"Загадки и легенды Чукотки - 2017"

ЗАГАДКИ И ЛЕГЕНДЫ ЧУКОТКИ

Загадки и легенды Чукотки-2017

Онлайн карта экспедиции "Загадки и легенды ЧУКОТКИ - 2017"


Предстартовое интервью В. С. ЧУКОВА: "Загадки и легенды Чукотки-2017"

За две недели до выхода на сверхсложный и сверхинтересный маршрут по Чукотке руководитель экспедиции, Почётный полярник РФ Владимир Семёнович ЧУКОВ раскрывает некоторые подробности в интервью телекомпании MicroPlan. Предлагаем полную запись этого разговора. Весь этот Международный проект называется "Загадки и легенды Чукотки-2017" и он входит в Глобальный трёхлетний экспедиционный массив "Мир от полюса и до полюса", который, по плану, завершится аж в 2020 году. Инициатором его проведения является Экспедиционный центр "АРКТИКА", который вот уже более 30 лет возглавляет В. С. ЧУКОВ.

Нитка маршрута экспедиции впечатляет! СЛЕДИМ!!!


ДЛЯ НАЧАЛА: "Загадки и легенды Чукотки-2017"--так называется Международный проект Экспедиционного центра "АРКТИКА", который вот уже более 30 лет возглавляет Почётный полярник России, Действительный член Русского географического общества, Действительный член Explorers Club (США), заслуженный путешественник России, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Семёнович ЧУКОВ.

Команда из 8 человек на 2-х пневмовездеходах экспериментальной конструкции отправляется на маршрут по Чукотке решая задачи: научно-исследовательские, спортивно-туристические (по линии ФСТР), испытательные, творческие художественные. Маршрут в 3500 км предполагается пройти за полтора месяца.

Подробная информация о ходе экспедиции на официальном сайте: www.ec-arctic.ru



Видео-производство Студии MicroPLAN (2017)

ПРЕДСТАРТОВЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ

Международная экспедиция "ЧУКОТКА-2017"

Исследовательский этнографический, культурно-исторический и технический проект на уникальных пневмо-вездеходах конструкции Российского экологического экспедиционного центра "АРКТИКА"

Руководитель проекта
: Почётный полярник России, действительный член "Explorers club" (США), действительный член Русского Географического общества, заслуженный мастер спорта Владимир Семёнович ЧУКОВ

Команда
: --восемь путешественников: два экипажа по 4 человека: --врач; --штурман; --водители; --техники; --фотограф и кинооператор; --кок; --группа медиа-сопровождения экспедиции (штабы в Москве и в Певеке);

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: --испытание технических решений и конструктивных решений пневмо-вездеходов в условиях летней тундры и лесотундры Чукотки; --отработка вопросов жизнеобеспечения в условиях Заполярья во все времена года; --прохождение планового маршрута в соответствие с чётким графиком; --отработка командного взаимодействия в условиях прохождения летних маршрутов по чукотской тундре и лесотундре; --испытания устройств, образцов, узлов, механизмов, одежды, обуви, пищи в данных экспедиционных условиях; --проведение встреч с местными и коренными жителями Чукотки; --обеспечение фото- и киносъёмки экспедиции; --экологический мониторинг проходимых районов по маршруту движения; --обеспечение и проведение научно-исследовательских работ в ходе прохождения маршрута по Чукотке; --постоянная передача on-line информации с маршрута для партнёров проекта, для СМИ, для друзей и родных; --транспортировка собранных научных образцов;

ПЛАН проведения экспедиции --начало июля: Перелёт команды Москва - Певек (самый северный город России, Чукотка); --техническая подготовка пневмовездеходов к выходу на маршрут; --середина июля: Старт вездеходов из Певека на маршрут начального, кольцевого, участка 750 км по Чукотке; --конец июля: Возвращение в Певек и техническая подготовка следующего этапа; --конец июля: Старт на маршрут второго участка Певек - мыс Дежнёва - Берингов пролив; --август: прохождение маршрута по Чукотке протяжённостью 3500 км; --начало сентября: Завершение прохождение маршрута и возвращение команды в Москву;

Штабы сопровождения в Москве и в Певеке (по спутниковой связи Альфа-ТелеКом ): --оn-line сопровождение экспедиции на маршруте; --передача с маршрута фотографий, текстовой информации и радиопередач; --проведение пресс-конференции на маршруте; --возможность для участников экспедиции связаться с домом, с друзьями, с партнёрами, с прессой; --возможность для учёных, исследователей сбора и транспортировки неограниченного количества и массы научных находок;

Медиа-средства (СМИ): --центральные информационные агентства России; --FM-радиостанции России (100 радиостанций всех регионов); --on-line интернет-сайты (7 сайтов); --тематические газеты и журналы России; --регулярной рассылка эксклюзивной оn-line информации --регулярная рассылка on-line информации во все СМИ России;

РЕЗУЛЬТАТЫ и ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ: --измерения, оценки, данные, полученные при технических испытаниях вездеходов и дополнительных устройств; --аналитические материалы по итогам испытаний устройств, образцов, узлов, механизмов, одежды, обуви, пищи в данных экспедиционных условиях; --массив фото- и киноматериалов, текстовых сообщений, статей для выпуска книги и документальных фильмов по итогам экспедиции; --массив собранных научно-исследовательских данных и образцов; --опыт знакомства с местными жителями и вахтовыми работниками Чукотки; --логистический опыт и опыт экспедиционного менеджмента;

По всем вопросам связи с экспедицией и организщации on-line сопровождения на маршруте для ваших СМИ обращайтесь по е-mail: ec-arctic@yandex.ru

____________________________________

PRESS RELEASE

"Riddles and legends of Chukotka-2017" --the International project of the Forwarding center "ARCTIC" which is headed already more than 30 years by the Honourable polar explorer of Russia, the Valid member of the Russian Geographical Society, the Full member of Explorers Club (USA), the Honored traveler of Russia, the Honoured Master of Sports of the USSR Vladimir CHUKOV so is called. The team of 8 people by 2 pneumo-all-terrain vehicles of an experimental design goes to a route across Chukotka solving problems: research, sports and tourist (in the area of FSTR), test, creative art. The route in 3500 km is supposed to be passed in two months.

Detailed information on the expedition course on the official site: www.ec-arctic.ru

Video-production of MicroPLAN (2017) ART-Studio

International expedition "CHUKOTKA-2017"

The Scientific research ethnographic, cultural and historical, and engineering project on unique pneumo- all-terrain vehicles of a design of the Ecological expeditional center "ARCTIC" (Russia)

Project commander
: Honourable Зolar explorer of Russia, full member of "Explorers club" (USA), full member of the Russian Geographical Society, Honoured Master of Sports Vladimir CHUKOV

Team: --eight travelers: two crews with 4 persons: --doctor; --navigator; --drivers; --technician; --photographer; --cameraman; --cook; --group of media maintenance of an expedition (staffs in Moscow and in Pevek with SAT-connection Alfa-TeleCom ;

PURPOSES and TASKS: --test of technical solutions and constructive solutions of pneumo-all-terrain vehicles in the conditions of the summer tundra of Chukotka; --working off of life support questions in the Polar region conditions at all times years; --passing of a planned route to compliance with the accurate schedule; --working off of team interaction in the conditions of passing of summer routes across the Chukchi tundra and the forest-tundra; --tests of devices, samples, mechanisms, clothes, footwear, food in these forwarding conditions; --holding meetings with local and aboriginals of Chukotka; --providing photo and filmings of an expedition; --environmental monitoring of passable areas along a route of the movement; --providing and carrying out research works during passing of a route across Chukotka; --a constant on-line broadcast of information from a route for partners of the project, for media, for friends and the family; --transportation of collected scientific samples;

PLAN carrying out expedition --beginning of July: Flight of team Moscow--Pevek (the most northern city of Russia, Chukotka); --technical training of pneumo-all-terrain vehicles to an exit to a route; --middle of July: Start of all-terrain vehicles from Pevek on a route of the first, ring-route of 750 km across Chukotka; --end of July: Return to Pevek and technical training of the following stage; --end of July: Start on a route of the second leg Pevek - Cape Dezhnev - the Bering Strait; --August: passing of a route across Chukotka 3500 km long; --beginning of September: Finish of a route and return of team to Moscow;

Headquarters of maintenance in Moscow and in Pevek (by satellite communication Alfa-TeleCom ): --on-line maintenance of an expedition on a route; --transfer from a route of photos, text information and broadcasts; --holding a press-conference on a route by SAT-communications; --possibility for participants of an expedition to contact the home, friends, partners, the press; --possibility for scientists, researchers of collecting and transportation of unlimited number and mass of scientific finds;

Media: --central news agencies of Russia; --FM radio stations of Russia (100 radio stations); --on-line websites (7 websites); --thematic newspapers and magazines of Russia; --regular mailing exclusive on-line information --regular mailing of on-line of information in all media of Russia;

RESULTS of the EXPEDITION: --measurements, estimates, data obtained at technical tests of all-terrain vehicles and additional devices; --analytical materials following the results of tests of devices, samples, knots, mechanisms, clothes, footwear, food in these forwarding conditions; --the massif of photo and film materials, text messages, articles for release of the book and documentaries following the results of an expedition; --array of collected research data and samples; --experience of acquaintance to locals and rotational workers of Chukotka; --logistic experience and experience of forwarding management; _________________________________________________________________

http://www.ec-arctic.ru/forum/all/section_2/

Комментарии (18)

Всего: 18 комментариев
  
#8 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 17:07
  
0
30.07.2017 Новости с маршрута экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" - 2017

Первую ночь на маршруте участники экспедиции решили провести на знаменитом мысе Шелагском - самой северной точке Чукотки, за 70-й параллелью.
На закате, до сна, удалось установить памятный знак - треногу с двумя досками, несущими на себе текст, посвященный исследователям Чукотки, основателям самого северного города России Певека, памяти известных путешественников. Было выбрано приметное место: на высоком берегу в бухте Шелагской, на месте старого посёлка охотников и рыболовов Старый Шелагский, который расселили в 1959 году.
Рядом с местом установки памятного знака расположена ещё одна достопримечательность этих мест: домик Горчакова - известного натуралиста, знатока медведей и морского зверя, ушедшего из жизни в 2007 году. Его домик возле мыса Шелагский берегут охотники, рыболовы, путешественники: в любое время дня и ночи в этих диких местах путник найдёт здесь кров, тепло, пресную воду, еду - всё это оставляется предыдущими гостями домика Горчакова. Рядом с домиком, на берегу океана участники экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" разбили временный лагерь: кто ложится спать в палатке, кто в салонах пневмовездеходов.
Напоминаем, что время на Чукотке +9 часов от московского, потому, когда в столице гуляют по вечерним улицам в тёплое летнее время, на мысе Шелагском ночь, океанская вода +8 градусов, температура воздуха чуть более +10 градусов С.

Отдыхайте, друзья!

30 июля 2017 г. в день ВМФ на берегу Шелагской бухты был установлен памятный знак, посвященный российским мореплавателям - первопроходцам и исследователям Чукотки.


Знак в память о российских мореплавателях - первопроходцах и исследователях Чукотки установлен 30 июля в день ВМФ в р-не мыса Шелагский.

Знак представляет собой 3-х гранную пирамиду, на которой размещены две мемориальные доски с информацией о месте установки знака -районе мыса Шелагский - самой северной точки Чукотки, воспетой Олегом Куваевым в "Дневнике прибрежного плавания".
Проект установки памятного знака удалось реализовать благодаря помощи петербургской компании "Фертоинг", много лет занимающейся увековечиванием и сохранением памяти о событиях и людях в истории Российского флота (от проведения поисковых работ в акваториях морей до издания книг и создания Кронштадтского морского музея) и Ассоциации Тверских землячеств. Интерес тверитян к истории мореплавания и Чукотки не случаен. Немало имен моряков,связанных с Тверской землей, нанесены на карты региона.

Знак в память о российских мореплавателях - первопроходцах и исследователях Чукотки установлен 30 июля в день ВМФ в р-не мыса Шелагский.
мыс Шелагский.
  
#9 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 17:29
  
0
Полуостров Шелагский. 31.07.2017

Место крушения самолета ледовой разведки ЛИ-2 на склонах горы 455 полуострова Шелагский. Крушение самолёта произошло в 1952 году.

Место крушения самолета ледовой разведки ЛИ-2 на склонах горы 455 полуострова Шелагский.
  
#10 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 17:39
  
0
31.07.2017 Новости с маршрута экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" - 2017

День 31 июля выдался столь насыщенным, что даже одно перечисление событие заставит читателя немедленно попроситься в экспедицию "Загадки и легнды Чукотки". Рано утром боевые пневмовездеходы вновь нарушили заповедную тишину Старого Шелагского - посёлка охотников и рыбаков на самой северной точке Чукотки. Наши путешественники попрощались с замечательным музейным домиком Горчакова, оставили в нём, как полагается, продукты для следующих гостей-путешeственников метеостанции Валькаркай. До неё по карте 15 км, но это по карте, а по реальной местности... как оно сложится, да и какие уж тут пятнадцать км, когда сразу после подъёма от Чаунской губы до "воротника" Шелагского полуострова свернули в распадок, в котором лежат фрагменты разбившегося здесь в 1952 году самолёта ледовой разведки Ли-2. Заодно поднялись на вершину сопки 455 м, и заметили, что наверное, здесь будем пить чай и прекусим. Обсудили важную вещь: с места катастрофы самолёта ничего не брать, никаких деталей, ни для каких музеев или коллекций, хотя нашли много чего - ничего! - только фото.

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"

участники экспедиции посетили полярную станцию (официально - морскую гидрометеорологическую станцию) Валькаркай, расположенную на одноименной косе. Станция известна тем, что на ней снимали фильм "Как я провел этим летом" - единственную художественную кинокартину, относительно достоверно изображающую жизнь современных полярников. Сейчас на станции трудится 4 человека (еще двое в отпуске на материке).

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"

01.08.2017 Новости с маршрута экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" 2017


Вторая ночь на основном маршруте прошла на берегу Северного Ледовитого океана, на галечной косе вблизи лагуны Солёная. Коса эта лёгкая для движения: ровная, галька словно подобранная по размеру, справа живописные скальные обрывы с птичьими базарами, слева океан - езжай себе в удовольствие.
Это удовольствие кончилось через 7 км в устье золотоносной реки Куйвивеем. Добыча драгоценностей продолжается здесь до сих пор, само устье - это широкая долина в полтора километра, на которой то тут то там виднеются останки былой промышленной масштабной добычи: фундаменты строщиков.

Встали на обед в дивном месте, в урочище ручья Рыннатыйнын, который выводит свои воды в океан точно на мысе Козьмина. Экспедиционный лагерь разбили точно на 70-й широте, сложили здесь тур из камней и спели ту самую песенку "А мы ребята 70-й широты". Скоро команда совсем выйдет в те листы топокарты, которые ниже цифры 70 - далее вся Чукотка будет лежать перед вездеходами ЭЦ "Арктика" южнее.
  
#11 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 17:53
  
0
02.08.2017 Новости из экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" 2017

За вчерашний день (1 августа) экспедиция прошла 75 км по побережью Восточно-Сибирского моря от лагуны Соленая до мыса Кибера. На ночлег остановились в районе построек совхоза "Большевик" - одного из крупнейших предприятий Чукотки советского периода.
Утром 2 августа вездеходы экспедиции продолжили свой путь в направлении следующего пункта маршрута - устья реки Пегтымель. Удивительным был этот пробег, когда к вездеходам выходят олени, а из океана выглядывают нерпы. По самой кромочке, когда левые колёса гребли солёную воду, а справа в
нескольких сантиметрах проходили скалы, увенчанные миллионными птичьими базарами, вездеходы прошли район мыса Козьмина. Везде берега утоптаны медведями, но сами мишки боятся знакомиться с рычащими машинами, не выходят.

+++

Поздравляем с Днем ВДВ нашего друга Александра Петермана и команду "Северный Десант"

2 августа - День Воздушно-десантных войск России. И мы хотим поздравить сегодня с этим праздником всех тех, кто доблестно служил и продолжает свою службу в рядах Воздушно-десантных войск России.

Люди с твердой волей и сильным характером, прошедшие этот путь всегда будут носить в сердце преданность Родине, бесстрашие перед трудностями и верность друзей. Именно таким знаем мы Александра Петермана - руководителя одной из крупнейших сибирских корпораций «Славтэк», члена наблюдательного совета «Союза десантников России», члена Русского географического общества, организатора и руководителя экспедиции «Северный десант», нашего друга.

Мы передаем поздравления Александру и всей команде "Северный Десант" прямо с маршрута экспедиции "Загадки и легенды Чукотки"-2017 от Владимира Семеновича Чукова и всей маршрутной группы и присоединяется к ним. Здоровья Вам, преодоления всех трудностей, красивых дорог и верных друзей!

Ваша "Арктика"

+++

Сердечные поздравления Сергею Миронову передают его друзья, участники основного маршрута экспедиции "Загадки и легенды Чукотки" - 2017, которые сейчас идут вдоль северного побережья Чукотки на восток.
Сергей Михайлович прошел срочную службу в доблестных Воздушно-десантных войсках и имеет звание гвардии старшего сержанта ВДВ. В лице Сергея Михайловича поздравляем всю "воздушную пехоту" с праздником отваги, доблести и верности!
  
#12 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 18:07
  
0
03.08.2017

Чаще всего, когда машины экспедиции останавливаются в тундре для мелкого ремонта, опытные участники команды Илья Фрейдович и Николай Никульшин подчёркивают: "А теперь представьте себе всё то же самое только на морозе эдак под минус 30, ну, или, хотя бы, двадцать." Сам Чуков только кивает - чего тут добавить. Потому нынешние летние ремонты - это, как говорят, "курорт" по сравнению с зимними путешествиями ЭЦ "Арктика". "Курорт"-то он и в самом деле таков, ведь участники экспедиции получают ни с чем не сравнимое удовольствие постижения заполярных пространств, любования удивительной северной природой, и всё это происходит с необыкновенными возможностями, которые даёт пневмовездеход в отличие от других доступных средств передвижения. По сравнению с гусеничными вездеходами или со знаменитыми грузовиками "Урал" машины "Арктика-М" (так называется эта конструкция) гораздо легче, и не корёжат нежную тундру, которая за минувшее "гусеничное" столетие буквально изрезана, исполосована миллионами незаживающих ран; пневмовездеходы свободно плавают, преодолевают растительные и каменистые уклоны до 40 градусов, имеют низкий центр тяжести, так что и боковые 40-градусные крены им "по плечу". Для путешественников машина "Арктика-М" является, без всякого преувеличения, "домом на колёсах": защита от непогоды летом и зимой, тепло, полное жизнеобеспечение, наличие мощного электроснабжения для любых устройств вплоть до сварочных - о таком комплексе возможностей можно только мечтать. Новички команды, и в самом деле, мечтали, пока не попали в нынешнюю экспедицию "Загадки и легенды Чукотки-2017" и не проверили уникальность этих аппаратов на практике и продолжают проверять возможности в данный момент, на маршруте.
После старта 30 июля 2017 из Певека две машины "Арктика-М" достигли самой северной точки Чукотки - мыса Шелагский, посетили знаменитую полярную станцию Валькаркай, на которой снимался фильм "Как я провёл этим летом", прошли перевалы Шелагского хребта, мысы Козьмина, Кибера, несколько больших рек, таких как Апапельгин, Эргывеем, Пъультыткуйвеем, Въэйвеем, Кэвеем, а уж сколько ручьёв - безымянных и именитых - не счесть, за сотню точно, а и сколько впереди.
Конструктором пневмовездеходов "Арктика-М", как и предыдущих нескольких моделей, является Николай Никульшин - сейчас он на маршруте, сам ведёт одну из машин, и конечно же, набираемый им опыт испытания этой техники ляжет в основу следующих конструкций. Без преувеличения: Никульшин едет по тундре на вездеходе и видит новые возможности улучшить технику.
Машина имеет цельнометаллический клёпаный корпус герметичного исполнения, что обеспечивает повышенную плавучесть, не только за счёт шести колёс размером 1300 х 700 мм, но и за счёт водоизмещения кузова. Фактически, это плавающая лодка, и погружается она на глубину около 10 см. Длина кузова 5800 мм, ширина 2450 мм, такие размеры дают около 10 кв. м. обитаемого пространства. Высота машины в полной загрузке 2600 мм.
Вездеходы изготовлены в двух вариантах: пикапа и пассажирского салона.
Силовой установкой является дизель Тойота 2СТ объ.2,2 л., который не имеет никаких дополнительных "нагрузок", к примеру, турбонаддува, электронных систем управления и контроля и т.д. Колёсная формула 6х6, ведущими постоянно являются 1-й и 2-й, а третий - задний, подключаемый. Подвеска мостов двухрычажная пружинная независимая. Бортовая сеть 12 V. Запасы топлива таковы, что машины имеют автономность около 1000 км. Обитаемость, комфортность и безопасность пневмовездеходов в экспедиционных условиях дикой природы обеспечена для 4-5 человек. Машины могут транспортировать 2 прицепа с полезной нагрузкой 1,5 т. Пневмовездеход "Арктика-М" готов к работе в любых природных условиях, в любом климатическом районе Земли. В настоящее время ЭЦ "Арктика" проводит летние испытания техники в различных районах Чукотки: это и горы - уже пройдено несколько перевалов высотами 350-450 м, преодолены водные пространства солёной океанской воды и множество пресноводных водоёмов.
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017" продолжается.

+++

Достигли реки Пегтымель - большая, знаменитая река. Богатая для местных жителей: рядом стоят чукотские яранги, рыба тут есть всегда. Окрестные распадки - раздолье для оленей, комар хоть и есть, но слаб и не зол. Красотища такая, что глаз не отвести: широчайшая долина на 20 км в стороны, сотни петель Пегтымеля, а ещё впадающие здесь в него Извилистая и Кусьвеем. К последнему у нас и есть дело: именно вблизи его устья и расположены знаменитые на весь научный мир Пегтымельские петроглифы - чудо света, труды древних художников чукчей. Экспедиция к ним
и стремится: переправимся на тот берег и начнём исследования. Историк Никита Кузнецов - участник команды, уже заждался этого своего объекта, скорей бы, скорей бы на встречу с тайнами петроглифов. Как полагается, Пегтымель нас встретил красавицей-радугой в четверть неба: это - на счастье. Нам переправляться на тот берег. В путь!

+++

04.08.2017

В долине Пегтымеля, в месте впадения в него Кусьвеема и Илистого, как раз напротив знаменитых петроглифов, всегда стоят яранги чукотских оленеводов. И сейчас мы знали, что встретим их. Уже на спуске в долину показалось стойбище: четыре яранги, по две ближе друг к другу, какое-то техническое средство заблестело фарой в лучах низкого солнца (впоследствие это оказался снегоход не на ходу), а вскоре нас радостно встретили их обитатели - представители трех семей, многие поколения которых долгие десятилетия ставили свои стойбища на этом месте.
Старший из них - Дмитрий Сергеевич Вельвын. Дети, мал мала меньше, от года - на плечах у брата, до 14 лет - самый старший мальчишка, взрослые женщины, все с радостью вышли навстречу. Остальные члены семей - мужчины и старшие сыновья, со стадом на берегу океана в районе мыса Перкайон. Буквально через несколько минут первая осторожность в общении сменилась открытостью и уважительностью друг к другу. Вопросы-ответы, смех, сладкие гостинцы детям от экспедиции, все с удовольствием фотографировались друг с другом. Хозяева стойбища пригласили в
яранги на чай: прохладное, затенённое помещение (площадь яранги 60 кв. м.), на пол, на тундровый покров, настелены свежие шкуры оленей - толстые, мягкие, посреди вечный очаг с кипятком, в дыму очага вялится жирная красная рыба. Хозяйка разлила чай, выложила на блюдо тёплые лепёшки, масло, рыбу, сахар - немудрёное угощение, но для путешественников нет ничего лучше, чем угощение от души. Потекла беседа обо всём: проблемы-беды оленеводов чередовались с такими же от жителей городов, и о политике и о космосе, о личном и государственном, именно обо всем, но что важно в этой беседе в яранге оленеводов: никакая тема не звучала со злобой или ненавистью, ни нотки желчи или недовольства - какие бы ни были проблемы в тундре это просто один из факторов жизни, который надо решить-преодолеть, и всё. Долго засиживаться в гостях в яранге нельзя: хозяйке новый полог надо шить, а на него двенадцать шкур! выделать надо, а ещё для пола яранги в зиму двадцать пять шкур сделать надо! И довольные и сытые все разошлись.
Под вечер участники экспедиции отработали переправу через быстрый Пегтымель: скорость течения до 2 м/сек на стремнине, десятки рукавов, разобраться между которыми может только местный житель - вот Дима Вельвын и вызвался отправиться с нами на таинственные петроглифы. Но эту наиважнейшую операцию экспедиция "Загадки и легенды Чукотки" будет проводить на следующий день.

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"

+++

Это символично что к древним петроглифам нас провёл чукча оленевод Дмитрий Вельвын. Сам он много раз был здесь, а вот детей ни разу не водил, и тут сам попенял себя: "обязательно надо показать им рисунки на камнях!" Именно "рисунки" - так называют петроглифы местные чукчи - и в самом деле, зачем им непонятные иноземные слова, когда есть свои родные?! даже не добавляют слово "наскальные", вот и мы стали тоже говорить "рисунки". Скальные обрывы над быстринами Пегтымеля расположились на другом берегу прямо напротив стойбища Дмитрия Вельвына и других семей, но переплыть реку для них - это серьёзное испытание: старенькая резиновая лодчонка уже вся разошлась по швам, другую где взять? Сейчас на петроглифы Дмитрий плыл с нами в вездеходах, а не было бы нас - просто так туда не доберёшься: "близок локоть да не укусишь" - мы приехали смотреть картинки на скалах за тысячи километров, а тут люди живут в пятистах метрах от них и не могут добраться посмотреть своими глазами, потрогать...
Пегтымельские петроглифы были открыты советскими археологами во второй половине 20 века и, несмотря на их труднодоступность, они активно изучаются отечественными и зарубежными специалистами. Существуют разные версии их датировки - от нескольких тысяч лет до нескольких веков. Казалось бы, примитивные рисунки, изображающие сцены охоты на оленей, моржей, медведей и даже китов, люди, охотники, женщины с красивыми головными уборами, лежащий, видимо, умерший человек, рядом стада оленей, нарты и байдары - длинные, на 10-12 гребцов, целый флот таковых - эти картины приоткрывают для нас некоторые стороны жизни древних обитателей Чукотки, дают яркое предствление об их особенном, оригинальном бытии (некоторые аспекты которого сохранились в неприкосновенности до наших дней). Рисунки завораживают возможностью прикосновения к вечности... Хотя и горько осознавать их непрочность: видно, что скалы сильно разрушены, слабые, сложены из непрочных пород, и сколько уже об этом написано, но мы ещё и ещё раз подтверждаем: скоро рисунков Пегтымеля на скалах совсем не останется. Их и сейчас совсем немного, а наш проводник Дима Вельвын повторил несколько раз, а он уже несколько десятилетий живёт в этих местах и сколько раз видел, а снова и снова ищет глазами те, которых уже нет. Внешне чукчи не показывают "переживаний" по поводу утраты "наследия предков" и прочего такого, но после того, как не нашёл тот или иной рисунок Дмитрий ещё раз утвердился: "детей надо скорее сюда привести!" Есть и ещё один повод: на одном из камней брат Димы Руслан нарисовал (вырезал, выбил) сцены современной жизни, где рядом с теми же оленями и нартами стоит современный бульдозер. Видно - как старался этот наивный художник, осознавая своё право быть рядом с предками во всём, и в том числе и в рисунках. Но есть в этом заповедном месте и дурь безвкусицы и неуважение истории: "Вася и Таня тут были...", есть и явный грубый новодел: кто-то изголяется создать себе славу и глупый авторитет, да, только современные подделки ни в какое сравнение не идут с работами древних мастеров - там всё другое, как говорят ныне, "стиль и формат" не тот, с кандачка не скопируешь, неумеха.
Есть у нас и открытие-предположение, которое, конечно же, ещё требует исследований, но интересно: замечено на одном из камней ясное, очевидное изображение чёткого эллипса с явными следами руки древнего художника. Этого артефакта нет в подробных описаниях экспедиции Стефании Дзини, и в иллюстрациях коллекции Института археологии в Санкт-Петербурге, которые сделали множество слепков наскальных рисунков Пегтымеля. Наше открытие подробно отснято, измерено, будем дальше общаться со специалистами.
Два дня команда экспедиции "Загадки и легенды Чукотки-2017" работала на петроглифах Пегтымеля. Программа продолжается: далее два боевых пневмовездехода ЭЦ "Арктика" через, так называемые, "Ворота" выдвигаются на мыс Шалаурова Изба, а по пути планируют посетить таинственное "кекурное царство" у ручья Жемчужный вблизи устья Пегтымеля у вод Восточно-Сибирского моря.

Морошка
Следы застыли на камнях
Владимир Чуков и флаг Экстремального портала VVV.RU
  
#13 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 18:22
  
1
Краткий фотоотчет об исследовании Пегтымельских петроглифов экспедицией "Загадки и легенды Чукотки"

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
  
#14 | Андрей Рыбак Администратор »» | 12.08.2017 19:12
  
1
05.08.2017

ЦАРСТВО КЕКУР мыса ШАЛАУРОВА ИЗБА

Какой бы ты не проложил себе маршрут по Чукотке, как бы заранее не проработал его, а всё равно реальность подбросит такие неожиданности, которые превысят всяческие ожидания. Так и получилось с экспедицией "Загадки и легенды Чукотки - 2017" после оставления петроглифов Пегтымеля.

Мы знали, что по правому берегу этой реки, вблизи её беспорядочного впадения в Восточно-Сибирское море, есть царство кекур, оно и на всех картах отмечено, но какое оно конкретно - его особенности, вот это уже нужно смотреть глазами - для чего и отправляются люди в путешествия.

Первые цепочки кекур открываются сразу, едва подымаешься на перевал по крайнему восточному распадку от обрыва петроглифов: три группы каменных изваяний высотами до 30 метров начинают своё представление, которое никогда не повторяется. В зависимости от угла падения солнечных лучей, от облачности, от состояния погоды, и от точки зрения кекуры выстраивают столь разные образы, что можно бесконечно долго любоватьcя этими картинами. Это прекрасные места для туризма: рассмотреть чудеса природы, которых более нигде на планете Земля нет, с удовольствием приедут множество людей. С такими вполне продуктивными мыслями мы огибали гору Энгыпчьэпыркан (444 м), чтобы уйти вправо на восток, к Биллингсу, как открывшаяся со стороны океана картина повергла участников экспедиции в неописуемый восторг: открылось "Царство кекур", вблизи, на досягаемом расстоянии, и тысячи каменных актёров развернули перед нами представления на сценах вечного природного театра. Мы проезжали мимо, ведь нам вперёд, вдоль берега океана, по зелёной тундре, а глаза всё обращались вправо - там менялись одна за одной картины, удивлявшие своей ясностью, откровенностью и простотой. Эмоции переполняли нас - зрителей невиданных пьес - а колоссы всё старались и старались снова и снова, и только облака на время приутишили актёров из гранитов и гнейсов, опустились на цепочки кекур. Но только на время: а на закате, когда мы уже встали у мыса Шалаурова Изба на ночёвку, облака выпустили тысячное войско колоссов вновь на сцену, чтобы те рассказали новые истории из их тысячелетнего стояния здесь у заветного мыса, на краю которого, лучшим маяком на свете, у
океанских волн, стоят отдельно четыре кекуры, так похожие издали на избы, словно напоминая людям, что и здесь им тоже надо жить.

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"

МЫС ШАЛАУРОВА ИЗБА - ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗАГАДКЕ

К вечеру 5 августа экспедиция прибыла к еще одному знаковому месту, к одной из главных точек маршрута - мысу Шалаурова Изба. Он виден издалека, как с суши, так и с моря. На его оконечности стоят четыре кекура, на расстоянии напоминающие дома - так и записано в морской лоции. Мыс знаменит тем, что, возможно, около него оборвалась "грустная, как звук походного горна" (по словам Олега Куваева) жизнь одного из первопроходцев Чукотки - устюжского купца и отважного мореплавателя - Никиты Шалаурова. В 1760 - 1762 годах он совершил плавание (с тремя зимовками) из устья Лены до Чаунской губы. Его результатом стала подробная карта побережий материка от Лены до Шелагского мыса и первое описание Чаунской губы. В 1764 году Шалауров со спутниками отправился в новое плавание, рассчитывая пройти в Тихий океан. Из этого похода он не вернулся. Точное место гибели первопроходца и его спутников не установлено. В 1823 году мичман Ф.Ф.Матюшкин и лейтенант Ф.П.Врангель обнаружили избу, которая, по мнению Врангеля, стала последним пристанищем Шалаурова (Врангель и дал название мысу). 55 лет назад, в июле-августе 1962 года морское путешествие по следам экспедиции Шалаурова предринял Олег Куваев. Он рассказал о нём в повести "Дневник прибрежного плавания", к которой, как к своеобразной "исторической лоции" постоянно обращалась и наша экспедиция. Писатель рассказал о первом впечатлении от мыса, которое оказалось схожим с нашим. "Мыс Шалаурова Изба был невысок. И ахнули мы не от его величественных видов, а оттого, что на нём стояли и смотрели на нас носатые каменные люди... За мысом, с восточной его стороны, была ровная, в гранитной крошке площадка. Я увидел её и свято уверовал, что изба несчастливого мореплавателя находилась именно здесь". И вот через 45 лет участники экспедиции "Загадки и легенды Чукотки - 2017" осмотрели и зафиксировали на фото и видео эти же места, связанные с шалауровской экспедицией и плаванием Куваева, посетили скопление величественных кекур, напоминающих фигуры острова Пасхи, только сотворённые природой.
Остановились здесь лагерем и мы: лучшего места не сыскать - под охраной гигантов из камня.
Приятное утро следующего дня позволило сделать текущий ремонт вездеходов, снова съёмки, экскурсии в гости к колоссам, завтрак, и экспедиция отправилась в направлении следующего важного пункта маршрута - села Биллингс.

Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Экспедиция "Загадки и легенды Чукотки-2017"
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU