Как Тур Хейердал ходил через океан на папирусных лодках

Как Тур Хейердал ходил через океан на папирусных лодках.

Пятьдесят лет назад, 17 мая 1970 года, из гавани в Марокко вышла папирусная лодка Тура Хейердала "Ра-2". Это была вторая попытка известного норвежского путешественника, почётного члена РГО, пересечь Атлантику на судне, изготовленном по древнеегипетским образцам.
Предыдущее плавание закончилось неудачей, но лишь раззадорило команду. Со второй попытки Хейердал достиг цели, но и она была не лишена трудностей. Все подробности легендарного путешествия в нашем материале.

Томимый любопытством

Трудно поверить, но Тур Хейердал, прославившийся морскими путешествиями, в детстве очень боялся воды. Страх он поборол только в 22 года, когда случайно свалился в реку и нашёл в себе силы выбраться на сушу.

После славного путешествия на плоту "Кон-Тики" через Тихий океан и экспедиции на остров Пасхи он задался вопросом, могли ли древние египтяне ходить не только по Нилу, но и в открытом море? Тогда он построил лодку "Ра" по образцу кораблей с древних фресок. Взялись за эту непростую задачу мастера с озера Чад, где ещё не утратили искусство вязать судна из африканского тростника папируса.


"Зачем? Что я хотел доказать? Да ничего, ровным счётом ничего. Я хотел только выяснить выяснить, можно ли на такой лодке выходить в море. < > может быть, древнейшие египтяне были опытными судостроителями и мореплавателями, прежде чем осели на месте и стали ваятелями, фараонами, мумиями. Я хотел выяснить, способна ли папирусная лодка пройти по морю 400 километров путь от Египта до Ливана. Выяснить, не может ли лодка из папируса пройти ещё дальше, от одного материка до другого. Выяснить, не может ли она дойти до Америки... Зачем? Да затем, что никто не знает, кто же первым достиг Америки. В учебниках написано, что это был Колумб. Но Колумб не открыл Америку. Он был повторным открывателем".

Тур Хейердал, "Ра"

В 1969 году интернациональная команда из семи человек вышла в Атлантический океан из порта Сафи, держа курс на Антильские острова. Но конструкция лодки оказалась неприспособленной для плавания в открытом море. Тонкие вёсла-веретёна "Ра" не выдержали встречи с серьёзной океанской волной, оставив лодку без управления, так что большую часть пути она попросту дрейфовала. Кроме того, судёнышко, связанное жителями африканских дебрей, сильно деформировалось в ходе плавания. Через два месяца в океане лодка начала терять папирус из связок правого борта. Ахтерштевень приподнятая вверх задняя часть корабля обвис, бамбуковая каюта под ударами волн ходила ходуном, попутно перетирая верёвки, скрепляющие папирус.

До назначенной цели "Ра" не дошла, но всё же продержалась на воде восемь недель и преодолела 5000 км. По расчётам Хейердала, когда команда была вынуждена прервать путешествие, до Барбадоса им оставалось плыть около недели. Через год он предпринял вторую попытку выяснить, существовало ли морское сообщение между континентами в античные времена.

Тур Хейердал (1914 2002) норвежский археолог, путешественник и писатель. Увлекался вопросами взаимодействия античных народов и процессами заимствования и распространения культуры. Известен экспедициями на судах, построенных по древним технологиям. В 1947 г. вместе с пятью спутниками совершил плавание по Тихому океану на плоту "Кон-Тики", построенному из бальсового дерева. В 1955-1956 гг. организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В 1969 и 1970 годах совершил плавание через Атлантику на папирусных лодках "Ра" и "Ра-2". В 1977 г. на тростниковой лодке "Тигрис" с экипажем в 11 человек прошёл из Ирака через Персидский залив в Пакистан и дальше к Красному морю.

Почётный член РГО, а также географических обществ Норвегии, Перу, Бразилии. Командор норвежского королевского Ордена Святого Олафа и Командор со Звездой. Лауреат многочисленных наград, среди которых премия "Оскар" за документальный фильм "Кон-Тики", золотая медаль Королевского географического общества (Лондон), Международная экологическая премия Пехлеви, ООН и др.

Ещё про Тура Хейердала

Работа над ошибками

Чтобы избежать проблем, которые помешали "Ра" достичь цели, конструкцию лодки требовалось усовершенствовать. На этот раз вёсла вырезали из толстых брёвен, а папирусный корпус сделали гораздо прочнее. Изменился и сам принцип строительства.

"И я решил испытать других лодочных мастеров, которые по сей день вяжут крепкие лодки на древний лад, с загнутым вверх ахтерштевнем такой же высоты, как нос. < > Таковы камышовые лодки индейцев аймара и кечуа в Боливии и Перу. Кстати, они ещё в одном напоминают суда древней Ниневии и Египта. Верёвки сплошным кольцом охватывают палубу и днище, в профиль лодка кажется состоящей из одной сплошной связки, тогда как чадские лодки, не имеющие высокого ахтерштевня, набраны из многих связок, соединённых между собой петлями из коротких концов".

Тур Хейердал, "Ра"

Для строительства "Ра-2" Хейердал пригласил в Марокко четверых индейцев племени аймара, проживающих в районе озера Титикака. В этом регионе до сих пор сохранились традиции создания тростниковых плавсредств. Помогали им марокканцы, проживающие в устье реки Лукус: у них тоже были мастера, умеющие делать лодки из тростника.

"Два старика тут же изготовили каждый по модели шафат с обрезанной прямо кормой (на таких лодках переправляли груз через реку) и мадиа, нос и хвост крючком, как в Древнем Египте. Мадиа и с морским прибоем справлялись, размер какой тебе угодно, и камыш, из которого делали лодки, кхаб месяцами сохранял плавучесть. Старики связали небольшую лодку с загнутым вверх носом и обрезанным хвостом, и пять человек вышли на ней в залив, чтобы я мог убедиться в её поразительной грузоподъемности".

Тур Хейердал, "Ра"

В готовом виде "Ра-2" была 12 м в длину, 5 м в ширину и 2 м в высоту. На палубе стояла каюта тростниковая хижина 4 м в длину и 2,8 м в ширину. Лодка была на 3 м короче предыдущей, круглее в разрезе и тоньше.

Команда судна тоже претерпела небольшие изменения. Плотник с озера Чад Абдулла Джибрин уступил своё место марокканцу Мадани Аиту Уханни. Хейердал по этому поводу тактично писал, что Абдуллу закрутили сложности семейной жизни, однако по свидетельству более откровенного Юрия Сенкевича его пришлось заменить по другой причине.

"Участие в экспедиции, а главное, возможности, открывшиеся для Абдуллы после того, как он стал известным, подействовали на него радикальным образом. Он решил поселиться в Каире, купить там дом. < > Абдулла стал ходить к послу и просить у него денег на покупку дома (как оказалось, не одного), ссылаясь на то, что договорился об этом с Хейердалом, который потом вернёт послу долг Абдуллы. < > На самом деле Тур даже не подозревал об этом. Всё выяснилось гораздо позже, и ему пришлось отдавать не свои долги".

Юрий Сенкевич, "Путешествие длиною в жизнь"

Хейердал не сказал другим членам экипажа о "подвигах" Абдуллы, но те и сами обратили внимание на странное поведение бывшего соратника: он приезжал на строительную площадку позже всех, помогать в строительстве "Ра-2" не считал нужным и быстро возвращался в свой отель "развлекаться с висевшими на нём гроздьями весёлыми девицами". Плюс ко всему он пристрастился к выпивке. В конечном итоге, Абдулла перессорился со всей командой "Ра-2", и вместо него в море вышел бербер Мадани, работавший администратором в марокканском отеле, где жили участники экспедиции.

Кроме него, в путешествие отправился ещё один новичок японец Кей Охара, чьей задачей было снимать повседневную жизнь на папирусной лодке на фото- и видеоплёнку. Остальные шесть членов экипажа были теми же, что и год назад: сам Тур Хейердал и его соратники с первой версии "Ра" Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Юрий Сенкевич (СССР).

"Ра-2" идёт к цели

В день, когда "Ра-2" получила имя, она доказала свою прочность ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.

В начале плавания "Ра-2" заставила экипаж поволноваться папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.

"Шлёпнулся в воду мешок с картофелем: картошка долго варится. За ним последовали два кувшина с рисом. Мука. Кукуруза. Два мешка неведомо с чем. Корзина из дранок. Лучше голодать, чем тонуть. Отправилась за борт большая часть припасённого для кур зерна. А также большой деревянный брус и доски материал для ремонта. Ещё кувшины. На лице Мадани было написано отчаяние. Кей глядел на парус, оскалив зубы. Море приняло бухту каната. Точильный камень. Молот. Железное копье Жоржа, чтобы сшивать лодку. Поплыли книги и журналы. Обложки от книг. Каждый грамм важен".

Тур Хейердал, "Ра"

Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту "Ра-2" стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго его команда окрестила "Юби".

"Ра" превратилась в плавучий зверинец. Под водой нас сопровождала немая верная свита юрких рыб, на палубе и на снастях сидели яркие щебечущие птицы, пили воду из чашек и клевали зерно, предназначавшееся для кур. Но по мере того, как мы начали удаляться от Канарских островов, отдохнувшие гости один за другим расставались с нами. < > Зато голубю корм Cиндбада так пришёлся по вкусу, что он располнел, стал совсем ручным и явно настроился идти с нами до Америки".

Тур Хейердал, "Ра"

Толстые вёсла из отборной мачтовой сосны выдержали несколько штормов, удерживая лодку перпендикулярно волне, что позволяло ей уверенно идти вперёд по бурному океану: высокий ахтерштевень надёжно защищал судно, не давая воде его захлёстывать. Но однажды в бурю казавшееся несокрушимым левое весло переломилось пополам, лодка развернулась боком, её начали заливать волны. С большим трудом команда освободила намертво закреплённое правое весло, чтобы вернуть возможность управлять "Ра-2".

Чтобы увеличить скорость движения судна, Хейердал решил наклонить вперёд мачту, благо, конструкция лодки позволяла такие ремонтные работы. Но высокий нос стал упираться в парус пришлось спилить изрядный кусок. "Ра-2" потеряла свой элегантный вид, но пошла заметно шустрее.

Пресной воды не хватало во время непогоды разбилось много амфор с её запасами. Экипаж ввёл режим строгой экономии, скрупулёзно рассчитав оставшееся количество. Участники экспедиции относились ко всем сложностям как к задачам, требующим решения и решали их. Через 57 дней после выхода из Марокко потрёпанная, но уверенно держащаяся на плаву лодка дошла до Барбадоса, преодолев 6100 км и доказав научному миру, что древние народы Средиземноморья вполне могли добираться до Южной и Центральной Америки.

Значение экспедиции

Путешествие оказалось важным не только с точки зрения экспериментальной археологии. На борту была обстановка, позволившая провести ряд психологических опытов и в целом проверить работу небольшой команды в условиях, в чём-то аналогичных полётам в космос.

"Есть у "Ра" с космолётом общее: там и здесь безбрежное пространство, и крошечный островок посреди него, и люди, которым надлежит на островке длительное время плечом к плечу жить и работать.

Выражение "плечом к плечу" в этих обстоятельствах имеет заведомо буквальный смысл. И звучит оно порой не так мажорно, как казалось бы со стороны.

Представим себе лучший, какой только можно выдумать, вариант: в межпланетное путешествие отправляется экипаж, состоящий сплошь из великолепных, идеальных парней. Есть ли гарантия, что им не станет в полёте трудно друг с другом?"

Юрий Сенкевич, "На Ра через Атлантику"

На втором "Ра" ситуация осложнялась тем, что для большей части экипажа ушла прелесть новизны, как писал Сенкевич, "то ли усталость, то ли вообще стали мы, чёрт возьми, старее и равнодушнее, и на смену прошлогоднему энтузиазму пришла привычка; в самом деле, мы уже ощущали себя не первопроходцами, а чуть-чуть рейсовиками, не поэтами, а ремесленниками океана..." Выливалось это порой в споры из-за зубной щётки, последовательности вахт и помощи при мытьё посуды. Но ни одного конфликта не возникло из-за разницы религий, идеологии, политики того, что могло перерасти в серьёзное противостояние и обиды. Мелкие ссоры позволяли "выпустить пар" при необходимости и заканчивались общим смехом и тёплыми разговорами обо всём на свете. В конечном итоге эксперимент Хейердала, собравшего на крохотном тростниковом судёнышке восемь людей разной национальности, возраста, культур, оказался успешным.


"Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всём выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне".

Тур Хейердал, "Ра"

Кроме того, команда лодки отслеживала наличие в океане нефтепродуктов. Ещё во время первого плавания члены экспедиции обнаружили в воде сгустки нефти и сообщили об этом в Организацию Объединённых Наций. Генеральный секретарь ООН поручил экипажу каждый день вести наблюдения за уровнем загрязнения Атлантики и собирать образцы. 43 дня из 57 на пути "Ра-2" встречались сгустки нефти. Выяснилось, что положений Международной конвенции 1954 года о предотвращении загрязнения моря нефтью (OILPOL) недостаточно, чтобы защитить океан.

"Порой было противно утром чистить зубы столько грязи плавало у кормы. Ну ладно, пустые бутылки, доски, пластиковые мешки их как после воскресенья на дачной полянке. Но битум! Но мазут!!! Куски тёмно-бурого цвета, величиной с кулак, а то и крупнее! Некоторые обросли ракушками и усеяны моллюсками, другие совершенно свеженькие. И это в центре Атлантики, а она довольно большая!"

Юрий Сенкевич, "Путешествие длиною в жизнь"


В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды человека, в ходе которой была принята Декларация об окружающей человека среде, помимо прочего включавшая в себя запрет на слив нефтяных отходов в море. Материалы, предоставленные экипажем "Ра-2", сыграли заметную роль в принятии этого решения. Документ носил рекомендательный характер, но в 1973 году по его следам под эгидой Международной морской организации (ИМО) была принята Новая конвенция МАРПОЛ, в которой требования к соблюдению экологических норм стали гораздо жёстче.

Экспедиция, организованная Туром Хейердалом, позволила под новым углом посмотреть на культуру далёкого прошлого и помогла принять меры, чтобы сберечь океан для будущего. Но самое главное, она показала, что человечеству вполне по силам справиться с противоречиями в настоящем было бы желание.

"Экспедиция Ра показала наглядно, не на теоретических выкладках, а на практике: самые грозные препятствия преодолимы, если люди солидарны в главном, если вопреки всему, что их разделяет, они верны общей разумной цели. Ради одного этого уже стоило выходить в океан кораблику Ра !"

Юрий Сенкевич, "Путешествие длиною в жизнь"

Ольга Ладыгина

Источник:

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Анатолий »» | 18.05.2020 14:27
  
1
Клуб путешественников с Юрием Сенкевичем. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивы.

Передача была показана по советскому телевидению в 1985 году. Ведущий - Юрий Сенкевич, путешественник и тележурналист. Тур Хейердал - норвежский путешественник и учёный-антрополог. Написал множество книг, популяризирующих свои концепции заселения Полинезии южноамериканскими древними мореплавателями.





.
  
#2 | Анатолий »» | 18.05.2020 14:36
  
1
Путешествие Тура Хейердала на папирусной лодке "Ра". 1969 год

Весной 1969 папирусный корабль "Ра" с международной командой из семи человек, которые были гражданами различных стран начал свое плавание из финикийского порта Сафи, который находится в Марокко с целью пересечь Атлантический океан. Командовал экипажем норвежский путешественник Тур Хейердал. Состав экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)






.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU