Путешественники томского отделения Русского географического общества Евгений Ковалевский и Станислав Березкин посетили Монтевидео столицу и крупнейший город Уругвая и прибыли в город-порт Колония-Дель-Сакраменто. Теперь экспедиция направится в Аргентину.
Экипаж томской кругосветки
Напомним, каркасно-надувной парусный тримаран с сибиряками на борту начал свое кругосветное путешествие 1 июля 2021 года из Санкт-Петербурга. Этот проект посвящен 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками. Фонд президентских грантов выделял на него восемь миллионов рублей. Планировалось, что плавание продлится два года, путешественники за это время посетят более 20 стран. Путешественники пережили разные испытания: циклон в Атлантическом океане, поломку судна и некоторого оборудования, все это привело к увеличению расходов на путешествие. В 2022 году ситуация осложнилась еще больше из-за международной обстановки. Но экспедицию тем не менее решили продолжить.
В конце мая тримаран Евгения Ковалевского и Станислава Березкина покинул Бразилию, путешествие вдоль побережья которой длилось четыре месяца, и направился в Уругвай.
Как сообщается на сайте проекта, перед прибытием в столицу Уругвая путешественники 18 часов пережидали шторм в Пунта-дель-Эсте в южном полушарии уже наступила зима с характерными для этого времени года сильными ветрами и частыми штормами.
Стартовали 3 июня в шесть часов утра. Направление Монтевидео, Уругвай. К сожалению, обещанный попутный ветер не дали. Он встречный и течение встречное, поэтому скорость примерно 2,5 узла. Мотор плохо тянет, подозрение на скверный бразильский бензин. Стас предлагает причалить в порт Пириаполис и купить топливо. Однако в Уругвае бензин дорогой примерно два доллара за литр. Собираем все местные деньги, какие есть, набирается 3 030 песо. Этого хватит на 35 литров , рассказал Евгений Ковалевский.
За бензином экипажу пришлось идти пешком с канистрами порядка трех километров, однако по пути им помог местный капитан.
"Вдруг видим машину, водитель нам машет: едем со мной. Так мы добираемся на заправку и заправляемся. Добрый парень заливает нам на 216 песо больше бензина, чем у нас есть денег. Едем с Дикго, так зовут водителя, обратно. Он оказался капитаном и, конечно, увидев братьев по оружию , помог, чем мог", рассказали путешественники.
Переход был тяжелым и длился около 18 часов, путешественники шли, меняя друг друга на вахте каждые четыре часа. Вечером 3 июня тримаран прибыл в Монтевидео. На следующее утро путешественники направились осматривать столицу. Город, по словам экипажа, напоминает европейский, а стоимость жизни в нем высокая.
"Цены примерно в три раза выше, чем в России, и в два раза выше, чем в Бразилии. Кругом все пьют местный чай мате. Похоже, это главная, самая яркая и полезная местная традиция. Люди ходят с термосами, чашками калабасами и трубочками с ситечками бомбилья . Сидят парочками на лавочках, в автомобилях, на траве. Прогуливаются. Местные говорят, что это национальная традиция в этом регионе в Уругвае, Парагвае, Аргентине и на юге Бразилии. Везде прогуливаются с собаками, которые одеты в разные наряды, много людей занимается физкультурой. Местное население доброжелательное и отзывчивое", рассказал Евгений Ковалевский.
В Монтевидео экипаж встретился с полномочным послом РФ в Уругвае Андреем Будаевым, а также получил в подарок от уругвайской стороны 40 литров горючего и десять килограммов фруктов.
6 июня экипаж планировал выйти из столицы и зайти в Хуан-Лакасе, но оперативности помешала погода в течение суток был сильный туман с видимостью около десяти метров. Развеялся туман после обеда 7-го числа, путешественники уже дошли до Хуан Лакасе и решили идти в западный порт Колонию-дель-Сакраменто, не останавливаясь.
После 30-часового перехода тримаран встал на якорь в яхтенной марине Колония-Дель-Сакраменто этот пункт будет последним городом Уругвая, который экспедиция посетила перед Аргентиной.
Примерный маршрут всей экспедиции: Санкт-Петербург Финляндия Польша Швеция Дания Голландия Великобритания Франция Испания Португалия Канарские острова переход через Атлантический океан Южная Америка Полинезия Микронезия Филиппины Индонезия Индийский океан Атлантический океан ЮАР Намибия Португалия Великобритания Санкт-Петербург.
В пятницу, второго августа, команда томской кругосветной экстремальной экспедиции По пути русских кругосветных мореплавателей провела пресс-конференцию из Анапы в формате телемоста. Основной экипаж: Евгений Ковалевский, Станислав Березкин и глава Берегового штаба Юлия Калюжная рассказали о сложностях мирового этапа путешествия и поделились планами на продолжение экспедиции.
пресс-конференция
Еще не конец!
Евгению и Станиславу предстоит пройти завершающий этап экспедиции: по российским рекам до Кронштадта. Примерный маршрут выглядит так: путь по реке Дон, затем в Цимлянское водохранилище и в Волго Донской канал, по Волге дойти до Рыбинска. Через Рыбинское водохранилище дойти до Череповца, по реке Шексне подняться до озера Белое. После пройти по Волго-Балтийскому каналу в районе села Озерное Устье. По реке Свирь дойти к селу Вознесение. Затем Ладожским каналом пройти вокруг Ладоги в Шлисербург и войти в Неву и по ней выйти к Кронштадту.
В российском этапе путешественники пройдут такие города как: Ростов-на-Дону, Волгоград, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Рыбинск и Череповец.
Глава Берегового штаба Юлия Калюжная отметила, что уже сейчас она работает над организацией встречи путешественников в финальной точке экспедиции в Кронштадте, также сразу после прибытия пройдет несколько пресс-конференций в Санкт-Петербурге и Москве. При этом 24 сентября Евгений и Станислав подключатся к Уроку из Океана . Который ждут не только российские школьники, но и во всех 32 странах, в которых останавливалось судно Russian Ocean Way.
Главная задача не в том, чтобы пройти кругосветку, а, чтобы оставить наследие и в наших фильмах об экспедиции, и рассказать и передать этот опыт молодому поколению. Главный прикладной смысл нашей экспедиции передача знаний это конечно проект Урок из Океана . Этот уникальный формат телемоста придумала Юлия Калюжная. Во время уроков школьники со всего мира могут напрямую задать вопрос по географии ученым лидирующих институтов, современным путешественникам. Уроки из Океана та изюминка, которая оправдывает все наши страдания. Поэтому, будем рады всех видеть 24 сентября на уроке, сказал Евгений Ковалевский.
Об отношении к русским во всем мире
В океане сложности с интернетом, тяжело следить за новостями, и я выпал из политических событий. Но ни разу мы не встретились с грубым отношением к нам из-за этого. Везде, когда местные узнавали откуда мы, говорили: О, Россия! Супер! к русским и к России везде было уважительное отношение от обычных людей. В Австралии, после крушения, вся русская диаспора нас кормила, ночевала и потом еще и лодку подарила. Не надо боятся, надо идти в другие страны, никто плохого тебе не сделает! сказал Ковалевский.
Станислав Березкин отметил, что когда экипаж в мае 2022 года уходил из Сальвадора, местные прощались так: Что бы ни случилось, Добро пожаловать в Бразилию!
Перед каждым заходом в новую страну и новый порт я связывалась и с Русскими домами, и с консульствами, все очень сильно помогали. Наша экспедиция является единственной флагманской в мире: никто сейчас не идет под Российским флагом и не рассказывает так громко и красиво о России. Иностранцы начинают по-другому думать о нас, они видят, что русские дружелюбные, образованные, и совсем не такие, которых показывают им в телевизорах.
Ожидание и реальность
Что было непредсказуемым, о что разбились ваши ожидания?
То, что оказалось самым непредсказуемым: за три года, пока мы шли изменились таможенные законы в России было проблематично подготовить новые документы для возвращения на родину, процесс оказался сложнее, чем думали, поделился Евгений Ковалевский
Я предполагал, что будет куча проблем, но не знал, что будет такая куча. Перовое судно тримаран не выдержал нагрузки, не только из-за дефекта конструкций. И нам стало понятно, что все-таки он не предназначен для этих климатических условий, рассказал Станислав Березкин.
Не думала, что будет столько экстренных спасательных операций, а они, все пять, произошли в каждом океане, где проходили Евгений и Станислав, и все в ночное время. У нас есть договоренность выходить на связь в определенное время. Я каждый раз замираю, когда вне времени звонит спутниковый телефон, это страшно, мало ли что с ними случилось. Это все очень волнительно и тревожно. И ночью я выключаю телефон, только, когда команда дошла куда-то к берегу, поделилась глава Берегового штаба Юлия Калюжная
Участники кругосветной экспедиции Russian Ocean Way вернулись в Анапу из-за поломки двигателя судна. Вышедшая из строя система охлаждения вынудила мореплавателей прервать переход в Керчь. "Не успели дойти до Керчи, как вышла из строя система охлаждения двигателя. Вернулись в Анапу для ремонта", сообщил руководитель экспедиции Евгений Ковалевский в телеграм-канале.
По словам Ковалевского, команда уже заварила якорную лебедку, а теперь ищет запчасти для двигателя. Ситуация осложняется тем, что двигатель Volvo Penta является устаревшей моделью, и дилеров компании в России почти не осталось.
Искали новую помпу для воды в Новороссийске, Австралии, Турции, европейских странах. Двигатель Volvo Penta старый, давно снят с производства , пояснил Ковалевский.
В настоящее время команда запасается провизией и ожидает доставку запчастей.
Напомним, что путешественники вышли из Анапы в сторону Керчи 7 августа. Финальной точкой их маршрута должен стать Кронштадт, откуда они начали свое кругосветное путешествие в 2021 году.
Изначально же, к берегам Анапы мореплаватели причалили 30 июля, завершив переход из турецкого Синопа. Так, Анапа стала первым российским городом, встретившим участников экспедиции после трехлетнего отсутствия.
Известно, что экспедиция Russian Ocean Way уже дважды оказывалась на грани катастрофы в открытом океане. Однако невзгоды не помешали мореплавателям прославлять достижения русских путешественников, чей путь они повторяют.
На сегодняшний день команда прошла около 32 тысяч морских миль (60 тысяч километров) и посетила 32 страны, сообщает "Блокнот Анапа"
Кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества утром 15 августа вышла из порта Анапы в сторону Керченского пролива. Начался финальный этап плавания, которое завершится в Кронштадте. Паруснику предстоит пройти через Черное и Азовское моря, далее по рекам Дон, Шексна, Свирь, Волга и Нева.
К родным берегам отважные путешественники прибыли еще 30 июля. Изначально старт нового этапа намечался на 7 августа, однако в Анапе кругосветку задержали обстоятельства вышла из строя система охлаждения двигателя. Экипажу пришлось искать запчасти к древнему мотору яхты, ремонтировать помпу забортной воды, заваривать трещины в якорной лебедке, менять помпу внутреннего контура.
Евгений Ковалевский, Станислав Березкин, Михаил Мезавцов. Фото участников экспедиции
Получено разрешение на прохождение закрытых территорий, мы идем в Керченский пролив. Экипаж три человека Евгений Ковалевский и Станислав Березкин, а также временный член экипажа на этапе от Анапы до Азова Михаил Мезавцов. Очень хочется пройти Керченский пролив за один день, рассказал руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Порт Анапы, сотрудники которого тепло приняли кругосветку и оказали большую помощь экипажу, парусник покинул в 5:20 утра. Курс на Керченский пролив. Пожелаем успеха нашим путешественникам!
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803 1806), Юрия Лисянского (1803 1806), Отто Коцебу (1815 1818, 1823 1826), Василия Головнина (1817 1819), Федора Литке (1826 1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819 1921). Международный проект Томского областного отделения РГО По пути русских кругосветных мореплавателей посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
Утром 28 августа яхта кругосветной экспедиции Томского областного отделения РГО вышла из гавани клуба "Дельта" в устье Дона и взяла курс на Кронштадт. Начался финальный этап плавания, маршрут проложен по рекам Дон, Шексна, Свирь и Нева. Пройти его предстоит руководителю экспедиции Евгению Ковалевскому и капитану судна Станиславу Березкину.
Вынужденная стоянка в устье Дона продлилась неделю. Здесь кругосветчики провели ремонт мотора и сложили мачту яхты, чтобы свободно пройти по российским рекам.
Операция по укладке мачты на яхту. Фото участников экспедиции
Иван Парада, владелец и глава клуба, устроил нам райское пребывание, помогал в решении всех наших задач. Спасибо ему огромное за гостеприимство и бескорыстие. Особенно важно было наличие крана-пятитонника, которым мы сняли мачту. На реках мосты и шлюзы, ограничение по высоте 14 м. А на нашем паруснике от воды до топа мачты 16 м. Вынуждены убрать ее до Кронштадта. Там снова поставим, пояснил Евгений Ковалевский.
Команда кругосветки обратилась со словами благодарности ко всем, кто помогал в подготовке яхты к продолжению плавания.
Спасибо ребятам из Ростова-на-Дону, которые оказывали содействие, Роману, Александру, Константину, Максиму. Спасибо Максиму за навигационные электронные карты и информацию по прохождению рек. Максим ходил на яхте в обратном направлении. Впереди серия шлюзов, надо быть внимательнее. Вчера Иван дополнительно уточнил особенности движения на ближайших милях, сказал Ковалевский.
По маршруту плавания кругосветчики проведут несколько встреч с местными жителями. Их подготовкой занимается начальник берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная из Томска.
Судно кругосветной экспедиции "По пути русских кругосветных мореплавателей" 1 сентября вышло из бассейна реки Дон и вошло в Волгу. Экипаж экспедиции преодолел 19 шлюзов, расположенных от устья Дона до Волги, в настоящий момент команда уже проходит мимо города-героя Волгограда.
Руководитель экспедиции на фоне судна Russian Ocean Way. Капитан Станислав Березкин и Евгений Ковалевский. Фото: личный архив Евгения Ковалевского.
Ранее, 28 августа, экипаж экспедиции отошел от парусного клуба "Дельта", около хутора Обуховка, в рукаве реки Дон, где простоял 10 дней. За временную остановку путешественники осмотрели двигатель, починили систему охлаждения двигателя, сняли интервью для телеканала Моя планета и убрали мачту с палубы, так как ее высота не позвонит проходить мосты, которые будет дальше встречаться на пути по рекам России.
- От устья реки Дон до выхода в Волгу прошли 19 шлюзов, 600 км воды, 4,5 суток. Первого сентября проходим город-герой Волгоград. И конечно же даже с нашего ракурса видна знаменитая скульптура "Родина-мать зовёт!", посвященная героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, рассказал руководитель экспедиции.
Отметим, что бассейн Волги занимает треть Европейской части России. Могучая река полнится ресурсами двух сотен притоков и более 150 тыс. малых рек и ручьев. Миллионы тонн воды в секунду по пути в Каспий питают каскад из восьми гидроэлектростанций. Нижнюю Волгу представляют такие города, как Ульяновск, Тольятти, Самара, Хвалынск, Балаково, Саратов, Камышин, Волгоград, Астрахань.
При этом глава Берегового Штаба Юлия Калюжная уже организовывает встречу путешественников со школьниками и студентами в Самаре. Также по пути следования томская кругосветная экспедиция пройдет такие города как: Ростов-на-Дону, Волгоград, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Череповец.
Из личного дневника Евгения Ковалевского:
- 31 августа 2024: За трое суток, с 28 августа прошли 400 км. 6 шлюзов. Из них 5 шлюзов Азово-Донского Бассейна до входа в Цимлянское водохранилище.
Река Дон до Цимлянского водохранилища нещадно петляла, несколько раз выбрасывала нас на мели. Ночью идти было непросто узко, мелко, много танкеров. В Цимлянском водохранилище нас сильно потрепало жесткая волна, встречный ветер. Слегка помутило. Выйдя из Цимлянского водохранилища под мостом, ночью попали на мелководье. Утром рано 31 августа прошли шестой шлюз, вышли в Карповское водохранилище. Спокойное. Идём к следующему шлюзу. До него 12 км. До Самары идти порядка недели.
1 сентября 2024: День знаний. Ночью стояли на якоре вблизи фарватера. Подъём в 5 утра. Выбираем якорь вручную. 5:20 выходим на фарватер, идём к шлюзу номер 9. До него 20 км и 2 часа хода.
До Волги остается 9 шлюзов. С 7:30 до 11:00 проходим 6 шлюзов. Практически непрерывно шлюзуемся. Это непросто.11:00, до Волги остаётся 3 шлюза и 10 км хода. К 13:00 прошли за один день 9 шлюзов. От устья реки Дон до выхода в Волгу прошли 19 шлюзов, 600 км воды, 4,5 суток, сообщает sibtraveler.com.