При восхождении на п. Победы погибла Дарья Яшина - единственная девушка-участница недавнего скоростного восхождения на п. Ленина.
Для своего 27-летнего возраста девушка из Нижнего Новгорода была весьма опытной альпинистской и путешественницей. Оставаясь в стороне от официального альпинизма, она не участвовала в соревнованиях, не боролась за разряды и звания, была мало известна в широких кругах, и вместе с тем выросла в одну из самых перспективных восходительниц страны. Она вполне могла бы претендовать на "Золотые ледорубы" и звания лучшей альпинистки России...
В альпинизм Даша пришла в 2004-м году. Перед этим знакомый тренер по спортивному ориентированию попросил выступить с его командой на соревнованиях по технике горного туризма. Пройдя с десяток турслетов, она наслушалась разговоров друзей и захотела сама попробовать настоящих гор...
С тех пор в свой актив она записала восхождения в зимних Безенги, поход 5 к.с. по Тянь-Шаню, восхождение на Хан-Тенгри, пик Корженевской, соло на пик Коммунизма (!), соло на Мак-Кинли за 6 дней (!!!), Музтаг-Ата в альпийском стиле, блиц-восхождение на Ама-Даблам в двойке.
Работая гидом турфирмы, она побывала в джунглях Папуа Новой Гвинеи, на гималайских шеститысячниках, на Мак-Кинли, Аконкагуа и самом высоком в мире вулкане Охос дель Саладо.
Последним увлечением Даши стали ультра бег (участница Нью-Йоркского марафона), многодневные марафоны на выносливость. Ее функциональная подготовка была потрясающа. На пик Ленина в конце июня она поднялась с рекордным временем - 8 часов 30 минут!!!
Помимо спортивных достижений у Даши был опыт работы с инвалидами она подняла на Килиманджаро девочку с ДЦП, и инсулинозависимого диабетика - на Аконкагуа.
Пик Победы был последней ступенью в ее программе "Снежный барс", и стал последней ступенью в жизни..
Мне тоже.
Но есть предположение, что эта фотография показывает предположительное место обвала снежно-ледового наста, и фотография не отражает полностью весь рельеф который был именно тогда. Но все равно.., там много пространства от края где можно было идти...
Если мы сравним три фотографии, то это одно и тоже место. Все три фото сняты с "Обелиска". Правда с разной высоты и разным ракурсом. Впереди - возвышается "Верблюд" (насколько я понимаю в этой "географии")
.Дарья с напарником прошли "Верблюд" и шла к "Обелиску". 100 метров от Обелиска.
Вот как описывают этот путь те кто прошел:
Верблюд - обходится длинным траверсом южного склона, снежно фирновый гребень , участок до 45 градусов. Опасен двумя вещами: можно сорваться в Китай, т.к. склон достаточно протяженный, ниже увеличивает крутизну, в нижней части имеет ледосбросы, и заканчивается на плато 6500. Особенно опасен задутый средний участок траверса. После снегопадов здесь также можно сорвать снежную доску и уехать с ней туда-же. За "верблюдом" до обелиска широкий снежный гребень с огромными карнизами на север. Линия движения метрах в 20 - 30 от линии гребня. "Обелиск" - скальный палец, метров 100 в высоту, на котором ветер сделал причудливый узор.
20-30 метров от линии гребня.
Но что такое 20-30 метров?
Сравните фотографии, совершенно отчетливо видно, что все три фотографии показывают всю же линию гребня - разную! И дело не только в ракурсе, а в том что эти фотографии сделаны в разное время. Меняется линия гребня! По первой фотографии конечно они пошли ближе к гребню.(от гребня 2-3 метра) Но кто знает почему? Быть может там наст крепче , а с другой стороны скат под 45 градусов, да еще быть может с рыхлым снегом. И боялись сорваться на китайскую сторону. А может быть просто тот кто чертил, показывая прохождение, просто показал тот "край", место, а не в точности движение. Фотографии именно той линии гребня который был в действительности в то время просто нет! Поэтому чертеж конечно условный. Взята другая фотография, снятая в другое время и поставлен приблизительно путь и место трагедии.
Я исходил из того, что эта фотография сделана следующей группой, которая была на маршруте в момент трагедии. Там должны были остаться следы Даши и напарника, ведь они шли первыми в этом сезоне. Следующие за ними альпинисты должны были знать о произошедшем и попытаться зафиксировать то что увидели. Я читал их отчёт и знаю,что они делали там снимки. Также чертить схему,пусть и предположительную, движения на другой фотографии глупо,снежный ландшафт, наверняка другой, достаточно отметить место предпологаемого падения крестом. Что касается выбранного маршрута, то не надо быть альпинистом чтобы понять - путь по краю карниза смертельно опасен в любом случае. Элементарная физика. Рычаг воздействия на карниз увеличивается и увеличивается вероятность его отрыва. На фото четко видна тропа проложенная другими восходителями,она достаточно далеко от края. Так же я опираюсь на мнения, которых прочитал множество в связи с этой трагедией, опытных,даже очень опытных альпинистов,которые покорили Пик Победы и знают, как проходить этот траверс. Все, в один голос, говорят, что для минимизации риска идти необходимо, как можно дальше от края карниза, вплоть до китайской стороны, так как карнизы висят с киргизской. Сразу же оговорюсь - я не считаю свое мнение единственно правильным, но пока я логического объяснения почему они оказались на краю не услышал. Я не ищу виноватых. Мне кажется, что разобраться была ли ошибка важно для предотвращения подобных трагедий в будущем, по крайней мере уменьшения их числа. Иначе получается глупость. Может всё понятно опытным альпинистам, но ведь туда пойдут и неопытные. В любом случае, из любых ситуаций надо извлекать уроки. Ещё раз говорю - не претендую на роль эксперта и обвинителя. Вольно - невольно в голове возникают вопросы,думаю не только у меня одного. Я их задаю самому себе. Если кого-то обидел своим невежестовом, прошу извинить. Тема очень деликатная.
Понимаю мотивы , которые движут вами, когда вы пытаетесь понять что произошло. Только и вы и я можем скатиться к размышлениям весьма далеким от грамотного истолкования произошедшего. Поэтому заранее оговариваюсь, что я лично только позволяю себе "вольно мыслить", но очень осторожно. Читая разные суждения делаю кое-какие выводы., хотя знаю что они могут быть ложными.
Прежде замечу, что сразу вам возражу.
1.Если эта фотография сделана группой которая шла после Дарьи, то ни о каких следах и речи быть не может. Вы забыли что следующие шли через несколько дней (точно не помню числа) но перед этим шел сильный снегопад (это было помехой поискам с вертолета, если вспомните) осадки выпали сильные ( 40 или 50 см ) После такого снегопада о каких следах может идти речь?
2. масса человека (60-80 килограмм) настолько ничтожна для таких масс снега, которые исчисляються многими тоннами, что ни о каком "рычаге" и говорить не приходиться. Отрывы карнизов могут происходить без этого воздействия, и независимо от прохождения их альпинистом.
3. Если идти "по китайской стороне" - подальше от карниза - там свои сложности. Там идут срывы на китайскаую сторону, снежные оползни (не срывы карнизов, а оползни) Причем скатиться там можно запросто, увлеченный массой оползня.
4. Предвидеть срыв карниза практически невозможно даже очень опытному альпинисту, а вот предвидеть оползень более возможно исходя из наблюдения над снежным покровом. И вполне возможно что состояние снежного покрова была таковым что могли опасаться именно оползня на китайскую сторону, поэтому и пошли ближе к краю.
5. обозначенный крест ни в коем случае нельзя считать правильной отметкой. Потому что она находиться в 2-3 метрах от карниза, который продолжает стоять..
6. Они могли идти в 7-10 -15 метрах от карниза, но как раз могла оторваться масса глубиной 7-10-15 метров
А все остальное это гадание на кофейной гуше.
Мы не можем с уверенностью говорить об какой-либо ошибке альпинистов не имея возможности оценить всю картину прохождения, все условия в тот момент, а тем более не можем учитывать срыв карниза, который вообще не поддаеться никакому исследованию.
Знаем ли мы какой кусок оторвался? Его конфигурацию, глубину и ширину, точную линию самого обрыва.
А тогда о чем мы говорим?
О примитивной линии отмеченной красным пунктиром, который ведет к краю карниза?
По этой линии (если считать ее истинной) получается что они шли намеренно на край карниза. (что слишком сомнительно)
Поэтому я и написал предположительное место
И не строю иллюзий насчет полного понимания почему произошла трагедия.