Пленэр на Эвересте. «Кубанский Рерих» пишет этюды на высоте в тысячи метров

До конца января в Краснодаре можно увидеть персональную выставку Сергея Дудко - художника, который сумел совместить живопись и восхождения на самые высокие горы мира.
Сергея Дудко Фото: АиФ/ Людмила Решетняк

Когда несведущие люди спрашивают Сергея Дудко о том, чего в его характере больше – любви к живописи или стремления к путешествиям, он всегда рассказывает эту историю – одно из своих первых детских воспоминаний. Родился художник в заснеженном Красноярске, а на Кубань переехал в пятилетнем возрасте. Но хорошо помнит, как в далеком сибирском крае совсем крохой сидел возле подоконника и, макая кисточку в бутылку с талой водой (на севере ее приспособились собирать прямо с заиндевевших окон с помощью привязанных к подоконникам емкостей), рисовал чем-то вроде акварельных красок… горы. Почему именно их? Видимо, судьба с детства предопределила, чем он будет заниматься в жизни, говорит Сергей Дудко.

Взбираться на колени матери

Досье
Сергей Дудко - заслуженный художник России, действительный член Русского географического общества, мастер спорта по горному туризму, заслуженный путешественник РФ. Живописец, график, посвятивший свою творческую жизнь изображению высоких гор, за что его называют «кубанским Рерихом». Его картины входят в собрания различных музеев и частных коллекций России, СНГ и стран дальнего зарубежья. Участник спасательных операций в горах Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Грузии, Таджикистана.

Сергей Викторович – фаталист, и этого не скрывает. С другим подходом к жизни в горы, кажется, и идти нельзя.
«Горы невозможно победить или покорить. Они неизмеримо сильнее нас. Это горы людей отбирают под себя: восхождение не для всех физически и морально по силам. Знаю таких, кто здесь находится в прекрасной физической форме, а на высоте все время им что-то мешает, беспокоит», - говорит Дудко.

И совершенно точно, по его мнению, не дойдут до вершины те люди, кто идет в горы, как солдат на врага. Недаром непалец Тенцинг Норгей, первым в мире (в паре с новозеландцем Эдмундом Хиллари) взошедший на вершину Эвереста, говорил, что ощущал себя ребенком, взбирающимся на колени матери.

Ну, а если без всякой лирики, то, по словам Сергея Дудко, альпинисты бывают осторожные и ... мертвые. И главное исусство здесь - четко распланировать действия группы, контролировать ситуацию на всех этапах и уметь вовремя отступить. Потому что ценой ошибки будет твоя жизнь или жизнь товарища.

Этюд на высоте 5 тысяч метров

Свой путь в горы Сергей Дудко начинал, как водится, со школьных походов выходного дня. Постепенно дорос до уровня мастера спорта по горному туризму, а затем увлекся и альпинизмом. В ту пору об экстремальных плэнерах на высоте и речи не было – выпускник художественного училища все силы отдавал спорту.

«Но прошло время, и появилось понимание того, что все маршруты, какие хотелось бы, я не пройду, и от этого сначала стало очень грустно, - вспоминает Сергей Викторович. – Но потом решил: если я куда-то не дойду – другие обязательно дойдут, а вот если того, что увижу, не напишу на холсте – никто уже не напишет. Именно так, как я увидел и почувствовал! Ведь каждый творческий человек по-настоящему уникален... Этой осенью мы вместе с дочерью писали Эверест на высоте 5 тысяч метров, стояли рядом, но у каждого получилось что-то свое. У нее – земля, выросшая до неба, а у меня – «сгусток неба», опустившийся на землю».
Подборка фотографий походной жизни художника. Фото: АиФ/ Людмила Решетняк

Вот так и повелось, что Сергей Дудко в горы без этюдника не идет. А вершины за эти годы были разные – и Кавказ, и Памир, и Тянь-Шань, и Гималаи с их восьмитысячниками.

Разумеется, высота накладывает ограничения – монументальное полотно здесь не напишешь, надо обходится этюдами по размеру рюкзака. Это уже потом, дома, в спокойной обстановке, художник возьмется за холсты большого размера.

«В наше время фототехника и полиграфия на высочайшем уровне, но и живопись жива по-прежнему, потому что картина – это не только то, что я вижу, но и то, что знаю о предмете и что чувствую, - говорит Дудко. – Фотограф как охотник: добывает то, что есть. А художник абсолютно самостоятелен: может на «дракона» пойти и «дракона» «завалить»».

Камнепад и лавина

Зрители, которые пришли на встречу с художником в галерею «Сантал», заметили, что Дудко никогда не рисует снежные лавины или ураганы, максимум – особые «тревожные» облака, которые в Гималаях предсказывают резкое ухудшение погоды.
Сергей Дудко. Гималаи. Непал. Эверест, Лхоцзе, Макалу в свете вечерней зари. 2011 год. Фото: Галерея «Сантал»

«Плохого и на земле хватает, - соглашается с наблюдением Сергей Викторович. – Мне хочется изображать горы такими, как я их ощущаю, – спокойными, величественными».

Хотя на высоте ему не раз приходилось встречаться с опасностями. Как-то на Памире, в метрах 70 от группы альпинистов, где шел Дудко, пошла трещина, и склон поехал вниз. Хорошо, что спортсмены стояли в это время на «террасе», и массы снега через них благополучно «перепрыгнули» и покатились дальше. Там же попали и под камнепад.

«Вдруг слышим гром, клацание сверху, а мы как раз сидели на привале. Рюкзаки тяжелые – мгновенно ты с таким грузом не вскочишь на ноги, только болтаешь, как черепаха, руками и ногами из-под «панциря», а драгоценные секунды уходят», - вспоминает художник.
К счастью, и тогда все обошлось благополучно.

Первые на Эвересте в новом тысячелетии

Кстати, кубанские альпинисты даже улучшили горную статистику. Например, на чрезвычайно опасном восьмитысячнике К-2 в 2007 году она была такой: на 7 взошедших 9 трупов. Но четверо спортсменов из группы Дудко покорили вершину и целыми-невредимыми вернулись обратно.

На Маккалоу кубанцы шли по очереди третьими. В первой группе один человек погиб, во второй – два. А у россиян трое взошли и никого по пути не оставили.

«На Эверест мы первый раз пошли в 2000 году. Помните, это был миллениум, начало нового тысячелетия, с ним все время конец света связывали, - рассказывает Сергей Викторович. – Чего нам только не предрекали! Но наши ребята благополучно добрались до вершины. Получается, первые в новом тысячелетии».
Курсантам краснодарского летного училища (КВВАУЛ) небо и горы тоже близки, поэтому они осматривали выставку с большим интересом. Фото: АиФ/ Людмила Решетняк

«У каждого своя гора»

Сегодня у Сергея Дудко есть мечта – написать с натуры самые высокие горы мира: все 14 восьмитысячников.

«Люблю горы за то, что они дают человеку возможность почувствовать свою силу и свою слабость, - говорит он. - И пока есть на земле люди, и пока есть горы, они существуют друг для друга».

А для тех, кто не чувствует в себе сил для занятий альпинизмом, Сергей Викторович поясняет: «У каждого своя гора – своя цель, и она должна быть высокой. Идеал, конечно, недостижим, но в процессе попыток его получить, мы себя осознаем, набираемся новых знаний и опыта, видим новую даль и находим новые цели».
Сергей Дудко. Кавказ. Фрирайд на Эльбрусе. 2007 г. Фото: Галерея «Сантал»

Людмила Решетняк/
http://www.kuban.aif.ru/culture/details/hudozhnik_idet_na_drakona_kubanskiy_rerih_o_tom_za_chto_lyubit_gory

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU