Олег Полещук. Советский фотоандеграунд в горах Безенги.

Олег Полещук. Советский фотоандеграунд в горах Безенги.






В 1980 году я впервые увидел горы Безенги, отправившись туда в качестве участника отделения 3-го разряда. В тот год я встретил там много удивительных людей и незаурядных личностей.
Среди них был Олег Полещук.
Увидев его впервые уже в поезде "Ленинград-Кисловодск" я был немало удивлен: грузный, пожилой (для меня, тогда 22-летнего) с большим животом мужчина - каким образом он едет с нами, прошедшими отбор на эти сборы с конкуренцией 2-3 человека на одно место?

Потом кто-то пояснил, что это фотограф - друг нашего старшего тренера Андрея Владимировича Тимофеева. Захотел поснимать горы Кавказа, где никогда не был...

Видя, что этот человек не слишком приспособлен к горам, в первом выходе ребята сразу предложили помочь - поднести аппаратуру и т.п. У Олега было две или три фотокамеры, куча объективов к ним, штатив и... некоторые реактивы крепостью до 90 градусов. Все это было уложено в огромный черный кофр, с которым даже по Невскому было ходить мало удобно...
Однако фотограф гордо отказался, полагая, что альпиндяи отнесутся к переноске столь ценного груза безответственно и не по-хозяйски.

После первого перехода - а Тимофеев умел пускать пот из участников и первый перекур сделал через час-пятнадцать хода - Олег понял, что дал маху, и с несколько льстивыми интонациями предложил помочь ему ранее желавшим это сделать.
Но к тому моменту все уже были в мыле, и это мыло смыло все благородные порывы.

Пришлось Олегу познавать в натуре все, доселе абстрактные поэтические образы песен Владимира Семеновича, на собственной шкуре...
Но надо отдать ему должное - он скремнился и дошел до места Крумкольских ночевок.

Тогда ему было 44 года. Это было крепкое поколение детей, переживших войну, умевшее скремняться.
Выпускник Ленинградского горного института, Полещук в 1968 году возвращается из геологических странствий в Ленинград и меняет профессию, уходя в фотожурналистику, фотокорреспондентом газеты «Строительный рабочий».

В 1970-м Олег становится членом фотоклуба при Выборгском дворце культуры.
Ленинградский городской фотоклуб - это было отдельное явление в культуре не только города, но и всей страны.
Клуб был создан в 1953 году, и был первым в СССР фотоклубом, давшем толчок к развитию массового фотолюбительского движения в Советском Союзе. Как писали искусствоведы, "Начальный период деятельности клуба, совпавший с приходом хрущевской оттепели, значительно оживил ленинградскую фотографию, превратив ее в яркое явление культурной жизни города. Клубные мероприятия: лекции, творческие встречи, отчетные выставки — создали почву для творческого формирования фотографов-любителей и привлекли в сообщество фотокорреспондентов и издательских фотографов. Таким образом, к концу 60-х сформировалась единая творческая среда, ставшая основой ленинградской художественной фотографии".

...С фотоаппаратом Полещук объездил окраины Советского Союза. Несколько лет работал на Чукотке, потом на Алтае, где выпустил большой альбом об этом удивительном крае, но более всего любил Карелию, которую снимал на протяжении полутора десятка лет.
Со временем Олег добился успехов в новой профессии - стал автором десятка фотоальбомов, участником многих всесоюзных и международных выставок, еще позже - членом Союза фотохудожников России.
Полещук признан, как яркий представитель ленинградского фотоандеграунда - независимой, неофициальной фотографии, которая начала формироваться во время оттепели 1960-х годов и развивалась в течение последующих 1970-1980-х годов вплоть до перестройки.

Про андеграунд - это не для красного словца. Олег снимал то, что не приветствовалось официозом. Например, будучи атеистом по воспитанию и мировоззрению, он много работ сделал в теме веры и православия. Снимал церковные обряды и праздники, крестины, похороны и погосты, портреты прихожан и священников.
Для того времени это было непросто, как для власти, так и для церкви.
Правда, Полещук мог прикрыться своим положением - в 1975 -1983 гг. он работал фотографом при Музее истории религии и атеизма в Казанском соборе.
И как писали в одной их статей, посвященных Олегу уже в наше время, "Цензуру для Полещука, однако, никто не отменял. Его работы показывали на выставках, даже на зарубежных, но отбирали пристрастно. Если адептов социалистической морали разносили за «беззубую критику», то фотографию Полещука могли снять с экспозиции за беззубость буквальную — среди снятых им деревенских старушек могла попасться такая, которая «дискредитирует советское здравоохранение и стоматологию».

Но вернемся в Безенги 1980-го года.
Вторым выходом у нас был выход на Австрийские ночевки с расположением у хижины "Джанги-кош".
Тогда нормой было хождение до хижины за 4-5 часов. И мы уже, хоть и посмеиваясь, все же разобрали у Олега объективы и камеры по своим рюкзакам. И он уже раздавал их охотно - без опаски и настороженности...

Мы вышли на 6-7 дней, одним из которых был день отдыха. В этот день Олег предложил желающим подняться с ним выше хижины, чтоб он смог "пощелкать" на тему "люди и горы" .
Наверное, если мы могли предвидеть, что со временем его работы станут классикой в фотографии, висеть на выставках и в музеях, признаваться ценителями, желающих посвятить себя искусству фотографии в часы релакса было бы больше. А тогда вызвались лишь я, Володя Тихомиров и мой первый безенгийский инструктор Валера Кайнов.

...После Австриек мы уходили на "3900". Было ясно, что Олегу туда не забраться, да и он уже вполне насытился горами после первых двух выходов.
А чтобы не скучать одному в спортивном лагере "Безенги" с его сухим законом и полным отсутствием кафетериев и прочих хычиннобухариев, Олег сказал, что у него начисто закончились проявители и фиксажи, и ему надо съездить в Нальчик для пополнения запасов реактивов.
Ему дали добро и он уехал вниз.

На следующий день в лагерь поступила радиограмма-запрос из отдела милиции г. Нальчика с просьбой подтвердить, действительно ли гр. Полещук является участником альпинистских сборов на базе альплагеря "Безенги" и откомандирован в г. Нальчик по надобностям.
Начальство, пребывая в полном ошеломлении и недоумении по причинам такового запроса, подтвердило.
Через пару дней Олег вернулся в лагерь и рассказал, что с ним приключилось.

По прибытии в город, он десантировался из лагерного ГАЗ-66 где-то в центре, цепко усмотрел глазом андеграундного фотографа пивной ларек, и уже через несколько минут втягивал в себя божественный нектар.
Тут подошел представитель местного андеграунда и, как было принято в те времена, предложил "сообразить на троих". Как мог представитель ленинградской интеллигенции отказать своему нальчинскому коллеге?
Вскоре был найден третий интеллигент и процесс пошел. По его завершению нальчанин, чувствуя неудовлетворение в себе и в ленинградском коллеге столь скорым завершением праздника, предложил продолжить пир духа в его скромной обители неподалеку.
Обитель оказалась, действительно, скромной: комнатка в коммуналке с одной кроватью, шкафом, столом и двумя стульями.
Впрочем, этого было более чем достаточно для продолжения фестиваля "Навеки с Россией" (так называется памятник на центральной площади столицы Кабардино-Балкарии).

Поздно вечером оба андеграунда завалились на единственную кровать и уснули мертвецким сном.
Утром Олег проснулся, вспомнил, кто он и где, и стал будить коллегу.
И тут оказалось, что для коллеги сон был не в переносном, а в прямом смысле мертвецким - он умер во сне...
Времена и люди, и милиция в 1980-м году были другие. Поэтому Олег, как нормальный советский гражданин, сходил до ближайшего отделения милиции и рассказал, что произошло. Был задержан до выяснения личности, а после выяснения отпущен. С наказом быть посдержаннее с... реактивами.

После возвращения в Ленинград где-то поздней осенью Олег пригласил весь сбор к себе в мастерскую.
Она находилась неподалеку от Казанского собора в чисто питерском старом дворе а ля "Достоевский и его герои".
На полу рядами в пачках были разложены фотографии разного, но, в основном, формата 30х40, где примерно в полусотне сюжетов мы увидели себя и горы Безенги.
Каждый мог по своим финансовым возможностям выбрать понравившиеся сюжеты и приобрести по вполне доступной цене.
На большом формате фотографии во всех деталях очень смотрелись. Мы, привыкшие тогда к мало качественным - по причинам собственной неумелости - снимкам "Сменой-8М", увидели настоящие художественные полотна - пейзажи, портреты, зарисовки жизни.
Мы стали историей, хотя не знали и не понимали этого...

Еще запомнилась табличка над писсуаром в мастерской.
"Мсье. не льстите себе - подходите ближе".

Олег Полещук умер в 1997 г.
На какое-то время он ушел в забвение, но в 2000-х специалисты нашли его архив и коллекцию фотографий.
Еще в 50-60-х годах прошлого века, когда стали проводится первые фотовыставки, у фотографов возникла привычка дарить друг другу и обмениваться фотографиями. Это были такие жесты признательности, но не более того.
И только Полещук увидел в этом предмет коллекционирования и стал собирать фотографии систематично и целенаправленно, превращая собрание презентов от коллег в настоящую коллекцию. В его архиве собрано около 900 снимков лучших ленинградских фотографов 1950 ― 1990-х гг. (Смелова, Фалина, Кудрякова, Богданова и др.), а так же фото знаковых авторов того же периода из Вильнюса, Каунаса, Риги, Архангельска, Петрозаводска, Дзержинска, Кирова, Москвы, Магадана, Одессы.

В 2007 году в музейное собрание РОСФОТО был включен архив Олега Полещука, послуживший, собственно, началом формирования региональных и республиканских коллекций музея РОСФОТО.

...Несколько работ Олега Полещука в этом августе я передал в музей альплагеря "Безенги".

Сергей Шибаев

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Анатолий »» | 08.09.2019 11:52
  
0
Немного фотографий из архива.


Венера Курмакаева
Это мы шли, трудовские сборы под рук. Тимофеева А.В. на ночевки Джанги-кош, а Полещук запечатлел



Безенгийская стена.



Так выглядел наш лагерь!



Наши люди под водопадом!



Тимофеев А.В. в хижине Джанги



Начальник лагеря Рохаеев О.К. и начальник школы инструкторов Жирнов В.В.



Камень на Миссес-кош



Тимофеев А.В. и Саратов Ю.С. друзья!



.
#2 | Владимир О. »» | 09.09.2019 02:48 | ответ на: #1 ( Анатолий ) »»
  
1
Спасибо за снимки. Легендарные люди: Саратов - вечный КСП Безенги, Тимофеев - кто, приехав в Безенги, не мечтал сходить шестерку Тимофеева на Крумкол?, Жирнов - через его ласковые руки прошли почти все инструктора Союза ... и я грешный. Даже корпус лагеря на фоне Гестолочи - и тот родной, Кудинов там нас искал за попойку в доме начальника лагеря (когда тот неожиданно вернулся ночью - очень удивился "гостям") - но Жирнов не отдал нас на растерзание начучу.
  
#3 | Анатолий »» | 09.09.2019 14:16 | ответ на: #2 ( Владимир О. ) »»
  
0
Я знал что тебе понравится.
(помню что ты обучался в Безенги)
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU