Александр Киселев: Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма



Старший тренер ЦШИ о новых идеях по подготовке инструкторов альпинизма.



Внимательно слежу за дискуссией на сайте вокруг статьи Сергея Веденина, в которой он, на мой взгляд, довольно аргументировано и точно представил идеи по изменению подходов к подготовке инструкторов альпинизма, которые обсуждаются тренерским штабом ЦШИ.

Позволю себе привести несколько личных впечатлений и дополнительных пояснений по изменениям в работе ЦШИ по обсуждаемой теме:

1. Отработав за последние годы одним из руководителей в девяти Школах инструкторов альпинизма (в т.ч. семь ЦШИ), постоянно отмечаю, что многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин. Техническая подготовка слаба, применяемые технические приемы зачастую весьма специфичны, а иногда просто опасны.
Говоря по простому – «кто во что горазд»: каждый приезжает в школу со своими приемами, «мотявочками», не сертифицированным, устаревшим и изрядно поношенным снаряжением, которое развешено на «теле» где попало и как попало (от каски до пят) в максимальном и малополезном наборе, в общем – «партизаны».

2. В ЦШИ мы наблюдаем все многообразие региональных школ альпинизма. Причем при обсуждении преимуществ, границ применимости и безопасности этих приемов, курсанты часто ссылаются на «крутизну» тренера, который эти приемы предложил, и не приводят никаких других аргументов, не видят объективные недостатки. Те же проблемы проявлялись и в других направлениях подготовленности кандидатов в Школу: тактике восхождений, взаимодействия в группе, психологии…

3. Слабая подготовленность подавляющего числа альпинистов (до 80% приезжающих в школу), значительно затрудняет работу школы, вынуждает первую половину времени курса (до 10 дней) уделять технической переподготовке курсантов и только потом вплотную заниматься методикой преподавания и вопросами педагогики.
Низкий уровень технической квалификации альпинистов старших разрядов - по сути одна из основных претензий тренеров ЦШИ к учебной работе на УТС региональных ФА и альпклубов.

4. Эти факты говорят о том, что в нашем учебном альпинизме что-то «сильно не так». Тренеры на первых ЦШИ хоть и пытались прийти к единообразию в техниках и методах преподавания, но поскольку жесткие стандарты и системные рекомендации в этих вопросах отсутствовали, занятия с курсантами в основном проводились по принципу: «Учу тому, что знаю сам». Это также не способствовало формированию системной подготовки курсантов и будущих инструкторов.

Как выбраться из такой ситуации?

Изменить ситуацию можно только через введение единого альпинистского стандарта ФАР на основной перечень приемов и техник (хотя бы для базовой подготовки), а также разработку практических рекомендаций и широкое внедрение обучения этим стандартам в региональных школах альпинизма.

Начальным этапом этого процесса и занимается команда ЦШИ.
Сразу отмечу, что наш коллектив не претендует на исчерпывающую полноту знаний и необходимых действий. Мы пользуемся наработками советской и российской школы альпинизма, а также передовой международной практикой.

На наш взгляд сейчас, с учетом опыта, накопленного за последние годы в ЦШИ, созданы условия для начала работы к воссозданию качественной и полноценной системы подготовки в отечественном альпинизме.

Овладение универсальным набором стандартных приемов и техник важно не только начинающим восходителям, но поможет даже опытным альпинистам переоценить и пересмотреть собственный технический «багаж».

Внимательно изучив рекомендации UIAA к системе подготовки инструкторов, мы выбрали из них те, которые с учетом опыта и истории российской школы наиболее близки нам. Полагаем, что современная отечественная школа альпинизма должна в обязательном порядке иметь:
• единый, современный, ежегодно обновляемый набор индивидуальных и групповых техник перемещения, страховки, взаимодействия и спасения на горном рельефе;
• четкую систему оценивания процесса и результатов обучения.

Отдельная и важная задача – формирование методики преподавания альпинизма, характеризующейся следующим:

• соотношение времени на практику/теорию в процессе обучении примерно 70%/30 %;
• на практике все курсанты задействованы одновременно и постоянно (никто не стоит);
• пошаговое овладение стандартным набором изучаемых «техник» и «приемов»;
• безукоризненная и единообразная демонстрация всем тренерским составом преподаваемых приемов и техник;
• рациональное использование времени (четкий «тайминг») всего процесса обучения;
• тотальный надзор и коррекция работы и ошибок курсантов в течение всего занятия;
• детализированная и открытая система оценок;
• рекомендуемый набор современного снаряжения и одежды и т. д.;
• стандартизированные и сертифицированные места проведения учебных занятий на рельефе.

Многие могут сказать, что все эти подходы применялись в советской системе подготовки и мы «изобретаем велосипед». Действительно, перечисленные выше признаки характеризуют грамотную систему подготовки, которая существует в системах с высокой культурой.

К сожалению, сейчас в России культура обучения альпинизму утрачена и нам всем необходимо приложить немало усилий для ее восстановления на современном уровне.

Вынужден констатировать, что уровень культуры и организация подготовки в альпинизме, продемонстрированная нам экспертами из Франции, Италии и Канады заставляет еще острее ощущать недостатки текущей ситуации в нашей школе.

Результаты работы последних лет ЦШИ, где широко использовался стандартизованный арсенал современных техник, отобранных нами как из опыта советской школы, так и рекомендованных UIAA, показывают, что курсанты на 2-3 день обучения в школе начинают видеть универсальность и преемственность предлагаемых техник и активно включаются в процесс обучения.

Как человек выросший и воспитанный в советской школе альпинизма, я осведомлен о всех достоинствах существовавшей в тот момент при поддержке Госкомспорта и профсоюзов системы подготовки.
Но сегодня нет СССР и нет Управления альпинизма, на альпинистских базах которого концентрировался процесс обучения альпинистов и инструкторов. Да, в стране есть отличные спортивные команды, знаковые восхождения, крутые соревнования, но это, к сожалению, замыкается на очень ограниченном количестве альпинистов, которое не соответствует масштабам страны.

Потенциал для развития массового и спортивного альпинизма мы видим в обновленной системе подготовки в альпинизме в регионах, которая должна начаться с обновления ЦШИ и далее широко внедрятся в клубную практику.

Еще несколько замечаний по ходу возникшей дискуссии:

1. Я убежден, что в ЦШИ должен быть широкий спектр преподавателей: как молодых «технарей» - способных обучать современным техникам альпинизма, так и опытных восходителей и организаторов альпинизма, готовых передать свой богатый опыт. К сожалению, это редко совмещается, а если и совмещается, то мало кто хочет участвовать в работе Школы. Как пример – некоторые многоопытные участники дискуссии, которые много работали в лагерях, УТС, но теперь уже много лет водят клиентов.

Школа открыта для тренеров – заявляйте свои способности, возможности и желание работать. Сделайте что-нибудь для народа: напишете методичку, приезжайте в ЦШИ с лекцией или мастер-классом, участвуйте в конструктивном обсуждении общих вопросов, а не огульно злопыхайте на энтузиастов, которые что-то пытаются практически сделать. Мы не держимся за свои тренерские места в Школе. Тренеры Школы имеют свои места работы, не связанные с ЦШИ, и достаточный для жизни заработок.

В ЦШИ Мы видим не коммерческую доминанту, а желание изменить ситуацию в учебном альпинизме.

2. Все наши действия после аккредитации ЦШИ направлены на то, чтобы будущие инструкторы получили качественное, доступное обучение и востребованную квалификацию. Мы в ближайшей перспективе ориентируемся на модульное обучение, которое позволит значительно сократить перемещения и расходы на обучение.

3. После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе с опытными экспертами-восходителями и организаторами альпинистской работы смогут проводить региональные (клубные) школы инструкторов, объединяющие несколько регионов (клубов). На наш взгляд – это должно произойти через два-три года, а в развитых регионах – возможно и раньше. В этих же Школах может проводиться и переаттестация инструкторов.
Общим результатом должно быть значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России.

4. Еще раз хочу подчеркнуть, что процессы становления новой системы подготовки и переаттестации инструкторов значительно ускорятся при внедрении технических стандартов и стандартов обучения в альпинизме.


Александр Киселев
старший тренер ЦШИ,
кмс, инструктор-методист I кат.
президент Ивановской областной федерации альпинизма.

Источник:

Комментарии гостей (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 12 )
#4 | Владимир О »» | 07.02.2014 17:04
  
0
Так и не понял - а что обсуждают? Выпустите методички для обучения каждого этапа с "учетом требований УИАА" - то что и было всегда. Курсант ОБЯЗАН знать и уметь применять эти стандартные приемы - иначе он не готов для школы - пускай еще поучится. Как говорил легендарный Виктор Васильевич Жирнов, многолетний руководитель школы инструкторов: "вас учить ходить в горах я не буду - вы это должны знать и уметь, раз ко мне попали, а вот методике ПРЕПОДАВАНИЯ альпинизма - я научу" .
#11 | ВладимирО »» | 17.02.2014 10:34 | ответ на: #9 ( Анатолий ) »»
  
0
1. Вступительный экзамен по технике альпинизма
2. Обзор и отработка новых технических приемов
3. Методика преподавания
4. Практическая педагогика и психология
5. Методика проведения сборов
6. Методика составления обучающих программ
7. Выпускной экзамен.
По старой советской системе, для понимания:
1. Рекомендация лагеря или сборов для поступления в школу инструкторов. Т.к. требования одинаковые, а инструктора 1-й (редко 2-й) категории вполне заменят экзаменационную комиссию в школе - т.к. видели "бойца" в деле.
2. Уже должен знать - иначе и рекомендацию не дадут.
3. О! О чем и речь - это же ИНСТРУКТОР - т.е. педагог, а не рекордсмен ... что впрочем не исключает, но и не заменяет.
4. Чем педагогика отличается от методики преподавания??? Про психолога - промолчу, в альпинизме - это дело наживное, а не расчетное.
5. А что, инструктор (3-й категории по советской классификации) сразу сборами руководить собрался? Аднака! Он пускай лет пять новичков со значаками в отделении поводит. Эту методику, на 2-ю категорию, преподавали потом - т.е. дополнительный, такой же по длительности, но более глубокий курс.
6. Программы , вообще то, составляют методические центры, с привлечением самых продвинутых ... инструкторов (обычно начучей альплагерей) . А не зеленых стажеров. Вот методику составления индивидуальных программ тренировок и обучения конкретного индивида (на основе общих) - ну тогда да - обычно если проводишь тренировку в секции - то тщательно готовишься - что бы и толк был и людям было интересно.
7. Ну это то как раз несложно.

Пы.сы. по количеству восхождений , для получения 2-го разряда, дающего право поступить в школу инструкторов, в советское время надо было:
1Б - на значок,
1Б , 2А, 2А, 2Б - третий разряд,
1Б, 2Б, 3А, 3А, 3Б, обычно 2 - 2А (на руководство другим) , 2А - руководство - второй разряд.
Т.е. 13 восхождений. Неторопясь - 4 года (вернее 4 смены по 20 дней в лагере). У меня получилось за три, кто то успевал за два. Если за год (кто жил в Душанбе, Грозном, Фрунзе и т.д. около гор - было реально) - то в школу не рекомендовали - там главное не количество, а ОСМЫСЛЕННЫЙ опыт.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU