Александр Киселев: Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма



Старший тренер ЦШИ о новых идеях по подготовке инструкторов альпинизма.



Внимательно слежу за дискуссией на сайте вокруг статьи Сергея Веденина, в которой он, на мой взгляд, довольно аргументировано и точно представил идеи по изменению подходов к подготовке инструкторов альпинизма, которые обсуждаются тренерским штабом ЦШИ.

Позволю себе привести несколько личных впечатлений и дополнительных пояснений по изменениям в работе ЦШИ по обсуждаемой теме:

1. Отработав за последние годы одним из руководителей в девяти Школах инструкторов альпинизма (в т.ч. семь ЦШИ), постоянно отмечаю, что многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин. Техническая подготовка слаба, применяемые технические приемы зачастую весьма специфичны, а иногда просто опасны.
Говоря по простому – «кто во что горазд»: каждый приезжает в школу со своими приемами, «мотявочками», не сертифицированным, устаревшим и изрядно поношенным снаряжением, которое развешено на «теле» где попало и как попало (от каски до пят) в максимальном и малополезном наборе, в общем – «партизаны».

2. В ЦШИ мы наблюдаем все многообразие региональных школ альпинизма. Причем при обсуждении преимуществ, границ применимости и безопасности этих приемов, курсанты часто ссылаются на «крутизну» тренера, который эти приемы предложил, и не приводят никаких других аргументов, не видят объективные недостатки. Те же проблемы проявлялись и в других направлениях подготовленности кандидатов в Школу: тактике восхождений, взаимодействия в группе, психологии…

3. Слабая подготовленность подавляющего числа альпинистов (до 80% приезжающих в школу), значительно затрудняет работу школы, вынуждает первую половину времени курса (до 10 дней) уделять технической переподготовке курсантов и только потом вплотную заниматься методикой преподавания и вопросами педагогики.
Низкий уровень технической квалификации альпинистов старших разрядов - по сути одна из основных претензий тренеров ЦШИ к учебной работе на УТС региональных ФА и альпклубов.

4. Эти факты говорят о том, что в нашем учебном альпинизме что-то «сильно не так». Тренеры на первых ЦШИ хоть и пытались прийти к единообразию в техниках и методах преподавания, но поскольку жесткие стандарты и системные рекомендации в этих вопросах отсутствовали, занятия с курсантами в основном проводились по принципу: «Учу тому, что знаю сам». Это также не способствовало формированию системной подготовки курсантов и будущих инструкторов.

Как выбраться из такой ситуации?

Изменить ситуацию можно только через введение единого альпинистского стандарта ФАР на основной перечень приемов и техник (хотя бы для базовой подготовки), а также разработку практических рекомендаций и широкое внедрение обучения этим стандартам в региональных школах альпинизма.

Начальным этапом этого процесса и занимается команда ЦШИ.
Сразу отмечу, что наш коллектив не претендует на исчерпывающую полноту знаний и необходимых действий. Мы пользуемся наработками советской и российской школы альпинизма, а также передовой международной практикой.

На наш взгляд сейчас, с учетом опыта, накопленного за последние годы в ЦШИ, созданы условия для начала работы к воссозданию качественной и полноценной системы подготовки в отечественном альпинизме.

Овладение универсальным набором стандартных приемов и техник важно не только начинающим восходителям, но поможет даже опытным альпинистам переоценить и пересмотреть собственный технический «багаж».

Внимательно изучив рекомендации UIAA к системе подготовки инструкторов, мы выбрали из них те, которые с учетом опыта и истории российской школы наиболее близки нам. Полагаем, что современная отечественная школа альпинизма должна в обязательном порядке иметь:
• единый, современный, ежегодно обновляемый набор индивидуальных и групповых техник перемещения, страховки, взаимодействия и спасения на горном рельефе;
• четкую систему оценивания процесса и результатов обучения.

Отдельная и важная задача – формирование методики преподавания альпинизма, характеризующейся следующим:

• соотношение времени на практику/теорию в процессе обучении примерно 70%/30 %;
• на практике все курсанты задействованы одновременно и постоянно (никто не стоит);
• пошаговое овладение стандартным набором изучаемых «техник» и «приемов»;
• безукоризненная и единообразная демонстрация всем тренерским составом преподаваемых приемов и техник;
• рациональное использование времени (четкий «тайминг») всего процесса обучения;
• тотальный надзор и коррекция работы и ошибок курсантов в течение всего занятия;
• детализированная и открытая система оценок;
• рекомендуемый набор современного снаряжения и одежды и т. д.;
• стандартизированные и сертифицированные места проведения учебных занятий на рельефе.

Многие могут сказать, что все эти подходы применялись в советской системе подготовки и мы «изобретаем велосипед». Действительно, перечисленные выше признаки характеризуют грамотную систему подготовки, которая существует в системах с высокой культурой.

К сожалению, сейчас в России культура обучения альпинизму утрачена и нам всем необходимо приложить немало усилий для ее восстановления на современном уровне.

Вынужден констатировать, что уровень культуры и организация подготовки в альпинизме, продемонстрированная нам экспертами из Франции, Италии и Канады заставляет еще острее ощущать недостатки текущей ситуации в нашей школе.

Результаты работы последних лет ЦШИ, где широко использовался стандартизованный арсенал современных техник, отобранных нами как из опыта советской школы, так и рекомендованных UIAA, показывают, что курсанты на 2-3 день обучения в школе начинают видеть универсальность и преемственность предлагаемых техник и активно включаются в процесс обучения.

Как человек выросший и воспитанный в советской школе альпинизма, я осведомлен о всех достоинствах существовавшей в тот момент при поддержке Госкомспорта и профсоюзов системы подготовки.
Но сегодня нет СССР и нет Управления альпинизма, на альпинистских базах которого концентрировался процесс обучения альпинистов и инструкторов. Да, в стране есть отличные спортивные команды, знаковые восхождения, крутые соревнования, но это, к сожалению, замыкается на очень ограниченном количестве альпинистов, которое не соответствует масштабам страны.

Потенциал для развития массового и спортивного альпинизма мы видим в обновленной системе подготовки в альпинизме в регионах, которая должна начаться с обновления ЦШИ и далее широко внедрятся в клубную практику.

Еще несколько замечаний по ходу возникшей дискуссии:

1. Я убежден, что в ЦШИ должен быть широкий спектр преподавателей: как молодых «технарей» - способных обучать современным техникам альпинизма, так и опытных восходителей и организаторов альпинизма, готовых передать свой богатый опыт. К сожалению, это редко совмещается, а если и совмещается, то мало кто хочет участвовать в работе Школы. Как пример – некоторые многоопытные участники дискуссии, которые много работали в лагерях, УТС, но теперь уже много лет водят клиентов.

Школа открыта для тренеров – заявляйте свои способности, возможности и желание работать. Сделайте что-нибудь для народа: напишете методичку, приезжайте в ЦШИ с лекцией или мастер-классом, участвуйте в конструктивном обсуждении общих вопросов, а не огульно злопыхайте на энтузиастов, которые что-то пытаются практически сделать. Мы не держимся за свои тренерские места в Школе. Тренеры Школы имеют свои места работы, не связанные с ЦШИ, и достаточный для жизни заработок.

В ЦШИ Мы видим не коммерческую доминанту, а желание изменить ситуацию в учебном альпинизме.

2. Все наши действия после аккредитации ЦШИ направлены на то, чтобы будущие инструкторы получили качественное, доступное обучение и востребованную квалификацию. Мы в ближайшей перспективе ориентируемся на модульное обучение, которое позволит значительно сократить перемещения и расходы на обучение.

3. После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе с опытными экспертами-восходителями и организаторами альпинистской работы смогут проводить региональные (клубные) школы инструкторов, объединяющие несколько регионов (клубов). На наш взгляд – это должно произойти через два-три года, а в развитых регионах – возможно и раньше. В этих же Школах может проводиться и переаттестация инструкторов.
Общим результатом должно быть значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России.

4. Еще раз хочу подчеркнуть, что процессы становления новой системы подготовки и переаттестации инструкторов значительно ускорятся при внедрении технических стандартов и стандартов обучения в альпинизме.


Александр Киселев
старший тренер ЦШИ,
кмс, инструктор-методист I кат.
президент Ивановской областной федерации альпинизма.

Источник:

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
  
#8 | Анатолий »» | 12.02.2014 15:39
  
0
Пока почитал статью и комментарии - полемику по вопросу. (последнее не всю, уж очень объемная)

Есть замечания по ходу.
Это от стороннего человека (даже не дилетанта)

читаю:

Входной уровень:
• Возраст: не моложе 21 года
• Горный опыт: не менее 3 лет занятий альпинизмом или горным туризмом в различных горных районах
• Опыт руководства восхождениями: не менее 4 восхождениями, из которых не менее двух 3 к.т.
• Опыт восхождений
• не менее 20 восхождений, из которых не менее 10 ледово-снежные, комбинированные или зимние.
• не менее 4 восхождений 4 категории трудности (из них не более 2х скальных)


Однако...

Зачем ставить возраст 21 год (не моложе) если далее идет ограничение : • не менее 20 восхождений, из которых не менее 10 ледово-снежные, комбинированные или зимние.

Что бы совершить 20 восхождений сколько вообще требуется лет для альпиниста? Ну так, на вскидку.

дело в том что альпинизм (особенно сейчас) это удовольствие затратное.
Люди год работают на тяжелой работе (а между прочим они работают!) что бы сделать восхождение. Так как они работают, то отпуск дают один раз в году. По законодательству это сколько дней?
Дай Бог 1 восхождение за 1 год!
Следовательно если 20 восхождений - 20 лет! Ну пусть меньше! но не намного.
Если учитывать возраст НАЧАЛА восхождений (посчитаем с 16 лет) то это уже человеку который сделал 20 восхождений будет примерно 36 лет! (это в лучшем случае!)
Так чего же говорить о 21 годе?
Назовите мне моложе 21 года альпиниста который сделал 20 восхождений, да еще не менее 10 ледово-снежных.
Так что разговор о 21 годе - это фук!

Но разговор о 20 восхождениях это вообще то тоже фук!

Возьмем трагично погибшего в прошлом году Алексея Болотова и посмотрим:

Восхождения на известные шести- и семитысячники 1993 — Победа Западная (6918 м), Центральный Тянь-Шань, с Юкихико Синагавой (Япония).

1994 — Хан-Тенгри (7010 м), по северной стене, Центральный Тянь-Шань, Киргизия.

1995 — Победа (7439 м) с ледника Южный Иныльчек, Киргизия.

1998 — Победа (7439 м), гид Дзюнко Табэи и ещё двух японских альпинисток.

1999 — Талай-Сагар(англ. en:Thalay Sagar) (7010 м), в индийских Гималаях, восхождение, попавшее в число лучших восхождений XX века[1].

2000 — Хан-Тенгри (7010 м), по классическому маршруту, хотя по рассказу Дениса Урубко, Болотов не дошёл 200 м до вершины[2].

2005 — Мак-Кинли (6138 м), на Аляске, США.

Восьмитысячники
Трёхглавая Лхоцзе, в центре Главный пик, за ним — Средняя, далее — Шар1997, 21 мая — Макалу (8463 м), первопроход западной стены, руководитель Сергей Ефимов, на восхождении погиб Салават Хабибуллин, а при спуске — Игорь Бугачевский[3].

1998, 18 мая — Эверест (8844 м), с кислородом, руководитель Евгений Виноградский[4].

2001, 23 мая — Лхоцзе Средняя (8414 м), первовосхождение в составе сборной России, руководитель Николай Чёрный[5].

2002, 16 мая — снова Эверест (8844 м), теперь без кислорода, рук. Геннадий Кириевский[6].

2005, 6 октября — Дхаулагири (8167 м) с ангарской экспедицией, рук. Сергей Петров[7].

2006, май — третья попытка на Эверест, но сошёл на 7800 м, рук. Николай Тотмянин[8].

2006, 3 октября — Чо-Ойю (8201 м) по классике, Ural Cho Oyu Expedition 2006, рук. Геннадий Кириевский[9].

2007, 22 августа — К2 (8611 м), первопроход по Западной стене, рук. Виктор Козлов[10].


Участники весенней экспедиции 2008 г. на Аннапурну в базовом лагере. Это вероятно последнее фото Иньяки Очоа де Ольса.2008, май — Аннапурна Восточная (8029 м, 7 мая) и Аннапурна Главная (8091 м, 19 мая), один из всей экспедиции Сергея Богомолова, при восхождении погиб испанец Иньяки Очоа[11].

2009, 18 мая — Манаслу (8163 м) с Глебом Соколовым и Сергеем Дугановым, рук. российской команды[12].

2010, май — неудачная попытка восхождения на Лхоцзе Главная (8516 м), руководитель международной экспедиции, при спуске погиб Сергей Дуганов[13].

2010 — Гашербрум I (8068 м, 28 июля), Гашербрум II (8035 м, 5 августа), рук. международной экспедиции[14].

2011, 19 мая — Канченджанга (8586 м) с Николаем Тотмяниным и Исрафилом Ашурлы (Азербайджан). Рук. международной экспедиции[15].

2011, 22 июля — Броуд-пик (8047 м), международная экспедиция[16].

2012, октябрь — вторая неудачная попытка штурма Лхоцзе Главная (8516 м) с польской экспедицией Артура Хайзера, при спуске погиб шерпа Темба. [17].

++++

И это БОЛОТОВ! А не фуфу-муфу!

Вопрос на засыпку.
А если сделано 15 восхождений?
Что уже инструктором не может быть?

С какого потолка взят критерий 20 восхождений?

А кто-нибуть понимает что тем самым идет строжайшее ОГРАНИЧЕНИЕ альпинистов становиться инструкторами?

И столько вы там наберете инструкторов. которые подходят по ограничениям?
И о какой массовости тогда идет речь?
Какое количество инструкторов (будущих) сумеют пройти ограничения? (Вписаться в рамки)


Далее.
Ну хорошо. пусть человеку 22 года (по нормам проходит)
и что?
в 22 года он может быть инструктором ?
Сильно сомневаюсь.
Ну очень сильно!
Ему скорее всего в 22 года самому еще инструктор нужен.
Опыт в 22 года - это НЕРЕАЛЬНО!
В 35 - 40 лет!
А так будут выпускаться САЛАГИ у которых усы только начали пробиваться.

Так что у вас там НОЖНИЦЫ получаются.
Возраст - 20 восхождений.

Далее потом буду разбирать.
Для начала достаточно.
  
#9 | Анатолий »» | 12.02.2014 16:23
  
0
Так как я в ударе, то продолжу по горячему.

читаю:

Обучение на квалификацию «инструктор альпинизма ФАР международной категории» будет включать в себя:
• Вступительный экзамен по технике альпинизма
• Обзор и отработка новых технических приемов
• Методика преподавания
• Практическая педагогика и психология
• Методика проведения сборов
• Методика составления обучающих программ
• Выпускной экзамен.


И тут же сетование о 20 днях обучения.

Вообще то за 20 дней обучить чему либо СЕРЕЗНО невозможно!
Можно пройтись "по верхам". Галопом!

Практическая педагогика и психология изучается в институтах ГОДАМИ!
А без нее инструктор не инструктор, а мастер ДЛЯ СЕБЯ.

А потом после этого удивляться низкой подготовкой?

Что предлагаю конкретно.
перед обучением будущий инструктор САМОСТОЯТЕЛЬНО должен пройти обучение по психологии и педагогике.
он УЖЕ должен быть подготовлен и знать все азы.
А для этого ему надо заниматься. Пусть заочно. но ЗАНИМАТЬСЯ!

И уже знающего человека инстуктора в школе должны ЗАТАЧИВАТЬ его уже имеющиеся знания по основам психологии и педагогики на конктретную специфику.

а иначе опять фук!
  
#10 | Анатолий »» | 15.02.2014 16:55
  
0
Не было времени продолжить ознакомление с прениями сторон (в чем и каюсь)
Вот только немного продолжения из темы открытой Александр Киселевым:

Татьяна Тимошенко:

Александр Анатольевич, может все таки Вы объясните- зачем ЦШИ нужна была международная аккредитация?!!
Нужно ли было тратить столько общественных средств?!! И как эта аккредитация окажет влияние на массовость?


Алексей Овчинников:

Позволю себе ответить (надеюсь Александр Анатольевич дополнит).

1) Международная аккредитация ЦШИ необходима для того, чтобы сравнить уровень и современное состояние российской школы альпьпинизма и лучших зарубежных школ - Франции, Италии, Канады.

Сравнить для того, чтобы понять в чем у нас есть преимущества, а над чем в учебном альпинизме необходимо серьезно поработать.

2) На процедуру аккредитации не потрачено ни копейки общественных средств ФАР. Вся работа проведена за счет средств меценатов и спонсоров.


Александр Киселев:

Татьяна, в ЦШИ другие приоритеты.

1. По описанным в статье причинам - на первом плане у нас было желание по возможности восстановить систему подготовки инструкторов, которая оказалась потеряной за годы перестройки и ушла с активного поля вместе с теми, кто ей занимался ранее,
а аккредитация - попутный и полезный продукт, который сделал процесс движения к новой системе подготовки более организованным планомерным, осмысленным, продуктивным и логично завершил первый этап формирования системы подготовки инструкторов, включая подготовку сертифицированных по UIAA тренеров ЦШИ.

2. На массовость окажет влияние не аккредитация, а инструкторы, которые будут готовится в отлаженной (если нам не бедут мешать) системе подготовки.
3. По финансам А. Овчинников пояснения уже дал.

С уважением, Киселев Александр



Татьяна Тимошенко:

Александр Анатольевич, очень жаль, но за семь лет восстановление системы подготовки инструкторов так и осталось в состоянии желания. За семь лет мы не увидели ни одной методички от ЦШИ. Регионы практически были выключены из обсуждения, поиска, организации системы подготовки инструкторов. ЦШИ просто замкнулась сама в себе для решения своих собственных задач. Молодые инструктора, новоиспеченные ЦШИ по канадской системе совсем не торопятся работать на альпмероприятиях, они сразу идут в учителя, или создают коммерческие школы альпинизма. Вот и вопрос- что же Вы смогли создать за семь лет?! Применение принципов эффективного менеджмента, что очень популярно сегодня в политике Правления ФАР, не приведет к росту массовости, тем более. что эту массовость считает руководство ФАР только по количеству сдавших взнос !!!

Там есть и другие замечания:

http://alpfederation.ru/journal/centernews/2014/02/06/5207
#11 | ВладимирО »» | 17.02.2014 10:34 | ответ на: #9 ( Анатолий ) »»
  
0
1. Вступительный экзамен по технике альпинизма
2. Обзор и отработка новых технических приемов
3. Методика преподавания
4. Практическая педагогика и психология
5. Методика проведения сборов
6. Методика составления обучающих программ
7. Выпускной экзамен.
По старой советской системе, для понимания:
1. Рекомендация лагеря или сборов для поступления в школу инструкторов. Т.к. требования одинаковые, а инструктора 1-й (редко 2-й) категории вполне заменят экзаменационную комиссию в школе - т.к. видели "бойца" в деле.
2. Уже должен знать - иначе и рекомендацию не дадут.
3. О! О чем и речь - это же ИНСТРУКТОР - т.е. педагог, а не рекордсмен ... что впрочем не исключает, но и не заменяет.
4. Чем педагогика отличается от методики преподавания??? Про психолога - промолчу, в альпинизме - это дело наживное, а не расчетное.
5. А что, инструктор (3-й категории по советской классификации) сразу сборами руководить собрался? Аднака! Он пускай лет пять новичков со значаками в отделении поводит. Эту методику, на 2-ю категорию, преподавали потом - т.е. дополнительный, такой же по длительности, но более глубокий курс.
6. Программы , вообще то, составляют методические центры, с привлечением самых продвинутых ... инструкторов (обычно начучей альплагерей) . А не зеленых стажеров. Вот методику составления индивидуальных программ тренировок и обучения конкретного индивида (на основе общих) - ну тогда да - обычно если проводишь тренировку в секции - то тщательно готовишься - что бы и толк был и людям было интересно.
7. Ну это то как раз несложно.

Пы.сы. по количеству восхождений , для получения 2-го разряда, дающего право поступить в школу инструкторов, в советское время надо было:
1Б - на значок,
1Б , 2А, 2А, 2Б - третий разряд,
1Б, 2Б, 3А, 3А, 3Б, обычно 2 - 2А (на руководство другим) , 2А - руководство - второй разряд.
Т.е. 13 восхождений. Неторопясь - 4 года (вернее 4 смены по 20 дней в лагере). У меня получилось за три, кто то успевал за два. Если за год (кто жил в Душанбе, Грозном, Фрунзе и т.д. около гор - было реально) - то в школу не рекомендовали - там главное не количество, а ОСМЫСЛЕННЫЙ опыт.
  
#12 | Анатолий »» | 17.02.2014 22:55 | ответ на: #11 ( ВладимирО ) »»
  
0
Здравствуй Володя!
Организаторы этого проекта не очень хотят всяких прений.
Вернее, , думаю даже устали от таковых.
Надо учитывать что сколько людей, столько и мнений.
Что говорить что даже в самих недрах ФАР, еще не все знают об этом?
В какой-то степени можно понять и Кисилева и других инициаторов.
Ну устают элементарно люди.

А что будет я не знаю.
Буду держать тему на пульсе, но все это растянется (ой как это все растянется) и итоги можно будет наблюдать лет через пяток.

Вот тогда и начнут падать ежики на кактус.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU