Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счёту ралли-марафон проходит по территории одной страны – Перу. В основной своей части маршрут гонки проложен по пустынным районам и дюнные участки составят около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последуют 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров - спортивные спецучастки. 17 января ралли-рейд финиширует в Лиме.
В грузовом зачете нашу страну перставляют экипажи команды «КАМАЗ-мастер» - Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Андрея Каргинова, они выступают соответственно под 500, 502, 514 и 518 гоночными номерами.
Кроме «Синей Армады» в «Дакаре» также представлены и другие россияне. В легковом зачете гонки примут участие экипажи Владимира Васильева, Дениса Кротова, Сергея Карякина и Александра Доросинского. В мотозачете гонки примут участие Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков.
Церемония старта довольно сильно выбилась из запланированного графика и в закрытом парке (зона стоянки спортивных машин с ограниченным доступом) собралось приличное количество спортсменов, ждущих отмашки для движения к подиуму. Гонщики коротали время в общении и исследовании машин конкурентов.
«Сильные соперники – это всегда интрига и дополнительный интерес к гонке, это добавляет азарта и мотивации», - сказал Эдуард Николаев отвечая на вопрос журналистов о том, не пугает ли его столь сильный состав участников грузового зачета и, в первую очередь, звёздный состав команды голландца Жерара Де Роя.
Сам Де Рой объяснил свое возвращение в «Дакар» желанием спонсоров и болельщиков, а также тем, что из программы гонки в этом году были исключены Боливия и Аргентина, ландшафты которых по его мнению не совсем ралли-рейдовые. Жерар все же является поклонником Африки и в этом смысле перуанское меню гонки состоящее из рыхлых надутых в январе песков и экстремальных размеров дюн самое что ни на есть его: «Да, у нас сильный состав и мы, безусловно, приехали бороться за подиум».
Еще один из соперников россиян чешский пилот Алеш Лопрайс, отвечая на вопрос о целях и планах на гонку тактично ответил в духе «человек предполагает, а Бог располагает»: «Дакар – это экстремальные условия, очень много здесь зависит от удачи, в конце концов техника может не выдержать, но, конечно, мы постараемся сделать все от нас возможное, чтобы показать достойную борьбу».
Справка. Ралли «Дакар-2019» в цифрах.
• Протяженность маршрута 5600 километров, включая 3000 километров скоростных участков, 10 этапов
На «Дакар-2019» заявлено 334 спортивных экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов/квадроциклов, 126 внедорожников/багги и 41 грузовик
• 70 процентов спецучастков проложено в дюнах
• Маршрут гонки 2019 года включает в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждет бивуак в Такне, а мотоциклистов и квадроциклистов – бивуак в Мокегуа, где придется обойтись без технической помощи
• 29 стран принимали ралли-рейд за всю его 41-летнюю историю (3 в Европе, 5 в Южной Америке, 21 в Африке)
• По числу представителей на гонке лидируют французы, на втором месте – испанцы, на третьем - голландцы
Команда "КАМАЗ-мастер"
Основана в 1988 году.
Пятнадцатикратный победитель ралли «Дакар».
Семикратный победитель ралли «Шелковый путь».
Бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам.
В составе команды:
15 мастеров спорта международного класса
11 Заслуженных мастеров спорта России
14 мастеров спорта.
Команда сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики и выступает на них в соревнованиях.
С момента основания команда выступает только на отечественных автомобилях, популяризируя российский автоспорт и продвигая на мировом уровне отечественную технику.
Экипаж Николаева выиграл первый этап "Дакара" в зачете грузовиков
Экипаж российской команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Эдуарда Николаева одержал победу на первом этапе ралли-рейда "Дакар" в зачете грузовиков, который проходит в Перу. Россияне проехали дистанцию между перуанскими городами Лима и Писко за 1 час 9 минут 5 секунд.
«Дакару-2019» еще до старта многие прочили славу непредсказуемой гонки, каждый день, которой будет приносить немало сюрпризов. Объяснение вполне логичное – пески и дюны с крутыми кренами таят много сюрпризов. А быстрое движение курсами по широким песчаным просторам часто усыпляют бдительность спортсменов, что чревато переворотами либо заcтреваниями, либо проблемами с навигацией. И если вчерашний первый день гонки прошел для большинства экипажей более-менее гладко, то сегодня перуанская пустыня уже начала показывать свой крутой нрав. 342-километровый спецучасток от Писки до Сан Хуан Де Марконы изобиловал всевозможными информационными поводами, возможно, порадовавшими журналистов, но огорчившими отдельных спортсменов. К примеру, еще на первой части этапа потерпел аварию и сильно разбил свой капотный грузовик Renault голландец Мартин Ван Ден Бринк. А экипажам российской команды «КАМАЗ-мастер» дважды пришлось выступать в качестве спасателей: в самом начале этапа экипаж Дмитрия Сотникова оказал помощь экипажу известного китайского пилота Хан Вэя, имевшего технические проблемы в первой половине маршрута. Ближе к концу спецучастка для помощи белорусскому экипажу Сергея Вязовича останавливался экипаж Айрата Мардеева.
Спецучасток начался с дюнного участка длиной около 60 километров, вперемешку с быстрыми песчаными дорожками. Средняя часть маршрута представляла собой трассу по пляжу вдоль океана с заездами в песчаные холмы, потом пошли жесткие дороги. Сначала бездорожье, убойное, как его обычно называют российские ралли-рейдовцы, потом пошли твердые дороги. Бугристые, порой с камнями. Завершающая секция спецучастка представляла собой 40-километровый участок дюн. Штурманам экипажей пришлось отследить и «взять» 98 точек по маршруту.
Лидеры грузового зачета прошли весь этап стабильно, что свидетельствует с одной стороны о примерно одинаковом уровне мастерства экипажей претендующих на подиум, а с другой стороны говорит об их осторожности и стремлении сохранять хладнокровие. Весь спецучасток темп задавал стартовавший первым экипаж Эдуарда Николаева. Практически вровень с его скоростью шел преследовавший его экипаж голландца Жерара Де Роя. Отличную скорость показывал сокомандник Жерара аргентинец Федерико Виллагра. О рвении, проявленном третьим экипажем во главе с Тоном Геннугтеном свидетельствует то, что от вибраций на его IVECO капотом вышибло собственное ветровое стекло.
В привычном для себя агрессивном атакующем стиле ехал и экипаж россиянина Дмитрия Сотникова, это обеспечило ему третье место по результатам этапа. «Проблем с машиной не было, в целом довольны. Рваный темп, смешанный , порой нужно было аккуратничать и дюны были не везде ходовые. Где-то можно и было и «воткнуться» носом. Старались быть быстрыми, но не рисковать сильно, потому что ошибки в этих песках чреваты потерей времени, а на жестких участках напротив старались добавлять. Мы могли бы быть чуть быстрее, будем стараться ехать быстрее в последующие дни. Сегодня только второй день гонки и ехать быстрее будут стараться все. Никто пока не едет на сто процентов возможностей. У каждого есть запас», - прокомментировал итоги дня Дмитрий Сотников.
Андрей Каргинов стабильно прибавлял в скорости по ходу этапа: «В первой части нас ждала череда дюн, часто сменявшаяся твердым покрытием. Приходилось постоянно работать давлением в шинах. Старались заранее сбрасывать его перед въездом в дюны и быстро накачивать на твердых покрытиях, чтобы не терять в скорости. Кроме песка были очень жесткие участки, где чрезвычайно тяжело было организму. Просто было невыносимо. Пытались ехать не сбрасывая газ. Понимали, что это наша трасса и надо это использовать. Были и потери, застревали не надолго, но все же теряли время. Потери со временем также были из-за того, что не могли найти одну навигационную точку. Мы ранее не сталкивались с этим. Это особенность Дакара, в котором мы участвуем после трехлетнего перерыва. Направление движения к такой точке не высвечивается в навигационном приборе. Она «берется» только когда попадаешь непосредственно в радиус этой точки».
Ахмет Галяутдинов, механик экипажа Айрата Мардеева в качестве самого эмоционального момента дня отметил концовку этапа во время жесткого спринта с экипажами белоруса Сергея Вязовича и чеха Мартина Мацика. В какой-то момент Мацик отстал, а дуэль между «КАМАЗом» и «МАЗом» закончилась переворотом последнего. Как пояснил Айрат Мардеев, он успел сбросить скорость, увидев, что впереди по краю дюны расставлены камеры GoPro зрителей. Это всегда признак того, что здесь или трамплин, или другая опасность. В данном случае это была «ступенька». Сергей Вязович начал тормозить в последний момент, провалился ходом вперед и машина опрокинулась практически через нос на бок. Экипаж Мардеева тут же остановился, помог белорусским друзьям выбраться из машины и только убедившись, что их здоровью ничего не угрожает, продолжил движение к финишу до которого оставалось совсем немного. Любопытно, что авария произошла практически в том же месте, где Сергей Вязович опрокинулся и в прошлом году.
Руководитель команды Владимир Чагин подвел итоги дня: «Сегодня отличную оценку можно поставить экипажам Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Андрея Каргинова, правда Каргинову с оговоркой: до последних 100 километров он наращивал темп, потом, к сожалению, были потери времени из-за застревания в песках и навигационной проблемы. В итоге отдали соперникам время которое отыграли поначалу. Стабильный, но более медленный темп показывал Айрат Мардеев. Весь день ехал на 10-12-й позиции. Общались с Айратом. Надо менять темп и ускоряться. Приятно, что сегодня наши экипажи смогли помочь китайскому экипажу Хая Вэя и Ляо Миня. Остановились для помощи белорусскому экипажу Сергея Вязовича. Сейчас машины проходят подготовку к завтрашнему дню. Со спецучастка никаких поломок ребята не привезли».
Дакар приближается к своему экватору. 12 января всех участников ждет долгожданный отдых в Арекипе. Но до этого на четвертый и пятый день гонки организаторы решили испытать участников марафонским этапом. 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждал бивуак в Такне, а мотоциклистов и квадроциклистов – бивуак в Мокегуа, где экипажам пришлось обойтись без технической помощи и все возможные поломки спортсменам предстояло устранять своими силами без помощи механиков. К счастью, камазовские экипажи прошли 351-километровый спецучасток разделенный зоной нейтрализаци без особых проблем. Андрей Каргинов пробил на этапе два колеса, на одном повредил диск, доехали на подкачке. Были небольшие потери времени в мягком песке, в сумме не более 1,5 мин. Также были некоторые проблемы с навигацией, которые также повлияли на результат. Тем не менее Андрей показал лучшее время дня в грузовом зачете. У Дмитрия Сотникова случилась похожая ситуация, как это было с ним на первой части марафонского этапа в прошлом году. Его экипажу пришлось остановиться на 68-м километре. Пропал наддув, лопнул резиновый патрубок между турбокомпрессором и радиатором. Вчера старый патрубок специально заменили на новый, так что причина неполадки пока не совсем понятна. Потеряли около 15 минут на замене. В зоне нейтрализации (остановка здесь не идет в зачет времени прохождения этапа) заменили поврежденное колесо. Также в зоне нейтрализации менял колесо экипаж Айрата Мардеева. Ему пришлось сегодня совершать много обгонов из-за не лучшей стартовой позиции после вчерашнего неудачного для него этапа. Его экипаж также имел некоторые потери времени на навигации. Без приключений прошел этап экипаж Эдуарда Николаева. Машина в порядке. На 27-м километре застряли в мягком песке, потеряли около 13 минут чтобы выбраться. Сохранили целыми колеса.
Более серьезными были проблемы у соперников россиян. Более 3 часов на этапе потерял аргентинец Федерико Вилагра. Причины пока неизвестны. За вчерашний день таблица генеральной классификации и так уже поменялась не в пользу соперников «КАМАЗ-мастера». Более часа застряв на дюне потерял голландец Жерар Де Рой. Несколько часов из-за поломки ступицы простоял на этапе белорус Сергей Вязович. Разного рода проблемы имели Мартин Коломы и Алеш Лопрайс. На этом фоне отлично показывает себя молодой чешский пилот Мартин Мацик на LIAZ. Сегодня он был вторым лишь полторы минуты уступив лидеру этапа Андрею Каргинову. В генеральной классификации чех идет четвертым сразу за Эдуардом Николаевым, Андреем Каргиновым и Дмитрием Сотниковым с отставаним от лидера 28 минут 48 секунд. Конечно, оставание от этой группы лидеров Жерара Де Роя (5-е место, +1 час 48 мин 16 сек) и Айрата Мардеева (6-е место, +1 час 54 мин 18 сек) весьма велико. Но завтра вторая часть марафонского этапа, а после дня отдыха еще половина гонки по пескам в обратном направлении от Ариекипы к Лиме и за это время еще много чего может произойти.
Экипаж Андрея Каргинова выиграл четвертый этап ралли-марафона "Дакар". Вторая подряд победа не позволила ему стать лидером в зачете грузовиков. Но от этого команда "КамАЗ-мастер" не внакладе.
Наутро после марафонского бивуака в Такне (куда согласно регламенту для оказания технической помощи спортивным экипажам не допускались механики команд), спортсменов ждал обратный путь в Ариекипу и 452 километровый спецучасток разделенный 66-километровой зоной нейтрализации.
Был организован смешанный старт автомобилей и грузовиков, а для зрелищности организаторы устроили еще масс-старт, когда на спецучасток машины уходили в парах джип с джипом, грузовик с грузовиком.
Этап большей частью проходил по руслам пересохших рек и даже если попадал на местные малозаметные дорожки, то это скорее путало штурманов, чем помогало.
Неудачи продолжают преследовать экипаж Айрата Мардеева. На 160 километре его грузовик остановился из-за проблем системы подачи воздуха в двигатель. На устранение поломки потребовалось около часа.
Уже после старта в связи с сильным туманом часть сегодняшнего этапа следовавшая после зоны нейтрализации была отменена. Эти заключительные 136 километров успели проехать наши экипажи Э.Николаева, Д. Сотникова и А. Каргинова. Экипаж А. Мардеева и большая часть участников грузового и автомобильного зачета уже не поехали на заключительную часть этапа. Результаты дня определялись по отсечке времени на СР3. По итогам 5-ти этапов гонки экипажи команды «КАМАЗ-мастер» занимают первые три строчки в генеральной классификации.
На 5-м этапе ралли грузовик экипажа Андрея Каргинова задел одного из зрителей стоявшего на спортивной трассе. После старта на скоростном спецучастке на его машине вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны.
На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей.
Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак.
Команда “КАМАЗ-мастер” сожалеет о случившемся и готова оказать всяческое содействие в лечении пострадавшего, если это будет необходимо.
К большому сожалению решение организаторов ралли по данному случаю оказалось чрезвычайно жестким – экипаж А. Каргинова дискалифицирован с гонки.
12 января для участников ралли «Дакар» наступил запланированный день отдыха. Участники остаются на бивуаке в Ариекипе. Механики команд занимаются регламентными и внеплановыми работами приводя спортивную технику в порядок после первой половины гонки и готовя ее ко второй части маршрута. Перуанские ландшафты и покрытия являются самыми, что ни на есть дакаровскими. Убойное бездорожье, русла высохших рек, движение курсами, оргомные дюны не щадили машины. Работы у механиков было очень много и была она весьма разнообразной. К вечеру стали заводится моторы, участники потянулись на тесты.
C утра руководитель команды "КАМАЗ-мастер" Владимир Чагин, пилот Андрей Каргинов и врач команды Ирина Зеленкова посетили в больнице Ариекипы Ивена Дерека Хадсона, получившего вчера травму ноги на этапе Такна-Арекипа.
Рабочий день механиков «КАМАЗ-мастера» также начался рано утром. В основном это были плановые работы: замена рессор, колес, фильтров, выпускных коллекторов, турбокомпрессоров и т.д. Холод и туман не способствовали хорошему настроению, которое обычно царит в этот день на «Дакаре». К сожалению, спортивная фортуна изменчива также как погода в Ариекипе. Еще вчера «КАМАЗ-мастер» казалось бы обеспечил себе комфортные позиции в грузовом зачете, заняв первые три строчки в генеральной классификации грузового зачета гонки. Последовавшее вечером 11 января, в связи с известными событиями, снятие с гонки экипажа Андрея Каргинова изменило раскалад сил. Сегодня выяснилось, что гонку не сможет продолжить еще один экипаж команды. Еще на бивуаке в Сан Хуан-де-Марконе на внешней стороне блока цилиндров двигателя Айрата Мардеева были обнаружены трещины. Подобный дефект за 1,5 года испытаний и доводки новых 13-литровых моторов проявился впервые. Злополучные трещины возникли в районе технологического прилива системы выпуска. С целью недопущения потерь масла они были зачищены и загерметизированы. Но после этапа Такна-Ариекипа трещины увеличились в несколько раз, а после снятия поддона обнаружились еще и внутри блока цилиндров. Для механиков «КАМАЗ-мастера» нет неразрешимых задач и перебрать мотор они бы смогли (опыт предыдущих лет показывает, что решались и более сложные задачи). Но регламент «Дакара» не разрешает замену моторов в течение гонки. После детального анализа ситуации руководство команды приняло решение не рисковать и не выпускать на оставшиеся спецучастки экипаж Айрата Мардеева так как в случае вероятного дальнейшего разрушения блока цилиндров автомобиль будет невозможно эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн пустыни Сечура. Впереди очень сложные дни и в отстутствии машины А. Каргинова подстраховка лидирующих в гонке экипажей Э. Николаева и Д. Сотникова была крайне необходима. Но нужно принять как данность - “КАМАЗ-мастер” остается в гонке только двумя экипажами. Функцию быстрой технички будет выполнять экипаж Дмитрия Сотникова.
Вторая половина “Дакара-2019” начнется с длинного лиазона в сторону Сан Хуан Де Марконы. Здесь их ожидает 290-километровый скоростной спецучасток. Ралли-марафон начинает двигаться обратно к Лиме, где 17 января состоится финиш гонки.