О «Снежном якоре» (рис.1) здесь говорить не будем: это специальное и сложное в изготовлении устройство. Мало кто из руководителей школьных туристских групп их видел. Ледорубы бывают в группах чаще, но хотим дать Вам некоторые советы:


Выполнение этого приёма требует серьезной тренировки, особенно, в налаживании процесса сброса. Конечно, во время похода Вы можете не раз потренироваться, но успех извлечения из снега Вашей системы будет зависеть от конкретных условий: состояния снега, влажности, температуры. В условиях реального похода группа может проверить систему «на извлекаемость», до того, как со склона уйдет последний участник. Сомневаюсь, что у Вас в условиях «заполярной» гонки будет на это время.

При очень сильном рывке за «сбрасывающую» веревку, связка ледорубов имеет неприятное свойство не скользить по склону, а лететь над ним в направлении приложенного усилия, причём гораздо быстрее, чем Вам бы хотелось.

Ледорубы при желании можно заменить одной большой снеговой лопатой, просверленной посередине. Однако вытащить большую лопату из снега методом «сдёргивания» практически невозможно.


Конечно, опоры можно просто бросить на склоне, выхлестнув из них перила известными всем способами. Однако, во-первых, снаряжение дорого, а во-вторых, этот поступок может быть наказуем судьями соревнований. К тому же ледорубы могут действительно пропасть, окончательно затрамбованные в снег другими командами, или по другим вполне возможным причинам.


Остается одно: иметь в качестве опоры нечто, что хорошо держит перила, но не имеет особой ценности, может быть без сожаления оставлено на склоне, и при этом не будет расценено судьями как «потеря снаряжения».


Предлагаем Вам два варианта:


1. Большой крепкий мешок (чехол от спальника или крупный продмешок) объёмом более 5 литров и длиною не менее 50 см. туго набивается снегом и хорошо завязывается .

На середине затягивается петля из сдвоенной веревки (можно диаметром 8 мм.), на конце ее «узел проводника». Длина петли – 1,5 – 2 м. Не ближе 1 – 1,5 м. от края спуска Вы роете в снегу траншею не менее 50 – 70 см. глубиной, укладываете и утрамбовываете в нее мешок, тщательно заваливая снегом и снова утрамбовывая. Прорезаете петлей снег «на спуск» и готовите перила. Пока Вы вешаете перила и готовитесь к спуску, снег успевает «схватить» опору в достаточно надежный блок (рис.4). Этот способ давно освоен в альпинизме. Полагаю, что Вы догадаетесь всю эту «систему» приготовить заранее и понесёте ее к этапу «СПУСК» уже собранной. Перила на крутом снежном склоне можно навесить путем долгого разматывания 40 – метровой веревки, а можно эту веревку заранее смотать в большой тяжелый клубок и сбросить его вниз.


Если Вас смущает дальнейшая судьба оставленного наверху карабина, можно обойтись и без него. Проденьте конец перил в маленький «проводник» на нашей опорной петле и завяжите на конце «стремя» вокруг короткой, но толстой палки. Вот Вам и упор перил. Остается лишь подключить к концу сдергивающую веревку. Но помните! Стащить перила через петлю гораздо труднее, чем через карабин. Не забудьте перед снятием перил развязать контрольный узел на нижнем конце! Иначе кроме опоры Вы навсегда оставите на склоне и перила.

2. Второй способ – это заменить мешок крепкой палкой, лучше березовой. Длина – не менее одного метра, диаметр не менее 10 см. Далее все выполняете по первому варианту. Помните, что палка имеет меньшую площадь опоры в снегу, да и не вмерзает, как ткань.


Поэтому правильно будет сразу воткнуть лыжи по краям палки на всю возможную глубину снега и, естественно, со стороны склона.


Это сразу повысит надежность опоры. Лыжи аккуратно вытащит и унесет вниз последний участник.

http://alpkr.pp.ua/content/spusk-alpinistov-po-snegu

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU