Томская кругосветка Евгения Ковалевского и Станислава Березкина

Путешественники томского отделения Русского географического общества Евгений Ковалевский и Станислав Березкин посетили Монтевидео столицу и крупнейший город Уругвая и прибыли в город-порт Колония-Дель-Сакраменто. Теперь экспедиция направится в Аргентину.
Экипаж томской кругосветки

Напомним, каркасно-надувной парусный тримаран с сибиряками на борту начал свое кругосветное путешествие 1 июля 2021 года из Санкт-Петербурга. Этот проект посвящен 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками. Фонд президентских грантов выделял на него восемь миллионов рублей. Планировалось, что плавание продлится два года, путешественники за это время посетят более 20 стран. Путешественники пережили разные испытания: циклон в Атлантическом океане, поломку судна и некоторого оборудования, все это привело к увеличению расходов на путешествие. В 2022 году ситуация осложнилась еще больше из-за международной обстановки. Но экспедицию тем не менее решили продолжить.

В конце мая тримаран Евгения Ковалевского и Станислава Березкина покинул Бразилию, путешествие вдоль побережья которой длилось четыре месяца, и направился в Уругвай.

Как сообщается на сайте проекта, перед прибытием в столицу Уругвая путешественники 18 часов пережидали шторм в Пунта-дель-Эсте в южном полушарии уже наступила зима с характерными для этого времени года сильными ветрами и частыми штормами.

Стартовали 3 июня в шесть часов утра. Направление Монтевидео, Уругвай. К сожалению, обещанный попутный ветер не дали. Он встречный и течение встречное, поэтому скорость примерно 2,5 узла. Мотор плохо тянет, подозрение на скверный бразильский бензин. Стас предлагает причалить в порт Пириаполис и купить топливо. Однако в Уругвае бензин дорогой примерно два доллара за литр. Собираем все местные деньги, какие есть, набирается 3 030 песо. Этого хватит на 35 литров , рассказал Евгений Ковалевский.

За бензином экипажу пришлось идти пешком с канистрами порядка трех километров, однако по пути им помог местный капитан.

"Вдруг видим машину, водитель нам машет: едем со мной. Так мы добираемся на заправку и заправляемся. Добрый парень заливает нам на 216 песо больше бензина, чем у нас есть денег. Едем с Дикго, так зовут водителя, обратно. Он оказался капитаном и, конечно, увидев братьев по оружию , помог, чем мог", рассказали путешественники.

Переход был тяжелым и длился около 18 часов, путешественники шли, меняя друг друга на вахте каждые четыре часа. Вечером 3 июня тримаран прибыл в Монтевидео. На следующее утро путешественники направились осматривать столицу. Город, по словам экипажа, напоминает европейский, а стоимость жизни в нем высокая.

"Цены примерно в три раза выше, чем в России, и в два раза выше, чем в Бразилии. Кругом все пьют местный чай мате. Похоже, это главная, самая яркая и полезная местная традиция. Люди ходят с термосами, чашками калабасами и трубочками с ситечками бомбилья . Сидят парочками на лавочках, в автомобилях, на траве. Прогуливаются. Местные говорят, что это национальная традиция в этом регионе в Уругвае, Парагвае, Аргентине и на юге Бразилии. Везде прогуливаются с собаками, которые одеты в разные наряды, много людей занимается физкультурой. Местное население доброжелательное и отзывчивое", рассказал Евгений Ковалевский.

В Монтевидео экипаж встретился с полномочным послом РФ в Уругвае Андреем Будаевым, а также получил в подарок от уругвайской стороны 40 литров горючего и десять килограммов фруктов.

6 июня экипаж планировал выйти из столицы и зайти в Хуан-Лакасе, но оперативности помешала погода в течение суток был сильный туман с видимостью около десяти метров. Развеялся туман после обеда 7-го числа, путешественники уже дошли до Хуан Лакасе и решили идти в западный порт Колонию-дель-Сакраменто, не останавливаясь.

После 30-часового перехода тримаран встал на якорь в яхтенной марине Колония-Дель-Сакраменто этот пункт будет последним городом Уругвая, который экспедиция посетила перед Аргентиной.

Примерный маршрут всей экспедиции: Санкт-Петербург Финляндия Польша Швеция Дания Голландия Великобритания Франция Испания Португалия Канарские острова переход через Атлантический океан Южная Америка Полинезия Микронезия Филиппины Индонезия Индийский океан Атлантический океан ЮАР Намибия Португалия Великобритания Санкт-Петербург.

Анастасия Кирсанова, В Томске

Комментарии (122)

Всего: 122 комментария
#22 | Андрей Бузик »» | 07.12.2022 09:19
  
0
Ранним утром 6 декабря тримаран кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества вошёл в аргентинский порт Ушуая. Это самый южный город планеты, который находится на острове Огненная Земля. Переход сюда из гавани Рио-Гранде оказался очень сложным из-за суровых погодных условий. Последние 50 миль очередного этапа плавания Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин преодолели за 12 часов.
Тримаран кругосветки РГО подходит к Ушуая. Фото участников экспедиции


Холодно невероятно. Ноль градусов, ветер ледяной. Шли 12 часов со средней скоростью 4,5 узла, признался Евгений Ковалевский.

Своё название самый южный город Земли получил от некогда живших здесь индейцев. На их языке Ушуая означает "залив, смотрящий на запад". Сам залив носит имя знаменитого корабля "Бигль", на котором совершил путешествие Чарльз Дарвин. В порт Ушуая суда заходят по пути в Антарктиду.

Регион отличается суровым климатом. Даже летом дневные температуры здесь редко превышают +15 C. Дальше к югу из человеческих поселений расположены лишь посёлок Пуэрто-Уильямс и рыбацкая деревня Пуэрто-Торо, в которой живут примерно 50 человек.

Переход из Рио-Гранде в Ушуая кругосветчики начали 1 декабря. Им предстояло сначала пройти на юго-восток, затем во время прилива успеть в течение очень короткого времени проскочить опасный участок от залива Байя-Тетис до мыса Сан-Диего и повернуть на юг. После этого тримаран должен был сменить курс на юго-западный и двигаться до встречного течения, потом войти в пролив Бигль. В зависимости от погоды экипаж рассчитывал потратить на это три-пять дней. Плавание осложняли холод до ноля градусов, сильный непопутный ветер до 40 60 узлов, высокие волны, заливающие водой палубу.

Вахтенный всё время мокрый, при необходимости работы за пределами палатки промокаешь насквозь гарантированно. Встречные течения, жёсткие, зубодробительные волны, мало укрытий на берегу в случае невозможности движения. Все моряки считают этот участок крайне сложным. А для нас он сложен вдвойне, поскольку нас всего двое, а нести вахты в таких условиях лучше вдвоём. Попросту нет времени на сон, рассказал Ковалевский.

Забавно, что накануне отплытия из Рио-Гранде к тримарану подошли мальчик и девочка лет десяти. Они подарили русским мореплавателям на дорогу рисунки с пожеланиями счастливого пути. Талисман оказался счастливым. О приключениях кругосветки на пути в Ушуая мы расскажем в следующем репортаже, пишет Пресс-служба "Русского географического общества".
#23 | Андрей Бузик »» | 10.12.2022 07:53
  
0
Хорошей погоды здесь не бывает: кругосветка РГО уходит все дальше на юг.
Перед выходом в море в Рио-Гранде. Фото участников экспедиции
Холодной зимой жителям севера часто хочется отправиться на юг к теплу и солнцу. Однако южные регионы нашей планеты не всегда так приветливы и ласковы, как нам кажется. Каков самый крайний юг Земли там, где встречаются волны Атлантики и Тихого океана, рассказали читателям сайта РГО участники кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества. "Хорошей погоды здесь не бывает", коротко и предельно ясно описали они переход из Рио-Гранде в аргентинский порт Ушуая.

Ушуая самый южный город Земли. Здесь по пути в Антарктиду швартуются, чтобы передохнуть, большие океанские суда. В гавани с видом на цепи заснеженных гор бросил якорь и тримаран российских путешественников Станислава Берёзкина и Евгения Ковалевского. Переход на юг Аргентины стал для них серьёзным испытанием.

Спаситель-мотор и помощь бульдозера
Из Рио-Гранде кругосветчики вышли 1 декабря. Перед стартом очередного этапа купили новый мотор "Ямаха 15" с длинной "ногой". Старый исправно отслужил полтора года в солёной воде, но физический износ забрал примерно 40% мощности и тримаран перестал справляться с сильным встречным ветром. Покупка оправдала себя довольно скоро. Возможно, даже спасла жизнь отважным сибирякам.

Юг Южной Америки самое напряжённое и опасное для мореплавателей место в этой части океана, да и вообще одно из самых опасных на планете. Идти на мыс Горн, не надеясь устоять против 40, 50 и даже 60 узлов встречного ветра, чрезвычайно опасно, дерзко и глупо, признался Ковалевский.

Трудности начались сразу: выйти в море из Рио-Гранде экспедиции помог бульдозер, который после длительных переговоров прислали местные власти. Тримаран на тросе подтащили к прибойной волне, и экипажу удалось метров на 15 забросить якорь в воду. В песок вогнали кол и привязали к нему корму.

Водитель бульдозера Марсело Алехандро Парун всё сделал профессионально, но из-за долгих переговоров с властями упустили начало прилива. Прибой стал выталкивать судно на берег.

Когда подошла приливная вода, тримаран сильно "метелило". Когда его сорвало с суши, он долго оставался у берега из-за якоря, начал прыгать через волны. Натяжение троса было настолько велико, что мы вдвоём не могли вытащить якорь, а сильный ветер с порывами до 40 узлов гнал тримаран прочь. Невероятными усилиями удалось достать якорь и всё же выбраться в море. Промокли насквозь. Распутали верёвки и легли на курс только днём, рассказал Ковалевский.

В сторону Ушуаи пришлось идти под проливным дождём при сильном ветре. Ковалевский и Берёзкин несли вахту по четыре часа, спать приходилось урывками не больше двух часов. Вокруг, словно в дельфинарии, сновали небольшие чёрно-белые дельфины. К утру 2 декабря тримаран приблизился к невысоким скалистым берегам в районе залива Байя-Тетис.

Возле берега на воде много водорослей. Бросаем якорь. Глубина около 10 метров, уходит 30 метров верёвки, чтобы он лёг на дно и зацепился за грунт. Можно отдохнуть, сходить в туалет. Ждём часов до 11 12. Потом идём по приливу вокруг мыса Сан-Диего. Только на этом коротком отрезке на приливе нет встречного течения, поделился Ковалевский.

Перебежками от залива к заливу
Тримаран сдвинули с места мотором, начали выбирать верёвку. В одиночку оторвать якорь ото дна невозможно только вдвоём. На это уходит около 20 минут на холоде и ветру, под дождём. Тримаран около часа несёт к мысу Сан-Диего, кругосветчикам удаётся проскочить опасное место за время прилива и повернуть на запад против встречного ветра в сторону канала Бигль. Холодное солнце "свирепого юга" практически не греет.

Западный ветер свирепеет. Порывы достигают 50 и даже 60 узлов. Принимаем решение укрыться в заливе. С трудом заходим в него против встречного ветра. Радуемся тому, что новый мотор справляется, что мы вовремя приобрели его взамен старого, потерявшего мощность. Встаём на якорь. Нас запрашивают по рации ВМФ Аргентины. Отвечаем, кто мы и куда идём. Спрашивают, нужна ли помощь. Просим прогноз погоды. Дают прогноз на сутки. Ветер через сутки должен стихнуть. Вдруг во время очень мощного порыва ветра между мной и Стасом с грохотом падает солнечная панель. Ветром разорвало металл каркаса панели, перебросило через палатку, попутно разорвав её боковую стенку, и с силой вонзило в палубу! Я стоял на этом месте пять секунд назад! Панель пролетела прямо над моей головой и до Стаса не долетела, лишь зацепившись за верёвку. Мы чудом остались живыми и невредимыми. Ангелы с нами, но, похоже, электричества у нас больше нет, описал ситуацию Ковалевский.

К вечеру ветер не стихает и стаскивает тримаран вместе с якорем в океан. Но экипаж намерен утром или ночью пройти около 40 миль до следующего залива.

До Ушуаи так и будем пробираться короткими перебежками, шутит Ковалевский.

Даже отдыхать здесь, на юге, трудно. Холод не даёт покоя, спать приходится в одежде. Но надо набраться сил, поскольку принято решение уйти в ночь.

Начинаем сниматься с якоря. Эта задача опять непростая. Ветер вроде стихает, но иногда вдруг так рванёт, что тримаран подпрыгивает. Пока мы отдыхали, нас снесло вместе с якорем метров на 30 50. Якорь закрепился за грунт, вырвать его будет нелегко. Мы переутомились настолько, что спать пытаемся при первой же возможности. Множество мелких травм на руках и ногах. Да, юг Америки суровое место для мореплавания, констатирует руководитель кругосветки.

Ветер стихает лишь на утро 3 декабря. Сообщив по рации береговой охране, что всё в порядке, экипаж выводит тримаран из залива. Темно, садится луна, и мореплаватели с тревогой всматриваются во тьму, гадая, что ждёт их в открытом море.

Далее огибаем мыс и выходим в канал Бигль. Идём 32 мили до следующего залива, а до Ушуаи остаётся ещё 120 миль. На выходе из залива нас встречает северный ветер. Обжигает лицо как ледяной огонь. Скорость падает до полутора узлов, но надо идти. Ждать нет никакого смысла. Здесь хорошей погоды не бывает, отметил Ковалевский.

Курс держать в таких условиях очень тяжело сбивают встречный ветер и течение. Приходится расходовать просто прорву бензина.

Когда до Ушуаи остаётся порядка 80 миль, принимаем решение не ждать у моря погоды, не идти в залив, а идти прямо в порт. Встречный ветер и боковое течение сбивают с курса, но потихоньку движемся. Готовить еду сил ни у Стаса, ни у меня нет, поспать не удаётся вскоре встречное течение и встречный ветер останавливают тримаран. Продвижение ноль. Мы маневрируем, ищем варианты курса, отклоняемся от первоначального направления и движемся вдоль берега. Скорость едва-едва дотягивает до одного узла, рассказывает Ковалевский.

И вдруг встречное течение ослабевает, экипажу удаётся выдерживать курс. И всё-таки скорость мала встречный ветер никуда не делся. А через пару часов налетает шквал, ветер и дождь снова гонят судно назад. Приходится считать, сколько осталось бензина. Оказывается, всего 120 литров, чего при таком движении может не хватить. Дело пахнет экстренной ситуацией.

Нелегальная высадка на спасительный остров и благодарность ВМФ Чили
4 декабря, двигаясь всю ночь против встречного ветра, тримаран дотянул до чилийского острова Пиктон. Он виден слева, но шквал по-прежнему не даёт двигаться вперёд.

Стас пытается галсировать от аргентинского берега до чилийского и обратно. Я на утренней вахте продолжаю. Всё время сильный ветер, частые шквалы. Мы измотались, но есть шанс попасть в бухту. Молимся небесам. На этой бухте наш бензин заканчивается, без помощи не выбраться. На оставшиеся три мили тратим два часа, с трудом продвигаясь против встречного ветра. Сейчас он до 30 узлов. И нельзя, чтобы подул сильнее, рассказывает Ковалевский.

В полдень тримарану удаётся добраться до желанной бухты на острове. Ветра здесь намного меньше.

Ищем, где бросить якорь. Вдруг видим на холме дом. Почти сразу по рации нас вызывает чилийская береговая охрана. Судя по всему, здесь пограничный пост. Сообщаем, что нам нужна помощь, заканчивается вода, нет бензина. До Ушуаи дойти не можем, говорит Ковалевский.

Чилийский пограничник добродушен. Он показывает, где находится якорная стоянка, и приглашает к себе. Россияне отвечают, что немного передохнут, надуют маленькую лодку и подойдут к берегу.

Варим рис, готовим чай. Горячая еда и питьё оживляют нас. Мы измождены и истощены битвой с ветрами, течениями, волнами, холодом. Согреваемся. Жизнь налаживается, признаётся Ковалевский.

Дежурство на острове Пиктон несёт офицер ВМФ Чили Симон. С ним на посту живёт семья: жена Патриция, две дочери Наталья 15 лет и шестилетняя Элена.

Оказывается, они прибыли сюда две недели назад работать на два года. Рассказываем про экспедицию, просим помочь водой и бензином, а также сообщить на Большую землю о нас. Симон проводит переговоры с коммандером, объясняет, что у экипажа русского тримарана проблемы, и вечером патрульный катер ВМФ Чили привозит нам 60 литров бензина. Патриция наполняет наши бутылки водой. Планируем назавтра в ночь уйти. Огромное спасибо ВМФ Чили! рассказывает Ковалевский.

Летний снег и переход в порт Ушуая
Вечером 5 декабря пошёл снег. По словам Симона, у Пиктона всегда штормит, ветер до 60 узлов и жёсткие волны. Для парусных судов это большая проблема. Россияне ждут прогноза погоды, готовят судно и поправляют такелаж.

Готовимся к решающему переходу до Ушуаи как к сражению, ибо океан чем дальше на юг, тем свирепее. Решаем стартовать пораньше, нужно на отливе быть на тримаране, чтобы сталкивать его в воду. Идём к Симону в дом попить кофе и попрощаться с семьёй. Гостеприимные чилийцы угощают на дорогу ужином. В 18:00 отшвартовались, нас провожает Симон и Элена. Выбираем якорь, выходим из бухты. Сразу в лоб задул западный ветер. Курс запад-северо-запад. Канал Бигль. Впереди серые тучи. Там нас ждут шквалы с порывами до 40 узлов, снег с дождём, рассказывает Ковалевский.

Однако на этот раз океан смилостивился и встретил тримаран кругосветки РГО уже не так сурово. И всё же погода очень холодная даже для местного лета температура около нуля градусов. Последний рывок до Ушуаи занял 12 часов 50 миль прошли со средней скоростью в 4,5 узла. Утром отважные россияне достигли порта назначения.

В Ушуае Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин пробудут несколько дней. После отдыха им предстоит визит в чилийский город Пуэрто-Уильямс на острове Наварино. Там нужно получить разрешение на проход к мысу Горн через канал Мюррея, который закрыт для всех судов, кроме военных и рыболовецких.

После урегулирования административных вопросов экипаж начнёт подготовку тримарана к продолжению плавания. В середине декабря кругосветная экспедиция Томского отделения Русского географического общества отправится к мысу Горн.

Пресс-служба"Русского географического общества".
  
#24 | Андрей Рыбак Администратор »» | 20.12.2022 10:23
  
1
Стремительно пролетели две недели пребывания кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества в самом южном городе Земли аргентинской Ушуае. Эти дни были насыщены яркими событиями. Экипаж тримарана Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин собрали интересный материал для очередного "Урока из океана", встретили участников международной регаты Globe 40 и стали свидетелями триумфа сборной Аргентины на чемпионате мира по футболу. Полным ходом идёт и подготовка к продолжению плавания. Впереди у россиян ответственный этап: переход вокруг мыса Горн.
Тримаран кругосветки РГО в порту Ушуая. Фото участников экспедиции

Плавание из Рио-Гранде в порт Ушуая показало, что тримарану тяжело противостоять сильным ветрам, господствующим у берегов Южной Америки в этом районе. Возможно, россиянам придётся немного изменить маршрут. Но для этого необходимо разрешение чилийских властей.

Для нашего тримарана встречный ветер выше 20 узлов губителен. Есть шанс сократить расстояние до мыса Горн, пройдя не традиционным маршрутом через канал Пиктон, а через канал Мюррея. Однако он закрыт для всех судов, кроме чилийских. Мы искали варианты в течение недели. Наконец обратились за помощью в посольство России в Чили. Наши дипломаты готовят ноту в чилийский МИД. Шанс есть, рассказал Евгений Ковалевский.

Большую помощь экспедиции оказывает почётный консул России на территориях юга Аргентины и Антарктиды Юрий Андрущак. Он помог пройти в Ушуае все формальности в префектуре, таможне, иммиграционном ведомстве и поселил экипаж у себя в гостевом домике.

Здесь тепло, есть всё, чего нет на тримаране, душ, туалет, горячая и холодная вода. Вид из окна на океан. Мы просто в раю на несколько дней, поблагодарил гостеприимного хозяина Евгений Ковалевский.
В путешествии по Огненной Земле с Юрием Андрущаком. Фото участников экспедиции

В один из дней команда кругосветки вместе с Юрием Андрущаком совершила путешествие по Огненной Земле. Самые интересные фрагменты видеозаписи, сделанной во время экскурсии, станут частью очередного "Урока из океана" для российских школьников.

Пришла приятная новость от телеканала "Моя планета" готова вторая серия фильма "По пути русских кругосветных мореплавателей" с субтитрами на испанском языке. Лента рассказывает о кругосветке РГО, участники которой сейчас готовят своё судно к продолжению плавания.

Бензин, такелаж, верёвки, ветрогенератор, румпель руля и много всяких мелочей. Каждый день работаем. Закупили 25 л моторного масла и 160 л бензина для дальнейшего движения. Сегодня нам должны выдать наш мотор "Ямаха", который прошёл от Санкт-Петербурга до Рио-Гранде. Ему сделали профилактику. Остаётся найти замену потерянной в прошлом переходе солнечной панели, ещё докупить литров 200 бензина. Иногда становимся болельщиками за Аргентину на чемпионате мира по футболу, рассказал Ковалевский.

По его словам, он открыл для себя футбол именно здесь, в Ушуае. Финал мирового первенства оставил неизгладимые впечатления. Смотрели матч на большом экране все вместе.

Аргентина чемпион мира! Да здравствует Аргентина! Да здравствует Россия! Спасибо Юре Андрущаку. В 65 лет я сделал открытие стал футбольным болельщиком, признался Ковалевский.
Россияне рады победе Аргентины на мундиале. Фото участников экспедиции

Застало россиян в Ушуае и ещё одно интересное спортивное событие кругосветная регата Globe 40 на небольших 40-футовых яхтах с экипажем из двух человек. Эти соревнования проводятся впервые. Маршрут построен таким образом, что с ним могут справиться и профессионалы, и любители: Танжер Кабо-Верде Маврикий Окленд (Новая Зеландия) Таити Ушуая Ресифи (Бразилия) Гренада Лорьян (Франция).

По предварительному прогнозу лидеры должны были подойти в 3 или 4 часа утра 16 декабря. В связи с этим я не спал почти всю ночь, отслеживая гонку, держа камеру под мышкой и готовясь в любой момент бегом бежать в яхт-клуб. Но ночью ветер стих и стало ясно, что лидер придёт не раньше 9 часов утра, рассказал Станислав Берёзкин.

Утром капитан российского тримарана был в яхт-клубе одним из первых. Станислав слегка не выспался, но камеру держал наготове.

До того как яхта лидеров появилась на горизонте, я успел принять мотор из ремонта и расплатиться за него, попить чаю, рассказал Берёзкин.

Около 11 часов в проливе показалась идущая с огромной скоростью яхта. Причалив, её экипаж, японец Маса Сузуки и француженка Эстель Грек, отметили, что пролив Бигль одно из самых ужасных мест.

Как я их понимаю! Завтра поговорим об этом, сегодня у них день отдыха, с пониманием подчеркнул Станислав Берёзкин. Совсем недавно они с Евгением Ковалевским испытали все "прелести" пролива Бигль на себе.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции .
#25 | Андрей Бузик »» | 31.12.2022 09:25
  
1
Четверо смелых и собака: кругосветка РГО вышла на штурм мыса Горн.

В Южном полушарии в конце декабря уже в самом разгаре лето. Однако на крайнем юге Американского континента, где сейчас находится тримаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества, бушует непогода. Здесь, в одном из самых опасных для мореходов районов планеты, дуют леденящие антарктические ветра, идут колючие дожди и пенными гребнями поднимаются огромные волны. В таких суровых условиях отважные российские путешественники 30 декабря вышли на штурм мыса Горн. Новый год они планируют отметить именно там.

Четыре дня назад, 26 декабря, экспедиция покинула гавань самого южного города Земли аргентинской Ушуаи. Отправляясь в путь на юг, Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский записали новогодние поздравления для всех соотечественников. Наши кругосветчики пожелали россиянам счастья, здоровья, мира, достатка и интересных путешествий.
Последние приготовления перед выходом к мысу Горн. Фото участников экспедиции

Перед броском на мыс Горн экипаж тримарана зашёл в гавань небольшого чилийского городка Пуэрто-Уильямс, который находится на острове Наварино на берегу пролива Бигля. Изначально Ковалевский и Берёзкин планировали двинуться к цели не традиционным маршрутом через канал Пиктон, а по более спокойному каналу Мюррея. Однако этот путь закрыт для всех судов, кроме чилийских, и местные власти так и не дали россиянам разрешение на проход.

Трое суток экспедиция ждала хорошей погоды, внимательно анализируя метеорологическую обстановку и прогнозы. Однако данные синоптиков не обнадёживали.

Погода очень нерасполагающая. Каждый день встречный ветер с порывами до 40 50 узлов, даже до 60 узлов. Выгадываем возможности идти короткими перебежками. Будем пробовать 30 декабря выйти из Пуэрто-Уильямса. При благоприятном раскладе есть шанс достичь мыса Горн 31 декабря. А там как небеса помогут, ибо ветер встречный и губительный, признался Евгений Ковалевский.

Все эти три дня команда тщательно готовила своё судно к решающему, пожалуй, одному из самых трудных этапов всей кругосветки. Ручным насосом накачали все 11 секций трёх надувных баллонов, заменили основной парус на штормовой, заново перевязали все крепления палатки надо минимизировать попадание внутрь ветра, проверили якорь и якорную верёвку, высушили "боевую" одежду. Именно так выразился Евгений Ковалевский, поскольку кругосветчики готовятся к выходу на мыс Горн "как к боевому прорыву".

По прогнозам, в разных участках недлинного, но опасного кольца, ключевой точкой которого является мыс Горн, скорость ветра на порывах колеблется от 45 до 80 узлов, подчеркнул Ковалевский.

На штурм самой южной точки Южной Америки отправляются четыре члена экипажа: Станислав Берёзкин, Евгений Ковалевский, а также временные участники экспедиции блогер Олег Приходько из Екатеринбурга и русский бразилец Егор Музилеев. Компанию им составит маленькая собачка по кличке Пасока, путешествующая вместе с Егором.
Евгений Ковалевский с Пасокой. Фото участников экспедиции

Наша задача за сутки дойти до мыса Горн, далее по погоде. В идеале после фото- и видеосъёмки на мысу у монумента альбатросу, встретить Новый год и выдвигаться на север, чтобы успеть прорваться как можно дальше через встречный ветер до его усиления с 1 на 2 января. Как сложится так сложится. Удачи нам! подчеркнул Евгений Ковалевский.

Пожелаем и мы нашим кругосветчикам удачи! И будем ждать хороших новостей с мыса Горн.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции

Пресс-служба"Русского географического общества".
#26 | Андрей Бузик »» | 10.01.2023 07:04
  
0
Мыс Горн взят: кругосветка РГО отпраздновала Новый год на краю земли.
Все мы по-разному встречаем Новый год. Кто-то считает этот праздник домашним и семейным, кто-то отправляется в дальние страны за яркими впечатлениями и новыми эмоциями. Экипаж кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества, прорвавшись на своём тримаране сквозь леденящие антарктические ветра и бурные воды Южной Атлантики, провёл новогоднюю ночь на самом краю земли мысе Горн! Своими впечатлениями об этом ярком событии с читателями сайта РГО поделился руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Экипаж тримарана перед выходом в море. Фото участников экспедиции

- Это незабываемо. Это редчайший шанс слиться с величием планеты Земля. Рядом Антарктида, Южный полюс. Мы в эпицентре ключевых открытий человечества, мы на территории, где проходили русские кругосветные мореплаватели Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев, Лисянский, Коцебу, Литке, Головнин, Врангель. Это территория, которую открывал 200 лет назад Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Здесь частичка России! подчеркнул Ковалевский.

На штурм самой южной точки Американского континента россияне вышли 30 декабря из гавани чилийского городка Пуэрто-Уильямс. На борту тримарана Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин, а также временные члены экипажа блогер Олег Приходько из Екатеринбурга и русский бразилец Егор Музилеев со своей маленькой собачкой по кличке Пасока. Синоптики прогнозом не радовали пообещали ветер, скорость которого при порывах могла достигать 80 узлов.

Ветер в лоб, сумеем пробиться или нет неясно. Готовимся к этому походу словно к военному прорыву, отметил перед выходом в море Ковалевский.

30 декабря 2022 года, по признанию участников экспедиции, стало самым волнительным днём всего путешествия. Тримаран двигался на запад каналом Бигль при попутном ветре, затем перед островом Пиктон повернул на юг.

Идём без штормового грота. Опасаемся порывов ветра. Шквалы здесь налетают внезапно. Сила ветра на порывах достигает от 30 до 40 узлов. Это опасно. Поэтому из парусов только кусок стакселя в 2,5 м2. Скорость 5,5 узла, зафиксировал в своём дневнике Евгений Ковалевский.

После полудня экипаж поднял по левому борту шверт выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. И тут же раздался громкий треск, под днищем тримарана что-то лопнуло с громким шумом.

Пытаемся заглянуть под сетку половины шверта нет. Отломило с левого борта, надо делать новый, но сейчас на это нет ни материалов, ни времени, пояснил Ковалевский.

Ещё через три часа ветер сменил направление и задул навстречу, остановив продвижение к цели. Добраться до мыса Горн за один заход не получилось, пришлось зайти в гавань самого южного постоянного человеческого поселения планеты Пуэрто-Торо.

В местной бухте тримаран встретил чилийский пограничник Хосе. Он несёт службу в Пуэрто-Торо и живёт здесь вместе с женой и двумя детьми. Россияне нашли убежище от дождя, холода и ветра в спортзале местной школы. На газовой плитке, принесённой с судна, готовится ужин и чай. Экипаж ждёт ослабления ветра к ночи, чтобы продолжить путь.

Небольшой населённый пункт Пуэрто-Торо находится на острове Наварино. С марта по декабрь здесь ловят крабов около 50 рыболовецких судов. Рыбаки хранят снасти в сараях под замком. Есть пирс, к которому причаливают корабли. На мысу, по словам Ковалевского, сохранились доты пещеры с мешками с песком. Их амбразуры смотрят на залив.

К ночи ветер действительно стихает, и тримаран покидает гостеприимную деревню на берегу залива. Дальше приходится идти на моторе. Около 23:00 в полной темноте вновь раздаётся треск. На этот раз что-то ломается в зоне двигателя. Мотор начинает лихорадочно подпрыгивать и стонать.

Светим фонариками мы сходу врубились в гигантское поле водорослей. Мотор не может работать водоросли жёсткие, наматываются на винт. Стас снимает верхнюю часть одежды, лезет руками в ледяную воду, пытается расплести чудовищную живую сеть, рассказывает Ковалевский.

Выяснилось, что водоросли опутали не только мотор, но и руль тримарана. Процесс освобождения занимает более часа. Как только Станиславу Берёзкину удаётся разрубить ножом стебли вокруг мотора и руля, судно движется дальше, но затем всё повторяется.

Опять руль и мотор поглощает зелёная масса. Больше часа пробиваемся в полной темноте через эту трясину. Кое-как выскреблись к полуночи. Руки у Стаса теряют чувствительность растираем их виски, продолжает рассказ Ковалевский.

К 4 часам утра тримаран подходит к группе островов Волластон. Справа давит течение со скоростью около 3 узлов, мешая держать нужный курс. Ветер слабый и попутный.

Идём на стакселе, грот не ставим. В 5 утра мотор взрывается львиным рыком мы вновь въехали в островок водорослей, рассказывает Ковалевский.

Жёсткие стебли опутывают винт, повреждают рулевое управление. Руль всплывает, до 6 утра приходится очищать мотор от водорослей и заниматься ремонтом. К мысу Горн кругосветчикам удаётся пробиться лишь утром.

В тревогах и волнениях с опаской к 10:00 подходим к острову Горн. Знаменитый мыс, упоминание о котором вызывает у всех мореплавателей бурю эмоций. Мыс Горн это один из знаковых символов человечества. И мы сегодня, 31 декабря 2022 года, подходим с северной стороны к острову и встретим здесь Новый год. Это круто! признаётся Ковалевский.

Но и здесь, у заветной цели, возникают трудности. Экипаж пытается причалить к узкому галечному пляжу. Нужно закрепить нос тримарана за бетонные опоры лестницы, ведущей вверх к монументу альбатроса. Судно сильно бьёт прибоем вперёд и назад, вправо и влево, то наваливает на камни, то отбрасывает от берега. Становится понятно, что на таком волнении устоять не получится, возникает опасность порвать баллон.

На очередном рывке рвётся основная верёвка с кормы, корму начинает жёстко молотить о камни. Принимаем решение отойти метров на 100 и лечь в дрейф. Съёмку и встречу Нового года прямо на острове Горн переносим на тримаран. Отшвартовываемся, отходим на 100 150 м, ложимся в дрейф. Наливаем чай в четыре кружки, режем апельсины. По очереди говорим, что чувствует каждый в этот исторический момент. Звучат тосты, поздравляем друг друга с праздником. Ведь прямо сейчас, когда по чилийскому времени 11 утра, на востоке нашей страны наступил Новый год. Ура! Мы долго мечтали об этом дне. Нет достойных слов, чтобы описать это место, где встречаются три океана Атлантический, Тихий и Южный. Здесь проходили все русские кругосветки XIX века. Сюда пришла и наша экспедиция "По пути русских кругосветных мореплавателей", рассказал Евгений Ковалевский.

С мыса Горн кругосветка РГО уходит на острова Волластон. Оттуда, переждав сильный ветер, возвращается в Пуэрто-Торо, затем в Ушуаю. 7 января через пролив Бигль тримаран отправился навстречу Тихому океану. Ближайшая цель Пунта-Аренас. Переход в 250 300 миль займёт от трёх до шести дней. Пожелаем удачи участникам экспедиции!

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
#27 | Андрей Бузик »» | 13.01.2023 10:32
  
1
На берегу Магелланова пролива: кругосветка РГО достигла Пунта-Аренаса

Магелланов пролив - об этом узком проходе между Огненной Землёй и континентальной Южной Америкой мы знаем ещё из школьного курса географии. Естественный канал длиной 575 км, местами крайне опасный для мореплавателей, соединяет два океана: Тихий и Атлантический. Сейчас почти в самой середине этого пути, в гавани чилийского города Пунта Аренас, находится тримаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. Экипаж ремонтирует своё судно после трудного похода на мыс Горн, пополняет запасы и готовится к продолжению плавания.
Тримаран кругосветки РГО на берегу Магелланова пролива у маяка Сан-Исидро. Фото участников экспедиции

Отпраздновав Новый год на самом краю земли, россияне двинулись к Тихому океану. К вечеру 7 января выяснилось, что карты, официально купленные в интернете, в этих местах не отличаются надёжностью.

Там, где показаны острова, их нет. Там, где показаны проходы, вырастают острова. Пока не наступает глубокая темнота, справляемся с выбором траектории визуально. Ночью Стас чуть не налетел в полной темноте на буй, который не был отмечен на карте, поделился руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Плавание осложняет и большое количество полей водорослей. От члена экипажа, несущего вахту, требуется предельная концентрация внимания. Радует, что становится теплее. На холмах, окружающих пролив, уже нет снега, вокруг не плавает лёд. Однако холодный ветер по-прежнему пробирает до костей, спать приходится не раздеваясь.

Именно поэтому каждый из трёх членов экипажа Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин, Егор Музилеев бывает рад, если в спальник к нему на ночь забирается Пасока. Эта маленькая собачка уже стала полноправным членом команды.

Просыпаясь, она бегает по палубе, забирается ко мне на колени, облизывает лицо, потом бежит к Стасу, который несёт вахту, и лижет его. Затем возвращается к Егору, который начинает выползать из спальника, и облизывает Егора. Эта процедура уже становится ритуалом. Пасока очень мёрзнет, любит тепло. Всё время заползает к кому-то в спальник. Она нас всех воспринимает как родных. Мы с ней делимся едой, которую едим сами. Пасока принципиально не ест собачью еду, только то, что едим мы. А мы едим лапшу и рис. Это основная еда. Ещё у нас есть лук и чеснок от цинги, соль, сахар, кофе, чай, рассказывает Ковалевский.

Каждый из кругосветчиков после трапезы оставляет немного для Пасоки. Собака доедает пищу прямо из тарелок и так их облизывает, что мыть вовсе не обязательно. Есть, правда, одна проблема питомцу нужен настоящий туалет. Причём безопасный.

В ненастную погоду, которая здесь бывает в 90% случаев, Пасоку просто смоет за борт. Поэтому мы хотим приучить её к специально сделанному ящику. Ящик хранится в палатке на центральном баллоне у нас на глазах. Пасока должна всегда быть в зоне видимости. Ветер более 20 узлов просто унесёт её в небо, как Элли в книге "Волшебник Изумрудного города", пояснил Ковалевский.

Есть у кругосветки и другие проблемы. Однажды ночью тримаран попал в очередное поле водорослей, выбило перо руля. Распутывать его и налаживать пришлось около часа. Хорошо, что в это время по проливу шириной примерно в 500 м не проходил очередной круизный лайнер. Угодить под такой не входит в планы экипажа.

8 января ближе к полудню начинает проявлять себя близость Тихого океана. Тримаран поднимают широкие и длинные океанские волны. Становится холоднее. Ветер сыплет в лицо морось то ли снег с дождём, то ли дождь со снегом. Температура уже чуть выше ноля. Вскоре попадается попутное течение. Вокруг красивые горы с ледниками.

Кругом спокойно, холодно, величественно. Решили поднять квадрокоптер. На этом пути мы рискуем сделать это второй раз. В первый раз при посадке на палубу мы долго не могли принять летающую машину. Коптер боится такелажа и отпрыгивает. Первый раз я чудом схватил его руками, а Стас помог удерживать. Потом Егор резко перевернул коптер и тот успокоился. Вот и сейчас он снова боится. Егор как-то сумел его завалить полубоком, отметил Ковалевский.

Ранним утром 9 января тримаран заходит в бухту у знаменитого маяка Сан-Исидро на южной оконечности полуострова Брансуик. Здесь экипаж вытаскивает судно на галечный берег Магелланова пролива.

Связи нет. Дороги нет, идём по берегу до места, где на карте обозначен тупик дороги. 5 км по гальке идти непросто, это не твёрдая поверхность. Несколько раз перепрыгиваем через реки, впадающие в пролив. К 8:30 выходим к месту, где появляется связь, рассказывает Ковалевский.

Экипажу удаётся связаться с Пунта-Аренасом и договориться с местной русской девушкой Олесей и её женихом Вальдо о поездке в город. Нужно оформить прибытие в Чили и купить бензин.

Пунта-Аренас самый южный город Земли с населением более 100 тыс. человек, а также самый южный город на континенте. Его название в переводе с испанского означает "песчаный мыс". Расположен на полуострове Брансуик на берегу примерно посередине Магелланова пролива в окружении гор.

По возвращении к тримарану обнаруживается новая проблема на этот раз с баллонами. На верхней части носовой секции центрального баллона разрушился слой ткани, выходит воздух. Её спускают для ремонта.

Через полчаса обращаем внимание, что носовая секция снова надулась. Это в высшей степени плохой знак и неприятное известие. Это означает, что разрушились переборки между секциями в центральном баллоне. И вместо трёх секций мы имеем теперь "монобаллон". Мы не можем ремонтировать нос в этом месте. Условия не позволяют, пояснил Евгений Ковалевский.

Экипаж накачивает центральный баллон "до звона" и ждёт ночного прилива, чтобы перебраться в расположенный поблизости кемпинг. 10 января почти весь день уходит на ремонт носовой секции. Затем кругосветчики отправляются в Пунта-Аренас, где улаживают все иммиграционные вопросы и закупают 170 л бензина.

Также делаем съёмку памятника Магеллану, обращающему индейцев в католицизм. Посещаем два музея, связанных с историей освоения Патагонии и Огненной Земли. Возвращаемся на тримаран. Нам предстоит закончить ремонт центрального баллона, чтобы продолжить плавание, подытожил Евгений Ковалевский.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Фёдора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

Пресс-служба"Русского географического общества".
#28 | Андрей Бузик »» | 26.01.2023 07:43
  
1
Сцилла, Харибда и "глаз циклона": как продолжается одиссея кругосветки РГО.

По узким фьордам, глубоко врезанным в побережье Южной Америки у подножия Анд, дует пронизывающий ветер, гуляют высокие волны. Природа создала в этих местах идеальные условия для испытания прочности кораблей и силы человеческого духа. По гигантской аэродинамической трубе между Атлантикой и Тихим океаном упорно движется вперёд тримаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. Ближайшая цель крохотная чилийская деревушка Пуэрто-Эден, в которую можно добраться только по морю.
Тримаран укрылся от ветра. Фото участников экспедиции

Очередной этап плавания стартовал 15 января в этот день экспедиция вышла из чилийского города Пунта-Аренас. Покорив мыс Горн, Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин, Егор Музилеев и собачка Пасока отправились Магеллановым проливом к Тихому океану.

Магелланов пролив впечатляет. Смотрю и думаю, каково здесь было Магеллану и его матросам и капитанам. Они шли в неизвестность. Смотрю на берега Огненной Земли. Когда флотилия шла по проливу, моряки видели множество костров. Именно поэтому Магеллан назвал эту территорию Огненной Землёй. Он и не знал, что там живут индейцы, которые круглосуточно поддерживают огонь. Даже сейчас и сам пролив, и его берега выглядят таинственно и настораживают. Каково же было первопроходцам! поделился впечатлениями Евгений Ковалевский.

Ощущения не обманули, пролив настораживал не напрасно. Он словно отказывался пропускать путешественников без боя. Идти против сильного ветра удавалось короткими этапами от одной укромной бухты до следующей. Крайнюю южную континентальную точку Америки мыс Фроуорд экипаж штурмовал пять раз, лавируя от берега к берегу, укрываясь за скалами. Порой приходилось почти целый день ждать хорошей погоды на прибрежной гальке.

За пять суток прошли 100 миль. Да уж. И всё же мы идём быстрее Магеллана, которого вспоминаем каждый день, отметил в дневнике Ковалевский 19 января.

На следующий день экспедиция установила своеобразный рекорд впервые в истории надувное судно прошло естественным каналом Мартинес. В самом узком его месте удалось прорваться буквально как Одиссей или аргонавты между Сциллой и Харибдой.

Мы ушли вправо, в шхеры, от Магелланова пролива. В проливе ветер останавливает тримаран. Скорость всего два узла. Надеемся, что в узком канале ветра будет меньше. Скорость вырастает до пяти узлов. Дождя нет, робко выглядывает солнце. Всё хорошо, но в центре канала есть узкое место шириной не более 30 м. Есть ли там проход, мы не знаем, пояснил Ковалевский.

Встречные рыбаки тоже ничего не знают о существовании прохода. К узкому месту экипаж приблизился с большой опаской.

Видим, что оно не 30, а максимум 14 15 м. Между берегами какая-то полоса. Сбрасываем скорость, освобождаем руль. Медленно приближаемся к сужению. Справа и слева мелко, не более полуметра, по центру всё в водорослях, но проход есть. Винт рубит водоросли. Вот уже почти прошли. Вижу камень в русле по центру на глубине не более полуметра. Удар приходится по перу руля рвётся сорлинь, руль вылетает, но мы проходим сужение. Мы русские первопроходцы никто не ходил Магелланов пролив и канал Мартинес на надувных судах. Яхты никогда не проходили это сужение. Мы рискнули и прошли! подчеркнул Ковалевский.
Экипаж тримарана: Егор Музилеев, Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Ремонт закончили довольно быстро. Здесь, в узких каналах, часто встречаются рыбаки. Они с интересом слушают рассказ о кругосветной экспедиции РГО, восхищаются мужеством русских мореплавателей, угощают дарами моря.

Какое-то время погода остаётся спокойной, но продолжает мучить приполярный холод. Пасоку приходится греть всем коллективом по очереди. Утром 22 января мореплаватели замечают гигантское гало вокруг солнечного диска. Это верный признак циклона.

Мы находимся в его центре. В данный момент в этом месте ветра почти нет. Циклон вращается и движется. Размер центра "глаза циклона", о котором нам сказало гало вокруг солнца, может достигать десятков и даже сотен миль. Будем надеяться, что наш "глаз" не менее 25 миль. Именно столько нас отделяет от Пуэрто-Эдена, отметил Ковалевский.

Пуэрто-Эден небольшой посёлок на острове Веллингтон. Считается одним из самых труднодоступных и изолированных населённых мест Чили вместе с островом Пасхи. Добраться сюда по суше мешают мощные ледники, открыт лишь путь по морю.

В деревушке обитают остатки коренного населения племени кавешкар. Число местных жителей не превышает 200 человек, а вот количество осадков бьёт рекорды. Считается, что Пуэрто-Эден место с самой высокой частотой их выпадения. Из-за крайне влажного климата в посёлке нет дорог дома соединяют лишь пешеходные тротуары.

К вечеру 22 января встречный ветер усиливается. Налетают короткие шквалы со скоростью до 40 узлов. Они длятся не более пяти минут, но останавливают тримаран и гонят назад.

Идём по шхерам. Очень трудно, ветер всё время встречный. Надеемся к 20:00 добраться в Пуэрто-Эден, ещё засветло. Срочно нужен интернет, кончается еда и вода. Кончается бензин. Просим небеса дать нам ещё два часа в центре циклона без ужасного встречного ветра. Здесь, словно в гигантской трубе, нас иногда порывами приподнимало и отбрасывало назад. Продолжается холод, мороз, ветер. Свирепый юг не отпускает, пишет в дневнике Евгений Ковалевский.

Пожелаем удачи нашим кругосветчикам! И будем ждать от них только хороших новостей.
Любимица экипажа — Пасока. Фото участников экспедиции

Александр Жирнов, Пресс-служба"Русского географического общества".
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU