Экспедиция Кон-Тики 2. Возвращение.



7 ноября 2015 года стартовала экспедиция Кон-Тики 2: на двух бальсовых плотах путешественники повторяют путь Тура Хейердала и планируют вернуться к берегам Южной Америки.


От побережья Перу по следам знаменитого путешественника Тура Хейердала отправилась экспедиция "Кон-Тики 2". Экипаж проплывет на плотах 9 тысяч километров. Цель — добраться до острова Пасхи и, главное, точно так же, на плотах, вернуться обратно. Пока это еще никому не удавалось.

По следам Тура Хейерала от берегов Перу, из портового Кальяо , стартовала экспедиция "Кон-Тики 2". Ее участники намерены добраться до острова Пасхи на двух парусных плотах, собранных из бальсовых бревен по мореходным технологиям древних инков. Бальса — редкий и самый легкий вид древесины, растет только в Южной Америке.

Организатор путешествия, как и Тур Хейердал, норвежец — Тургейр Хиграфф. С ним еще 13 человек — соотечественники, граждане Перу, Чили, Новой Зеландии, подданный Великобритании и двое россиян. По семь человек на каждый плот.


+++


Сейчас плоты находятся на острове Пасхи.


Смена караула

(2015-11-22) Плоты экспедиции Кон-Тики2 стоят на якоре возле города Анга-Роа на острове Пасхи. В январе часть команды продолжит путешествие к Южной Америке, часть вернется домой, а вместо них прибудут новые члены команды. Забастовка в Чили приостановила воздушное сообщение с островом Пасхи на некоторое время, но Сергей, Эрик и семья Торгейра смогли добраться до острова на военном самолете. Мы очень благодарны за предоставленную помощь ! Жаклин и ее семья продолжают удивлять нас своим гостеприимством, а также впечатлять нас в роли инструктора по танцам и туристического гида. Забастовка уже закончилась, и мы думаем, что у них теперь есть чем заняться. Команда проводит время, осматривая уникальные монументы острова, и узнает друг друга, пока мы готовимся к следующему большому испытанию: пути обратно!








Комментарии (39)

Всего: 39 комментариев
  
#8 | Анатолий »» | 16.01.2016 17:11
  
1
Экипажи плотов экспедиции "Кон-Тики-2" на время поменялись
кинооператорами: Эрлин Коппиргард (Норвегия) и Евгений Штиль (Россия)
перешли на другие плоты. Цель очевидна: обогатить киноматериал друг
друга, так как у каждого мастера свой подход, свой стиль, да и экипажи -
герои кадра - получат новую встряску в своих интервью, в с'емках новых
сцен. Эту идею предложил руководитель проекта Торгейр Хиграфф и тут как
раз подходящая погода, слабый ветерок и возможность подойти друг к
другу. Но без происшествий все равно не обошлось!

Разве можно без происшествий? Будет же не так интересно!
Все уже было готово к переходу кинооператоров на другие плоты, капитаны
Сигнэ Мелинг и Ола Боргфьорд (Норвегия) провели ответственную работу,
чтобы максимально сблизить 25-30-тонные плоты друг к другу: срубили
паруса и легли в дрейф, да и все в командах , как говорится, "стояли на
ушах" - сближение дело нешуточное! Спустили надувную с плота "Рахити
Танэ", в ней заняли места Педро де Ла Торре и Евгений Штиль, начали
заводить подвесной мотор "Ямаха", а он ни в какую! Когда доктор Де Ла
Торре только начинал дергать шнур лодочного мотора, он еще шутил, после
сотого рывка он перешел с английского на испанский, а после
стопятидесятого на русский, которого до этого не знал! Выяснилось, что
отсутствует подача топлива в мотор. Попытки отремонтироваться на плаву,
болтаясь в волнах позади гиганта-плота, ни к чему не привели! А время-то
идет! Это значит, что плоты или сходятся или расходятся: хорошо, что они
расходились, иначе бы скрупулезная капитан Сигнэ Мелинг подняла бы
тревогу! Расстояние выросло до двух кабельтов и впору было отменять
обмен, но никто не хотел этого делать! А в надувной лодке, к тому же, не
было весел - надеялись на мотор! В итоге, схватили кусок расщепленного
бамбука и подходящую доску вместо весел, и погребли на другой плот!
Экипажи подбадривающе кричали: "Вы похожи на настоящих искателей
приключений!" Капитаны волновались больше всех!
Добавим, что обмен кинооператорами шел не сразу друг за другом, а на
втором плоту "Тупак Япанки" нужно было еще разобраться с работой
электрооборудования - что-то давала сбои! - так и незаметно прошел целый
час! А плоты-то еще отодвинулись друг от друга, прибавив еще
полкабельтова! Да и ветерок что-то стал прибавлять! Короче, когда на
второй путь в надувную лодку забрались кинооператор Эрлин Коппиргард и
доктор Де Ла Торре, шутки уже не звучали, пару коротких слов и вперед!
Конечно Педро для приличия дернул пару раз шнур лодочного мотора, но сам
собой же он не отремонтируется! Чуда не произошло и смельчаки загребли
деревяшками (бамбучиной и досочиной), продвигая лодочку к другому плоту!
Пятнадцать минут понадобилось, чтобы догрести, сначала под углом к
ветру, потом по ветру, до плота "Рахити Танэ". Слава Богу, обошлось! Но
когда теперь будет обратная операция? вот чего не знает никто, кроме
Тихого океана - прогнозы тут не срабатывают! Планируется пару дней
провести кинооператорам в качестве гостей. А там - снова волноваться,
подходить, осторожничать, все заново!
Сейчас плоты экспедиции "Кон-Тики-2" в 160 милях юго-западнее острова
Пасхи, и подходящих ветров все нет и нет! А цель одна: дойти до "Ревущих
Сороковых" и в них достичь Южной Америки - это открытие руководителя
проекта Торгейра Хиграффа продолжает теорию знаменитого ученого,
путешественника Тура Хейердала, что древние мореплаватели цивилизации
инков каменного века свободно перемещались во всех направлениях на
бальсовых плотах, осваивая Полинезию.
С тем и идем по Тихому океану!
Поболейте за нас, друзья!
ВЕДЬ, МЫ ИДЕМ ПО ПЛАНЕТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ!

Автор Евгений Штиль

Вопросы, пожелания и приветы адресуйте в Норвежский береговой штаб
сопровождения экспедиции "Кон-Тики-2" по адресу: h@kontiki2.com


  
#9 | Анатолий »» | 17.01.2016 13:35
  
1
Итак, дрейф!


Бальсовые плоты экспедиции "Кон-Тики-2", идущие сейчас по Тихому океану от острова Пасхи до Южной Америки, вынуждены лечь в дрейф! Такое решение принял руководитель проекта Торгейр Хиграфф после анализа хода за минувшую неделю: проделаные 250 миль вокруг острова Пасхи помогли отработать ведение плотов новичками-вахтенными рулевыми, но за неделю так и не был встречен подходящий ветер с северной или западной стороны. Так что дальнейшее движение под парусами нецелесообразно. Итак, дрейф!


Бальсовые плоты экспедиции "Кон-Тики-2" вполне могут ходить в галфвинд, пусть не удивляются мастера яхтинга. Это уже хорошо, но маловато! Оказывается, что продвижение по генеральному курсу - а это юг-юго-восток - в нынешнем направлении ветров равно скорости дрейфа: следовательно, нет нужды рвать мышцы, океан сейчас сам несет плоту куда только возможно! Конечно, юго-запад экспедиции совсем не нужен (не на остров же Питкерн нам идти!), но на плотах нет моторов, а идти против ветра они еще не могут! Хотя, как пошутил эксперт экспедиции Эрик Класен (Норвегия): "древние мореплаватели вполне могли сходить заодно (в гости, проведать бабушку!) на остров Питкерн, а потом уж оттуда выходить на "Ревущие Сороковые"!, а там и к себе в Южную Америку". Так что, сейчас дрейф - самое оптимальное решение, тем более, что заодно экипажи плотов поменялись кинооператорами и пошла с'емка жизни на бальсовых плотах с разными операторскими подходами.

Что такое дрейф на бальсовом плоту? По ощущениям он совершенно равен ходу при боковых ветрах, так как скорость хода, и в том и в том случаях, до 2-х узлов: те же удары волн в раковину или в бок, те же перекатывающиеся волны по корме и по носу, та же качка во всех плоскостях, - только вахтенные не перегружаются, так как держать 2,5-3-метровые шверты-гуары - это нагрузочка ой-ей-ей еще какая! Вспомним, как на плоту "Рихити Танэ" вахтенная Лиза Те Хеухеу (Новая Зеландия), путешественница с большим океанским опытом, получила даже приступ морской болезни во время рулежки: она упорно смотрела только на парус и на компас, стремясь держать максимально крутой угол к ветру, и в итоге ее вестибулярный аппарат получил прегрузку еще и на фоне качки во всех плоскостях. Понадобилось вмешательство русского врача Сергея Гольцова: вроде бы, пустяк, а показательно!

Во время дрейфа экипаж имеет возможность нормально отдохнуть, выспаться, прибраться, постираться, развлечься, покупаться (вода +25 C), cделать какие-то необходимые вещи на борту, поснимать, подготовить репортажи и заполнить дневники, так как вахтенные свободны, идет только наблюдение! Что-то слабо нынче в тропиках с рыбалкой, а то бы еще и рыбкой побаловались бы!
И не забывайте, на плотах экспедиции "Кон-Тики-2" развернута научная исследовательская лаборатория Норвежского университета науки и технологии и Норвежского института исследования вод (NIVA), которую ведет доктор Педро де Ла Торре, и некоторые эксперименты гораздо проще выполняются на малом ходу, такой как сейчас в дрейфе, чем на большем. Так что и научные измерения на плотах не прерываются.

Со стороны плоты смотрятся экзотически: парус срублен, только мачта с такелажем, антенны торчат. За борт выброшен плавучий якорь, кстати, для 25-30-тонных плотов он совсем невелик: всего-то 40 см входное отверстие, и ничего - хватает!

Сколько дней продлится дрейф плотов экспедиции "Кон-Тики-2", не знают даже прогнозы Росгидромета - знает только сам Тихий океан! Великим качеством обладали наши предки - древние мореплаватели: терпением, и благодаря терпению ходили по океанам - осваивали Землю. Так и нам - участникам международной экспедиции "Кон-Тики-2" негоже отставать: запасаемся терпением и лежим в дрейфе, ждем своих ветров! Гляньте на карту, друзья! Чтобы из нашей нынешней точки уйти на юг-юго-восток, нужны ветра в секторе от северо-восточного до юго-западного: вполне есть из чего выбирать! Ждем и ждем!

Мы уверены, что и вы с нами, дорогие друзья, болельщики, родные! Поболейте за нас: ваша поддержка так важна тем, кто сейчас в океане!

ИДЕМ ПО ПЛАНЕТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ!

Ваши послания, пожелания, советы, помощь адресуйте в Норвежский береговой штаб сопровождения по емэйл: h@kontiki2.com (пишите по-английски, по-норвежски или по-русски) - все послания перешлют на борта плотов "Тупак Япанки" и "Рахити Танэ"!

Автор: Евгений Штиль
  
#10 | Анатолий »» | 18.01.2016 17:58
  
1
Наука просит тишины.





Куда влечет дрейф? К открытиям и новым знаниям, друзья! Вот уже два дня, как наши плоты не принадлежат нам, а вместе с нами всецело отданы во власть океанических течений, где холмы волн размером с небольшой населенный пункт всё дальше уносят нас в Полинезию, словно ещё раз напоминая о великом подвиге-переходе через Тихий океан, совершенном Туром Хейердалом с командой единомышленников во имя целостности исторического прошлого человечества.

Успев привыкнуть к гигантским размерам волн, безграничности небосклона и определив свое наноскопическое положение в океане, руки требуют заделья, а мозги забот. После традиционного, все-таки уже 11-ый день, предрассветного завтрака кашей и на этот раз последними бананами, под звуки льющейся из портативного динамика композиции Эдварда Грига «Утреннее настроение», пришло понимание, что служить надо не Событию, в центре которого мы оказались и куда я вас, уважаемый читатель, вовлекаю, а служить надо Цели.

Цели, что проложила этот путь для Тура Хейердала, что увлекла нашего лидера и автора экспедиции Торгейра Хиграффа и как магнит собрала всех нас на плотах из брёвен под парусами, отправив в океан и вдохновив на новые открытия.

Основная, этно-географическая, цель остаётся прежней - нам необходимо вернуться к берегу Южной Америки, тем самым показав возможность пересекать Тихий океан на примитивном плоту в восточном направлении. Вторая, исследовательская, цель - осуществить ряд научных наблюдений, опять же пользуясь тем, что плот как щепка имеет малую скорость, практически не водоизмещает и позволяет вести надводные и подводные наблюдения длительно, не спеша, без звуков, вибраций и выбросов двигателей. Ведь с плота, не имеющего даже маленьких бортиков и периодически уходящего своей поверхностью на 10-30 см под воду, океан напоминает огромную выпуклую кристально-прозрачную линзу, подсвеченную снизу светом от нашего робота-наблюдателя, а сверху блеском научного интереса наших глаз, уставившихся сквозь бревна и уже изрядно изъеденные соленой водой ступни на этот другой водный Мир!





Частично я писал о некоторых наблюдениях ранее, не судите строго за повтор, но хочется собрать все в целое, тем самым и послужить нашей Цели. Итак:

1. В постоянном режиме осуществляются измерения физических, химических и биологических параметров состояния океанической воды и атмосферы для понимания как они соотносятся и влияют друг на друга. Ключевое здесь - отношения параметров:

- физические - температура, соленость, свет и обогащение солнечной энергией;

- химические - не только всевозможные химические загрязнения, ещё оксигенация, уровень СО2, который необходим для фотосинтеза и производства кислорода, 70% которого остается в воде и только 30% уходит в атмосферу;

- биологические - непрерывно осуществляется захват образцов планктона, фиксируются его разновидности, забираются образцы микрофлоры.

2. Различными способами, прямо на плоту, в том числе с помощью компьютерного моделирования, определяется, как получаемые параметры соотносятся и сопряжены между собой.

3. При помощи целого ряда аппаратов и насосов определяются количественные и качественные характеристики океанической воды.

4. Ряд приборов, установленных на плоту, измеряют сколько энергии солнца попадает на поверхность, сколько остается в воде, как при этом распределяется температура и имеет ли это место в глобальном потепление климата и провоцирует ли это гибель планктона.

5. Подводный робот Дипботс фиксирует на фото и видео состояние океанического дна где это возможно и большей частью окружающее водное пространство и прозрачность. Кроме того, в режиме онлайн передаёт на компьютер картинку под плотом, периодически вызывая наш восторг от попадания в объектив камеры крупных обитателей океана.

6. Гидрофон, установленный под днищем плота, дает акустическую картину состояния водяного столба на глубину до 300 метров.

7. Различной конфигурации тралы, которые тащатся за плотом, ловят пластик размерами от 50 до 500 микрометров, и его коллекция на борту пополняется ежедневно.

8. Метеорологическая станция, проводами которой опутаны множество веревок и мачта, фиксирует запредельное для понимания количество параметров климата, собирая сведения на отдельный компьютер.

Всю эту технику обслуживает энергосистема из 8 солнечных панелей, установленных на крыше нашей хижины и 6 батарей, мощностью 1000 ватт в час. Этого достаточно даже для работы нашей лебедки, которая во время подъёма оборудования забирает не менее 700 ватт.

Промежуточные результаты такого масштабного научного наблюдения отправляются в виде коротких докладов три раза в день во Всемирную Организацию Метеорологии под эгидой ЮНЕСКО, ежедневно в Норвежский институт исследования воды и строго по расписанию в Норвежский институт науки и технологии.

Конечно, океан исследуется очень давно, но уникальность данного эксперимента в том, что взаимодействие и противостояние экосистемы океана и окружающей среды фиксируются с плота, неспешно и тщательно, как бы сливаясь в единой гармонии на границе воды и атмосферы.

Инженер морских наук, доктор философии, океанограф Норвежского института науки и технологий, мексиканец по происхождению, Педро де Ла Торре говорит, что нашей экспедицией уже получены ряд открытий в пределах наблюдаемого нами Эль-ниньо феномена - гигантского участка Тихого океана (на его южной границе мы находимся сейчас), который за счет перемещения воды с разницей температур производит колоссальное количество энергии, её самые малые отголоски мы с вами наблюдаем в виде разрушительных ураганов и цунами.

Понимая это, грех жаловаться на безветрие и нестабильность курса, ведь мы находимся в центре гигантской энергомашины космического масштаба. Поэтому продолжим наблюдения в предоставленной нам для исследований тишине, каждый миг которой умножает наши знания о величии Природы. А вдруг, да и примет нашу деятельностную жертву океан и отпустит нас, подарив необходимый ветер и забрав себе только следы нашего, уважительного к нему, дрейфа.

17.01.2016, Тихий океан, плот Rahiti Tane, Kon-Tiki 2, Expedition Doctor Goltsov Sergey

Источник: http://goltsovs.ru
  
#11 | Анатолий »» | 19.01.2016 17:03
  
1
Канат надежды и доверия.





Ночь, стирающая границы различений между небом и океаном, сменяется новым утром и, можно сказать, новой жизнью. Если и существует потусторонний мир, то точно в нём нет различений, и постоянная ночь, словно ластиком стирает линию горизонта, объединяя до этого разделенные небо и воду в единый мрак. Но у нас новое утро и, соответственно, новая жизнь на нашем клочке суши, если можно таковой назвать 11 бальсовых брёвен стянутых веревками с установленной посередине мачтой и парусом, где как и в жизни происходят разные волнительные события.

Утренний фрэш от фонтана морской воды из-под пола во время очередного удара волны мгновенно разбудил всех на рассвете и потребовал продолжения в виде завтрака в сопровождении Первого концерта П.И. Чайковского. Это было восхитительно!

Словно одобряя наше терпение и выдержку, а может услышав наши просьбы или увидев искренность исследовательского поведения, океан подарил нам ветер в 12 узлов, который за день переместил нас на 50 миль к югу. Йохоооо!!!!

Двигаясь со скоростью до 3 узлов в юго-юго-западном направлении, мы стараемся острее к ветру держать курс, направляя плоты всё более южнее, что требует невероятных усилий и концентрации внимания на положении нашего квадратного (в отличии от яхт) паруса. Всё же, это намного лучше безветрия!




Сложные вахты для каждого из нас сменяются сном ребёнка, которому не мешают пролетающие на огромной скорости в полуметре от тебя и грохочущие словно вагоны товарного состава, гигантского размера, волны. При высоте всего 3-4 метра, под днищем они создают шум, переходящий в почтительное дрожание всего нашего островка и нас самих, но усталость берет своё.



Надо сказать, что фокусировка внимания на всех этих явлениях, умноженная на наши представления о возможных последствиях, может свести с ума любого. Это не входило в наши задачи, а значит хватит размышлять, необходимо поправить антенну на верхушке мачты, заново укрепить оторвавшийся, и по счастливой случайности, грохнувшийся на палубу, а не в океан, датчик скорости и направления ветра, а заодно проверить такелаж (веревки, канаты, крепления) плота, начиная с вершины мачты.

На этот раз Расмус был снаряжен на восхождение и, привязав его к концу веревки перекинутой через блок на вершине мачты, мы с Педро, ухватив другой конец, начали тянуть, поднимая товарища на 15-метровую высоту. Не хочу нагнетать обстановку, друзья, конечно, мы предусмотрели дополнительные страховочные веревки-пояса, но в условиях раскачивания плота на волнах, стирающий руки в кровь грубый канат, с висящей на нем жизнью товарища, превращается в канат доверия и надежды. Всем телом чувствуя его натянутую вибрацию-пульс на ветру и видя напряжение четырех рук, одна за другой удерживающие канат, в короткий миг в голове пролетают главы из Трех товарищей. Это потом, похлопывая друг друга по плечу, хваля и благодаря за работу, помощь и своевременную шутку, замечаешь свою сорванную кожу и многочисленные потертости с кровоподтёками у товарища, полученные им при ударах о мачту во время полуторачасовой работы на её вершине.

Но результат оправдывает всё, причем как и то, что снова заработало установленное оборудование, так и то, что благодаря таким событиям мы, люди из разных стран и разных культур, начинаем понимать друг друга вообще без слов, с полувзгляда, а всей командой готовы к ещё более сложному маневру - сближению плотов на расстояние в десяток метров, необходимое для обмена оборудованием и людьми.

Этот чрезвычайно опасный столкновением маневр был настолько виртуозно замыслен капитанами, технически выверен вахтенными и профессионально молча, также понимая друг друга с полувзгляда, разыгран участием каждого, что в совокупности с попутным ветром, сделало настроение этого дня для всей экспедиции.



И плоты-островки, сойдясь буквально на полминуты, обменявшись людьми, оборудованием и приветственными криками-жестами, снова разбежались на расстояние в несколько морских миль, чтобы продолжить свой путь на юг, будучи связанными только незримым канатом надежды и доверия на шестом канале радиосвязи.

18.01.2016, Тихий океан, плот Rahiti Tane, Kon-Tiki 2, Expedition Doctor Goltsov Sergey

Источник: http://goltsovs.ru
  
#12 | Анатолий »» | 21.01.2016 11:39
  
1
На бальсовых плотах экспедиции Кон-Тики-2.


Как вы там умещаетесь, на этом плоту?спрашивают наши болельщики! Отвечаем в этом сообщении: как устроен быт на бальсовых плотах экспедиции Кон-Тики-2, которая сейчас идет в Тихом океане от острова Рапа Нуи до Южной Америки. Как и в 1947 году, на первом Кон-Тики, команда Тура Хейердала состояла из 7 человек, так и сейчас, на таком же плоту, идут семеро: только тогда в команде не было женщин! Сколько и как распределены вахты, кто в какой? Как готовим пишу и прочее? И как ещё умудряемся вести реальную научную программу по ходу плавания? Путешественники всегда рады вашим вопросам!

Международная экспедиция Кон-Тики-2 на своём втором этапе плаваний по Тихому океану стартовала 6 января 2016 года с острова Пасхи (Рапа Нуи) на маршрут возвращения на континент Южной Америки--тот самый, который до сих пор не открыт для подтверждения научной теории выдающегося учёного, путешественника Тура Хейердала о том, что древние мореплаватели цивилизации инков свободно перемещались на своих бальсовых плотах при заселении Полинезии от Южной Америки и обратно. Как известно, способность древних конструкций плотов, найденных в археологических исследованиях, перемещаться по Тихому океану в западном направлении доказал сам Тур Хейердал, когда с командой единомышленников дошёл от Кальяо до острова Фату-Хиву в 1947 году (читайте знаменитую книгу об этом плавании!). И вот теперь настало время показать: как древние мореплаватели возвращались обратно!? Эта проблема до сих пор оставалась нерешенной; и вот открытие норвежского путешественника Торгейра Хиграффа встало ныне на повестку дня: оказывается, наши предки использовал кромку Ревущих Сороковых Тихого океана, чтобы возвращаться из Полинезии на континент Южной Америки. Так настало время экспедиции Кон-Тики-2, в гости к которой мы и отправляемся сейчас!

Через Норвежский штаб сопровождающая экспедицию команды плотов получают вопросы, пожелания, приветы: на часть вопросов об устройстве плотов и о быте на них мы и рассказываем в этом сообщении:

Каковы основные размеры ваших бальсовых плотов ?

Длина максимальная: 17 метров, ширина макс.: 7 м. (см. приложенный рисунок). При этом надо обратить внимание на схему плотов Кон-Тики-2: длина плота-это основные продольные 11 брёвен бальсы составляющие главный плавающий остов--это длина плота. На них положены 10 бревен поперёк, которые выступают за края продольных основных брёвен на 40-50 см с каждой-это максимальная ширина плота.

Все брёвна скреплены друг с другом только верёвками или деревянными шкантами, ни в каком узле плота нет стальных изделий!

Надо помнить, что древние мореплаватели цивилизации инков были людьми каменного века и несли с собой на острова Полинезии именно культуру каменного века: высота её развития была такова, что 1500 лет назад бальсовые плоты строились каменными и костяными орудиями, и на основе своих (древних) навигационных знаний ходили по Тихому океану в обоих генеральных направлениях.

При изготовлении современных плотов; конечно же, применяется металлический инструмент, ведь навыки пользования каменными орудиями человечество утратило, да и смешно настаивать ещё и на изготовлении каменных инструментов и разработке навыков пользования ими.

Насколько велика каюта на плоту-? Размеры каюты 5,5 х 3,5 м. Всего 19 кв. м полезная площадь, конечно же, меньше: примерно 18 кв. м. Каюта сделана из бамбука, скреплённого верёвками, покрыта тростником ы парусиной. Высота её в центре 1,9 м, а по краям - 1,5 м. Пол в каюте сделан из расщеплённого бамбука и устлан циновками, также циновками устлана вся палуба, эти циновки не дают брызгам воды проникать внутрь каюты. Но в некоторых местах, и при сильных ударах волн, брызги все равно попадают в каюту и так бьют, что существует постоянная угроза нарушения работы электросистемы и целостности фото-, кино- и связной аппаратуры.

На площади каюты развернуты: 7 спальных мест (каждое по 2 х 0,8 м); штурманский (капитанский) столик, где находится радиостанция, система АIS, бортжурнал и все другое (типа холодильника, в котором хранятся взятые из моря различные образцы); научный столик и под ним система непрерывного измерения показателей морской воды; электрощит (в одном из ящиков находятся 6 аккумуляторов по 110 Ва). Тут же в каюте висят запасы еды, полки с книгами, с приборами, короче, висит, всё, что только можно повесить.

В ящиках размером 1 х 0,8 х 0,6 м., на которых спят люди, находятся запасы еды и личные вещи каждого. Над каждым спальным местом висит спасательный костюм (Immersion suit фирмы Hansen Protection AS (Норвегия)) - мешок красного цвета, а также каждому полагается чёрный спасательный жилет этой же фирмы.

Также имеются ящики размером 0,8 х 0,4 х 0,6 м, в которых разложено всё что пригодится в первую очередь: инструменты, запасы еды, посуда и прочее.

Как распределяются вахты на плоту во время движения и дрейфа?

Вахты по 4 часа: по местному времени (минус 8 часов от московского врем.) :

с 00-00 до 04-00 ночи: старпом Расмус Эрландсон (Швеция) и врач Сергей Гольцов (Россия); с 04-00 до 08-00 ночь-утро: доктор Педро Де Ла Торре (Мексика-Норвегия) и Лив Арнесен (Норвегия); с 08-00 до 12-00 утро: капитан Сигнэ Мелнинг (Норвегия) и рулевой Лиза Те Хеухеу (Новая Зеландия); далее всё повторяется с 12-00, как и с 00-00. Солнце в этих широтах встаёт примерно в 07-45 и заходит в 21-30.

Распределение времени вахт, конечно же, не совсем оптимальное, но происходит постоянное экспериментирование и анализ ситуации и вполне может быть, что время вахт вскоре поменяется.

Во время дрейфа плота вахты выполняются так же, как и во время движения, только нагрузка минимальная. А во время движения вахтенные меняются каждый час или два на посту управления: возле кормовых швертов (гуар - по-полинезийски), здесь нагрузка приличная, так что полные четыре часа один человек не простоит!

Разные плоты экспедиции Кон-Тики-2 имеют разную лёгкость управления: плот Тупак Япанки легче управляется, чем плот Рахити Танэ, хотя строились они максимально идентично друг другу? Это удивительная загадка, которых, кстати, на плотах очень многоо них в следующих репортажах помаленьку!

Как готовится пища, на чём, какой рацион и порядок приёма пищи?
Еду готовит для всех тот кто свободен, или кто хочет поработать на камбузе, или по указанию капитала; при этом, на плоту Тупак Япанки строго мужской экипаж и еда готовится суровая, мужская, по-военному: всем это, конечно, нравится! А на плоту Рахита Танэ в экипаже три женщины и, конечно, они, в основном, готовят пищу. Не удивительно, что они--почти вегетарианки, так что никакой тушёнки и сала в рационе нет, иногда только попадаются итальянские салями; а главное в рационе--это всевозможные каши, от стандартной рисовой до редкой саго, но вот гречки для каши тут тоже нет, так что русские участники экспедиции по гречневой каше уже скучают. Питание трёх-или четырёхразовое готовится на газовой плите: завтрак европейский геркулес на воде без соли и сахара, но в него можно добавить кто что хочет: или сладкое, например, изюм или какие угодно приправы. Постоянно подаются тушёные салаты, в которых вместе с луком, огурцами и помидорами будут еще и орехи--проблем с едой пока никаких нет! Частенько выдается на десерт шоколад, а на великий праздник Крещения Христова экипаж получил шоколадки Алёнка, прибывшие из Москвы с российскими участниками экспедиции!

Но главное: на плотах экспедиции Кон-Тики-2 регулярно выпекается горячий хлеб. Рецепт самый простой, мука смешивается всех сортов, дрожжи, вода, масло, соль. Газовая духовка позволяет выпечь отличный хлеб! И тем более, в океане, среди диких волн и в неустроенном быту - это почти подвиг? Более того, капитал Сигнэ Мелинг (Норвегия) и руководитель экспедиции Торгейр Хиграфф (Норвегия) устроили конкурс - у кого хлеб вкуснее и при каждом случае, а их уже было три! передают друг другу на пробу хлеб максимально совершенной выпечки и просто с секретными добавками - то сладкий, то зерновой, то с чем-то вкусным и непонятным! Ждём следующей встречи плотов друг с другом!

Существуют ли языковые проблемы в командах плотов ?

Языковых проблем нет, так как открытость души и стремление навстречу друг другу преодолевает любое непонимание. Но на плотах Кон-Тики-2 звучат три языка: норвежский, английский и русский. Если кто-то заговорил на своём родном языке в присутствии других языков, это не вызывает никаких напряжений: как говорится, потекло слово как ручеёк", но общие разговоры, конечно же, ведутся на английском.

Зачем вам ещё заниматься наукой; когда и так на плоту тяжело?

Конечно же, наука требует и сил и напряжения и времени , плюс аккуратность, регулярность; серьёзность! Также научные приборы занимают много места и требуют сохранения, так как весьма дороги.

Ведёт эту работу с помощью всех, кто свободен, доктор Педро Де Ла Торре (Мексика-Норвегия) и нагрузка на него, я вам скажу, колоссальная!?

Но без научных исследований в такой экспедиции нельзя: плоты идут в таких местах, где нет судоходства, где не ведётся постоянный мониторинг океана. Посудите сами, даже калибровка параметров (того же цвета морской воды!) для спутникового мониторинга океана это серьёзное дело и для него надо быть в тех пустынных тихоокеанских местах.

Глубинные океанографические измерения также важны именно в этих районах океана. Да, и вы же знаете, существует традиция, во всех экстремальных путешествиях, стремиться собирать и научные данные.

Сравните также нынешнее путешествие Кон-Тикн-2 и первое - команды Тура Хейердала 1947 года: даже тогда - послевоенная обстановка, полная неизвестность, абсолютный эксперимент плавания на древней конструкции бальсовых плотов цивилизации инков, и то! - проводились метеорологические, океанографические и биологические наблюдения и передача данных на Большую Землю по КВ-радиосвязи. Сейчас хотя бы проще: есть электричество из солнечньх батарей и спутниковая связь.

Плавание бальсовых плотов экспедиции Кон-Тнки-2 началось вТкальяо (Перу), плоты достигли острова Пасхи за 43 дня, а сейчас идёт второй этап - более серьёзный маршрут! - возвращение на континент Южной Америки: по кромке Ревущих Сороковьк широт Тихого океана - такого ещё не делал ннкто, но руководитель проекта, как и его единомышленники, норвежский путешественник Торгейр Хнграфф уверен, что наши предки - древние мореплаватели - в начале новой эры свободно осваивали Полинезию с использованием именно такого маршрута.

И ещё: в любом случае, не спутниковая; а именно духовная связь с Большой Землёй помогает мореплавателям в их дерзаниях! Так что поболейте за нас, друзья, родные, болельщики!

ИДЁМ ПО ПЛАНЕТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ!!?

ps. Если у вас возникают вопросы, то пишите в Норвежский штаб сопровождения экспедиции, его руководитель Хэкон Вийум Ли и его емэйл: h@kontiki2.com

Пишите по-норвежски, по-английски, или по-русски!

Автор Евгений Штиль

  
#13 | Анатолий »» | 22.01.2016 16:39
  
1
Кон-Тики-2.


Фотографии от Евгения Штиля










  
#14 | Анатолий »» | 24.01.2016 16:42
  
1
Эксперты об экспедиции "Кон-Тики-2", идущей сейчас по Тихому океану. Редакция Экстремального портала VVV.RU получила от историка А. А. Клинникова аналитический разбор первых двух недель плавания бальсовых плотов "Кон-Тики-2" от острова Пасхи. Историк специализируется на изучении быта древних цивилизаций и проводит некоторые параллели в эпоху начала нового времени в Полинезии.

"Друзья! Мореплаватели! Путешественники!
Мне, как историку, весьма интересно следить за развитием событий в Международной экспедиции "Кон-Тики-2". Она оживляет интерес к ушедшим эпохам, поднимается глобальные вопросы освоения Земли людьми, вновь поднимает теорию замечательного норвежца Тура Хейердала о свободных плаваниях по океанам людей каменного века.
Мне думалось, что идея реконструкций и практических повторений древних плотов цивилизации инков была просто использована как некоторое доказательство теоретического взгляда Хейердала, но, вижу, она захватила своей оригинальностью новое поколение путешественников, и находит даже свое развитие. В 2006 году норвежец Торгейр Хиграфф сделал плот "Тангароа" и провел с командой 85 суток в океане, и вот теперь он ведет два плота "Кон-Тики-2" по южной части Тихого океана.
Более того, вижу, что в нынешнем проекте пытается реализоваться весьма смелая и интересная мысль - ее автор как раз Торгейр Хиграфф - что "древние мореплаватели использовали "Ревущие Сороковые" для скорейшего возвращения с островов на континент Южной Америки." В этом есть не только поддержка и развитие теории Хейердала, но и новый вклад в мир современных эстремальных видов спорта.
А теперь о ходе самого плавания, ведь, сейчас не исторические теории важны, а живые люди в океане, на древних бальсовых плотах.
Две команды,14 путешественников из 5 стран, в том числе и участники из России (и это логично!) вывели два плота со стоянки с острова Рапа Нуи (Пасхи) в океан. Далее я слежу за точками их хода и у меня возникает большое количество вопросов. (Я попытался связаться с командами плотов, но у меня не получилось, хотя в интернете обещают, что это возможно!).

Итак, 09 января плоты были в 40 милях южнее и восточнее острова Пасхи и вдруг пошли на север и взялись огибать остров вокруг с северной стороны - зачем? Понятно, что кончились подходящие ветра, но это же не значит, что надо идти "куда глаза глядят!" Вот тут хочу пояснить некоторые вещи как историк: у древних мореплавателей каменного века (да и не только каменного, а и более поздних времен парусных плаваний) нужно учиться не только строить их суда, но и перенимать тактику хода: для них очевидным и нормальным способом был дрейф в отсутствии нужных ветров. Дрейф.
Нет нужды пояснять мореходам что такое дрейф: это - терпение! Об'ективная скорость жизни и восприятие ее древними людьми и нами сильно отличаются: для древних (да, не надо за древностью ходить - возьмите стариков и жителей глухих природных мест!) потерпеть, точнее, пожить неделю в дрейфе, было вполне нормально, а для современного человека неделя кажется невообразимо длинным сроком.
Что получается: плоты экспедиции "Кон-Тики-2" вместо дрейфа (ожидания своих ветров) южнее и восточнее острова Пасхи устроили для себя странный пробег в 600 миль, чтобы оказаться гораздо западнее - на 4 градуса! - точки своего старта. Фактически выходит, если измерять по генеральному курсу, что они еще, как бы, и не стартовали, так как остров находится ближе к Южной Америке (плановому финишу), чем сейчас точки, где идут плоты "Кон-Тики-2" после двух недель борьбы со стихиями! Вывод тут прост: не взят логичный и очевидный опыт дрейфа, который был постоянным в арсенале древних мореходов, то есть, иными словами, современные путешественники не выдержали первого испытания ТЕРПЕНИЕМ!
Что я вижу из сообщений тех же официального сайта экспедиции и из других статей: запасы воды и продуктов инициатор проекта Торгейр Хиграфф об'явил на 10 недель! Ну, предположим, еды-то хватит - и растянуть проще, а вот, по воде? - тут вопрос особый! Две недели уже ушли впустую, ушли и соответствующие запасы воды! Из статей о ходе экспедиции косвенно вижу, что уже идет экономия: пищу готовят с морской водой, и даже хлеб пекут с ней! До Южной Америки те же более 2000 морских миль, что и были на старте на острове Пасхи: это 45-50 суток хода бальсовых плотов, которые вряд ли смогут давать среднюю скорость более 2,5 узлов. Да и плоты стареют, если можно так сказать, слабеют по ходу движения.
Видим, что по об'явленным запасам воды и провизии экспедиция "Кон-Тики-2" уже сейчас стоит перед фактом отсутствия резервов и должна четко, ювелирно прийти на финиш в Чили. Смогут ли это сделать команды составленные из случайных (пусть даже и опытных) путешественников из разных стран мира? Я с удивлением увидел из списка команд, что капитаны плотов - весьма молодые люди до 30 лет! - это норвежцы Сигна Мелинг и Ола Боргфьорд. Очевидно, что в отсутствии полноценного опыта вождения плотов по океану - он утерян в ходе развития человечества! (предыдущий этап плавания от Перу до острова Пасхи - это мизер!) - и при сложившихся обстоятельствах непонятного кругового маршрута до своей же географической точки старта, для бальсовых плотов экспедиции "Кон-Тики-2" достижение Южной Америки представляется чудом!

Мне могут возразить только, что и в дрейфе происходит растрата воды и припасов - верно! - но при этом не устает команда от бессонных напряженных вахт в движении, и энергозатраты отдыхающей команды совсем другие. И физический износ конструкции плота гораздо меньше.
Нам, кто следит за экспедицией "Кон-Тики-2", остается только молиться за ребят и девчушек, отважившихся на такое отчаянное и нестандартное дело - переход через Тихий океан в "Ревущих Сороковых" широтах!
Смелым и отчаянным - наше уважение!

И в завершение моего аналитического очерка отмечу - зачем нам современным людям знать и уточнять: ходили или нет древние инки так свободно по Тихому океану, осваивая Полинезию; как ходили, на чем? Мне как историку, изучающему быт древних цивилизаций, порой видится странным звучащее мнение об убожестве и неразвитости наших предков, а тем более, людей каменного века. Подобные утверждения проникли в некоторые учебники истории. И вот экспедиции типа "Кон-Тики-2" с очевидностью показывают: люди каменного века вовсе не просто выживали, стукая камень о камень и высекая себе искру в очаг, а ставили перед собой колоссальные цели, осваивая на своих судах - бальсовых плотах - безграничные океанические пространства, имея технологии и, главное, знания! - о существовании и пригодности для жизни многочисленных островов Полинезии перед ними. То же самое касается и эпохи каменного века любого народа - наших же славян, пожалуйста! Остается открытым вопрос развития: откуда эти знания, как сохранялись и накапливались технологии плаваний, создания изделий - тех же парусов! И многое другое. Но для того и существуют науки, чтобы честно ставить и честно разрешать вопросы развития человеческой цивилизации.

Удачи вам, здоровья!
Помощи Свыше!

Андрей Клинников,
историк
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU