С Симоне беседовала Тина Сьогрен в Сан-Франциско в начале декабря 2014.
ExplorersWeb: Ты возродил зимние гималайские восхождения. А теперь сам не участвуешь... Как ты себя чувствуешь при этом?
Симоне: На этот раз я всего лишь стартую попозже… Зимний альпинизм не мой приоритет, и не я изобретал его. Я просто однажды сделал решительный шаг, возможно возродил процесс зимних восхождений после польских гигантов и Золотого Века.
Я действительно рад, что после моих зимних успехов на Шиша Пангме, Макалу и Гашербруме II "холодные игры" на большой высоте активизировались, и появились новые игроки. Поляки опять в лидерах, и я счастлив за них. Хотя мне грустно, конечно,
из-за трагедии зимой на Броуд пик и гибели Герфрида на Гашербруме.
ExplorersWeb: Почему ты не идешь с Денисом на K2?
Симоне: После нашего зимнего успеха на G2 у моей жены появилось стойкое предчувствие, что я погибну на зимней К2. А прежде все ее предчувствия оправдывались... Я не хочу испытывать судьбу. Я полагаю, что, понимая опасности, мы должны прислушиваться к нашим инстинктам, особенно если они настолько явные.
ExplorersWeb: Я знаю, что ты не разделяешь идею конкуренции на зимних высотных восхождениях из-за опасности. Не поэтому ли ты сейчас не участвуешь? Ты вышел из игры?
Симоне: Некоторые, вероятно, полагают, что альпинизм - соревнование, а это исследование. Целью исследования является не победа, а освоение неизвестного. Поэтому я не сожалею, но, конечно, волнуюсь за тех, кто пойдет на зимнее восхождение. Я горжусь тем, что вдохновил кое-кого на такие подвиги.
У меня столько проектов в голове, что 10 жизней не хватит, чтобы все реализовать. Так зачем мне бояться или быть недовольным, если кто-то делает то же самое? Я просто выберу что-то другое.
ExplorersWeb: Если бы тебе пришлось идти зимой на К2, какой маршрут ты бы выбрал?
Симоне: Трудно сказать. Легко рассуждать о любом марщруте, гораздо труднее пройти его. Путь со стороны Китая, конечно, намного более сложен, чем из Пакистана, особенно зимой. Гораздо важнее зимой идти иначе, чем летом. Жизненно важно идти быстро, заранее акклиматизироваться на горе пониже - и иметь хорошее взаимопонимание со своим партнером.
ExplorersWeb: Денис и ты добились успеха в командах из 2-3 человек. На сей раз Денис расширил число участников до 5. Каков, по-твоему, идеальный размер команды и почему?
(На самом деле Денис, Адам и Алекс пойдут втроем - прим. Е.Л.)
Симоне: Да это необычно и потенциально ново, возможно даже опасно. Но на маршруте с северной стороны требуется больше рук, включая логистику к базовому лагерю. Нет никаких портеров на той стороне K2. Денису также не хватает денег, и я думаю, что он разделил стоимость проекта с большим количеством людей, чтобы уменьшить личный бюджет. Это вполне нормальное решение.
ExplorersWeb: Денис сказал нам, что выбрал этот маршрут, чтобы минимизировать провешивание перил. Объясни, плз, разницу между провешиванием летом и зимой?
Симоне: За исключением нескольких дюжин метров на сложных участках, на Шиша Пангме в 2005 мы честно никогда не провешивали зимой. Зимой лучше обходиться без перил, потому что провешивание требует много дней работы; лучше использовать немногочисленные хорошие дни для штурма.
Провешивать зимой трудно, особенно для того, кто страхует - ему ведь надо подчас очень долго стоять на одном месте, пока лидер не установит станцию. Из-за отсутствия погодных окон лучше использовать хорошие дни для восхождения, зимой это обязательное условие.
ExplorersWeb: Денис также сказал, что снега на маршруте не ожидается слишком много. Разве не с тем же столкнулся Герфрид с командой? Что ты думаешь о количестве снега на К2 зимой в целом и на маршруте Дениса в особенности?
(на самом деле Денис говорил, что они рассчитывают на снег, и берут снегоступы - прим. Е.Л.)
Симоне: Сильный снегопад редок зимой, но ветер может легко нанести снега, главным образом на полях и нижнем плато (вероятно, из-за этого и случилась беда с Герфридом на Гашербруме I). На маршруте, который выбрал Денис, проблема со снегом может быть только в нижней части, большая часть маршрута будет идти вдоль длинного горного хребта K2 между северной и восточной стороной горы.
ExplorersWeb: По сравнению с зимними восьмитысячниками, Эверест весной - это пляж. И все же каждый сезон довольно много людей получают обморожения. А вы с Денисом сходили зимой на 8000 - и не пострадали. В чем секрет7
Симоне: Во-первых, я всегда стараюсь развеять иллюзию, будто Эверест весной - это просто. Большая ошибка недооценивать опасность любого восхождения, и не только в Гималаях. Нужно ясно дать понять, что альпинисты и клиенты должны долго готовиться, и это трудно (и трудно означает ТРУДНО!). Это должно быть обязательным отношением 365 дней в году. Бег 4 дня в неделю является недостаточной тренировкой…
Это не секрет, и вроде бы, должно быть очевидно всем, но слишком часто на горе вы видите людей, которые тратят часы на то, что должно быть сделано за минуты на автоматизме. Многие альпинисты, в том числе Денис и я - фанатики и готовимся к экспедициям ценой большого труда во время тренировок, что, вероятно, дает нам определенный запас - больше навыков и большая эффективность во время восхождения. Это не означает, что мы лучше или более сильны, чем другие, но просто более сосредоточены на том, чего требует высота.
Восхождение с запасом более безопасно. А также способность повернуть назад, будучи уже совсем недалеко от вершины. Иногда это нужно сделать, чтобы избежать серьезных проблем. Из-за слепого стремления к вершине слишком много людей неспособны сделать это, в то время как у них еще есть шанс. Я потерял слишком много друзей, и мы потеряли слишком много членов горного сообщества просто потому, что они приняли неправильные решения или правильные решения слишком опоздали …
ExplorersWeb: прошлой весной Эверест был закрыт из-за трагедии на ледопаде. Как правило, восхождения продолжаются и после гибели людей на маршруте. Как ты думаешь, не станет ли это обычным делом в будущем - закрывать гору из-за гибели людей?
Симоне: Я не был там, и не могу прокомментировать ту трагедию. Уважение к смерти любого человека, является тем, о чем мы должны не забывать и молиться.
В свободном мире и деятельности, такой как альпинизм, решения должны быть приняты самостоятельно, а не навязаны. Таким образом, я просто хочу и надеюсь, что люди будут всегда принимать решения, отдельные или взаимные, совершенно свободно. Нам не нужны диктаторы на горах.
ExplorersWeb: Что ты планируешь в ближайшее время или позднее в Гималаях?
Симоне: Сейчас я здесь в США, чтобы участвовать в традиционной гонке на 50 км, которую организует мой спосор THF. В течение предыдущих 3 лет это был мой последний этап подготовки перед зимними экспедициями. Сейчас я тоже кое-что планирую, но это не К2 и не Нанга. План все еще в секрете, но скоро расскажу. Это будет во второй половине зимы …
Незнаю как вам, мне очень понравилось интервью Симоне Моро.
Оно прежде всего очень ВЗВЕШЕННОЕ.
Я это очень ценю в людях.
То что Симоне Моро сказал:
"у моей жены появилось стойкое предчувствие, что я погибну на зимней К2. А прежде все ее предчувствия оправдывались... Я не хочу испытывать судьбу. Я полагаю, что, понимая опасности, мы должны прислушиваться к нашим инстинктам, особенно если они настолько явные."
Заслуживает большого внимания.
Жаль что разговор в основном крутился вокруг восхождения на К2 Дениса Урубко.
Впрочем. это право решать о чем говорить.
Зимнее восхождение Дениса Урубко - это ЗНАКОВОЕ СОБЫТИЕ. обойти его просто невозможно.