Однажды мне пришло приглашение от Федерации Альпинизма Россиии:
"Уважаемые друзья, приглашаем вас принять участие в «Съезде восходителей» - юбилейной встрече всех альпинистов бывшего Советского Союза, побывавших на высшей точке планеты, которая состоится 8 ноября 2012 года в Москве. ------- Место проведения: --------
К участию во встрече приглашены альпинисты экспедиции 1982, 1992 годов, восходители на Эверест по Северной стене, а также Жумаев и Пивцов – единственные альпинисты бывшего СССР, успешно завершившие программу «Четырнадцать восьмитысячников».
В программе мероприятия: ------------
С уважением, Федерация альпинизма России
Адрес: ----------- Телефон / факс: ------------"
Сначала мне стало грустно... Но затем я рассмеялся. И все стало на свои места.
Перед новогодними праздниками 2015 года Ольга уехала кататься на горных лыжах. Под Рязанью есть где раскачать фанатизм лихих спусков. Эти склоны не идут в сравнение с гигантскими просторами Эльбруса или Вальгардены, но тоже неплохо! При желании, порезвиться можно и на берегах Оки. Посреди Среднерусской равнины-низменности.
В общем, жена исчезла в сыпавшем с неба снегу. А мы с дочерью решили "зажигать" по-своему. Прежде всего покатали Александру на качели в соседнем дворе. Затем прогулялись в знакомый киоск за питьевой водой. Следом пришла очередь бросать снежки в детей у школы неподалеку.
Я вспомнил, как летом с Сашкой на плечах пришел сюда. Заглянул в школу с предложением рассказать молодежи о гималайских приключениях, о горах, о непальской культуре. "Безвозмездно, то есть, даром", как выражается героиня Сова в любимом дочкином мультике. Посмотрели на меня в высшей степени странно. И постарались избавиться побыстрей. В итоге рассказ не состоялся.
Недавно в российских новостях прозвучала цифра в 100 млрд рублей, выделяемых на развитие Спорта. Не могу назвать свое равнодушие странным. Даже весело. Эти огромные суммы не будут тратиться на альпинизм, на реальную работу. Возможно, в Красноярском Спорткомитете что-то и произойдет благодаря харизме и упорству Захарова, но в других местах... Остается биться головой о стену.
- Ты что-то получил со Спорткомитета Московской области? - ехидно спрашивал я. - Везде их продвигаешь, фотки с флагом на фоне Канченджанги и тому подобное...
- Денис, надо налаживать контакт, отчитываться! - убеждал меня Артем Браун. Он неисправимый оптимист. Даже в соседнем Подмосковном поселке умудрился устроить ремонт школы и помощь разным детям. - Они же дали свой флаг!
- Схема отработанная, - я улыбнулся со всем знанием темы. - Чинуши отчитаются по нашим результатам, будут получать оклады и бюджеты. А мы бананы под пальмой доедать.
Так было в Казахстане в течение многих лет. Спортсмены вроде Самойлова, Дедешко, Отепбаева, Дурова, Трофимова, Чечулина и других занимались реальными горовосхождениями, а Федерация и альпинистическое руководство ЦСКА отчитывались о Золотых Ледорубах, выигранных Чемпионатах и т.п., как мероприятиях проведенных под ИХ руководством. Ни грамма совести не вкладывая в успех. При этом умудряясь вставлять палки в колеса бесконечными правилами, нормами, интригами и бумажками.
Так произошло и в МинСпорта Московской области. Один из Заместителей, куда нас "спустили" по инстанциям, оценил топтавшихся у порога двоих хамов презрительной усмешкой. Вывел в разряд попрошаек-голодранцев.
- Ну какой альпинизм в Московской области, ребятки?! Сами понимаете, что ничего здесь быть не может.
С тем мы и ушли. Артем расстроенный, я удовлетворенный. Все это уже проходил в Казахстане. А потом и при встречах в России с важными в своей исключительности чинушами. Бороться с Системой или прогибаться под Систему - терять время!
Мне думается, что правительству есть на что тратить деньги. Важные стороны жизни требуют внимания. Как медицина, школы, детские дома, помощь инвалидам, помощь обычным людям в отдаленных районах. Зачем говорить "о 100 млрд рублей, выделяемых на развитие Спорта", который может (и должен) развиваться на деньги спонсоров?
"Всего на свете не успеть" - это аксиома. Фраза "но стоит попытаться" меня не устраивает потому что глупа по определению. Жизни не хватит чтобы "пытаться" биться головой о стену. Надо действовать. Разумно ограничить цели и задачи - тогда появляется возможность проявить их полней, ярче, красивей. Тогда можно быть свободным и реализовывать мечты.
Поэтому мой путь лежит в другом направлении. По примеру Александра Ручкина, Симоне Моро, Алексея Болотова, Димы Грекова, Марио Курниса... если я правильно понял их уроки.
ссылка на фото-галерею с Колосов https://www.facebook.com/media/set/?set=a.907689209252558.1073741845.175835829104570&type=3
"говорили, что выступление Урубко отличалось от других, чувствовался иной менталитет, русская душа, поэтичность. Интересно было узнать о тебе как альпинисте и человеке для тех кто раньше не знал".
"материал с http://wspinanie.pl/2015/03/denis-urubko-spragniony-milosci/
Книга Дениса Урубко "Ледоруб лейтенанта" - это сброник различных по объему, тематике и стилистике новелл, написанных автором в период с 2008 - 2011 года, расположенных в хронологическом порядке. Недавно натурализованный Поляк представляет в них свои приключения, связанные с восхождениями в Тень- Шане, в Крыму, в Каракорум, и, наконец, в Высоких Гималаях.
Ледоруб лейтенанта (Denis Urubko) по объему и художественному уровеню отдельных рассказов разнится: рядом скучным, закостенелым рассказом с церемонии Piolet D'Or Asia найдем поэтические жемчужины вдумчивого рассказчика. На внимание заслуживают, в частности, две позиции: "Реинкарнация" и одноименный "Ледоруб лейтенанта".
"Реинкарнация" - смело расписана в четырех взаимно доболняющих себя рассказа. Основным является субъективный анализ о ходе двух экспедиций на Макалу: летней (май 2008 г.) и зимней (пик покорен вместе с Симоне Моро 9 февраля 2009 года) и прохождение в альпийском стиле новой дороги на Чо Oju (май 2009 г., с Борисом Дедшко). На эту историю накладывается ретроспективный ряд цитат из книги "Тигр снегов" автор Tenzing Norgay, в которой первовосходитель на Эверест излагает ход неудачной зимней экспедиции на Нанга Парбат.
Этот успешный художественный прием углубляет историческую перспективу: мы видим значительные различия в организации и проведении экспедиции более 60 лет назад в сравнении с настоящим, но мы также видим идейную связь, ментальная идентичность между пионерами и современными ведущими альпинистами зимнего гималаизма. Читатель понимает, что основные трудности зимней экспедиции: вездесущий снег, обезоруживающий мороз, короткий день и опасности, которые несет в себе ночь, технические сложности и выдержка, не изменились; зимний гималаизм остается экстремальным вызовом.
Между летним и зимним восхождением на Макалу дезертир из Казахстана набирает силы в поистине идиллическом курорте в Гоа. О деталях этой поездки рассказывает третий из нитей, заключенный в форму "заметок тренировок" - немного здесь вдумчивого анализа чувств и мыслей, зато довольно много точных и порой утомительных записей ежедневного бега трусцой, морских купаний и незатейливого питания.
Четвертая нить повествования, до сих пор столь успешно испольован такой художественный оборот, пожалуй, только в рассказах Адама Skoczylasa, история зарождающейся любви. Эта тема раскрывает в полной мере романтическую природу Urubko - искренне, но без сентиментальных нежностей, вводит нас автор в интимный мир эмоциональных переживаний, которые он испытал во время экспедиций в высоких горах. В конечном счете, романтическая, зрелая любовь становится восстанавливающей силой, реинкарнацией человека, который посвятил горам всю свою пройденную жизнь, свою семью и даже любимую родину.
фото Анны Пиуновой
"Ледоруб лейтенанта", созданный в виде повествования-воспоминания в кругу друзей, которые рассказывает старик, каким Urubko предстваляет себя в 2060 году. Из-за своих размеров, множества тем и художественного приема рассказ кардинально отличается от остальных и представляет собой доминанту всей книги, "Ледоруб" в принципе - это роман в масштабе мини. Журналист по образованию, иногда поэт по призванию, Urubko не умеет навязывать себе дисциплину, которая должна характеризовать рассказчика. В результате художественный уровень повести неодинаков, хотя все время высокий: фантастические элементы представляют собой насильственные, немного неестественные перерывы в нити рассказа документального, воспоминаний во главе с описанием обстоятельств получения командой Urubko - Dedeszko Золотого Ледоруба 2009.
Интересным стилистическим приемом, примененный в рассказе "Согретая Вечность", был отказ от повествовани от первого лица. Это хороший пример умелого преподнесения изложения событий с штурмовой атаки в профессиональный репортаж, и даже готовый сценарий фильма. Сознательное отсутсвие описания внутренних переживаний компенсируются редкими, точно описаные диалоги.
Дениса Урубко отличает легкий стиль, богатый словарный запас и талант описания личного опыта красиво и душевно, и одновременно искренне и прямо. Собранные в книге "Ледоруб лейтенанта" рассказы выделяются на фоне широкой литературы на тему гор лиричностью, богатством, описанных переживаний, тонкостью испытываемых эмоций, но и сознательностью в подборе выскзываний, владением слова. Прозе Урубко ближе к мастерам репортажа с Рышардом Kапусчинском во главе, чем до однообразных, со строгой отчетностью скучных и монотонных рапортов Мирослава Фалько Донсаля, тенденциозных интервью с Рышардом Павловским или сильно натянутым артистизмом книг Ежи Кукучки.
Книга приобретает еще больше, если сравнить ее с биографическим рассказом Симоне Моро "Зов льда" путем сравнения описания зимнего восхождения на Макалу. Та же история, увиденная и представленная читателю двумя кардинально разными путями, приобретает не только подлинность и глубину, но и показывает очевидное преимущество способностей интровертного "польского Русского" над экзальтированным Итальянецем.
Эту замечательную книгу я рекомендую, прежде всего, неисправимым романтикам, эстетам, исключительно гурманам, которые ожидают от горной литературы чего-то большего, чем описания восхождений на вершину горы вместе с описанием расчетов необходимого оборудования и логистических операций. Отдельные рассказы настолько отличаются познавательными достоинствами, что должны заинтресовать читателей, которые еще стремятся формировать свой литературный вкус.
Илона "Принцесса" Ленцка"