Сергей Сайман: у нас с Арктикой еще много дел

Неутомимый арктический авто-путешественник, участник Команды BASK Сергей Сайман совершил первопроезд на остров Вилькицкого. Читайте его рассказ о путевых наблюдениях, открытиях и впечатлениях. Остров Вилькицкого в Карском море имеет форму полумесяца и протяженность всего 18 км. Свое название он получил в честь Андрея Ипполитовича Вилькицкого русского офицера, исследователя Северного Ледовитого океана, геодезиста, в начале XX века начальника Главного гидрографического управления.
Сергей Сайман

Остров Вилькицкого в Карском море имеет форму полумесяца и протяженность всего 18 км. Свое название он получил в честь Андрея Ипполитовича Вилькицкого русского офицера, исследователя Северного Ледовитого океана, геодезиста, в начале XX века начальника Главного гидрографического управления.

Во времена Советского Союза остров Вильницкого жаловали метеорологи и военные, сегодня он абсолютно необитаем, покрыт незакреплёнными песками и служит, своего рода, светофором , здесь расположен маяк, который работает на солнечных батареях и подает автоматические сигналы проходящим по Севморпути судам. Смотритель маяка приезжает проверить своего подопечного раз в год летом.

Именно сюда отправился наш командор Сергей Сайман авто-путешественник, блогер, неутомимый исследователь Арктической зоны, амбассадор BASK с 2018 года. О том, что видел на пути к острову, какие цели преследовал, что думает о туризме в этом суровом краю и какие новые экспедиции планирует, поговорили с ним сразу по возвращении.

Сергей, расскажи об итогах сезона. Что получилось, что не удалось и перенесено в планах на следующий год?
В этом году опять изучали Ямал. До последнего не было понятно, куда ехать, зима в этом году не очень хорошая была: не было морозов, очень много снега. Он как крупа, не смерзся и очень плохо держал машину.

Перед выездом к Вилькицкому мы мониторили погоду каждый день. По прогнозам на март везде должна была быть оттепель, поэтому куда ехать, был большой вопрос. Прорабатывали несколько вариантов, например, Таймыр с выездом с Ямала, далее Дудинка-Норильск-Хатанга-Таймыр-Мирный. Но посидели, подумали, оценили качество дороги и неизбежные проблемы с топливом, о его заброске там нужно договариваться за год, и в последний момент решили остаться на Ямале. Полуостров не весь нами изучен, и есть, что посмотреть.

Выбрали Гыданский полуостров, и очень удачно его прошли. Понятная логистика, возможность дозаправиться, да и сам по себе маршрут в меру сложный и с хорошей продолжительностью. А внезапные морозы стали приятным бонусом. Ведь, когда ехали на Ямал, температура везде была плюсовой, и мы морально подготовились уже к тому, что морозов не будет, дороги будут тяжелыми, а мы вымотаемся и убьем технику. А на подъезде к Новому Уренгою стали давить морозы, и в следующие десять дней у нас выдалось очень удачное морозное окно с температурой минус 30 С 40 С по основной части маршрута.

Какая общая протяженность маршрута? Сколько времени его проходили?
Считаем круг от Тазовского до Тазовского (поселок в Ямало-Ненецком автономном округе Ред.), получилось 2200 км. Большая часть, 700-800 км, по льду.

По времени получилось ровно десять дней. Сначала по зимнику доскочили до Антипаюты, оттуда дальше дороги уже нет, только дикий самонакат нечищенный след по тундре, где ходят грузовики, доставляют грузы, что-то вывозят оттуда. Благо подморозило, след был относительно жесткий, поэтому мы проскочили быстро. А буквально перед нами ездили ребята, которые попали в оттепель и метель. Они этот отрезок шли очень долго и трудно, фактически протаптывая этот след самостоятельно.

Доехали до крайне-северного поселка Гыды. Поселок растет, строится школа. Да и все ямальские поселки сегодня очень оживленные: много людей, относительно новые или отремонтированные дома, светлые, некоторые разукрашенные. В общем, в северных поселках жизнь кипит.

Какой вообще была цель этого путешествия?
Планом максимум был остров Вилькицкого, который возможен при хорошем стечении обстоятельств (если погода, если снег, если машины едут, если маршрут удается прокладывать, если топливо). Был запасной вариант на случай, если на Вилькицкого не попадаем, сделать просто круг вокруг полуострова. А был и план минимум : если совсем никак , то дойти хотя бы до острова Шокальского.

И все получилось по максимуму , да? Вы стали первыми, кто заехал на машинах на остров Вилькицкого?
По той информации, которую мы нашли в Интернете, наши машины стали первыми, которые заехали туда своим ходом с Большой земли. На острове есть гусеничный трактор и экскаватор, но их завезли туда по морю, летом, на судах (сейчас эта техника занята уборкой острова, собирают старый металлолом, мусор, готовят его к вывозу). Снегоходчиков тоже в расчет не берем: раньше они активно туда ездили, некоторые браконьерили, а сейчас охоту на белых медведей запретили навели порядок.

Расскажи про Вилькицкого. Что тебя, видавшего многое, удивило, особенно заинтересовало?
В отличие от других островов Карского моря, этот остров необитаемый. В зимнее время там вообще никого нет, только автоматические метеорологические приборы передают данные дистанционно, да одинокий маяк, необходимый для судоходства по Севморпути. Маяк этот автоматический, работает на солнечных аккумуляторах. Они накапливают энергию, и маяк мигает с какой-то периодичностью. Смотритель приезжает для его проверки и обслуживания раз в год, летом. В остальное время маяк, как будто, живет своей жизнью.

А еще на острове есть старый домик полярников, в котором сейчас живет белый медведь. Устроил "берлогу": прямо в домике выделил себе комнату, заходит, правда, не через дверь, а в окно, ободрал стены. В общем, прекрасно устроился.

Когда мы приехали поздно ночью, он нас встретил, посидел, попозировал перед нами, обследовал нашу технику и удалился в море.

Как долго вы пробыли на самом острове?
Полдня где-то. Переночевали в машинах, утром походили по острову, зашли на маяк, в домик полярников, посмотрели бытовки волонтеров (они приедут летом, с началом навигации, чтобы убрать мусор), оставили записочку-послание "потомкам".

А расскажи про "роддом" белых медведей
Про него мы узнали уже после, от руководителя Гыданского национального парка. Есть остров Неупокоева, на который приходят медведицы выводить медвежат, в высоких берегах роют себе удобные берлоги, а когда медвежата подрастают, перемещаются уже дальше. Очень безопасное и привлекательное для будущих мам место, где нет ни души, ни ресурсников, ни метеорологов, ни местных жителей. Там рядом выход в открытое море, в Северный Ледовитый океан, где ходят ледоколы, и есть постоянный разбитый форватер. А значит, есть возможность занырнуть за рыбой и нерпой, т.е. отличная кормовая база.

Что за команда с тобой была? Были какие-то совсем экстремальные ситуации?
На этот раз я ездил с друзьями, это не было коммерческой поездкой (о том, как отправиться в путешествие с Сергеем Сайманом, можно подробно узнать на https://saimanblog.ru/expeditions Ред). Я каждый год езжу, ребята знают об этом, попросились. Поехали.

Ехали тремя экипажами на внедорожниках и одним экипажем на вездеходе. Обычно такой командой перемещаешься быстрее, меньше перестраховок, больше уверенности, что в случае форм-мажора, тебя поддернут назад. Когда один, конечно, сводишь к минимуму такие ситуации, стараешься не рисковать лишний раз.

Нештатные ситуации бывают в каждой экспедиции, на то она и Арктика. Машина вот у меня сломалась в районе того самого острова Неупокоева. Полетела раздатка (коробка переключения передач Ред), машина работает, а ехать невозможно. Мы прямо в тундре на льду выкопали яму, разобрали, перебрали, включили, поехали. При минус 40 С чинили голыми руками, но машина теплая, не замерзли. Вообще, на морозе все это быстро делаешь, не замечаешь, что тебе холодно. Просто нет времени думать об этом. На этот раз с нами был Никита автомастер, про которых говорят сразу с ключами в руках родился . С его помощью за час все починили и отправились дальше.

BASK был в помощь?
С.Сайман: Конечно, BASK, как обычно, не подвел. В этой поездке, кстати, я тестировал новые модели куртку CHAMONIX LIGHT HYBRID V2, брюки GRADE, пуховку CHAMONIX PRO V2, пуховку ASGARD MJ. И, верите, в очередной раз испытал настоящий кайф от тепловых и конструктивных характеристик. Все-таки такая экипировка здесь необходимость. Недаром в арктических поселках я постоянно встречаю местных, одетых в BASK. Ну а руководящий состав в ресурсо-добывающих компаний весь в BASK.

Вот ты в Арктике много лет, возишь сюда туристов. Скажи, что ищут в этих суровых местах новички, например?
Туристический спрос на Арктику, однозначно, растет уже не первый год. Очень много туристов едут из Москвы, Питера. Из моих клиентов таких примерно половина.

Зачем едут? Вообще, каждый едет за своим. Некоторые просто потому, что побывали уже везде в Африке, Австралии, на всех континентах. А вот на Севере, в Арктике ни разу не были.

У нас, "детей Советского Союза" Арктика немного мифологизирована, романтизирована что ли, на нас еще в раннем детстве книги, фильмы про освоение Арктики произвели очень сильное впечатление. И многие из нас сегодня едут в Арктику за этими эмоциями, я в том числе.

Какие планы на следующую зиму?
Грандиозные планы, но пока не буду о них говорить. Обязательно хочу модернизировать машину, увеличить колеса, повысить проходимость, остальное пока оставлю в тайне. Есть у меня на Севере "кусочек" неосвоенных земель Таймыр, Чукотка, например. В общем, у нас с Арктикой еще много дел.

Источник: Новости БАСК.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU