Теряем лучших...погибла Дарья Яшина

При восхождении на п. Победы погибла Дарья Яшина - единственная девушка-участница недавнего скоростного восхождения на п. Ленина.
Для своего 27-летнего возраста девушка из Нижнего Новгорода была весьма опытной альпинистской и путешественницей. Оставаясь в стороне от официального альпинизма, она не участвовала в соревнованиях, не боролась за разряды и звания, была мало известна в широких кругах, и вместе с тем выросла в одну из самых перспективных восходительниц страны. Она вполне могла бы претендовать на "Золотые ледорубы" и звания лучшей альпинистки России...


В альпинизм Даша пришла в 2004-м году. Перед этим знакомый тренер по спортивному ориентированию попросил выступить с его командой на соревнованиях по технике горного туризма. Пройдя с десяток турслетов, она наслушалась разговоров друзей и захотела сама попробовать настоящих гор...

С тех пор в свой актив она записала восхождения в зимних Безенги, поход 5 к.с. по Тянь-Шаню, восхождение на Хан-Тенгри, пик Корженевской, соло на пик Коммунизма (!), соло на Мак-Кинли за 6 дней (!!!), Музтаг-Ата в альпийском стиле, блиц-восхождение на Ама-Даблам в двойке.

Работая гидом турфирмы, она побывала в джунглях Папуа Новой Гвинеи, на гималайских шеститысячниках, на Мак-Кинли, Аконкагуа и самом высоком в мире вулкане Охос дель Саладо.
Последним увлечением Даши стали ультра бег (участница Нью-Йоркского марафона), многодневные марафоны на выносливость. Ее функциональная подготовка была потрясающа. На пик Ленина в конце июня она поднялась с рекордным временем - 8 часов 30 минут!!!
Помимо спортивных достижений у Даши был опыт работы с инвалидами она подняла на Килиманджаро девочку с ДЦП, и инсулинозависимого диабетика - на Аконкагуа.
Пик Победы был последней ступенью в ее программе "Снежный барс", и стал последней ступенью в жизни..

Сергей Шибаев, ЭКС


Источник: http://alpfederation.ru Федерация Альпинизма России

+++

Я просто в шоке. Упокой Господи!

Комментарии (299)

Всего: 299 комментариев
#260 | Алексей »» | 01.04.2013 09:04 | ответ на: #258 ( Андрей ) »»
  
1
Случайность это непознанная закономерность. Профессионал тем и отличается, что сводит случайности к минимуму, хотя совсем исключить их невозможно. Для меня было важно услышать мнение альпиниста-профессионала экстра класса. Я его услышал и с ним согласен. Остальное сейчас уже не имеет смысла.
  
#261 | Анатолий »» | 01.04.2013 09:32 | ответ на: #260 ( Алексей ) »»
  
1
Мнение даже альпиниста экстра класса не является истиной в последней инстанции.
И именно и имеет смысл ПОНЯТЬ, что произошло и можно ли избежать подобного с теми кто пойдет в дальнейшем не только по этому маршруту но и подобным.

Если альпинист экстра-класса мне прочертит точную границу где может оборваться карниз, то я может и соглашусь.
Но именно альпинист экстра-класса должен знать, что эта граница не есть зафиксированная граница во все времена.
ГРАНИЦА МЕНЯЕТСЯ!
Меняется по многим факторам, как то:

1.Температура окружающей среды,
2.Состояние снега на данную минуту времени. (сложные изменения структуры снегового покрова, в глубине )
3.Направлении ветра.
4.Весовая нагрузка в определенной точке на карниз.
5. Осадки выпавшие за последнее время.

Есть и еще факторы. (это ведь только на вскидку приведено)
Но вполне достаточно и этих 5 факторов , что бы НИ ОДИН альпинист, даже экстра класса не сумел бы вычислить место границы обрыва карниза.
Рекомендации "держаться подальше от карнизов" - вроде бы справедливые не выдерживают критики, потому что с другой стороны карниза бывают совершенно другие факторы риска, и тоже их не менее 5 факторов! Если бы не тот же риск с другой стороны - то конечно держаться подальше от карнизов.

Опытнейшие альпинисты экстра-класса срывались на карнизах! И неоднократно!
И не думаю что статистика покажет что неопытные срываются чаще чем опытные.

Карнизы, как и снежные-ледовые доски, как и лавины НЕВОЗМОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ!
Можно лишь удачно пройти, или погибнуть.

И удача не будет зависеть от опыта.
Гибель опытнейших альпинистов на карнизах, на ледовых досках, в лавинах, - подтверждение моим словам.

Если вы всего этого не понимаете, то постарайтесь понять, и не строить иллюзий ни себе, ни многим.

+++

О снежных карнизах, снежных досках.


РАБОТА ВЕТРА В ГОРАХ

Чем выше в горы поднимается лыжник-альпинист, тем явственнее видит он следы неустанной работы ветра. На гребневой, верхней части хребтов свежий снег лежит недолго. Ветер или во время снегопада или вскоре после него сдувает снег на склоны и дно долин и ущелий. Память о его работе на гребнях остается в виде огромных снежных карнизов и "снежных подушек", да бесконечных, будто гипсовых, "заструг", которыми испещрены склоны, подверженные действию ветра. Наиболее подвержены работе "ветра высокие гребни, открытые безлесные хребты, поляны и склоны, особенно лежащие выше лесной зоны.

Глубокие долины и ущелья, защищенные со всех сторон высокими острыми гребнями, дольше сохраняют хороший лыжный снег, чем прекрасные лыжные профили открытых альпийских лугов, на которых беспрепятственно гуляют ветры. Снег не удерживается на травянистых склонах, и даже в достаточно обильные снегом зимы можно зачастую наблюдать, что там, где, предполагались прекрасные лыжные спуски, выступают обледенелые пучки травы и, наоборот, на крупных каменных осыпях и в широких каменистых кулуарах лежит вполне удобный для лыжного подъема и спуска снег.

Выбирая путь по склонам долин и хребтам, нужно постоянно помнить о том, что ветер не только перераспределяет снег по горному профилю, но служит также и причиной изменения структуры снега.

Наиболее красноречиво говорит о регулярной работе ветра наличие снежных карнизов, причудливым кружевом окаймляющих гребни вершин высокогорной зоны.

Снежные карнизы (рис. 1а) образуются в горах на верхушках гребней и хребтов, на резких перегибах склонов, при наличии сильных потоков воздуха. Нередко можно встретить небольшие карнизы даже на дне долины, в середине склонов, на камнях, моренах, по краям подветренных горных склонов, желобов и кулуаров, если направление ветров вдоль долины.

Карниз возникает вследствие известного аэродинамического эффекта. Ветер несет с собой снег по наклонной плоскости наветренного склона. В том месте, где склон гребня обрывается в противоположную сторону, возникает разрежение, в которое втягивается воздушный поток с подветренной стороны. В образованном между этими сливающимися потоками так называемом "мертвом треугольнике" и прилепляются, образуя карниз, частицы снега, подхваченные ветром. Новые ветры и снегопады повторяют процесс. С течением времени снег карниза уплотняется.

Снег карниза по своей структуре неоднороден. Постоянные карнизы имеют слоистую структуру, по которой можно судить о количестве снегопадов, так же как по годовым кольцам дерева можно судить о его возрасте. Внутренние слои снега плотнее, наружные, не успевшие осесть, рыхлее.

Рисунок 1. Формы карнизов:
а) вновь образованный карниз;
б) свернувшийся карниз со снежной подушкой";
в) жолоб выдувания


В силу того, что снег весьма пластичен, карнизы, как правило, свертываются (рис. 16) даже непосредственно во время образования, приобретая в сечении почти серповидную форму. Край карниза может даже свернуться до подветренного склона, образовав пустоту внутри карниза.

Карнизы образуются преимущественно на подветренной стороне. Так как на Центральном Кавказе доминирует направление ветра с юго-запада на северо-восток, то перевальные седловины и гребни вершин украшаются карнизами, нависающими на северной и восточной сторонах. Большое значение для образования карниза имеют также очертания и крутизна склона, через который дует ветер. Наиболее легко карнизы образуются при пологой наветренной и крутой подветренной стороне. В случае, когда крутой склон лежит с наветренной стороны, образования карнизов не наблюдается.

На дне долин и на склонах гор, где часто дуют ветры, лыжник может встретить миниатюрные карнизы, которые могут служить хорошей защитой от ветра на биваке. По ним можно судить о направлении и силе ветра в долине.

Однако далеко не весь снег откладывается в карнизе. Большая часть его проносится ветром дальше, и до вольно значительная часть откладывается непосредственно под карнизом. Таким образом, под карнизом на подветренной стороне образуется "снежная подушка", которая может лежать на склоне, если он не очень крут.

"Снежная подушка" представляет собой большую массу снега, слабо закрепленную на склоне. Часто до статочно ступить на лежащий под карнизом нанос, чтобы вся эта масса от сотрясения легко сдвинулась с места. Иногда "снежная подушка" может быть покрыта настом.

Толщина "снежной подушки" достигает максимума под карнизом и утончается книзу склона, постепенно сходя на - нет.

Подкарнизный нанос особенно опасен тем, что он скрывается под самыми безобидными мягкими формами склона. Иногда карниз имеет очень небольшие размеры по сравнению со "снежной подушкой". Часто карниз совсем отсутствует, в то время как "снежная подушка" имеет гигантские размеры.

Следует заметить, что формы "снежной подушки" могут особенно легко привлекать и состоянием снега и мягкой крутизной склонов, часто скрывающей огромную опасность лавин.

Ветровые образования можно встретить перед препятствиями, в частности перед большими скалами или камнями. Здесь ветер в месте завихрения образует пустоту- "жолоб выдувания" (рис. 1в), который может иметь Глубину до нескольких метров. За камнем (или другим препятствием) тянется ровный двусторонний снежный гребешок, куда откладывается частично выдутый снег.

Подветренная сторона "жолоба выдувания" может быть с успехом использована для снежной пещеры, так же как и снежный гребешок за камнем. Середина "жолоба выдувания" представляет собой как бы "аэродинамическую трубу", в которой почти постоянно дует ветер.

За редкими исключениями снегопады в горах происходят при повышенной влажности воздуха, особенно во второй половине зимы.

Именно влажный ветер, перенося снег с места на место, образует на открытых местах, и особенно часто на подветренных сторонах хребтов, щитовидные на пластования, известные под названием "снежных досок". "Снежные доски" отличаются от ветрового наста, образующегося обычно на наветренных сторонах гребня, тем, что они непрочно скреплены со своим подслоем или грунтом. Зачастую образование "снежных досок" чередуется с образованием солнечного наста.

Напластованный матово-серый мелкий плотный снег состоит из очень мелких ледяных зерен. Иногда он имеет во всю толщу желтоватый оттенок, что свидетельствует о наличии в нем пыли, занесенной ветром с выше расположенных разрушенных скал, осыпей и морен. Снег "снежной доски" может быть настолько твердым, что на нем не оставляет следа даже окованный ботинок и ребро лыжи. В этом и заключается коварство "снежных досок".

Внешне крепкая, снежная поверхность склона под тяжестью лыжника может легко сломаться на множество кусков, образуя тяжелейшую лавину. Во время снегопада без ветра "снежную доску" часто прикрывает пушистый слой снега, маскирующий опасность.

"Снежные доски" могут лежать на насте или на мягком снегу. В последнем случае лавиноопасность особенно велика и к тому же дольше сохраняется; мягкий снег под пластом оседает, постепенно отходя от "снежной доски". В результате образуются пустоты {рис. 2), над которыми "снежные доски" могут легко надломиться. Напластования, лежащие на насте, безопаснее, к тому же, скрепившись с основанием, они могут в течение нескольких дней стать совершенно неопасными.

Рисунок 2. Пустота под "снежной доской"

Лыжник-альпинист должен учесть, что "снежная доска" может образоваться за несколько часов, особенно во время метели, но продолжает быть опасной в течение дней и даже недель. Естественно, что при низкой температуре опасность сохраняется значительно дольше, чем при более теплой погоде, когда снег напластования оседает сравнительно быстро. Для обнаружения опасности "снежных досок" полезно иметь с собой лавинную лопату и, проходя по подозрительным местам, время от времени брать пробу снега.

Ветровой наст, в отличие от запластованного ветром снега, крепко связан, благодаря давлению ветра, со своим основанием и поэтому не так подвержен лавинообразованию. Поверхность ветрового наста характер на "застругами", образованными ветром. На пологих руслах ледников такие заструги представляют серьезные затруднения как на подъеме, так и на спуске, особенно при езде с веревкой поперек их направления и при боковом скольжении.

Источник: ttp://www.skitalets.ru

+++


Вот пусть альпинист экстра класса и вычислит где оборвется карниз (если оборветься.) Где линия обрыва?
ГДЕ?
А с другой стороны может сойти снежная доска.
Пусть вычисляет!





Вот пусть вычисляет! Пусть прочертит ТОЧНУЮ ГРАНИЦУ ОБРЫВА КАРНИЗА!
А потом в этой теме обвиняет Дарью Яшину в неопытности!


Я же сейчас покажу предпологаемые места обрыва карниза, которые могут вместе с собой унести альпиниста на тот свет.

Вот по последней фотографии:
ВАРИАНТЫ ОБРЫВА КАРНИЗА.
Причем будут зависить эти варианты от пяти факторов:

1.Температура окружающей среды,
2.Состояние снега на данную минуту времени. (сложные изменения структуры снегового покрова)
3.Направлении ветра.
4.Весовая нагрузка в определенной точке на карниз.
5. Осадки выпавшие за последнее время.






Если в первых двух вариантах альпинисты прошли, хотя и был срыв карниза,
то в третьем НЕ ПРОШЛИ И ПОГИБЛИ!


Потому что карниз может оборваться по схеме:


И третий вариант имеет не меньшую вероятность по сравнению с 1 и 2 вариантом.
Все зависит от этих пяти факторов.
А эти пять факторов ОЧЕНЬ ИЗМЕНЧИВИ!

Есть и 6 фактор. он постоянен.
Это рельеф скальной породы .
только его НИКТО НЕ ЗНАЕТ!
Ни один опытный альпинист экстра класса не знает ИСТИННЫЙ РЕЛЬЕФ СКАЛЬНОЙ ПОРОДЫ, потому что он скрыт под снегом.
А от него так же зависит какая будет граница срыва карниза.


А рельеф скальной породы может быть вот таким (как на верхнем рисунке,)
а может быть и вот таким:


Поэтому может быть и 4 вариант срыва карниза. (и он захватит тропу альпинистов еще больше.)

Трещины, которые могут показать границу срыва карниза (а они не всегда бывают в наличии!) очень часто заносятся снегом и их просто не видно!


погибшие из за обрыва карниза

Альфред Паллавичини (Alfred Pallavicini), в 1886 году сорвался с карнизом во время первово-прохождения Глокнерванда в Австрии

Фритц Каспарек (Fritz Kasparek), один из перво-проходцев северной стены Эйгера, в 1954 году сорвался со снежным карнизом во время первовосхождения на Салкантах в Перу

Герман Буль (Herrmann Buhl), первовосходитель на Нанга Парбат и Броудпик, в 1957 году сорвался в пропасть с обвалившимся карнизом при попытке совершить перво-восхождение на Чоголизу в Пакистане

Мартин Ляйнауер (Martin Leinauer), преподаватель немецкой школы Горных Гидов во время учебного восхождения на зимний траверс Ватцмана

Патрик Беру (Patric Berhault), один из самых блестящих альпинистов современности погиб 28 апреля 2004 года на банальном маршруте 3 категории сложности на траверсе Дом-Тешхорн

+++

В 2008 году 23 июля сорвался со снежного карниза на пике Хан-Тенгри на высоте 6400 метров поляк Матеуш Олекси.

52-летний Джозеф Боулиг сорвался вниз, когда рухнул снежный карниз, окружавший кратер. Он находился примерно за 1,5 метра от самого кратера, пока не обвалился снег

Недавно погибли Виктор Грищенко и 50-летний Виктор Багмет. В тумане вышли на карниз.

В результате обрушения карниза и камнепада погиб Стефан Бросс


Джо Периир , 37-летний американский альпинист забравшись на высокий хребет вблизи вершины, провалился через карниз и упал на 1500 футов вниз


В Перу погибли восемь иностранных альпинистов. Обрушился отколовшийся от горы ледяной карниз.


И ведь это далеко не полный список...
#262 | Алексей »» | 01.04.2013 13:43 | ответ на: #261 ( Анатолий ) »»
  
2
То, что Вы снова начнёте спорить я не сомневался. Но меня этот спор не интересует. Теоретически можно обосновать всё. Я тоже могу найти инфу в инете в свою пользу, только какой в этом толк. Я больше доверяю во всем мнению профессионалов. У Вас своя точка зрения, у меня своя. Кто прав знает только Бог. А так как встретиться с Богом можно только после смерти, то спорить сейчас нет смысла. Вы считаете, что случайности есть, а я, что их нет. Мне, по большому счёту, безразлично случайность это или ошибка, главное что Даши нет, для меня это трагедия, а всё остальное вторично. А то, что профессионалы погибали и будут погибать понятно всем. Профессионалы тоже ошибаются. Спасибо за внимание. Я больше не пишу.
  
#263 | Peter Babinec »» | 01.04.2013 13:53 | ответ на: #261 ( Анатолий ) »»
  
2
Здравствуйте Анатолий хорошо вы написали это! К сожалению, как умерлa Дашка может умереть и другие альпинисты. Это очень печальная и трагическая статистика.
  
#264 | Анатолий »» | 01.04.2013 13:59 | ответ на: #262 ( Алексей ) »»
  
2
Короче. Аргументов нет.
Есть желания видеть ОШИБКИ.
Ошибок нет!
Потому что просчитать ТОЧНО ни обрыв карнизов, ни сход лавин, ни сход снежных досок НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ!

И потому опыт здесь бесполезен!

Можно предвидеть только угрозу. Но не конечный конкретный результат.

И дело не в СЛУЧАЙНОСТИ, а в невозможности просчитать ВСЕ ФАКТОРЫ, которые влияют и весьма серьезно на конечный результат.
  
#265 | Анатолий »» | 01.04.2013 14:05 | ответ на: #263 ( Peter Babinec ) »»
  
3
Здравствуйте Петер!
В том то и дело, что ПЫТАЮТСЯ представить, то что случилось как ОШИБКУ Дарьи.
А на самом деле это не ошибка.
И опыт у нее был!
И дело не в опыте, в молодости, в профессионализме.

И случаи весьма похожие с прекраснейшими альпинистами, высочайшего класса, показывают, что это трагедия, которая действительно может случиться с каждым альпинистом независимо от его знаний и опыта.

И кто обвинит мастеров альпинизма (список я привел) в непрофессионализме или ошибке?
КТО?
Кто посмеет так сказать?
У кого повернется язык?

Спасибо за понимание!
#266 | Ludmila »» | 13.04.2013 13:25
  
2
Сегодня абсолютно случайно узнала, что Даша погибла. Жалко невыносимо... Таким она светлым человечком была...не хочется верить

http://fotki.yandex.ru/users/lich16/view/169711?page=2
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU