Томская кругосветка Евгения Ковалевского и Станислава Березкина

Путешественники томского отделения Русского географического общества Евгений Ковалевский и Станислав Березкин посетили Монтевидео столицу и крупнейший город Уругвая и прибыли в город-порт Колония-Дель-Сакраменто. Теперь экспедиция направится в Аргентину.
Экипаж томской кругосветки

Напомним, каркасно-надувной парусный тримаран с сибиряками на борту начал свое кругосветное путешествие 1 июля 2021 года из Санкт-Петербурга. Этот проект посвящен 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками. Фонд президентских грантов выделял на него восемь миллионов рублей. Планировалось, что плавание продлится два года, путешественники за это время посетят более 20 стран. Путешественники пережили разные испытания: циклон в Атлантическом океане, поломку судна и некоторого оборудования, все это привело к увеличению расходов на путешествие. В 2022 году ситуация осложнилась еще больше из-за международной обстановки. Но экспедицию тем не менее решили продолжить.

В конце мая тримаран Евгения Ковалевского и Станислава Березкина покинул Бразилию, путешествие вдоль побережья которой длилось четыре месяца, и направился в Уругвай.

Как сообщается на сайте проекта, перед прибытием в столицу Уругвая путешественники 18 часов пережидали шторм в Пунта-дель-Эсте в южном полушарии уже наступила зима с характерными для этого времени года сильными ветрами и частыми штормами.

Стартовали 3 июня в шесть часов утра. Направление Монтевидео, Уругвай. К сожалению, обещанный попутный ветер не дали. Он встречный и течение встречное, поэтому скорость примерно 2,5 узла. Мотор плохо тянет, подозрение на скверный бразильский бензин. Стас предлагает причалить в порт Пириаполис и купить топливо. Однако в Уругвае бензин дорогой примерно два доллара за литр. Собираем все местные деньги, какие есть, набирается 3 030 песо. Этого хватит на 35 литров , рассказал Евгений Ковалевский.

За бензином экипажу пришлось идти пешком с канистрами порядка трех километров, однако по пути им помог местный капитан.

"Вдруг видим машину, водитель нам машет: едем со мной. Так мы добираемся на заправку и заправляемся. Добрый парень заливает нам на 216 песо больше бензина, чем у нас есть денег. Едем с Дикго, так зовут водителя, обратно. Он оказался капитаном и, конечно, увидев братьев по оружию , помог, чем мог", рассказали путешественники.

Переход был тяжелым и длился около 18 часов, путешественники шли, меняя друг друга на вахте каждые четыре часа. Вечером 3 июня тримаран прибыл в Монтевидео. На следующее утро путешественники направились осматривать столицу. Город, по словам экипажа, напоминает европейский, а стоимость жизни в нем высокая.

"Цены примерно в три раза выше, чем в России, и в два раза выше, чем в Бразилии. Кругом все пьют местный чай мате. Похоже, это главная, самая яркая и полезная местная традиция. Люди ходят с термосами, чашками калабасами и трубочками с ситечками бомбилья . Сидят парочками на лавочках, в автомобилях, на траве. Прогуливаются. Местные говорят, что это национальная традиция в этом регионе в Уругвае, Парагвае, Аргентине и на юге Бразилии. Везде прогуливаются с собаками, которые одеты в разные наряды, много людей занимается физкультурой. Местное население доброжелательное и отзывчивое", рассказал Евгений Ковалевский.

В Монтевидео экипаж встретился с полномочным послом РФ в Уругвае Андреем Будаевым, а также получил в подарок от уругвайской стороны 40 литров горючего и десять килограммов фруктов.

6 июня экипаж планировал выйти из столицы и зайти в Хуан-Лакасе, но оперативности помешала погода в течение суток был сильный туман с видимостью около десяти метров. Развеялся туман после обеда 7-го числа, путешественники уже дошли до Хуан Лакасе и решили идти в западный порт Колонию-дель-Сакраменто, не останавливаясь.

После 30-часового перехода тримаран встал на якорь в яхтенной марине Колония-Дель-Сакраменто этот пункт будет последним городом Уругвая, который экспедиция посетила перед Аргентиной.

Примерный маршрут всей экспедиции: Санкт-Петербург Финляндия Польша Швеция Дания Голландия Великобритания Франция Испания Португалия Канарские острова переход через Атлантический океан Южная Америка Полинезия Микронезия Филиппины Индонезия Индийский океан Атлантический океан ЮАР Намибия Португалия Великобритания Санкт-Петербург.

Анастасия Кирсанова, В Томске

Комментарии (118)

Всего: 118 комментариев
#43 | Андрей Бузик »» | 08.06.2023 07:21
  
1
Ранним утром 5 июня катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества бросил якорь в бухте Таити главного острова Французской Полинезии. Переход сюда от архипелага Гамбье в юго-восточной части Туамоту занял у Евгения Ковалевского, Станислава Берёзкина, Андрея Черепанова и Калеба Хары Гарате 20 дней. Эти без малого три недели были наполнены трудами и приключениями: судно атаковала акула, экипаж боролся с погодой и поломками, решал проблемы, находил следы русских кругосветчиков и новых друзей.
В лагуне на Таити. Фото: Станислав Берёзкин

С острова Мангарева в архипелаге Гамбье кругосветчики вышли 17 мая. Практически сразу по погоде стало ясно, что катамаран попал в зону влияния природного феномена Эль-Ниньо, одной из фаз так называемой Южной осцилляции явления, оказывающего существенное влияние на климат Земли. При его возникновении область нагретых приповерхностных вод смещается к востоку, ослабляя или вовсе "останавливая" пассаты ветра, которые круглый год дуют из тропиков в направлении экватора. Одновременно с этим в восточной части Тихого океана ослабляется и апвеллинг подъём глубинных вод к поверхности.

Из-за этого вместо постоянно дующих юго-восточных пассатов мы получили "погодную кашу". Пришлось провести неделю на острове Мангарева, а потом очертя голову рваться на северо-запад в надежде обогнать неожиданно возникающие атмосферные вихри. К счастью, траектории этих вихрей можно угадать. Но так бывает не всегда, рассказал капитан катамарана Станислав Берёзкин.

У экипажа было два варианта начала плавания: отправиться по прямой в 220 миль на остров Нукутаваке с крошечной гаванью и без связи или попробовать прорваться на север до 18-й параллели, к большому атоллу Хао на полпути к Таити.

Второй вариант был предпочтительнее, но до Хао 350 миль по прямой и не совсем понятно, сколько не по прямой. Всё-таки решаем рискнуть, пояснил Берёзкин.

Первые два дня дул слабый юго-восточный ветер. Катамаран Russian Ocean Way Tion, похоже, первый раз за свою жизнь нёс полные паруса. К вечеру второго дня кругосветчики достигли атолла Марутеа. Именно здесь по прогнозу должны были начаться погодные чудеса.

Ветер стих, натянуло облачность, атолл обходили несколько часов. А ночью начались шквалы не сильные, но пугающие. Сначала справа образовывается маленькая тучка, через 15 минут она превращается в разлапистого монстра, который пытается забросить свою руку вперёд по нашему курсу. Но врёшь, не достанешь! Мы проскочим, а ты рассосёшься и выпадешь дождём за нашей кормой. Когда такое происходит, трудно удержаться и не показать исчезающей тучке язык, признался Берёзкин.

В пути возникает несколько напряжённых ситуаций. К атоллу Хао подошли за два часа до рассвета при отвратительном прогнозе: с минуты на минуту должен был подняться сильный северо-западный ветер.

А мы как на ладошке. Я попытался убавить обороты, а заслонка "закисла". По привычке прокрутил ручку вправо-влево, но оборотов много. И вдруг рвётся подъёмная таль двигателя и мотор с радостным рёвом улетает под палубу. В последний момент я успеваю выдернуть чеку и заглушить его. Ветра маловато, волны многовато, катамаран идёт прямиком в сторону рифов у атолла. Хорошо, что до них миль шесть, скорость узла два, время есть, рассказал Берёзкин.

Путешественникам пришлось в спешке пройти настоящий квест, чтобы добраться до проблемного места конструкции. Они убрали спасательный плот и даже разрезали палубу.

Старую таль долой, новую завёл не поднимает. Вынул верёвку, провёл заново. Ура, получилось! Стартую, мотор ревёт на максимальных оборотах, скидываю капот, шевелю рычаг заслонки, обороты в норме. Капот на место, поехали! рассказал Станислав Берёзкин.

Перед заходом в лагуну огромный кит махнул кругосветчикам своим хвостом на фоне рассвета. Хороший знак!

Отшвартовались на заброшенной военной базе, а через полчаса пришёл циклон. Но я показал ему язык: не успел, не успел! пошутил Берёзкин.

Атолл Хао с его лагуной, одной из крупнейших во Французской Полинезии, место довольно известное. В начале 1960-х годов здесь появилась передовая по тем временам инфраструктура: аэродром, дорога длиной в целых 15 км, жилые дома, резервуары для пресной воды, лаборатории и многое другое. Строительство было связано с испытаниями Францией ядерного оружия. Центр слежения за атомными взрывами демонтировали относительно недавно в 1998 году.

На территории этой базы мы сейчас и стоим. До бывших ядерных полигонов на атоллах Муруроа и Фангатауфа около 250 морских миль. Это чуть больше двух суток пути для нашего катамарана, рассказал научный руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Сейчас на Хао живут не более 1 тыс. человек. В основном здесь занимаются выращиванием жемчуга и рыбной ловлей. Примечательно, что русских здесь помнят: более 200 лет назад, в июле 1820 года, атолл посетила российская антарктическая экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева.

Отношение к нам хорошее. Но вчера произошёл инцидент: местные сказали, что причал, у которого мы стоим, принадлежит пиццерии. Если мы хотим стоять здесь, то должны сделать заказ. Выручили нас соседи голландцы и американцы. Они сделали заказ и устроили нам "вечер вопросов и ответов с кофе". Беседа прошла в тёплой дружественной обстановке, мы привычно рассказали об экспедиции, русских кругосветках, России и Сибири. Ну и съели всю заказанную пиццу, разойдясь уже лучшими друзьями, отметил Евгений Ковалевский.

Островитянин, живущий неподалёку от стоянки катамарана, признался, что имеет далёкого русского предка, но ничего не знает ни о нём, ни о России. Возможно, он потомок одного из участников экспедиции Беллинсгаузена, добавил Ковалевский.

После крайне холодного "южного лета" у берегов Аргентины кругосветчики сейчас страдают от жары "суровой полинезийской зимой". Минимальная температура здесь +25 С. В таких довольно трудных условиях удалось провести текущий ремонт катамарана.

Утром 25 мая перед стартом на Таити Калеб подкачивает баллоны буквально до звона, и в этот момент из-под днища катамарана вырывается фонтан воздушных пузырей. Если швы ткани деградировали, это большая проблема. Приходится надеть маску и нырять.

Слава богам, это порез. Причём характерной круглой формы след зубов хорошо знакомой нам зверюги. Это маленькая глубоководная акула из рода светящихся, известная своим умением выкусывать куски плоти из китов и даже части обшивки подводных лодок. Иногда она пытается делать это и с надувными баллонами. Несколько слоёв ткани до конца прокусить ей не удалось, но порез получился глубокий. Когда увеличили давление, он разошёлся и воздух начал выходить, рассказал Станислав Берёзкин.

Пришлось выбрасываться на пляж, поднимать катамаран, изучать и заделывать порез.

Уникальное строение рта и зубов позволило этой акуле выработать особую тактику добычи пищи. Зубы верхней и нижней челюстей имеют треугольную форму с вершинками, образующими острейшую пиловидную кромку. Эта акула имеет самое крупное зубное вооружение среди известных науке хищниц. Толстые губы образуют округлый рот, которым она присасывается к телу жертвы. Впившись зубами в плоть, акула совершает вращательные движения телом, буквально вырезая кусок мяса. Круглая рана достигает 50 мм в диаметре. Именно такую пробоину получил наш баллон. Благо к злодейским повадкам и намерениям таких акул мы готовы, отметил Евгений Ковалевский.

Пробоину заделали металлическими накладками из нержавеющей стали. Но выяснилось, что есть и другая проблема заклинило заслонку двигателя. Вернуть её к нормальной работе не получилось.

Силумин корпуса карбюратора и латунь оси заслонки прекрасная гальванопара, с удовольствием предающаяся коррозии. Пришлось провернуть основную заслонку на угол, достаточный для хоть какой-то работы двигателя, а регулировать обороты пусковой заслонкой. Мощность осталась примерно на уровне 30%. Можно побороть штиль, а встречный ветер уже нет. Так и стартовали под чихание мотора и гудки соседних яхт. С опозданием на пять часов, рассказал Станислав Берёзкин.

Прогноз погоды был на грани фола. По направлению на Таити ветер слабый, не более 10 узлов на два дня. Если идти севернее до 25 узлов на порывах, однако южнее Туамоту снова слабый. Экипаж решает идти в сторону атолла Факарава, известного ещё и как остров Витгенштейна. Его открыли в 1820 году моряки русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Первый день приносит почти полный штиль. Тримаран проходит за сутки всего 85 миль вместо привычных 100 110. На второй день ветер усиливается, позволяя набирать ход.

За сутки проходим больше 100 миль. На третий день ветер отходит к востоку на сутки раньше, чем обещал прогноз. Я судорожно запросил новые данные. Лена наш гидрометцентр и моя жена передала: на понедельник-вторник заход ветра до запада. Встречный, хоть и слабый, но передавить его нашим полумёртвым мотором не получится. После часа раздумий решаем идти на Факараву и ждать. Зависнуть в 100 милях от Таити желания нет, отметил Берёзкин.

Ночь по пути к атоллу Факарава выдалась непростой. Ветер постоянно менялся чтобы удержаться на курсе и не встретиться в темноте с рифами, приходилось много работать рулём. К южному входу в лагуну успели вовремя: течение было минимальным и в нужном направлении внутрь атолла.

В 8:30 прошли в атолл, в 12:30 отшвартовались на пляже, на первый взгляд казавшемся брошенным. Но вечером появился хозяин. Кое-как уговорили его не выгонять нас с полицией до утра. Утром перешли в гавань Ротоава. С мэром мы знакомы, договоримся, пояснил Берёзкин.

Утром 30 мая выясняется, что пирс пробил нос левого баллона катамарана. Снова ремонт. Вышли на Таити 3 июня. Весь переход в 245 миль пришлось двигаться с повреждённым мотором почти в штиль, пытаясь поймать ветер парусами.

5 июня катамаран благополучно зашёл в лагуну поселения Таравао на острове Таити. Пришвартовались на территории детской парусной школы.

Утрясаем формальности. Нас встречает Михаил, русский моряк, проживающий с семьёй в Таравао. Не теряя времени объезжаем магазины, ищем материалы для текущего ремонта, проведём здесь несколько дней, рассказал Евгений Ковалевский.

Дальше в плавание к берегам Австралии отправятся Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и Калеб Хара Гарате. Возможно, экипаж пополнится временным членом из числа представителей Французской Полинезии.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#44 | Андрей Бузик »» | 04.07.2023 09:35
  
1
Утром 1 июля катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества оставил за кормой берег острова Таити. Впереди очередной этап длиной почти в 4 тыс. миль, который экипаж намерен пройти за 70–75 дней. Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и новый член команды француз Винсент наметили себе следующий маршрут: Таити — Самоа — Фиджи — Новая Каледония — Австралия. Примечательно, что в трудный путь через Тихий океан россияне отправились в юбилейную дату — ровно два года назад они начали своё уникальное путешествие.
ругосветка РГО выходит с Таити. Фото участников экспедиции

— Мы первые в мире, кто идёт вокруг света на надувном судне. Это вызов, это непредсказуемость, это чертовски трудно. Но мы открываем новый путь, это новый опыт и новые возможности для морских путешествий, — подчеркнул Евгений Ковалевский.

30 июня катамаран спустили на воду после ремонта и поставили на якорь. Сделать это самим участникам экспедиции было бы очень трудно, однако помогли яхтсмены из Франции.

— Неоценимую помощь в этом оказали французские моряки и морячки, дети и взрослые, руководители парусной школы Жиль и Максим. Совместными усилиями сбросили экспедиционный катамаран Russian Ocean Way — Tion на воду. Работали по-русски, на "раз, два, три". Сначала левый борт на 15 см в раскачку в воду, затем также правый — и так, пока катамаран не сошёл с мели на более глубокое место, — рассказал Ковалевский.

В процессе спуска судна на воду открылась течь на корме правого баллона. Повреждение было оперативно устранено, инцидент не сдвинул сроки начала нового этапа.

До Австралии с Евгением Ковалевским и Станиславом Берёзкиным пойдёт француз Винсент. Новый член экипажа изучал сельское хозяйство и виноградарство в регионе Коньяк, много занимался спортом, путешествовал автостопом, прожил четыре месяца в Лапландии, несколько недель был поводырём ездовых собак.

В субботу, 1 июля, катамаран взял курс на северо-запад в сторону Самоа. В планах экспедиции — посещение атолла Суворова. Название этому необитаемому острову дали в 1814 году русские моряки с фрегата "Суворов" во время кругосветного плавания под командованием будущего адмирала Михаила Лазарева.

Новый этап начался с новых приключений. Поначалу бодро шли под восточным ветром с двумя стакселями. Скорость достигала 7 узлов, палубу задевали океанские волны высотой 2–3 м. Некоторые конструктивные особенности катамарана не позволяют считать его полноценным океанским судном. Это создаёт дополнительные трудности для экипажа, с которыми россияне героически справляются. По словам Евгения Ковалевского, порой катамаран приходится буквально "нести на руках".

— Поскрипывает и кряхтит наш плавучий дом. Сколько он ещё выдержит до очередной поломки, никто не знает. Держимся на воле, на зубах, на вызове, брошенном себе, на уважении к российскому флагу, на обязательствах перед собой и перед партнёрами, на поддержке друзей и тех, кто в нас верит, — признался руководитель экспедиции.

К вечеру 1 июля круглое оранжевое солнце садится в океан. В этот момент катамаран попадает в ветровую тень Таити и Муреа, скорость падает до 3 узлов.

— Эти два острова перекрыли нам попутный ветер. Волна хаотичная, высота — 1,5–2 м. Скорость падает до 2 узлов, — рассказал Ковалевский.

Уже в полной темноте, примерно в 22:00, во время вахты Станислава Берёзкина случилась досадная неприятность. Катамаран лишился сразу двух новых рулей, сделанных на Таити из "очень крепкой" фанеры.

— Подошла высокая волна, катамаран с неё сбросило, оба руля срезало, — пояснил Берёзкин.

Экипаж вынужден срочно выбросить плавучий якорь и спустить парус. Как назло, именно в этот момент океан разыгрался не на шутку, поднялись волны высотой до 3 м. В такой ситуации к ним нельзя вставать боком — малые габариты судна грозят опрокидыванием.

Приходится устанавливать перо руля, сделанное Берёзкиным ещё на острове Мангарева. На них экспедиция дошла до Таити.

— Потом их сняли и сделали из "суперфанеры" ещё два, заплатили немало. В итоге "таитянские" не прожили и суток, — отметил Ковалевский.

В труднейших условиях кромешной ночи, на ветру и высоких волнах экипажу удалось поставить запасное перо руля и продолжить движение. Ночами в океане по-прежнему холодно. До рассвета на вахте приходится одеваться в двое штанов, двое носков, сапоги, на тельняшку накидывать куртку, а на голову — шапку.

Утром команда катамарана приступает к установке второго пера руля. Однако есть проблема: просверлены не все отверстия. Шуруповёрт для работы под постоянными брызгами замотали в полиэтиленовые мешки.

— Сверлит Стас, я на подхвате: подаю ключи, молотки, болты, гайки. Винсент на съёмке. Корму подбрасывает вверх и вниз, влево и вправо, но у нас всё получилось примерно за полчаса, — рассказал Ковалевский.

Экипаж поднимает парус и продолжает свой путь к Самоа. Попутный ветер усиливается, разворачивая над катамараном флаги России и Русского географического общества. Всё будет хорошо!

Пресс-служба Русского географического общества.
#45 | Андрей Бузик »» | 03.08.2023 09:47
  
1
Катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества продолжает своё плавание по бескрайним просторам Тихого океана. Отважная команда начала новый этап путешествия в конце апреля, покинув берег гостеприимного острова Пасхи. За кормой уже остались Туамоту, Таити и Самоа. Вечером 29 июля судно достигло Вануа-Леву — второго по величине острова в архипелаге Фиджи.
На Фиджи. Фото участников экспедиции

Фиджи является восточной окраиной Меланезии — уникальной совокупности островных групп в Тихом океане, чернокожее население которых не говорит на полинезийских и микронезийских языках. Архипелаг включает около 300 клочков суши разной величины. Примерно треть из них остаётся необитаемой. Большинство островов имеют вулканическое происхождение, хотя здесь встречаются и коралловые атоллы.

Путь к Фиджи был не самым лёгким. Тихий океан продолжает испытывать на прочность и катамаран, и его команду частыми штормами, внезапно налетающими шквалами, резкой сменой направлений ветров, затяжными дождями.

Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и временный член экипажа француз Винсент вышли с Самоа 24 июля. Расстояние до острова Вануа-Леву в 520 миль намеревались преодолеть за пять дней. Несмотря на капризы погоды, график удалось выдержать. Изначально было принято решение идти не на крупнейший остров архипелага Вити-Леву, где находится столица Фиджи — Сува, а на Вануа-Леву, который на 200 миль ближе. У капитана катамарана Станислава Берёзкина были опасения, что экспедицию в пути может застать непогода. Прогноз был не очень благоприятным.

Поначалу шли по спокойному океану при отсутствии больших волн. Обстановка располагала к мечтаниям.

— Заступаю на вахту в 21:00 в полной темноте. Лунный свет подсвечивает пространство, делая всё вокруг сказочным. Звёзды мерцают и подмигивают, Луна призывно бросает серебряную дорожку катамарану. "Иди ко мне, надувное чудо, — словно зовёт ночное светило, — поиграем в гляделки".

Катамаран играет всеми своими надувными секциями, балками, стрингерами, виляет рулями и машет передним парусом-стакселем, отвечая: "Не могу я угнаться за тобой, о моя небесная красотка. Без грота никак". "Так подними грот, дружок, и обретёшь счастье", — настаивает Луна. "Нет, парни на ночь грот поднимать не хотят, а вдруг шквал налетит или ещё напасть какая", — грустно ответствует катамаран.

Пока я слушаю их ночную беседу, меня постоянно тошнит — волна болтает катамаран во все стороны, влево-вправо и вверх-вниз. Еле высидел четыре часа ночной вахты, — признаётся Евгений Ковалевский.

Направление ветра всё время меняется, выравнивать курс приходится постоянно. За несколько часов вахты путешественники так устают, что валятся спать одетыми, но продвижение вперёд всё равно медленное.

— Через час я мокрый, через два — продрог. Волна уже под два метра. Ветер до 25 узлов, порывы до 30 узлов. Ванты свистят. Шквалы один за другим. Страшновато. Рулить очень тяжело, — рассказывает Ковалевский.

Волна накатывает слева спереди. Хорошо, что не сбоку, не сзади и не в лоб. Если вал идёт сзади, катамаран может срываться на сёрфинг, при этом ломаются сразу оба руля. Если волна сбоку, то возможен переворот. Если спереди — катамаран прыгает с волны в яму, ломаются элементы конструкции, пояснил Евгений.
Экипаж катамарана: Станислав, Винсент и Евгений. Флаги России и РГО над Тихим океаном. Фото участников экспедиции

Поспать в эту ночь не удаётся. На волне высотой до 3 м катамаран подпрыгивает и падает в ямы так, что по ощущениям вот-вот развалится. Команда одевается "по-боевому", распихивает ценные вещи по сундукам, проверяет крепления на случай переворота. Палубу заливает водой. В трудных условиях, в полной темноте не обошлось и без ошибок. Экипаж запутался в парусах, неубранные полотнища начинает рвать штормовым ветром.

— Шум ветра, рёв волн, идёт дождь. Мы пытаемся поставить катамаран правильно и заставить его двигаться так, чтобы избежать переворота. По курсу идти не удаётся. С великим трудом убираем геную — и то не до конца. Снова ставим стаксель. Грот работает. Катамаран начинает уходить на запад вместо юго-запада. Но, по словам Стаса, главное — не встать боком к волне, — рассказывает Ковалевский.

Шторм выдался серьёзный. Ветер дул примерно шесть часов со скоростью до 30 узлов, идёт проливной дождь. Заснуть до утра так и не удаётся.

— Катамаран прыгает, ухает, трещит, стонет, выживает. Я тоже выживаю. Парни в палатке. Курс совсем неправильный. Стас предлагает завести мотор. До ближайших островов архипелага Фиджи около 80 миль. Ситуация продолжает оставаться опасной и непредсказуемой. Больше сухой одежды нет. Совсем убираем паруса — они просто мешают. Катамаран из-за них дёргает в разные стороны, — поясняет Ковалевский.

Ночная вахта на 29 июля наконец проходит без происшествий. Лишь несколько раз недолго лил дождь, но не было шквалов. Катамаран уже входит в архипелаг Фиджи.

— Видны острова в темноте. Выглядят таинственно. Что там, кто там? Какие опасности и неожиданности нас ожидают? Неизвестность — постоянный спутник первопроходцев. Вот и порт Саву-Саву. Идём мимо рифов, сбрасываем паруса, Стас заводит мотор, и... мотор не заводится. О, небеса! Стас снимает крышку, колдует. Заводит, но двигатель работает с перебоями. Качаем грушей бензин, это помогает. Видимо, попала солёная вода или мусор при последнем заливании бензина в бак. Идём к берегу. Видны холмы, бунгало, яхты на якорях. Невысокие горы, — рассказал Евгений Ковалевский.

Теперь кругосветчикам предстоят таможенные процедуры. Пока катамаран бросил якорь на рейде посередине залива острова Вануа-Леву.
В заливе острова Вануа-Леву. Фото участников экспедиции

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
#46 | Андрей Бузик »» | 10.08.2023 07:56
  
1
Катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества 9 августа достиг побережья крупнейшего острова архипелага Фиджи Вити-Леву. Плавание длиной в два дня прошло без особых приключений. На острове команда намерена провести несколько дней.
Команда в полном порядке! Фото участников экспедиции

- Подходим к Вити-Леву. Это столичный остров, здесь находится столица Республики Фиджи Сува. Местом для захода выбрали мыс Вуда Поинт. Берега зелёные, вдали виднеются горы. Вода здесь изумрудная, очень красиво! поделился эмоциями руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Вити-Леву стал вторым островом архипелага Фиджи, на котором побывали участники кругосветки. Сюда катамаран пришел с Вануа-Леву, получив разрешение на плавание в территориальных водах островного государства.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
#47 | Андрей Бузик »» | 15.08.2023 08:20
  
1
Кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества 13 августа покинула берега Фиджи. Катамаран отправился к архипелагу Новые Гебриды, на которых расположена Республика Вануату. Достичь этих островов в юго-западной части Тихого океана российские путешественники собираются за неделю.
Экипаж кругосветки на Фиджи. Фото участников экспедиции

По словам руководителя экспедиции Евгения Ковалевского, за три дня, проведенных на Фиджи, удалось сделать многое. Команда провела профилактические работы на судне, пополнила запасы воды, провизии и топлива для двигателя, а также посетила местные достопримечательности, собрав богатый материал для фильма о кругосветке.

С береговым центром экспедиции согласован график дальнейшего движения. В конце августа катамаран должен выйти из Вануату к Австралии, вдоль берегов которой судно будет двигаться в сентябре и октябре. Затем намечен переход на Бали. К новому году планируется достичь острова Пхукет, принадлежащего Таиланду.

За время отдыха на Фиджи россияне провели встречу с местными моряками. С экскурсиями катамаран кругосветки посетили более 300 человек.

Оставили о российских моряках добрую славу. Поразили всех новым опытом кругосветного мореплавания и даже подготовили статью для известного голландского парусного журнала, отметил Евгений Ковалевский.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#48 | Андрей Бузик »» | 19.08.2023 06:40
  
1
В День географа, 18 августа, катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества бросил якорь в бухте города Порт-Вила столицы Вануату. Переход от архипелага Фиджи занял пять дней, как и предполагала команда. Отсюда экипаж намерен выйти на связь с коллегами из Томска и принять участие в праздничных мероприятиях, посвященных 178-летию РГО.
Экипаж кругосветки РГО. Фото участников экспедиции

Плавание от фиджийского острова Вити-Леву к Новым Гебридам, на которых расположено государство Вануату, в целом прошло спокойно, однако погода не сильно баловала отважных путешественников. Практически все время шел дождь. Уже в самом начале пути волнение усилилось, океан постоянно пытался залить палубу небольшого судна. Такие условия никак нельзя назвать комфортными, отметил в своем дневнике руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Вахтенный все время мокроватый. Сижу в полной экипировке. Совсем не жарко, даже не тепло. Двое штанов, нашейник, шапочка. Ветер дует слева не только в паруса, но и в шею. Надеваю шарф. Волны вырастают постепенно до 3 м. Катамаран долбит и плющит, молотит и трясет, гнет и ломает, признался Ковалевский.

В первую же ночь плавания катамаран вдруг стал плохо управляться. Экипаж не сразу понял, что отломилось крепление левого румпеля к рулевой коробке. Пришлось спустить паруса и работать шуруповертом на волне в 3 м. Ремонтом лично занимался капитан катамарана Станислав Березкин. Неисправность устранить удалось, но в итоге сломались два последних сверла на 8 мм.

Океан волнует так, что вынуждает катамаран рыскать влево-вправо. Держать курс непросто, а точнее сказать, невозможно. Удается только дергать лодку слева направо и справа налево, держась в пределах линии на GPS, ведущей к городу Порт-Вила на Вануату, отметил Ковалевский.

Погода была тяжелой не только для людей, но и для морских птиц олушей. Иногда они пользуются мачтой катамарана для отдыха. Делают несколько заходов и только потом садятся на поперечный брус краспицу. Отдохнув, нарезают круги вокруг судна и улетают по своим делам.

Непрерывно идет дождь. Усиливается ветер. Разогнал волну. Сотни килограммов воды с периодичностью 15 минут обрушиваются на палубу. Эмиль, Винсент и я укрываемся в палатке. Стас мужественно терпит под открытым небом, продвигает катамаран в нужном направлении. Скоро эта участь постигнет Винсента, а затем меня. Небо сплошь затянуто хмарью во все стороны горизонта. Холодно, мокро, ветрено. Дискомфорт потрясающий, признается Ковалевский.

Стойко переносить трудности помогают мысли о продолжении этого уникального путешествия. Итогом станет серьезная образовательно-просветительская программа для школьников. Пилотный проект уже стартовал к концу года начальник берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная вместе с томскими географами подготовит очередной "Урок из океана".

Он будет посвящен экологии Тихого океана. Тысячи российских школьников в прямом эфире увидят океан и путешественников, неуклонно оставляющих за кормой милю за милей первой в истории кругосветной экспедиции на надувном судне. Мы продолжаем каждый день снимать видео и пересылать ролики в Томск, где большая профессиональная команда Томского отделения РГО готовит Уроки из океана , а наши друзья и партнеры, телеканал "Моя планета", очередной фильм из цикла История реальной кругосветки . И наш флагман Русское географическое общество знакомит тысячи подписчиков с хрониками путешествия, рассказал Евгений Ковалевский.

В Порт-Вилу на Вануату катамаран успел прибыть точно в День географа 18 августа. Отсюда планируется организовать географическую видеоконференцию с общественностью Томска.

Это доставит нам большую радость, так как один из величайших смыслов нашей экспедиции польза для Отечества, для родного края, для школьников и студентов, для ветеранов и профильных сообществ, подчеркнул Евгений Ковалевский.

День географа на Вануату, кстати, выдался прекрасным. Дождь прекратился, выглянуло солнце.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО По пути русских кругосветных мореплавателей посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

Александр Жирнов, Пресс-служба"Русского географического общества".
#49 | Андрей Бузик »» | 29.08.2023 10:00
  
1
Катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества 28 августа оставил берега Вануату. Путешественникам предстоит сделать очередной бросок через Тихий океан, на этот раз к Австралии. Прибыть в австралийский город Кернс Евгений Ковалевский, Станислав Березкин и Винсент Боже рассчитывают через две недели. По их признанию, путь будет трудным.
К берегам Австралии. Фото участников экспедиции

Вышли с Вануату, с острова Эфате, где простояли неделю, подремонтировались. Идем на Австралию, путь на Кернс. Волнишка до трех метров, ветерок такой, до 20 узлов, наверное. А если насвистнет, то и все 25, отметил Евгений Ковалевский.

В гавани Порт-Вила на Вануату кругосветка бросила якорь в День географа 18 августа. За десять дней на архипелаге экипаж успел не только отдохнуть, но и привел в порядок свое судно. Заклеили переломы баллонов, усилили герметизацию палатки, поставили четыре двухметровых бруска вдоль носовой части, чтобы увереннее чувствовать себя на больших волнах, подновили такелаж и парусное снаряжение.

При осмотре катамарана обнаружили множество следов укусов небольших сигарных акул. Хорошо, что им не хватает сил прокусить плотный материал насквозь.

Люди здесь общительны, приветливы, любопытны. Ведут себя непосредственно, словно дети. Запросто подходят, спрашивают, интересуются, знакомятся. С удовольствием фотографируются. Об этих качествах полинезийцев писали Коцебу, Беллинсгаузен, Лисянский, Крузенштерн. Они отмечали веселый нрав и детское простодушие , записал в дневнике Евгений Ковалевский.

Местные жители, как и везде до этого, проявили большой интерес к российским путешественникам. Экипаж провел несколько встреч, в ходе которых рассказал о своей экспедиции, о великих русских мореплавателях, о России и Сибири.

Участники кругосветной экспедиции РГО посетили места, связанные с деятельностью их выдающихся предшественников. Так, Ковалевский и Березкин провели съемку бюста вице-адмирала Василия Головнина, который первым из россиян посетил Вануату в 1809 году и установил отношения между местными властями и Россией.

24 августа в школе Порт-Вилы экипаж кругосветки встретился с учащимися старших классов вануатцами, австралийцами, французами, китайцами и канадцами. Всего на мероприятии собралось более 80 человек. Подростки были в восторге от знакомства с русской культурой, о которой до этого момента практически ничего не знали.

Директор школы подчеркнул важность визита в школу русских моряков. Это опыт прямого общения, который поможет детям составить собственное, независимое мнение о далекой и загадочной России. То, что русские не просто идут через океаны, а берут в члены экипажа людей из разных стран, лишний раз подтверждает, что они хорошие люди, отметил он.

После встречи несколько молодых ребят подошли ко мне и попросили совета: как начать путешествовать, уточняли, как можно попасть в Россию и в Сибирь. Мы покидали школу в приподнятом настроении и понимали, что такие встречи важны для выполнения приоритетной миссии экспедиции, каковой является общественная дипломатия, рассказал Евгений Ковалевский.

На прощание директор и школьники признались, что теперь и они будут следить за экспедицией в интернете.

Уже традиционно в плавание российский катамаран и отважных сибиряков провожали новые друзья. Судно спустили на воду вместе с новозеландцем, двумя датчанами и несколькими местными жителями.

Поразились, как легко получилось. Заводим мотор, идем из лагуны, на выходе поставим паруса. До связи в Австралии, попрощался Ковалевский.

Пожелаем удачи отважному экипажу! И будем ждать от них хороших новостей.

Пресс-служба"Русского географического общества".
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU