Почему в СССР верили в черного альпиниста

Почему в СССР верили в черного альпиниста

Телеканал ТНТ транслирует сериал Перевал Дятлова . Он уже вызвал много споров. Например Татьяна Перминова, родная сестра Игоря Дятлова, поначалу собралась подать иск к ТНТ. Позже отказалась.

Еще больше обсуждений вызывает сам факт гибели группы Дятлова. Трагедия произошла в начале 1959 года в окрестностях горы Холатчахль (это север Свердловской области), где в ночь на 2 февраля (эта дата до сих поря является версией) погибли все участники похода. Предполагалось, что за 18 дней группа под предводительством опытного Игоря Дятлова преодолеет на лыжах более 300 километров и совершит восхождения на две вершины Северного Урала Ойка-Чакур и Отортен (в переводе с языка манси не ходи туда ).

Мы не будем останавливаться на этой трагедии (о ней написано немало). А отметим тот факт, что в обсуждениях мелькает чёрный альпинист . Почему же в СССР, где любые непонятые сущности относили, как минимум, к мифам, а то и бабкиным сказкам, люди верили в подобную потустороннюю сущность? К тому же среди альпинистов и туристов было много людей с высшим образованием (либо студентов, как в случае с группой Дятлова) начитанных и обладавших всесторонними познаниями в различных областях науки и техники.

А что же на деле? Примерно с 1960-х годов возникает некая история о призраке, который является важной частью фольклора альпинистов стран СССР (на сегодняшний день бывшего СССР). Даже человек, далёкий от гор и турпоходов, знает, что чёрный альпинист до перевоплощения был живым человеком. Но случилась трагедия: он погиб в горах и с тех пор скитается по ним неприкаянным. Он может выйти на встречу с альпинистами и даже завязать разговор.

Это черный альпинист , которого описывают как довольно высокого широкоплечего (спортивного вида по фигуре) мужчину с темной одежде, с повязкой, скрывающей рот и нос, что нормально для людей этого экстремального увлечения. Зачастую его путают с реальным членом группы больно уж призрачна фигура и зыбки её очертания. В итоге, реальный альпинист угадывает в нём кого-то из команды. И слышит, например, предупреждение об опасности. А позже в лагере узнает, что угаданный им член группы вовсе не разговаривал с ним. В таком случае черного альпиниста называют ещё оберегатель .

К слову, существует три реальные версии появления этой сущности. Первая. Так как призрака видели в большинстве случаев издалека, то, вероятно, за него принимали альпинистов-одиночек экстремалов особого рода, которые традиционно не спешат вступать в какие-либо контакты с коллегами. Вторая: чёрная фигура является галлюцинацией, вызванной длительным кислородным голоданием в условиях высокогорья. Наконец, третья, не менее загадочная: речь идёт о реликтовых гоминидах, вроде Йети (сасквоч, бигфут).

Следует отметить, что оберегатель в лице черного альпиниста явление довольно редкое. Основная масса легенд на эту тему гласит, что встреча с этим существом сулит неудачу, даже трагедию. Записаны воспоминания, в которых после ЧП в горах выжившие участники экспедиций рассказывали о встрече с черным альпинистом ещё на первом высотном лагере.

И, конечно, нельзя не вспомнить о том, что в СССР, где научные учреждения массово направляли своих студентов и сотрудников на практику в первозданные, порой труднопроходимые места, распространились легенды о черном геологе , спелеологе , археологине (тут речь о женщине) и других.

Почему же в СССР верили в этих персонажей? Ответ дали врачи соответствующей квалификации, причем еще в те же 1960-е годы. По их мнению, старожилы подобных походов используют черных персонажей в качестве средства ритуального запугивания новичков. Но не с целью создать ареал фильма ужасов . А с целью сплочения коллектива перед исполнением труднейшей задачи, задания установки на правильное, в том числе безопасное, поведение в экстремальных условиях гор и леса. Следует подспудное внушение, что нарушать писаные и неписаные законы нельзя, что крайне важны взаимопомощь и товарищеские отношения. Только в таком случае все выживут и возвратятся домой.

Автор: Алексей Светлов

Источник: https://infokam.su

Комментарии участника: Анатолий (3)

Всего: 3 комментариявсе комментарии ( 4 )
  
#1 | Анатолий | 23.11.2020 22:43
  
1
Можно конечно отмахнутся от назойливой байки про "черного альпиниста" Если бы не...
Не серьезное восприятие рассказов, а порой и спекуляция в группе с подыгрыванием спектакля привело к легкомысленному отношению к явлению, которое следует рассматривать вполне серьезно.

Во-первых вполне серьезные, заслуженные альпинисты и экстремалы упоминают о многих странных "сущностях" (назовем так) которые их посещали в горах или в удаленных походах.
Такие явления встречаются не только в горах и списывать это явлению исключительно от нехватки кислорода из-за высоты было бы наверное неверным.

Во-вторых, я бы быть может прошел бы мимо статьи, если бы не собирал в свое время материал о "знаках судьбы" и не ставил бы тему о них на этом сайте. Это тема:

Знаки судьбы. Ангел Хранитель в альпинизме.

http://www.climbing.ru/forum/all/topic_2825/

К этой теме у меня очень серьезное отношение. А ведь "черный альпинист" тоже входит в обойму "знаков судьбы"

Разные альпинисты видели сущности при восхождении и потом даже описывали ситуации которые переживали.
Если речь идет об одиночном восхождении, то все можно списать не столько на разряженный воздух и работу мозга при нехватке кислорода, а скорее на эффект, который давно известен как феномен одиночества.
Кажется даже есть такой термин "эффект одиночной камеры"

Как бы это не называлось. быть одному довольно длительное время может повлиять на психику.
В одиночных восхождениях это явление срабатывает. Время по другому течет и мозг начинает по другому работать.
У человека начинают возникать галлюцинации, причем настолько реальные, что отличить их от действительности довольно сложно.

Вот как описывает Максут Жумаев свои впечатления:

"Даже если что-то ты вдруг заприметил, не нужно на этом акцентировать внимание. Не нужно тревожить их души. В мае, в момент моей предыдущей экспедиции, когда я поднимался на вершину, в полумгле я видел их призраки, души.

F: Вы сейчас серьёзно говорите?

- Да. Абсолютно. Это погибшие люди, которые ещё сами не знают, что их уже нет, но они стремятся все-таки взойти на верх. Как бы правильно сказать… Они пока ещё не обрели покой. И лишний раз их лучше не тревожить."


Выдержки:

"Людям, которые не раз пытались покорить высоты Эвереста и благополучно возвращались домой, приходилось сталкиваться на снежных склонах с невероятным явлением, поверить в которое обычному человеку, привыкшему к комфорту современных мегаполисов, довольно сложно.

Призраки и тени, тихий шепот и странные просьбы потусторонних существ не раз виделись на белоснежном фоне открытого пространства и слышались в звенящей тишине. Обитатели близлежащих мест (Непала) и участники иностранных экспедиций десятки раз прикасались к тайнам самой загадочной горной вершины.

Темные человеческие тени встречались на высоте от 5 до восьми тысяч метров, они наводили панический страх на тех, кому уготована была участь странной встречи с ними.

В 2004 году шерп Пемба Дорже спускался с Эвереста, совершенно продрогнув, даже термобелье не спасало, он решил сделать небольшую остановку на высоте 8 километров и немного погреться горячим чаем. Каково же было его удивление, когда совсем рядом с собой он заметил тени, имеющие человеческие очертания, которые спокойным шагом двигались к нему навстречу. Еще более удивительными показались просьбы призраков о еде."


Еще одна странная встреча с призраками была описана итальянским альпинистом Рейнгольдом Месснером, который удивил мировую общественность, покорив Эверест в одиночку и без специального кислородного оборудования. Рейнгольд тоже увидел двигавшиеся по склону фигуры, причем, они бродили именно в том месте, где, по сведениям некоторых источников, в 1924 году погибли два альпиниста.

""В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест, тоже столкнулся с невероятным явлением. Альпинист совершал восхождение от четвертого к пятому лагерю. Вдруг, почувствовав, что за ним кто-то двигается. Обернувшись, Ник отчетливо увидел человеческий силуэт. Понимая, что его хочет догнать кто-то из лагеря, он остановился, но фигура тоже замерла."

"Ник решил продолжать путь, но каждый раз оборачиваясь видел человека за спиной. Добравшись до нужной точки, он никого позади себя не обнаружил. Это казалось невероятным, ведь территория белоснежного склона просматривалась, и даже, если бы человек вернулся обратно, это было бы видно. Самое странное оказалось в том, что загадочный путник, двигавшийся вслед за альпинистом, не оставил после себя никаких следов."


"Еще более странным является тот факт, что призраки и духи не только тревожат живых людей и обращаются к ним с просьбами, но и воруют их вещи.

Два покорителя Эвереста поднимались на гору. Находясь на высоте примерно в 5 тысяч метров, они присели на камень и положили на него свои вещи. Буквально через несколько минут, один из альпинистов увидел чью-то тень, хотя прекрасно понимал, что живых существ в окрестностях нет. Каково же было удивление покорителей Эвереста, когда они обнаружили, что пропали их свитер и перчатки…"


"Об Эльбрусской деве – фантоме, обитающем в снежном высокогорье, я впервые прочитал у Юрия Визбора в его книге «Завтрак с видом на Эльбрус», где, рассказывая о выдающемся альпинисте Иосифе Кахиани, знаменитый бард писал: «Рассказы же о нем ходили самые необыкновенные. …Будто встречал Иосиф саму Эльбрусскую деву – широко известное привидение в белом платье, с распущенными черными волосами и с ледовыми крючьями вместо пальцев. Но не закрыл перед нею в эльбрусской пурге глаза, не грохнулся в снег на колени, а гордо сверлил ее орлиным взглядом. Когда же Дева положила свои железные, источающие ледяной могильный холод пальцы на его плечо и тихо сказала: "Оставайся здесь", будто Иосиф твердо покачал головой - нет, мол, не останусь. И Дева исчезла, а Иосиф, потрясенный происшедшим, пошел куда глаза глядят, а глаза его глядели в тумане с вершины Эльбруса в сторону нескончаемых малкинских ледников, и Иосиф едва не перешел на ту сторону горы, чего он делать совершенно не намеревался. По другой версии, имел Иосиф строгий разговор с Девой, коря ее - и совершенно справедливо! - за то, что она погубила у себя на горе столько молодых альпинистов. Конечно, эти россказни были чистым вымыслом. Слишком уже невероятно поверить в то, что Эльбрусская дева отпустила такого в свое время красавца, как Иосиф»."





Так что не все так просто.
Феномен существует. А вот причина этого феномена какова?



.
  
#3 | Анатолий | 10.12.2020 21:42 | ответ на: #2 ( Владислав ) »»
  
1
Внимательно прочитал ваш пост.
Интересно.
Отвечу позже.
  
#4 | Анатолий | 10.12.2020 22:49 | ответ на: #2 ( Владислав ) »»
  
1
Теперь есть время ответить.
Эта область учеными вообще не воспринимается серьезно.
И главное что можно назвать минусом - доказательной базы очень мало. Та которая есть все же имеет не совсем научный подход, который принят в науке.

Я не считаю что все это чепуха и бред.Но дальше этого я не могу пойти. На веру я ничего не принимаю, а знаниями не обладаю в достаточной степени.

Дело усугубляется тем что вокруг этого полно шарлатанов, они просто спекулируют и "делают вид" что им доступно "нечто" Среди этого леса, трудно углядеть действительно не шарлатанов, а искателей познания, которое еще не не доступно в должной мере.

Вот пожалуй в двух словах, что я об этом думаю.




.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU