Подъём на Хара–Сардыкское плато, и восхождение на вершину 3028м.

Подъём на Хара–Сардыкское плато, прохождение его и восхождение на саму вершину 3028,1 Путь к не пройденным перевалам. Часть 4




Здесь начинается почти «Горная Швейцария». Красота неимоверная; у края снега, льда и скал видна яркая палитра цветущих жарков, сибирских водосборов, горных виол и других представителей горно–луговой растительности. Правые истоки реки обрамлены громадными скальными стенами, сверкающими снежниками и висячими ледниками, один пик – наиболее грандиозен, его противоположные склоны обрываются к загадочному озеру Болдоктой–Нур. Наш путь лежал к неизвестному водораздельному перевалу между бассейном реки Ара–Шутхулай и Шутхулай.

Бескрайние километры по нижнему Хара-Сардыкскому платоНаконец, после трёхсуточного ожидания погоды, ночью поднялся ветер, а под утро на небе уже были яркие колючие звёзды. Ранний подъём, быстрые сборы, почти молниеносный завтрак. И вот, с рассветом, наша четвёрка уже быстрым темпом набирает высоту по крутому склону правобережного ручья. Темп набрали максимальный, понимая, что световое время ограничено, а нам необходимо преодолеть и крутые склоны долины Ара–Шутхулай перед выходом на нижнее плато, и «дурные» немеренные никем километры по нижнему, обширнейшему, плато до самого главного горного массива, подняться на трёхтысячник, и постараться вернуться к своим палаткам в этот же день. Все понимали, что уходят в неизвестность, не знали, что может встретиться на пути. Для того, чтобы скорость движения оставалась высокой, с собой взяли только самое необходимое: личное и специальное снаряжение, продукты в виде сухого пайка на 2 раза.

О вынужденном ночлеге в условиях горного плато не хотелось думать. Крутой подъём к краю нижнего плато смогли полубеговым темпом преодолеть за переход. Истоки правобережного ручья берут начало с крутого большого снежника, который буквально нависает над долиной. Наконец, преодолели и его, выйдя на нижнее плато, с края которого можно было рассмотреть далеко внизу верховья долины Ара–Шутхулай, по которой нам предстояло двигаться после выхода на гору. В долине далеко внизу лежало три озера, через них проходило русло реки. А что там, за поворотом, можно было только предполагать, ибо высокий горный массив заслонял верховья долины.

Вид с преревала в долину ШутхулаяВид с края нижнего платоХара-Сардыкская подковаВид на снежно-ледовый безымянный перевал, с которого начинается правый исток Ара-Шутхулая, там никогда не было людей

Добавлю, что после мощнейших продолжительных дождей нижнее Хара–Сардыкское плато было полностью в снегу. Вскоре подошли к первой группе озёр на нижнем плато, чаши которых лежали на высоте 2296 метров. На северных берегах первого встретившегося на пути озера мы увидели «диво дивное» - через снежный покров пробивались крупные яркие венчики цветущих водосборов сибирских (Aquilegia sibirica L.).

Озеро на платоНа краю нижгнего платоОриентировка на нижнем плато затруднена, особенно когда погода не яснаяОзеро на нижнем Хара-Сардыкском плато

С плато отчётливо виден горный массив Хара–Сардык. Он возвышается не только над нижним, но и над верхним плато, на которое предстоит ещё подниматься перед восхождением на трехтысячник. Так, что трудозатрат за время предстоящего дневного перехода – выше крыши.

Перепад высот от нашего лагеря в долине Ара–Шутхулай до вершины Хара-Сардык составляет около 1000 метров, что очень и очень много. Кроме того, расстояние, которое надо преодолеть по плато до самого подножия горного массива, составляет не менее 12–15 километров. Следует учитывать, что сам горный массив, возвышающийся над плато, имеет также серьезный перепад высот и крутизну. Здесь значительный снежный покров, доходящий порой до колена и выше. Совершать само восхождение следует, конечно, в ясную и безветренную погоду, так как плоская вершина трёхтысячника в три стороны из четырёх обрывается скальными обрывами, превышающими порой 500 метров до самых каров. Особенно грандиозны западные Хара–Сардыкские обрывы, которые образуют скальную Хара–Сардыкскую «подкову» из трех громадных, расположенных рядом, каров.

Хара-Сардыкское плато (фрагмент)Крутой подъем к вершинеУ края обрыва Хара-Сардыкского платоНаши следы на нижнем плато

Массив Хара–Сардыка не имеет постоянного оледенения в виде классических вечных ледников, в отличие от массива пика Топографов. Вершина её плоская, несмотря на то, что склоны круты. С севера и с юга восхождение не имеет сложных альпинистских препятствий, однако все западные и восточные склоны обрываются многосотметровыми обрывами, имеющими форму подков. Хара–Сардык – это прежде всего не только «Чёрная гора», если мы коснёмся перевода её названия. Чёрный цвет можно идентифицировать, только если с большого расстояния смотреть на гору, с самолёта, например. А в реальности, Хара–Сардык представляет собой царство вечного снега, который никогда полностью не растаивает. Лишь склоны нижнего плато, возможно, содержат тёмные оттенки.

Чтобы подняться на нижнее плато, надо преодолеть этот склонУ истока Ара-Шутхулай, здесь подножие водораздельного безымянного перевалаПуть к водораздельному перевалуПодъём на водораздельный перевал. Максим Подоприхин

На нижнем плато множество озёр, лежщих выше 2100 метров над уровнем моря. Какие представители фауны обитают в них – одному Господу известно. Когда двигались по нижнему плато, то видели вдали изюбра, он, не торопясь, грациозно двигался по плато, по своим, каким–то важным делам, не проявляя никакого интереса к нам.

Следует отметить, что на плато в условиях плохой видимости трудно ориентироваться, также, надо учитывать и магнитную аномалию, для этого делать сноску и на магнитное склонение. Плато, конечно, неоднородное, есть прогибы, в которых лежат озёра и болота, берега - в курумниках, иногда крупных, есть и распадки, именно в них трудно ориентироваться на местности, но именно в них и можно спрятаться от ветра. Пригодного для горения топлива здесь не найти, можно полагаться только на примус.

Подъём на саму гору занял у нас около трех часов, вблизи вершины пришлось преодолевать снежные заструги в виде очерченного классического гребня, приходилось и проваливаться в глубокий рыхлый снег. Недалеко от вершины, на подъёме, группа попала в обильный снегопад, буквально «на ощупь» добрались до высшей точки. На вершине наша четвёрка развернула флаг группы «Ураган».

На водоразделе между Шутхулаем и ХэлгиномНа вершине Хара-Сардыка, Соболь Сергей (слева) и Кирпищиков СтепанДмитрий Подоприхин на вершине Хара-СардыкаМаксим Подоприхин на вершине

При спуске, недалеко от верхнего плато, неожиданно развиднелось, снег прекратился, ярко светило Солнце, хотя его лучи пробивались чрез облака.

Из этого снежника вытекает Ара-ШутхулайСледы хозяина на снегуДмитрий Подоприхин на фоне Хара-Сардыкской подковы

Спускались с нижнего плато в долину ещё за светло. Дневной переход до вершины и обратно до нашего лагеря составил 10 часов! Желанный ужин под сводом палаточного тента прошёл, как в сказке. Наутро группа двинулась вверх по долине, чтобы пройти еще никем не пройденный перевал. Сначала нужно было к нему подобраться, обогнув три крупных озера в долине. Около верхнего озера долина Ара–Шутхулай делится на две части, где начинаются правые и левые истоки реки. Причём, оба истока с разных долин начинаются с крупных ледников, некоторые из них почти свисают с крутых склонов. Вот здесь начинается почти «Горная Швейцария». Красота неимоверная; у края снега, льда и скал видна яркая палитра цветущих жарков, сибирских водосборов, горных виол и других представителей горно–луговой растительности.

Возвращение к базовому лагерюБлиз края обрываПо снежнику идти легчеПо верхнему Хара-Сардыкскому плато

Правые истоки реки обрамлены громадными скальными стенами, сверкающими снежниками и висячими ледниками, один пик – наиболее грандиозен, его противоположные склоны обрываются к загадочному озеру Болдоктой–Нур. В этом «амфитеатре» можно заметить две перевальные перемычки. Перевалы имеют альпинистскую сложность не менее 1Б, т.к. можно на них подняться, только преодолев крутой ледник, или скальные монолиты.

Спуск с водораздельного перевалаПодъём по краю рантклюфтаПривал на нижнем Хара-Сардыкском платоСкоро выйдем на нижнее плато

А наш путь лежал к неизвестному водораздельному перевалу между бассейном реки Ара–Шутхулай и Шутхулай, но к перевальной перемычке можно было подойти только с левого истока реки Ара–Шутхулай. Левые истоки Ара–Шутхулая также сказочно красивы, здесь также две перевальные перемычки, одна из которых находится на горной цепи, отделяющей самые верховья Ара–Шутхулай от долины Дунды–Гол. Но, чтобы подняться на эту перемычку, надо также преодолеть крутой снежно–ледовый склон. Наш же перевал нависает практически над верхней частью озера Болдоктой–Нур.

Начало подъёма на перевалНачало подъёма на водораздельный безымянный перевал между Ара-Шутхулаем и ШутхулаемНа нижнем платоНа нижнее плато можно выйти, если преодолеть подъём

Путь на этот водораздельный перевал был очень длинным, утомительным, - и по леднику вдоль глубокого рантклюфта, и по длиннющему снежнику. На перевальной точке нами был установлен небольшой тур. Далее был крутой и довольно опасный спуск в долину Шутхулая, главным образом по кулуару, по которому бежал ручей, впадающий в верхнюю часть озера Болдоктой–Нур. Спустившись к озеру, мы поняли, что сил почти уже не оставалось ни у кого. Смеркалось, было ветрено, шёл снег с дождём, но во что бы то ни стало надо было подняться ещё километра на два вверх по ручью, ибо на берегу оставаться было нельзя! В прозрачных водах залива были видны многочисленные медвежьи кости… В сумерках было видно нечто такое, что заставило нас не разбивать лагерь непосредственно на берегу. Сейчас не объяснить почему, однако всем, кто рискнет повторить наш маршрут, настоятельно рекомендую не ставить лагерь на берегу озера! Было 17 августа 2009 года. Каждый из группы ночью прислушивался к порывам ветра и к нетипичным звукам. Хорошо, что смогли всё же на приличное расстояние отойти от акватории этого огромного, глубокого водоёма с гористым островом… Когда–нибудь, возможно и криптозоологи доберутся до этих берегов. А добраться можно и стандартным путём, через давно известный перевал Пятиозёрный с долины Даргала (Дарыла).

Озеро Болдоктой-НурНижнее плато (фрагмент)Крутой подъём к верхнему платоГлубоченный рантклюфт

На маршруте у нас состоялось прохождение и ещё одного, никем не пройденного, перевала, - на водоразделе между Шутхулаем и Хэлгином, подтверждение открытия потухшего вулкана открытого ранее моим отцом – Анатолием Степановичем. А дальше был стандартный маршрут; посещение минеральных источников Чойган, Хойто–Гол, разведка подступов к вершинам близ Изиг–Суг–Соруг и Аршан–Трва, интродукция цветковых растений, и возвращение к нашей автомашине, на которой предстояло преодолевать путь в 5000 километров до дома.

Источник:






.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU