Белуха и происхождение ее названий

Белуха - высочайшая вершина Катунского хребта, Алтая и всей Сибири. Белуха имеет две вершины - Западная высотой 4435 м и Восточная Белуха, высота которой везде отмечалась как 4506 м.Сейчас, после новых измерений вершина Белухи "подросла" на 3 м до 4509 м.
Белуха Восточная и Западная

Русское название "Белуха" происходит от белого цвета снега, в которым покрыта вся вершина. О других вариантах происхождения этого названия напишу ниже.

Средневековый алтайский эпос "Маадай-Кара" содержит, по меньшей мере, три варианта названия Белухи: Кадын-Бажи, Юч Сюмер и Сюмер-Улом.

Кадын-Бажи - Голова(вершина) Катуни. Название Катунь происходит от древнетюркского - Хатум - Госпожа. То есть если дословно перевести, то это будет "Голова Госпожи". Если продолжить этот ряд и учитывать, что шаманскому мировозрению присуще обожествление всей природы и гор в частности, то более широко это название можно трактовать, как "Повелительница Алтая", "Главная гора".
Трехглавая Белуха с Укока

Уч Сумер - еще одно название Белухи -"Уч" это три, "Меру" - главная вершина в буддийской философии, которая в монгольском языке трансформировалась в "Сумер", то есть Тройная или "Трехглавая главная вершина". Название видимо было дано во время проникновения на Алтай буддизма. Не исключено, что название Сумер, сохранилось с дотюркских времен, о чем пишу ниже.
Но почему Трехглавая, а вершин у Белухи две? Дело в том, что третья вершина носит название "пик Делоне". Она высотой 4260 м. Именно трехглавой эту вершину часто могли видеть древние кочевники. Именно такой она предстает с Укока, где был важный караванный путь из Монголии на территорию современного Казахстана и по нему шло проникновение буддизма.
Белуха и Делоне

В начале ХХ века у Рахмановских ключей, что на юг от Белухи была буддийская кумирня. Существует версия, что третья вершина была разрушена одним из землетрясений, но она не подтверждается геологическими данными.

Сюмер-Улом по алтайски значит "Священная гора", про Сюмер-Меру, я уже говорил. Улом, сравните с монгольским - Уул - гора.

Муздутау или Музтау - четвертое название Белухи. Корень "Музды" обозначает "лед", Тау или Туу в тюркских языках - гора вершина. То есть это название можно перевести как "Ледяная гора". Здесь еще нужно добавить, что белый цвет в представлениях всех тюркских народов - священен, присущ всему святому, хорошему и высокому. Таким образом все местные и старые названия Белухи по смыслу можно свести к названию "Главная священная гора".

Теперь несколько слов о русском названии - "Белуха". Очевидный вариант мы уже описали, теперь еще несколько экзотичных.
Второй вариант происхождения русского названия "Белуха" - это просто дословный перевод с местных тюркских названий. Многие русские названия так и произошли.

Третий вариант происхождения говорит о том, что русские взяли в свое название корень "Бел", который, возможно сохранился у местного населения с дотюркской эпохи. По современным данным на территории Алтая в VIII-II веке до н.э. жил народ скифского корня, который мы называем "пазырыкцы". Известно, что у него иранские, то есть индоевропейские корни. Вполне вероятно, что какие-то названия могли пережить самих пазырыкцев. Само название Меру как главной Мировой Горы впервые встречается в индо-иранской мифологии. Индоевропейское слово bhel означает "белый", "блестеть" и "голова", что по смыслам очень близко тюркским названиям Белухи. В топонимике часто прослеживается закрепление древних названий, поэтому, возможно, одно из названий с этим корнем бытовало и в тюркскую и монгольскую эпоху и его услышали первые русские поселенцы. Они переосмыслили это название и связали его с русским словом "белый", которое для них уже несло смысловую нагрузку, и которое им было легче запомнить.

Если принять во внимание, что первыми русскими поселенцами на Алтае были староверы, которые шли сюда "спасаться от мира", в поисках таинственной страны "Беловодье" и их каннотации слова "белый", как святой, высокий и добрый во многом совпадали с местными алтайскими, то становится понятно, что как русское название, так и местные названия по смыслу очень похожи. Также стоит отметить, что у древних славян бытовали представления о горе - прародительнице и дарительнице, достаточно вспомнить сказки Бажова, которые схожи с представлениями о Духах гор алтайцев.

С горой Белухой навсегда связано имя Рерихов, которые были в этом районе, сказали множество хороших слов о ней, и считали, что по своей энергетической мощи Белуха может дать фору многим гималайским вершинам.

Как говорил Николай Рерих: "Белуха, - это Сумеру Азии, стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего."
Белуха (Картина Николая Константиновича Рериха.1925-1926 гг.
Именно последователи Рериха придали Белухе мистический ореол, корни которого лежат в алтайском культе гор. Откуда идет этот культ? И почему выделяют именно Белуху среди других гор?

По одной из легенд - богиня Умай - мать всего сущего жила на Белухе. Возможно поэтому отношение к Белухе у местных народов всегда было как к святыне, на которую многие даже не решались смотреть.

В науке давно идет спор о прародине ариев - предков всех индоевропейцев. По древним мифам ариев в центре мироздания стооят горы Меру и Харайти с их постоянными спутниками Восточным океаном и озером Воурукаша. Мифологию индоиранцев унаследовало большинство индоевропейских народов, в том числе греки и скифы с их Рипейскими горами - реальной высокогорной страной, протянувшейся с запада на восток, и Белым островом владыки Скифии, упомянутым древнегреческим поэтом Алкеем. По мнению историка Р.Б. Исмагилова, в Северной Евразии имеется единственный район, безупречно соответствующий всему комплексу параметров священных гор и водоема арийцев и скифов. Он находится на стыке Южной Сибири и Центральной Азии, там, где Саяно-Алтайское нагорье с юга огибает озеро Байкал. Любой другой вариант локализации Рипейских гор (например, на Урале или Тянь-Шане) и Восточного моря встречает на своем пути множество непреодолимых препятствий.

Таким образом древняя индо-иранская, а позже буддийская священная гора Меру (Сумеру) локализуется на Алтае и отождествляется с Белухой.

При написании статьи использованы материалы с сайта: http://altai-guide.narod.ru
Артем Головин 2014 год
Источник: http://www.ukok-tour.ru/index.php?cm=76

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Катюша »» | 29.08.2014 15:48
  
0
Почему третью вершину назвали пиком?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU