В 2018 и 2020 годах Фёдор Конюхов планирует совершить одиночный переход на весельной лодке «АКРОС» вокруг света. Маршрут разбит на три этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы): Ноябрь 2018 старт из Новой Зеландии (порт Dunedin) до мыса Горн (Чили); Декабрь 2019 — Чили (мыс Горн) — Австралия, мыс Люин. (WA, Albany); Декабрь 2020 — Австралия — Новая Зеландия.
За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.
Циклоническое движение штормов в восточном направлении вокруг континента часто становится интенсивным из-за температурного контраста между льдом и открытым океаном. У океанской области от 40 градусов южной широты наблюдаются самые сильные средние ветры на Земле. Зимой океан замерзает до 65 градусов южной широты в Тихоокеанском секторе и 55 градусов южной широты в Атлантическом секторе, понижая поверхностные температуры значительно ниже 0 °C; в некоторых прибрежных пунктах постоянные сильные ветры оставляют береговую линию свободной ото льда в течение зимы.
Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров; меньшие айсберги, их фрагменты и морской лед (обычно от 0,5 до 1 метра) также создают проблемы для судоходства. Встречающиеся айсберги имеют возраст 6-15 лет, что предполагает одновременное существование в водах океана более 200 тысяч айсбергов длиной от 500 метров до 180 км и шириной до нескольких десятков километров.
Морякам, широты от 40 до 60 градусов южной широты, от эпохи парусных судов, известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши. Плавучий лёд, особенно в период с мая по октябрь, делает эту область ещё более опасной, а отдаленность региона от населённых областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми.
Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Для создания новой весельной лодки был приглашён британский дизайнер — Филипп Моррисон (Phil Morrison). Фил проектировал для Фёдора весельную лодку УРАЛАЗ, на которой он пересек Атлантический океан за рекордные 46 суток и лодку ТУРГОЯК, на которой он пересек Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.
Фил предложил использовать проект и обводы лодки ТУРГОЯК, но доработать их с учетом особенностей перехода в Южном океане. Размер лодки остается без изменений — 9 метров. Носовая часть имеет «краш бокс» и разделена на два водонепроницаемых отсека, там будут храниться продукты на 300 дней и оборудование. Кокпит уменьшили до минимально возможных размеров, чтобы снизить риски для гребца быть смытым большой волной. Кормовой отсек увеличен на полметра (за счет кокпита) и имеет три водонепроницаемые переборки. В корме находится навигационная рубка (по правую сторону), камбуз (по левую сторону), далее отдельный отсек для отдыха. Отсек, где находится рулевое устройство, также отделен водонепроницаемой переборкой.
Фёдор Конюхов намерен стартовать из новозеландского порта Dunedin, расположенном восточном побережье Южного острова в ноябре 2018 года. После старта лодка возьмет курс на восток, юго-восток, через Тихий океан к мысу Горн. Это будет самый протяженный этап кругосветного маршрута.
Протяженность первого этапа, примерно, 6 тысяч морских миль. Протяженность всего маршрута — 16 тысяч морских миль или 27 тысяч километров. Федор Конюхов рассчитывает затрачивать на каждый этап, примерно, три летних месяца (декабрь-январь-февраль).
В 2007 году Федор Конюхов прошел этот маршрут под парусом на яхте «Алые Паруса». В тот раз ему потребовалось 102 дня. Плавание осуществлялось без заходов в порты.
Южный океан — условное название вод трёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, окружающих Антарктиду и выделяемых как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы.
В пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция путешественника Федора Конюхова.
Москва, 30 октября 2018 года. В пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция путешественника Федора Конюхова, посвященная предстоящему кругосветному переходу на весельной лодке «Акрос» вокруг света. Партнерами кругосветной экспедиции стали российские компании, разработавшие ряд инновационных систем для обеспечения энергоэффективности и безопасности путешествия, часть оборудования будет протестирована Федором Конюховым впервые.
Экспедиция стартует уже в ноябре этого года из Новой Зеландии, порт Данидин. За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке. Маршрут разбит на три этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы): Ноябрь 2018 старт из Новой Зеландии (порт Dunedin) до мыса Горн (Чили); Декабрь 2019 — Чили (мыс Горн) — Австралия, мыс Люин (WA, Albany); Декабрь 2020 — Австралия — Новая Зеландия.
«Эти широты известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн. Учитывая температурные особенности, сильные ветры и то, что на первом этапе мне предстоит первому пройти по самому безлюдному месту на планете — важно было продумать все детали.
Вместе с партнерами экспедиции — членами нашей команды: компанией «АКРОС», АО «Беломортранс», «Золотой пляж», СКБ «Контур» и коллегами из «Сейхо Моторс» мы разработали план подготовительного этапа. Он занял больше полутора лет, мы просчитали технические аспекты оборудования, нашли лучших специалистов для создания уникальных и совершенно новых систем выработки энергии, которых у меня будет на борту три — ветровая, солнечная и топливные картриджи. Многие члены нашей команды уже стали близкими друзьями, давно поддерживают нас и принимают активное участие в подготовке экспедиции. Мы вместе проводили тесты лодки и спуск на воду, ребята поедут со мной сейчас в Новую Зеландию. Команда работает слажено и помогает во всех технических аспектах. Процесс установки всех навигационных приборов, средств связи, жизнеобеспечения занял 6 месяцев. Сам проект, от момента выдачи технического задания на проектирование лодки до сегодняшнего дня, занял полтора года», — сказал Федор Конюхов.
На маршруте в Южном океане мощное циклоническое движение штормов в восточном направлении и самые сильные средние ветры на Земле. Лодка должна выдержать испытание многочисленными штормами, обеспечить условия для выживания гребца, иметь несколько источников выработки электроэнергии. Иметь достаточный объем для хранения одежды, продуктов, запасных частей для перехода в 6 тыс. морских миль (протяженность первого этапа кругосветного перехода).
«Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Нашей компанией было принято решение не только поддержать Федора Конюхова в данной экспедиции, но и помогать на всех этапах подготовки. Мы принимали участие в тестировании, деталях разработок и планируем следить за ходом переходов и болеть за Федора. Хочется отметить несколько российских рекордов: впервые на борту весельной лодки были установлены одни из самых эффективных солнечных батарей в мире. Кроме того, впервые Федор Конюхов будет использовать энергоустановку на топливных элементах, адаптированную для океанской весельной лодки. Создателем новой весельной лодки выступил британский дизайнер Филипп Моррисон», — отметил Игорь Некрасов, президент ГК «Беломортранс».
«Весельная лодка «Акрос» — это уникальное, специально спроектированное судно, которое с инженерной точки зрения, вобрало в себя все самые последние достижения и разработки в области технического оснащения», — добавил Еременко Сергей, генеральный директор компании «Сейхо-Моторс»
«Компания «АКРОС» и Федор Конюхов на протяжении многих лет являются партнерами и хорошими друзьями. Успехи нашей компании идут рука об руку с новыми рекордами Фёдора, и мы, также как и наш друг и вдохновитель, никогда не останавливаемся на достигнутом и стремимся к покорению новых вершин. Данный проект для нас особенный, так как лодка и наша компания носят одинаковые имена. Мы, несомненно, испытываем чувство гордости и, вместе с тем, чувство повышенной ответственности. И благодаря тому, что строительством лодки занимались опытные знатоки и прогрессивные профессионалы своего дела, мы уверены, что лодка «АКРОС» и Фёдор Конюхов готовы к покорению Южного океана. Если сравнивать с переходом через Тихий океан в 2013 году, то нынешний проект имеет большую энерговооруженность. Специалистами компании Rannoch Adventure была разработана система подогрева полов в каюте для отдыха. Фёдор имеет возможность установить таймер на термостате (максимум на 1 час) и подогреть спальное место. Эта система требует серьезного обеспечения электроэнергией, поэтому на лодке «АКРОС» установлено три независимых источника выработки энергии (ветер, солнце и топливные картриджи). Также лодка максимально подготовлена к непредвиденным обстоятельствам, которые могут возникнуть во время экспедиции. Фёдор Конюхов, партнеры проекта, дизайнер и команда верфи понимают, что пройти океан, омывающий Антарктиду, и не попасть в шторм ураганной силы, невозможно. Поэтому лодка создавалась по принципу спасательной капсулы, способной выдержать многодневные сильные волны и перевороты. По словам директора верфи Чарли Питчера, лодка выдержит любые удары океана» — прокомментировал Андрей Королев, генеральный директор ООО «АКРОС».
Дмитрий Мраморов, генеральный директор СКБ Контур: «Среди сотрудников нашей компании много спортсменов и путешественников, для нас важно не просто работать, но и интересно жить. Своими путешествиями Федор Конюхов расширяет представление о возможностях людей, показывает, какой мир огромный и прекрасный. А еще испытывает новые технологии, которые потом будут служить людям, – системы навигации, солнечные батареи. Для нас это тоже важно: своими продуктами мы улучшаем жизнь клиентов, открываем для них новые возможности».
Южный океан одно из самых пустынных мест на планете, поэтому связь осуществляется только через спутниковую систему. На борту установлено два типа спутниковых телефона от Iridium — стационарный телефон и Iridium Go, с помощью которого есть возможность отправлять СМС сообщения со смартфона (через спутниковую связь), включая большие объемы информации, например, прогнозы погоды.
За кругосветной экспедицией на весельной лодке «Акрос» можно будет следить с помощью интерактивной карты маршрута на официальном сайте — www.konyukhov.ru.
Спонсорами экспедиции выступили:
АО «Беломортранс» — провайдер, специализирующийся на комплексной логистике месторождений и промышленных объектов, а также управлении операционной логистикой в нефтегазовом и строительном секторе.
Нефтесервисная Компания «АКРОС», которая с 2012 года оказывает спонсорскую поддержку проектам Фёдора Конюхова. В 2013-2014 годах «АКРОС» выступил официальным партнером перехода через Тихий океан на весельной лодке «Тургояк»; в течение последних трёх лет компания является генеральным спонсором ежегодной детской парусной регаты «Кубок путешественника Фёдора Конюхова» на озере Тургояк в Челябинской области. Также при поддержке компании «АКРОС» в декабре 2014 года в Московском Музее Современного Искусства состоялась персональная выставка художественных работ Фёдора Конюхова.
Клуб отель «Золотой пляж» на озере Тургояк, расположенный на перешейке двух уникальных озёр: Тургояк и Инышко, на границе Европы и Азии. В 2012 году «Золотой Пляж» выступил генеральным партнером экспедиции Фёдора Конюхова — на весельной лодке Тургояк через Тихий океан. Проект был успешно реализован. Фёдор Конюхов пересек Тихий океан от континента (Южная Америка) до континента (Австралия) за 160 дней и установил мировой рекорд.
СКБ Контур разрабатывает умные сервисы для бухгалтерии и бизнеса. Они помогают руководителям и бухгалтерам легче взаимодействовать с государством и контрагентами, упрощать внутренние процессы и быстрее справляться с ежедневными задачами. Решениями СКБ Контур пользуются 1,87 млн абонентов по всей стране – от ИП до промышленных холдингов. Компания — лидер среди SaaS-поставщиков России по объему выручки (с 2011 года, CNews) и № 7 среди разработчиков ПО в России (CNews, 2017).
«Сейхо-Моторс» — уже 20 лет успешно работает на автомобильном рынке Южного Урала. Компания создана в 1998 году как предприятие по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки Тойота. 20 июля 1998 года был открыт первый автосалон Toyota в Челябинске, действительно мирового уровня. Сегодня компания является официальным представителем брендов Toyota и Lexus в Челябинске.
«Тойота Цетр Челябинск Восток» и «Лексус Челябинск» полностью соответствуют высочайшим стандартам Toyota Motor. За все время сотрудничества компания показал себя надежным партнером, воплощающим ключевые принципы компании Тойота в России – персональный подход к каждому клиенту и лучший клиентский сервис. Кроме того, компания «Сейхо-Моторс» реализует социальные проекты в городе: новые автокомплексы обеспечивают рабочими местами более 500 жителей Челябинска и области.
В 2012 году «Сейхо-Моторс» выступила генеральным спонсором экспедиции Фёдора Конюхова — на весельной лодке Тургояк через Тихий океан. Проект был успешно реализован. Фёдор Конюхов пересек Тихий океан от континента (Южная Америка) до континента (Австралия) за 160 дней и установил мировой рекорд.
Поставщиками экипировки и оборудования выступили: LENOVO, IRIDIUM, ИРИДИУМ360, NIKON, RED FOX, HELLY HANSEN, OAKLEY, PETZL, DHL EXPRESS.
Неделя в порту Чалмерс, Новая Зеландия (Федор Конюхов)
Прошла неделя с момента прибытия нашей команды в новозеландский порт Чалмерс. За это время произошло много событий и все они позитивные.
В начале прошлой недели мы получили нашу лодку АРКОС в целости и сохранности. Это очень важный момент для проекта, так как лодка путешествовала на контейнеровозе из Англии, через Сингапур в Крайсчёрч, а далее по железной дороге в Dunedin. Несколько раз меняла контейнеры, это значит выкатывали и закатывали в контейнеры рабочие в порту, а это всегда риск повреждения корпуса или оборудования. Но все обошлось, и, когда Майк Вуд (представитель компании Rannoch Adventure ) распахнул двери контейнера, мы с облегчением увидели, что лодка выглядит так же как в начале сентября, когда мы загрузили ее в Англии.
Сразу же по прибытии лодки на нее нанесли несколько слоев необрастающей краски и спустили на воду. Это была первая проба, первое касание воды в Южном полушарии. Члены яхт-клуба port Chalmers Yacht Club любезно разрешили использовать один из своих плавучих понтонов, где и ошвартовалась наша лодка.
За оставшееся время на прошлой неделе провели серию ходовых испытаний в заливе. Тестировали и калибровали оборудование, проверяли работу опреснителя воды (30 литров в час), настраивали автопилот. Неделя пролетела как один день.
Сегодня Береговая служба (Maritime NZ) провела инспекцию лодки на предмет готовности к выходу в океан.
Ожидаем прибытия партии экспедиционного питания от компании Radix (новозеландский бренд) https://radixnutrition.com Компания является партнёром перехода и предоставляет 900 пакетов питания из расчета 5 000 калорий в день.
Как и планировали еще в Москве, готовность лодки к старту 14-15 ноября. Сейчас все взгляды прикованы к погоде. Ближайшее погодное окно 19-20 ноября.
Мы ждем прихода обширного антициклона и северо-западного ветра, который должен отогнать лодку от берега Новой Зеландии и помочь Фёдору уйти на безопасное расстояние от побережья.
Пока ждем погоду, вышли на лоцманском катере в океан, посмотрели стартовую линию и ситуацию за мысом. Все как обычно в Южном океане: накат под 2 метра и сильные течения у берега. Разобрались, куда несет течение, выработали тактику на первый день.
Завершилась вторая неделя подготовки лодки АКРОС в порту Чалмерс, Новая Зеландия. На этой неделе к нам прибыл британский гребец Саймон Чок (Simon Chalk) — наш менеджер в проекте перехода через Тихий океан в 2013-2014 году. Саймон не смог остаться дома и пропустить такое событие. Приятно увидеть нашего друга и опытного гребца (у Саймона 9 пересечений океанов на веслах: 3 Индийских океана и 6 Атлантических – рекордсмен книги рекордов Гиннеса). Мнение Саймона для меня очень важно.
Конечно, вышли на тренировку в бухту, Саймон поработал на веслах. Проверил все системы, дал несколько советов.
Наш партнёр, компания Radix, доставила полный комплект экспедиционного питания на лодку. Получилось 120 кг на 120 дней перехода. Таким образом 1 кг питания на день, при этом калорийность этого набора — 5000 калорий.
Налажены контакты с Maritime New Zealand . Лодка прошла инспекционную проверку на предмет соответствия требованиям судна отправляющегося в океанское плавание.
Установлен прямой контакт с портовыми властями, с лоцманской службой и береговой службой. Очень дружелюбное отношение со стороны всех регуляторов.
Подготовка старта проходит под чутким руководством нашего новозеландского менеджера Дениса Краддока (Denis Craddock). Именно Денис предложил нам базироваться и стартовать из порта Чалмерс, организовал контакт с мэрией, выступил в качестве импортера лодки, организовал таможенное оформление лодки и временный ввоз, познакомил нас с компанией Radix, занимался поиском дома для базирования команды. Денис линейный пилот авиакомпании Air New Zealand, имеет более 10 тысяч часов налета и работает с нами над еще одним проектом – «Альбатрос — кругосветный полет на энергии солнца». У него 60 кругосветных полетов в качестве второго пилота по маршруту: Окленд – Лос-Анжелес – Лондон – Гонконг – Окленд.
Сегодня понедельник 19 ноября, у нас все готово, а погоды нет до конца недели. В Тасмановом море шторм, и он захватывает южную часть Новой Зеландии. Над самой Новой Зеландий завис циклон. К востоку от нас, в Тихом океане, также, несколько зон низкого давления и они закручивают ветер по часовой стрелке, закачивая холодные ветры из Южного океана в наши широты. Для меня это означает встречный ветер 40-45 узлов на старте. На лодке невозможно выгребать против такого ветра. Приходится ждать антициклона, а с ним западного или северо-западного ветра (из Австралии), чтобы он отогнал лодку в Южный океан.
На старт прилетели партнеры проекта, вся команда в сборе. Партнёры проекта — опытные путешественник и организаторы различных экспедиции. Они знают, что выбор правильного стартового окна очень важен для успешной реализации проекта.
Те из вас, кто следил за кругосветным полетом на воздушном шаре МОРТОН, помнят, что мы прибыли в Австралию 1 июня, а в полет я отправился 12 июля, почти полтора месяца пришлось ждать подходящего стартового окна. Я думаю, в Новой Зеландии будет такая же история. Ноябрь – это весенний месяц (аналог нашего мая), лето еще не вступило в свои права. Плюс, этот год аномальный по погоде по всей планете, местные говорят что обычно в конце ноября преобладают устойчивые, теплые ветры с севера, но мы пока их не наблюдаем.
Фёдор Конюхов. Порт Чалмерс. Новая Зеландия. 19 ноября 2018.