Председатель Совета Академии Всемирной Энциклопедии Путешествий на весельной лодке отправился в экспедицию, которую ещё не удавалось завершить никому.
Конкон (Чили). Через Тихий океан на весельной лодке. 14 декабря в 6:45 утра по местному времени Фёдор Конюхов на весельной лодке вышел из яхт-клуба «Higuerillas» и взял курс на северо-запад. Начался многомесячный океанский гребной марафон «На весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан». Время старта зафиксировал Константин Ликурцев, Консул Российской Федерации в Чили. Несмотря на столь ранний час, в яхт-кубе собралось множество людей: друзья, партнеры, российские граждане, проживающие в Чили, местные яхтсмены.
Согласно предварительным договоренностям, Фёдор Конюхов выходит из яхт-клуба рано утром один, без сопровождения лодок и яхт, а к 9 утра, когда окончательно рассветёт, группа поддержки выходит в океан и идет рядом с лодкой 30-45 минут. Яхт-клуб любезно предоставил две больших лодки для всех желающий выйти в океан и пожелать Фёдору Конюхову удачного перехода. Чилийский ВМФ выделил судно, которое должно сопровождать Фёдора в пределах 12-ти мильной зоны чилийских территориальных вод. Погода на старте: пасмурно, моросящий дождь, слабый юго-западный ветер (5-7 узлов). Температура воздуха + 16.
При подготовке материала использованы материалы сайта Фёдора Конюхова
Завершились первые сутки с момента выхода Фёдора Конюхова из чилийского города Конкон. За это время состоялось два сеанса связи по спутниковому телефону. Оба раза звонил Федор. Первый звонок состоялся 14 декабря в районе 20:00.
«С момента старта провел 13 часов на веслах. Ветер весь день с юго-запада 10-15 узлов. Волна тоже идет с юго-запада. Очень тяжело пробиваться на запад в океан. Когда гребу против ветра, скорость лодки 1.5 узла. Только перестают грести – лодка дрейфует на берег со скоростью 1 узел. Невозможно расслабиться и отдохнуть. За день разошелся с 5 кораблями, которые шли в Вальпараисо. По этой причине плавякорем не пользуюсь, лодка должна сохранять маневренность.
15 декабря, звонок от Фёдора в 7:30 утра.
«Ночь пережил. Холодина страшная, сыро, моросящий дождь. Спал урывками, по 15 минут, но, слава Богу, все хорошо, лодка ведет себя отлично, автопилот держит курс. Все приборы работают исправно. За сутки прошел 18 миль на запад и 8 миль на север. Моя задача на эту неделю - оторваться от побережья Чили.
Сейчас, на рассвете, ветер зашел на северо-восток и лодка дрейфует от берега, на юго-запад (215-220 градусов). Это очень хорошо и есть возможность поспать, пока ветер не поменяет направление. Первый раз забрался в кормовую каюту и вытянулся в полный рост. Перед этим были напряженные моменты, подошли местные рыбачки, очень близко к лодке, пришлось на них повысить голос и отогнать.
С Божьей Помощью пережил первый день и первую ночь в океане. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Местонахождение лодки можно узнать по этой ссылке: http://yb.tl/konyukhov (необходимо установить программу Google Earth).
Москва - Конкон (Чили) - Тихий океан. Через Тихий океан на весельной лодке. Казалось бы, совсем недавно мы с Фёдором Конюховым мирно сидели в его штаб-квартире, гоняли чаи и рассуждали о вечном. Фёдор, как обычно, в черной рясе (сан священника он принял в 2010) в очередной раз поразил меня своим одновременно и наивным детским, и пронзительным взглядом. Есть разные мнения, кто такой Фёдор Конюхов и зачем ему путешествия. «Пиарится, да бабки собирает» - это я слышал не раз. А Фёдор, которому идёт седьмой десяток, на веслах, в одиночку пересекает… Тихий океан.
До сих пор это не удалось сделать ни одному человеку. А в этом же году на собачьей упряжке дошел от Северного полюса до побережья Гренландии. Меня часто спрашивают: да зачем ему это нужно? Фраза о том, что не в деньгах счастье, довольно избита. Но вот когда вся жизнь – не борьба борьбы с борьбой за бабло, а движение вперед, преодоление себя, исследование возможностей человека, помощь высокой науке и демонстрация того, что и ты – лично ты, - тоже можешь перестать торчать в Интернете, и сделать что-то реальное… Первую одиночную экспедицию Фёдор осуществил в 15 лет – пересёк Азовское море на рыбацкой весельной лодке. «Пиарится, да бабки собирает»... Пересечь Тихий океан для пиара – это не на корпоративе за государственные бабки печень утомлять!
В уютном домике Фёдора напротив Водоотводного канала у Павелецкой много икон, написанных им самим. Если кто не знает: Фёдор ещё в 1983 был принят в Союза художников СССР (самый молодой из членов Союза на тот момент). С 1996 - член Московского Союза художников (МСХ), секция "Графика". С 2001 состоит и в секции МСХ "Скульптура". Лауреат Золотой Медали Российской Академии Художеств, автор более 3.000 картин. Манера письма у Фёдора очень своеобразная, хотя великолепно он пишет и в «классическом» стиле. Больше всего меня поразила икона Архангела Гавриила, написанная Фёдором у мыса Горн, который он тоже проходил в одиночку. На ней слова: «Не забудь, о Боже, как мало моё судно и как безбрежен океан». Фото, честно говоря, получилось не очень – я снимал «на телефон»… Удачи тебе, Фёдор, дружище! Спаси тебя Господи! Не забудь, о Боже, как безбрежен океан и как мало судно Фёдора!
Александр Федорченко, Президент Энциклопедии, и вся команда Энциклопедии!
Местонахождение лодки можно узнать по этой ссылке: http://yb.tl/konyukhov (необходимо установить программу Google Earth).
Звонок от Фёдора Конюхова 16 декабря в 8:00 по чилийскому времени:
«Ночь прошла нормально, без происшествий, если не считать внезапно отключившегося автопилота. Под утро сильно разрядились бортовые аккумуляторы, и в какой-то момент автопилоту просто не хватило энергии. Вот уже вторые сутки мы с лодкой идем в полосе плотного тумана и низкой облачности. Солнечные батареи не работают в таких условиях. Нет солнца – нет энергии. Мне пришлось срочно установить авариное перо руля и сейчас управляю лодкой с помощью веревочных штуртросов.
На фото: Аварийное (запасное) перо руля. Англия, октябрь 2013
Также выключил все приборы, кроме GPS, чтобы минимизировать потребление энергии. Жду, когда появится солнце. С момента старта еще ни разу не готовил горячую еду, просто не было времени. Держался на горячем кофе и горячем шоколаде, который залили в термос еще на берегу. Регулярно наблюдаю коммерческие суда, которые курсируют вдоль побережья Чили. Моя система опознавания AIS (automatic identification system) хорошо улавливает сигналы с других судов и подает звуковой сигнал у меня в каюте. Это очень важный прибор. Вчера весь день ветер крутил и соответственно лодка тоже крутилась, идя то на север, то на юго-запад. При встречном ветре свыше 15 узлов, лодка стоит на месте, т.е. грести против ветра я могу только при силе ветра от 1 до 15 узлов, свыше 15 узлов мне приходится уваливать лодку под ветер и тогда появляется хоть какая-то скорость.
Сегодня, если погода позволит, продолжу отрываться от побережья Чили – это моя главная задача на эту неделю, уйти как можно дальше на запад, в океан.
Всем поклон. Федор Конюхов».
Учитывая, что лодка «Тургояк» отошла от побережья на несколько десятков миль, штаб экспедиции перепрограммировал частоту передачи координат спутникового буя слежения с каждого часа на 1 раз в 3 часа.
Федор Конюхов по спутниковому телефону: «По-прежнему в океане пасмурно и встречный ветер. Ветер не сильный, 5-10 узлов, но пробиваться через него тяжело. Такая погода нетипична для этих широт, обычно вдоль побережья Чили дуют умеренные юго-западные ветра. Тем не менее, у такой погоды есть преимущества – океан почти без ветровых волн, только зыбь. Условия достаточно комфортные. Этой ночью не видел судов. Наверное, я ушел с их трассы. Это хорошо, удалось немного поспать и первый раз приготовить горячую еду. Пусть вас не смущает мой курс, моя задача сейчас любыми путями оторваться от побережья Чили, поэтому любые курсы, кроме как на восток, меня устраивают. Хорошо, что на борту есть резервный аккумулятор. В первые сутки я разрядил основные аккумуляторы, за счет постоянного использования автопилота, и вот уже два дня иду на резервном аккумуляторе. Работают все приборы, только не использую автопилот.
В целом, можно сказать, что уже практически втянулся в режим, донимает только сырость и холод. Когда гребу, - то жарко, но как только останавливаюсь, - начинаю остывать и замерзать. Сегодня по прогнозу ветер должен зайти на запад-юг-запад. Для меня это хорошее направление, буду надеяться, что прогноз подтвердится».
Тихий океан. Через Тихий океан на весельной лодке. Спустя 4 суток после старта на борту лодки возникла нештатная ситуация. 17 декабря вышла из строя система зарядки бортовых аккумуляторов с помощью солнечных батарей. Весь день 18 декабря мы провели в консультациях с английскими строителями лодки и Фёдором. Лодка "Тургояк" находится в 40 милях от Вальпараисо. Штаб экспедиции принял решение арендовать парусную яхту, выйти в океан и отбуксировать лодку в порт для ремонта системы энергоснабжения лодки. Выход запланирован 18 декабря на 20.00 (Чили).
Мы рассчитываем на рассвете встретить лодку и начать буксировку. Погода благоприятствует, ровный океан и 10 узлов ветра. Федор Конюхов продолжает поддерживать связь с берегом с помощью ручного спутникового телефона Iridium и определяет местонахождение лодки с помощью нескольких ручных GPS. В свою очередь, береговая команда следит за лодкой с помощью буев Yellow Brick. Ситуация под контролем. Береговая служба Чили оповещена.
Пока новостей нет. Но думаю скоро починят зарядку аккумуляторов и Федор Конюхов отправится в путь.
Вообще такое безобразие - не проверить работоспособность зарядных устройств. Лодка сделана по высшему образцу, а тут такая ляпа. Если это вообще кто-то не постарался, сделал пакость. Все возможно. Не исключаю такой вариант.
Ничего, разберутся!
Проверят оборудование , тогда выяснится чья эта вина.
Конкон (Чили). Через Тихий океан на весельной лодке. 22.12.2013 в 09:15 утра по чилийскому времени Фёдор стартовал из яхт-клуба «Higuerillas». Прошедшие три дня были весьма напряженными для команды. Необходимо было принять единственное верное решение в обстановке гонки со временем. Напомним, стартовав 14 декабря 2013, Фёдор Конюхов вынужден был вернуться в чилийский порт Конкон (Concon) из-за неполадок в системе зарядки бортовых аккумуляторов его лодки «Тургояк». Торопиться с принятием решения необходимо было по ряду причин.
У берегов Чили установилась благоприятная погода, антициклон от островов Хуан Фернандес сместился на восток и принес с собой высокое давление, слабый ветер и, как следствие, отсутствие волнения в океане. Такие условия здесь возникают нечасто. И вторая причина – наступающие праздники: Рождество и Новый год. Специализированные магазины закрываются, нужные нам специалисты уходят в плановые отпуска.
Лодка «Тургояк» оборудована 3 литиевыми аккумуляторами. Они легче гелевых (литиевые - 10 кг, гелевые - 30 кг). Этим был обусловлен наш выбор в Англии, когда проходил монтаж оборудования. При этом требуют повышенного внимания к себе и имеют сложную систему зарядки и контроля. Эта электронная система вышла из строя в океане на третьи сутки экспедиции. Аккумуляторы разрядились, и лодка осталась без электроэнергии, следовательно, без связи, навигационных приборов, опреснителя и т.д. Продолжать поход в таких условиях было невозможно.
Штабом экспедиции было принято решение буксировать лодку в порт для ремонта. Наш друг Jose Luis Fernandez – владелец яхты «Cheli» (Beneteau 43 Oceanis) - согласился помочь в этом деле. 43 футовой яхте потребовалось 8 часов, чтобы дойти до Фёдора (45 миль от берега) и 10 часов на буксировку в порт.
К обеду, 19 декабря лодка вернулась в яхт-клуб, где нас ждала команда электронщиков из компании Altronica. Началось восстановлению системы энергоснабжения на борту. Но сначала требовалось выяснить причину неполадки. Как оказалось, вышла из строя система контроля зарядки литиевых аккумуляторов от солнечных батарей. К 22 часам ночи четверга было принято решение отказаться от литиевых аккумуляторов и установить гелевые аккумуляторы. Они гораздо тяжелее (30 кг), но проверены временем, Фёдор хорошо знаком с их техническими параметрами.
В Конконе и Вальпараисо гелевых аккумуляторов нет. Они есть только в столице Чили, Сантьяго. С учётом надвигающихся рождественских праздников нам пришлось принимать оперативное решение по замене аккумуляторов. Оставался один рабочий день – пятница, 20 декабря. На помощь пришел наш друг - Тарас Нечипоренко, торговый советник Посольства России в Чили. Он купил аккумуляторы и лично доставил их из Сантьяго в Конкон. Специалисты из компании Altronica работали на борту 30 часов и к утру субботы заменили всю систему энергоснабжения
Суббота, 21 декабря была посвящена тестированию новых аккумуляторов при максимальной нагрузке. Были включены все приборы, а также опреснитель морской воды и автопилот. Новая система эту пиковую нагрузку потребления энергии выдержала. После всех испытаний Фёдор Конюхов принял решение стартовать в воскресенье утром. Сам старт прошел по-домашнему. Провожали 10 человек, включая представителей ВМС Чили. Они вручили Фёдору обновленную декларацию убытия. Погода на старте – ветер 0 (ноль) узлов, пасмурно, моросящий дождь. Фёдор взял курс на запад (270-280 градусов). Вечером состоится первый сеанс связи. От имени оргкомитета проекта благодарим менеджера яхт-клуба Francisco Jofre Lopez Gerente за его активную позицию и помощь в решении всех организационных вопросов.