Сергей Сайман: Мороз мне по кайфу.

0
7 сентября 2021 в 03:49 1125 просмотров
На излете лета, в предвкушении зимних холодов пресс-служба БАСК решила побеседовать с одним из самых "северных" командоров арктическим авто-путешественником, "ледовым" первооткрывателем Сергеем Сайманом.
Сергей Сайман

Сергей, твоя карта путешествий очень обширна. И все же, есть любимые маршруты?
Так сложилось, что мне больше всего нравится путешествовать зимой в холодных регионах. Мороз мне по кайфу. В этом году я почти всю зиму провел на Ямале. Была экспедиция на остров Белый, – в самую северную часть полуострова. Добрались туда, поснимали белых медведей, вернулись обратно. Суммарно в этом году на Севере я провел около двух с половиной месяцев.

Сколько лет ты путешествуешь по Северу?
Вообще, путешествую я очень давно. В Арктику впервые поехал в 2018 году, и с тех пор приезжаю сюда постоянно.

Самая северная точка, где ты был?
Полуостров Диксон, поселок Диксон. Самая дальняя – Чукотка, город Певек, метеостанция Валькаркай, что недалеко от мыса Шмидта.

Как ты решился на северную историю, почему тебя туда тянет?
Я родился на Южном Урале, практически на границе с Казахстаном. Зимой у нас очень холодно, – степи, ветра, много снега. Мне это всегда нравилось: зимой есть эффект сказки, чуда, Нового года. Она у меня всегда ассоциировалась с праздником. Жили мы в своем доме, на улице было много детей, – интересно, весело. Потом уже я узнал о своих северных корнях, – о том, что меня родственники с Северного Урала, а мой дед родился в Салехарде.

Ты часто ездишь в соло-экспедиции?
Да, я очень часто езжу один. Моя первая поездка в Арктику, в Тикси, была одиночной. В моем мире нет понятия – «от чего-то бежать», у меня – полная гармония с миром, с самим собой, с окружением. К чему-то стремиться – да, есть жажда открытий, новых исследований. Очень много в мире непознанного, мы, по большому счету, не знаем, где мы живем. Да, есть какая-то официальная концепция мироустройства, но она, на мой взгляд, не очень полная, не отражает всего того, что мы видим. Мне всегда интересно самому открывать новые места, хочу увидеть «край Земли».

В чем новизна твоих открытий?
В официальной концепции мироустройства все ключевые точки известны: кто-то туда съездил, посмотрел, «открыл». А если предположить, что концепция другая, что она немножко отличается от общепринятой, то можно еще многое исследовать и открывать. Мне больше нравится ситуация, когда ничего не известно.

Например, мы до сих пор не знаем, что подо льдами Антарктики и Арктики. Там – много снега, очень холодно, все знают, что там вечная мерзлота. А какое количество этой мерзлоты, как она располагается? У нас эмпирические исчисления: где-то что-то взяли, провели какой-то эксперимент, а дальше уже досчитали и вычислили теоретическую модель. А вот на практике посмотреть, – условно, выкопать скважину где-то в центре Северного полюса глубиной 11 км. Институты, которые занимаются изучением льдов – это крупица в сравнении с масштабами нашей планеты.

Я хочу на все посмотреть сам. Вот, например, есть граница Северного Ледовитого океана, я хочу сам доехать и посмотреть на нее. Мой ум всегда во всем сомневается, мне нравится все перепроверять лично.

Ты ездишь по новым маршрутам, стараешься не повторяться?
Конечно, хочется всегда что-то новое открывать, смотреть. Но, с коммерческой точки зрения, если подходить к путешествиям, как к бизнесу, это в корне неправильно. Нужно брать какой-то один маршрут, отрабатывать его и катать по нему людей. Некоторые катают такой маршрут десятилетиями. Я так точно не смогу.

Да я иногда повторяюсь, но это, скорее, – исключение из правил. Я всегда стараюсь немного менять маршрут: добавлять в него новые места, новые дороги, открытия, новых людей.

Есть дороги, по которым ты еще не ездил?
Конечно. Мир – «неизъезжен». У нас открыты крайние географические точки, но, по большому счету, мы их не изучили. У нас, вообще, мало информации о современном мире. Раньше же у первооткрывателей не было ни фото-, ни кинокамер, блоги в «Яндекс Дзене» никто не вел. Съездил мужик, – Беллинсгаузен или Миклухо-Маклай, – приехал, нарисовал карту, – «вот вам, пацаны, держите, здесь есть дорога, я там был».

Все, что мы знаем о мысе Челюскина, – что когда-то кто-то приезжал, его открыл, нанес на карту, что есть приграничная линия, и на этом – все, информация заканчивается. Информации очень мало, крупицы, по сравнению с тем, что можно нагуглить про ту же Турцию или Москву.

О чем ты думаешь, когда путешествуешь в одиночестве?
Обо всем. Мне нравится одному быть, – кайфово, никто не мешает. Это – мой дзен, единение с природой, с собой. Почему я еще на Север езжу, – там нет никого, и ты очень много времени находишься в тишине. Кто-то за этим в горы ходит, а я отправляюсь на Север. Часто приходится проводить время в одиночестве или с очень ограниченным кругом людей, с которыми можно, в принципе не разговаривать, – посмотрел, и все понятно.

Ты в Команде BASK уже давно. Назови три свои, самые любимые модели одежды для Арктики.
Однозначно – куртка CHAMONIX LIGHT – легкая пуховка. Ношу ее везде, практически не снимая. Пуховая шапка SAVIOR – всю зиму в ней проходил, очень доволен. Новая пуховка ASGARD тоже мне очень понравилась, в ней все идеально.

Твой девиз по жизни?
«Верь в себя, – действуй». Очень часто в жизни в нас не верят, и, в первую очередь, близкие люди. И сам в себя перестаешь верить. Не знаю российская эта черта, или нет, но так повелось, что в нашей стране в нас вселяют неуверенность с детства. Наши родители из СССР прививали нам эту неуверенность, а мы, может, невольно, передаем ее своим детям.

Кто в первую очередь критикует человека, когда он начинает делать что-то новое? Правильно, родственники. Во взрослой жизни в результате человек не может ни работу, ни сферу деятельности поменять, ни просто поехать куда-нибудь, потому что он в себя не верит. Если человек сам в себя не верит, почему в него должны верить другие?

Ты снимаешь ролики про то, как себя вести в экстремальных ситуациях. Что самое главное нужно знать и уметь, чтобы выжить зимой на Севере с заглохшей машиной?
Я этой темой увлекаюсь давно, имею большой опыт. Мне в комментариях часто пишут: «Зачем это все надо, ты занимаешься фигней», «Прочитай лучше пять учебников по выживанию», «Прочитай, как развести костер, и, когда что-то случится, ты вспомнишь и все сделаешь»..

Так вот, есть такая поговорка: «В период стресса ты не поднимешься до своих ожиданий, ты опустишься до своих навыков». Когда что-то случается, ты делаешь только то, что уже делал ранее, то, что отработал до автоматизма. В период стресса у человека, в большинстве случаев, отключается мозг, он не способен думать, принимать решения. Он начинает делать то, что он уже умеет. Если умеет разводить костер огнивом, на автомате достанет огниво, нож, разведет костер.

Со мной тоже так было, я делал то, что помнят мои руки. Но если я никогда в жизни не разводил костер, то и после полусотни книг я никогда его не разведу, тем более в ситуации стресса, когда ты замерзаешь где-то, попал в ледяную воду, и тебе нужно согреться, и т.п. С появлением Интернета у людей появилось ощущение всезнания. Ты вроде кучу всего посмотрел на ютубе, перечитал самых крутых авторов, тонну информации в себя затолкал, и тебе кажется, что ты все знаешь. Ты можешь ответить на любой теоретический вопрос, но теория всегда разнится с практикой. Как говорится, «гладко было на бумаге, да подвели овраги».

Поэтому важен опыт. Отработай самый простой навык, и ты будешь его делать. Научись разжигать костер, этого достаточно. Тебе не нужны десятки способов разведения огня, достаточно одного, который ты освоил на практике. И все, ты всегда его разведешь.

Случались ли у тебя настоящие экстремальные ситуации?
У меня в жизни много искусственных ситуаций, трудностей, которые я сам себе придумываю, но это все настолько натурально и реалистично, что потом в какой-то момент эти придуманные трудности становятся реальностью, которую нужно преодолевать. У меня много было зимних и летних туристических походов. Например, я специально ездил на десять дней на необитаемый остров. Это был коммерческий проект, но там все было более, чем реально. Там никто никому не помогал, нас загнали на остров, забрали все, и мы там как-то существовали.

Зачем тебе нужен был такой опыт?
Есть понятие «нормы» и есть понятие «выхода за норму в зону дискомфорта». Я хочу расширить свою зону нормы. Например, ситуация – заглохла машина на дороге. Для меня это пустяк, а для многих это такой стресс, только потому, что «никогда в жизни этого не было».

Несколько в экспедиции по Памиру, в горах прямо перед нами произошла авария, – вторая машина влетела в грузовик. В этой машине – дети, женщина и мужчина. Вокруг – народ, никто не знает, что делать. Я на автомате достаю аптечку, иду к машине, оказываю первую помощь людям, которые в ней нуждаются. После этого убираю аптечку, сажусь в свою машину и еду дальше, как ни в чем не бывало. Для людей, которые ехали рядом со мной, это стало «событием всей их жизни», – они никогда с этим не сталкивались. А для меня – в порядке нормы, не вызвало ни сильных переживаний, ни выплеска адреналина. Я просто сделал то, что я умею.

У меня было, кстати, много случаев, когда я помогал спасать людей в ДТП. Еду по Челябинску, впереди – авария, двое погибли на месте, женщина жива, но сильно пострадала. Я подошел, стал оказывать помощь, в большей степени, просто успокаивал, потому что доставать ее из машины без спецтехники и медиков нельзя было. Я больше часа стоял рядом с ней, разговаривал, успокаивал, поддерживал, не давал ей отключиться от болевого шока. Потом приехали спасатели. Пока они резали машину, я был рядом, потом помогал медикам доставать пострадавшую. Я даже не помню ее лица, просто помню, что случилась беда.

Так вот я хочу расширять границы выхода из зоны комфорта, том числе, для того, чтобы быть полезным людям в таких бедах.

Расскажи про встречу с белыми медведями этой зимой.
На острове Белый одной из идей была съемка белых медведей в дикой природе. Эти животные занесены в Красную книгу, их редко удается запечатлеть в простых путешествиях. Есть специальные туры, можно сказать глобальные экспедиции, когда на ледоколе вас забрасывают на Северный полюс, и по пути вы смотрите на белых медведей, и это – очень недешево. А здесь – сели на машину, поехали, увидели белых медведей.

К слову, можно всю жизнь ездить в Арктику, и не встретиться с этими хищниками. А нам удалось в этой поездке встретить аж четырех медведей – близко, метрах в десяти-пятнадцати, – которые двигались «параллельным курсом» (Обязательно посмотрите видео Instagram Sergey Saiman - Expedition @saimanblog – Ред.).

Животные, и правда, большие. Когда они приближаются, неосознанно начинаешь нервничать. Казалось бы, ты в машине, что они могут тебе сделать… Но такая мощная энергетика исходит от этого зверя, что хочется выйти. Кроме того, белый медведь запросто может перевернуть машину, или разобрать ее, как консервную банку, чтобы достать какую-нибудь «шпроту».

Твои пожелания тем, кто любит путешествия, или только мечтает о них.
Готовьтесь к путешествиям, правильно экипируйтесь, снаряжайтесь, потому что из мелочей складывается комфорт. Зимой обязательно берите с собой хорошую пуховку и одевайтесь многослойно. В этом плане рекомендую BASK, – проверено на себе!

И вообще, друзья, путешествуйте! Правильно, хорошо, экологично, красиво!

"Новости БАСК"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU