Айс-дайвинг на предельной высоте

Айс-дайвинг на предельной высоте

Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что все делается к лучшему. Терпение вот ключ к победе!

Автор: Юрий Кашин

С 19 по 23 ноября 2020 года отважные и опытные дайверы под руководством Юрия Кашина установили мировой рекорд, погрузившись в замёрзшее горное озеро Шобайдак Карачаево-Черкесской Республики на высоте 2930 м.

Всем известно, что 2020 год объявлен годом памяти и славы, в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Но все мы прекрасно знаем, что эту войну мы встретили не только нашей страной, Вторая Мировая война пришла и в другие государства. Ради памяти о победе, ради своих дедов, группа дайверов из России, Белоруссии и США под эгидой Русского географического общества, в самое суровое время года, провели международную экспедицию для установления мирового рекорда по высокогорному подледному (айс) дайвингу.

Рекорд состоялся.

Но как это было непросто!

Начнем с самого начала: разработка началась за два месяца до экспедиции. В ускоренном варианте подыскали место для погружения, провели теоретические расчеты по погружению и технике безопасности в таких экстремальных условиях. После начал приглашать героев нашего похода. Полную группу набрал довольно быстро, и вот кто эти опытные дайверы, смельчаки: организатор, член Русского географического общества, дайвер, мастер, исследователь высокогорных озер Кавказа - я, Юрий Михайлович Кашин, житель пгт. Мостовской; владелец Гомельского дайвинг-центра в Республике Беларусь, директор NDL - Константин Юрьевич Изотов; инструктор Ростовского клуба "Deep Wreck" - Сергей Витальевич Юдин; уроженка нашей страны, проживающая в штате Флорида, опытный дайвер - Екатерина Анатольевна Шестоперова; дайвер, мастер и моя жена по совместительству - Елена Андреевна Кашина, жительница пгт. Мостовской, Краснодарский край; дайвер и мой ученик - Сергей Алексеевич Литвинов, житель пгт. Мостовской; турист, волонтер, куратор нашей группы и незаменимый помощник - Максим Николаевич Костенко, житель пгт. Мостовской.

Также большую помощь оказали: глава администрации муниципального образования Мостовский район Сергей Викторович Ласунов; председатель Мостовского отделения Русского географического общества Василий Ильич Боглаев; глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Бориспиевич Темрезов; министр туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики Расул Магомедович Текеев; заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики Расул Кельдимуратович Найманов.

Сбор начался 18 ноября 2020 года, так как члены экспедиции проживают в разных странах. Сбор проходил в двух регионах: в КЧР, г.Теберда и в Краснодарском крае. В Теберде для нас заранее были приготовлены гостиничные номера. Константин Изотов и Сергей Юдин сразу поехали в Теберду. Остальные члены экспедиции собрались в поселке Мостовском, далее выдвинулись в КЧР. Собравшись в субботу 21 ноября, мы провели совещание, а также акклиматизацию, так как высота города Теберда - 1300-1350 метров над уровнем моря. И вот тут начались первые проблемы.

Машины, которые были запланированы, чтобы подняться до первой и второй точки, не смогли туда пройти - так распорядилась матушка природа, выпал глубокий снег. Но на подготовку уже было затрачено немало сил и средств, и сдаваться мы не собирались! Я вышел на замминистра КЧР и главу Мостовского района Краснодарского края. Рассказал о возникшей проблеме. Никто не остался равнодушным, и общими усилиями начали искать другую технику. Позже выяснилось, что с первой на вторую точку может проехать только ратрак (спецтехника на широких гусеницах, предназначенная для обслуживания канатных дорог). Но в этом месте он всего один, и как раз на верхнем кордоне. С владельцем ратрака мы связаться не смогли, но нашли уаз "буханку" с отличной резиной, чтобы подняться до первой точки (кордона). Выхода не было, решили рано утром выдвинуться на нем на кордон, чтобы договориться с хозяином ратрака на месте. Я сильно опасался этого момента - вдруг не на месте, вдруг сломанный, да или просто откажет? Короче, ночь у меня была почти бессонной. Было бы крайне обидно отступать после пройденного. Но другого выхода у нас не было. И вот, наступил этот день! Мы проснулись рано, по темному загрузили снаряжение в машину и уселись сами. Выдвинулись на кордон. И уже в начале пути матушка-природа вознаградила нас красивыми пейзажами. Были и кусочки цивилизации, и лошади, которые копытят в снегу в поисках травы. Все немного расслабились - и вот он, верхний кордон с разными домиками, красивой баней и невероятно разной вездеходной техникой на высоте 1950 над уровнем моря.

Я сразу пошел договариваться с хозяином. Хозяин представился - Барадин. Очень отзывчивый и хороший человек. После разговора ратрак был нами сразу арендован. У всей группы выступили слезы счастья. Вот оно, терпение! Провели фото-, видеофиксацию, нетерпеливо начали грузить снаряжение на борт, после чего залезли сами. Были небольшие минусы в том, что посадочные места на ратраке находились под открытым небом, но и большие плюсы, как красиво было смотреть весь маршрут! Водитель и два члена экспедиции сидели в уютной кабине. Все ликовали! Перед нами открывались красоты зимнего снежного Кавказкого хребта. Погода была солнечной, безветренной, с небольшими плюсовыми показателями. Поднимались и одновременно прокладывали дорогу. Я тогда точно осознал мощь этой машины и понял, что ничто кроме него сюда не пройдет. По дороге мы остановились один раз, чтобы Екатерина запустила квадрокоптер и запечатлела красоту с высоты птичьего полета, и двинулись дальше в путь.

Проехали мы на ратраке примерно 10 км, и вот мы на месте. У так называемой хижины Анзора. Хижина Анзора - это маленький деревянный домик в горах, красивый и с буржуйкой, что в принципе для нас было идеально. Я первый решил спрыгнуть с ратрака. Слез на гусеницы и прыгнул в снег. Провалился я сразу по пояс, при этом понял, что пеший переход будет нелёгким. Следом слезли все члены группы и начали выгружать снаряжение, перетаскивать его в хижину. Только представьте каких трудов стоило доставить туда стройматериал, чтобы построить хижину! Ведь вокруг альпика и не растут деревья.

Также в хижину занесли дрова, которые привезли с собой с нижнего кордона. Затопили буржуйку. Тут снова началось совещание, какое снаряжение взять в пеший путь. Пришлось его сократить из-за глубокого снега, что сильно сказывалось в подводной экспедиции. После совета мы оделись в гидрокостюмы, взяли на себя снаряжение и пошли. Чтобы было понятно, на одного дайвера нужно более 10 кг груза из свинца, баллоны весят примерно 20 кг, регуляторы тоже из железа и титана, а также куча разных нелегких частей снаряжения, камер, батарей и бензопила. Идти прямо к озеру было невозможно, так как глубина снега местами достигала двух метров. Поэтому шли по хребтам, примерно по пояс в снегу.

Переход был, не побоюсь этих слов, ужасно тяжелым. Мы сразу же выбились из сил. Один из членов команды даже предложил отступить, но мы придали ему сил, поддержав нашего товарища. Иногда проваливались так, что приходилось по 5 минут вылазить из этой ямы. Снаряжение было невероятно тяжелым, но дальше сокращать его было нельзя, иначе под угрозой была цель нашей экспедиции. Я начал замечать, что все уже на последнем дыхании, но дух моих товарищей был силен. Снарягу уже тащили небрежно, кто волоком, кто как. Спустя два с лишним часа мы прибыли к озеру Шобайдак. Все были на грани возможного, шли более двух часов, но легче было бы сутки идти летом, чем вынести такое. Погода была отличная, солнечная, примерно два градуса тепла. Времени было мало.

Совсем немного отдохнув, мы разгребли снег и начали пилить майну (прорубь). Еле выпилили, потому что лед был толщиной где-то 50 сантиметров. Начали планировать мировой рекорд. Нужно было выполнить все требования, а это: съемка всего маршрута; камеры и качество съемки; съемка прибора, где видны координаты и высота, это альтиметр, GPS и многое другое. И вот, вроде пора погружаться, но солнце ушло за скалу. И тут матушка природа показала нам все свои возможности. Сначала пришел небольшой минус, который перерос в минус 15 градусов. Чтобы Екатерине надеть замерзшие дайверские носки ушло примерно 20 минут, натягивали всей командой на замерзшие ноги. Погружение было крайне тяжелым, костюмы превращались в кусок льда, акваланги выходили из строя, перемерзла вторая ступень регулятора, хотя они и были изобретены для таких условий.

Несмотря ни на что, команда справилась с поставленной задачей! Дайверы один за одним уходили на дно. Но самое забавное еще было впереди. Когда мы выполнили поставленные подводные задачи, нужно было быстрее выдвигаться в сторону дома. И тут нас ждали новые испытания. Помимо минуса, пошёл сильный снег, началась метель. Нам нужно было идти назад, другого выхода не было. У нас осталось мало сил, обратно идти в гору, костюмы обледенели и мешали движению, минусовой температурный режим, ночь, а также сели два фонаря, а вскоре и третий фонарь вышел из строя. Но у нас была вытоптана тропа, по которой мы и пошли. Идти было крайне тяжело, шаг за шагом. Заметил, что участники группы начали часто отдыхать, было решено больше двигаться, чтобы не замерзнуть, но матушка-природа нам подкинула еще одно испытание: местами нашу тропу полностью занесло снегом, из-за этого Сергей Литвинов сошел с курса. К счастью, другой член группы это увидел и поправил товарища. Часть снаряжения пришлось оставить недалеко от ратрака, потому что просто не смогли разом отнести эти два баллона и грузовую систему. Метель и снег все сильнее расходились, практически ничего не было видно... И тут владелец ратрака решил нам помочь и включил ходовые огни! Это стало нашим стимулом, потому что ратрак было не видно, но мы видели сияние его фар. Мы обрадовались, что осталось совсем чуть-чуть.

Когда мы пришли, то трое человек налегке сходили за баллонами, при этом оставив там дайверскую разгрузку из свинца. Обратный путь был тяжелее и намного дольше. Мы все зашли в натопленную хижину и долго оттаивали, делились впечатлениями, пили горячий чай и ели вкусную горячую кашу и тушенку. Когда оттаяли, быстро переоделись, уложили снаряжение и начали грузиться в ратрак. Следом сели сами и выдвинулись. Обратный путь совсем не был в радость, некоторые члены экспедиции укрылись тулупом и одеялом от пурги и снега, другие просто терпели, но никто не застыл, так как все были готовы к таким условиям. До приезда к кордону, я заметил, что всё напрочь занесло снегом. Нас там тепло встретили, покормили и для здоровья налили немного местной горной чачи. Наш уаз уже ждал. Быстро перегрузились и прехали вниз в Теберду.

В Теберду мы приехали на трех своих машинах, одна вышла из строя. Большая часть людей осталась ночевать в Теберде, так как ехать было невозможно, все устали. Перед выездом в горы я сообщил главе Мостовского района, Сергею Викторовичу Ласунову, что остались без одной машины и время примерного спуска с гор. Сергей Викторович послал нам машину, водитель нас дождался и часть команды увез в сторону дома, в Мостовской, за что ему отдельное большое спасибо! Другие члены команды выехали на следующий день.

Что могу сказать за себя? Отходил и восстанавливался от поездки примерно трое суток. Вся информация, видео и фото была передана в средства массовой информации. Также, после доказательной базы, наш рекорд был официально зафиксирован. Спасибо всей сплоченной команде! Вот где открывается настоящая дружба. В настоящее время все участники команды остались довольны общим результатом, а самое главное, все живы и здоровы, всем огромное спасибо!

Благодарим всех за помощь. Мы, все вместе, выполнили поставленные задачи. Ещё раз всем огромное спасибо!

Источник: Подводный портал Тетис

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU