05.03.2014 Сегодня в 11:00 экспедиция МЛАЭ-2014 в составе: Елагин Василий, Обиход Владимир, Шкрабкин Алексей, Козлов Николай, Купцов Владимир, Исхаков Альберт вылетела из Москвы в Оттаву с пересадкой в Торонто. Читайте обо всех событиях в дневнике экспедиции.
МЛАЭ-2014. Планируемый путь возвращения в Россию весной 2014г. 7000 км. вдоль берегов Канады, США и России. Здесь можно посмотреть планируемый путь МЛАЭ-2014 в Google Планета Земля.
12 марта 2014 г. Analysis: Width of Coastal Fast IceAnalysis: Width of Coastal Fast Ice
Получен детальный анализ ледовой обстановки в районе движения экспедиции от Wohlleben,Trudy [NCR] Ice Forecast Operations Marine and Ice Services Meteorological Service of Canada Environment Canada. В анализе даются рекомендации по выбору оптимального пути МЛАЭ-2014.
10 марта 2014 г.
Второй наш рабочий день в Резольюте закончился. Мечты уехать завтра лёгким дымком растаяли в морозном воздухе высокой Арктики. С утра занимались караванами, формированием рационов и инвентаризацией. Катастрофа настигла нас, как это всегда бывает, неожиданно, из-за угла и в спину: потерялась, как говорит один классик, «опись дела». На практике это означает , что надо вытряхнуть содержимое 30 бочек, размотать все упаковки и тщательно задокументировать содержимое. Работа, требующая немалого времени, а главное, особого состояния души. Происходит это всё на морозце, как следует за 30°. Утром, при посещении магазина, у меня сделался стресс - рулон туалетной бумаги – 400 руб., литр топлива для примуса – 900 руб. Как здесь трудящиеся Севера выживают, большой вопрос. Позже меня просветили, оказывается, этим самым трудящимся государство доплачивает только за то, что они здесь живут, по 30.000 долларов в год. Итак, потребность в топливе 1л/день, продолжительность экспедиции 60-70 дней и никаких нам доплат. Позвонил Майку Стивенсу, весёлому знакомому с прошлого года, он выручил нас тогда фанерой для изготовления технологических колёс, на которых мы вкатывали машины в морские контейнеры. У того куска фанеры было романтическое происхождение, кто-то умер, а Майк не угадал с размером гроба, пришлось переделывать, а освободившийся он подарил нам - отличные получились колёса. В этот раз он тоже не бросил нас в беде, после моих жалоб на цены позвонил на нефтебазу, и узнал сколько стоит авиационный бензин для поршневых самолётов, оказалось тоже дорого, но в 14 раз дешевле чем в магазине, так что и на этот раз пронесло. В настоящий момент прицепы на колёсах, автомобили на ходу, еда в процессе фасовки, есть надежда уехать послезавтра. Без четвёртой ночи в славной гостинице Inns North, к сожалению, не обойтись, и экспедиционная казна похудеет ещё на полторы тысячи местных. Сегодня съездил в аэропорт, там мой компьютер соизволил, наконец совокупиться со всемирной паутиной, и я отправил куда следует необходимые письма с просьбами об обеспечении нас космическими снимками и описаниями ледовой обстановки на пути нашего каравана. Отправляя такие письма, вспоминаю всегда первопроходцев, уходивших в неизвестность с секстаном и хронометром. Нашу экспедицию и меня в частности, с ними объединяет необычайная зыбкость моих взаимоотношений с любой электронной техникой, которая только при виде меня начинает вытворять всё что угодно, кроме необходимого. Так что на этот раз интрига сохранится до конца путешествия.
Всем привет из славной деревни Резольют, В. Елагин.
9 марта 2014 г.
Координаты N 74° 43,11', W095° 0,69', UTC -4, Resolute. Одометр 0 км. (6810 км. от посёлка Ново-Заполярный в Тазовском районе Ямало-Ненецкого а.о., места старта МЛАЭ-2011)
Вчера прилетели в Резольют. Рейс из Икалуита с двумя посадками, в Hall Beach и в Arctic Bay. Итак, чтобы добраться из Москвы до Резольюта, пришлось шесть раз взлетать и садиться. Нас встречали старые знакомые, Steve и Matt. Въехали в гостиницу, одно пребывание в которой, нас слегка угнетает, как-никак 500 долларов в сутки за двухместный номер. Здесь, почти в восьмистах км севернее полярного круга, всё по-прежнему: та же страшная курица в тарелке и похожий на вату хлеб. Местные жители питаются тем же, сохраняя при этом хорошее настроение и доброжелательность по отношению даже к нам, заезжим русским. С утра сразу к контейнерам, увидел их и чуть не прослезился от радости, их вид устойчиво ассоциируется у меня с особым образом жизни. Двигатели запустились легко, выехали из контейнеров, пакуем груз, комплектуем караваны. День хороший, ясный, безветренный, мороз с утра 37 градусов, переносится хорошо. Качаем колёса, их 24 и объём каждого около 600 литров. Насос ручной, так что не мёрзнем. Подходили двое молодых норвежцев, собрались на полюс, на мой взгляд, поздновато. Начинать будут с острова Ward Hunt. Владимир Николаич поставлен на контроль и учёт продуктов, народ вокруг него ходит на цыпочках, уважают. Задачи технические – разобраться с редуктором переднего моста зелёной машины, похоже, в прошлом году одна из полуосей доживала последние минуты, и сегодня, при выезде из контейнера, дала под себя. По посёлку между домами, деловито бегает песец. Местные собаки брешут, и даже гоняются за ним, но видно, что больше для порядка, всё-таки он тоже местный.
Всем привет, Василий Елагин.
5 марта 2014 г.
Координаты N 55° 58,85', E037° 24,62', 11:00 (UTC +4). Одометр 0 км. Москва.
5 марта, Шереметьево, наша компания в сборе. Перепаковываем сумки, подгоняя их вес к разрешённым 23 килограммам. Бесплатная норма –одно место 23кг и 10кг в кабину. Попробуйте уместить в эти килограммы всё, что может понадобиться человеку в высокой Арктике в течении двух с половиной месяцев. В очередной раз проигрываю битву с участниками за минимизацию веса, у нас только разных железок, смазок, и аппаратуры больше 60 кг, ну и, конечно, шматья тёплого любящая родня натолкала. Молодая таможенница возится с оформлением оружия, сегодня ночью, за несколько часов до выезда в аэропорт от американцев пришло разрешение на временный его ввоз. В районе Берингова пролива и острова Врангеля количество медведей основательно превышает численность Homo Sapiens и я совершенно не убеждён, что каждый из них, завидев - почуяв наш воняющий соляркой и потом караван, окажется в достаточной степени брезглив. Самолёт наш летит аккурат над Гренландией, но внизу сплошная облачность и самый большой, сверкающий ледниками, остров мира увидеть не довелось.
В Торонто пересадка и дальше до Оттавы. В столице Канады нас будут встречать друзья из посольства и главный из них, Игорь Гиренко. Помощь и моральную поддержку тружеников дипкорпуса что в Оттаве, что в Вашингтоне, переоценить невозможно. В Торонто стыковка меньше двух часов, слегка нервничаю, успеть бы разобраться с оружейными формальностями, правда, многоопытный Гиренко обещал организовать подкрепление в виде вице-консула Андрея Молочкова. Подкрепление вскоре понадобилось, да ещё как! Сначала была очередь на границе, потом в красном таможенном коридоре. Рейс наш благополучно улетает, а доброжелательная дама за стойкой регистрации Air Canada сообщает, что на Оттаву перепродажа билетов, и даже не опоздавшие пассажиры улететь не могут. В дело включается вице-консул и звонит некой волшебнице в Аэрофлоте. Товарищ знает подземный компьютерный ход, в течение нескольких минут находит шесть(!) билетов и мы, под завистливые взгляды окружающих, улетаем ближайшим рейсом.
В Оттаве пробудем полтора дня, закупим продукты, и 7-го марта дальше, в Икалуит, мегаполис страны инуитов. В Нунавуте, а именно так называется эта провинция, плотность населения вполне сравнима с плотностью населения Антарктиды. На два с половиной миллиона квадратных километров первозданной природы меньше ста километров автомобильных дорог.
В этом году нас шестеро: четверо старичков, Козлов, Обиход, Шкрабкин и автор этих строк. Владимир Купцов – в роли творческого работника, у него богатый опыт съёмок в Гималаях и других больших горах. Среди провожающих был Серёга Исаев с грустными глазами, его дела семейные не отпускают в поход, хочется верить, что сможет присоединиться к нам в Barrow, как раз перед самым проблемным участком пути этого года – Беринговым проливом. Его опыт и энергия очень бы пригодились.
8-го марта вылет в славный посёлок Резольют, где задыхаясь тесноте и темноте морских контейнеров, нас заждались верные друзья – Емели. В Резольюте сейчас радостная зимняя погода, около 40 градусов Цельсия, солнечно, в общем красота.
Всем привет, Василий Елагин.
Елагин Василий Игоревич
Родился 20 февраля 1953 года в Москве. Руководитель и организатор экспедиции МЛАЭ, главный конструктор «Емели». По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса по альпинизму, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж–Дакар, организатор ралли Париж–Москва–Пекин. Проехал около 1000 км по побережью Чукотского моря на «Буране». Был участником нескольких автомобильных арктических экспедиций «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. В марте 2008 года его автомобиль «ЕМЕЛЯ» стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического. В марте-апреле 2009 года под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях Емеля-1 и Емеля-2, стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. Руководитель и организатор экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011, МЛАЭ-2013.
Обиход Владимир Николаевич
Родился 2 сентября 1955 года в г. Коростень Житомирской области. С 2008 года водитель-механик в экспедиции МЛАЭ. По образованию инженер-механик (МВТУ им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Работает инженером в НИИ. Участник экспедиций МЛАЭ-2008, МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2011, МЛАЭ-2013
Шкрабкин Алексей Аркадьевич
Родился 23 сентября 1957 года в Москве. Инструктор по альпинизму. Стаж 14 лет. Восхождения на Эльбрус, Шхару (Верхняя Сванетия), Киргиз-Ата. Спортивные разряды по авторалли, альпинизму, горным лыжам, водному туризму. Любимые места путешествий: плато Путорана, Шантарские острова в Охотском море на катамаранах. Участник экспедиций МЛАЭ-2009, МЛАЭ-2013.
Козлов Николай Николаевич
Родился 1 сентября 1983 года в пос. Дугна Калужской области. После школы учился на столяра-плотника и водителя, служил в армии, затем обучался сварке металла, токарному и фрезерному делу, механике у мастеров – профессионалов своего дела. Водитель большегрузных автомобилей, трелевочных тракторов, экскаваторов. Занимается заготовкой леса для своего пилорамного производства. С 2008 по 2012 год работал сезонным водителем в геологических экспедициях в Западной Сибири. Участник экспедиции МЛАЭ-2013.
Купцов Владимир Юрьевич
Родился 21 апреля 1957 года в Москве. Художник, дизайнер, фотограф. Действительный член Русского географического общества. Член Творческого Союза Художников России. Член Московского Лиги культуры и искусства «Метрополис». Исследовал пещеру Снежная. Участник экпедиций сборной России по альпинизму в Гималаях и горах Каракорума.
Исхаков Альберт Саитович
г. Москва, доктор технических наук, член-корреспондент Российской Академии электротехнических наук, последний из советских альпинистов выполнил норматив мастера спорта международного класса.
МЛАЭ-2014. Планируемый путь возвращения в Россию весной 2014г. 7000 км. вдоль берегов Канады, США и России.
14 марта 2014 г.
73° 38,082'N, 095° 53,967'W, одометр 183 км, мороз -35°, ветер изрядный, приходится следить за щеками и носами постоянно. От Резольюта уехали на 124км. За день прошли 87км, потеряли 2,5 часа на ремонт прицепного устройства на заднем прицепе зелёного каравана. Позёмка, видимость около 300 метров, что затрудняет выбор пути в торосах. Торосы приличные, но машины справляются, практически без помощи пешни в могучих руках арктических романтиков. Едем как в каком-то волшебном мире, снег быстрыми ручейками, а где и потоками струится по земле, с необычайным трудолюбием выпиливая так нелюбимые нами, и не только нами, заструги. Один местный житель рассказал в доверительной беседе, что военные прислали с материка 20 больших нарт для буксировки их мотосанями. Собираются, наверное, патрулировать границу. И правильно, а то приедут на Емелях мужики в ушанках, а граница открыта. Беда может выйти. У нас на Родине муха не проскочит, не то что всякие там, на шинах низкого давления. А ругался местный дядька не потому, что хотят охранять и патрулировать, а потому, что заказали сани делать там, где на них не ездят и везти их надо на дорогом самолёте, в то время как трудолюбивые инуиты пропадают без дела, в тоске проедая те самые дополнительные тысячи в год. В этом отношении военные всех стран похожи друг на друга, хоть и находятся иногда по разные стороны океана. Может лучше всё-таки жить дружно?
Василий Елагин. Из пролива Peel Sound.
13 марта 2014 г.
Ночёвка 2. Координаты N 74° 21,813', W095° 54,405', UTC -4, Одометр 97 км.
Если вчера проехали совсем немного, около 50 км в силу позднего старта из д. Резольют, то сегодня с начала сломалось прицепное устройство на зелёном караване, потом долго получали почту с Отчизны и спутниковые снимки из канадской ледовой службы. Снимки мне удалось получить только с четвёртого раза. После того как канадцы просветили нас в области изучения льдов местных арктических акваторий, мы почти единодушно решили последовать их совету и поехать более длинным путём через проливы Королевы Мод и Коронации в сторону залива Амундсена (одни названия чего стоят!). Должен сказать, фактически первый же день движения полностью опрокинул наши представления времён мая прошлого года, когда нам посчастливилось проехать полторы тысячи километров по проливам канадского архипелага, не встретив ни одной порядочной гряды торосов. Сегодня же за день проехали 47 км, изрядно при этом напрягая машины с более чем увесистыми караванами. Каждая машина буксирует только топлива 1000 л, не считая запчастей и прочего скарба. Володя Купцов по вечерам радует нас отменными ужинами, подробно объясняя, в чём именно они исключительны, что помогает нам в полной мере оценить не только его мастерство и самоотверженность, но и просто большую человеческую о нас заботу. К вечеру подморозило, да так, что машины, весело бежавшие на участках ровного льда на четвёртой передаче, к концу дня были способны двигаться только на второй. Внутри машины стояночный отопитель не создаёт домашнего уюта, приходится палить примус, становится тепло, но без кислорода и шумно, как будто сидишь в квартире с окнами на Садовое кольцо. Скоро полнолуние, посмотрим, может что изменится. Такие дела у нас тут, в так называемой Канаде.
Василий Елагин.
Координаты ночёвки 71*33,360 N, 096*59,207 W. Одометр 430км. За день проехали 140 км. Встали сегодня рано, в 5.00, спасибо Ивану Кужеливскому, у нас с ним была назначена связь по телефону на 3.30 нашего времени. Связь была ужасная, спутник всё время уходил, в конце концов поговорили кое-как, после этого спать расхотелось, и от обиды, что все спят, я ИМ устроил ранний подъём. Эффект, если конечно, абстрагироваться от настроения участников, положительный был, в 7.15 мы уже ехали. .До восхода солнца была мгла, ехали с с жёлтым светом буквально на ощупь, а часам к 10 сделалось хорошо. Дорога весь день была быстрая,4 передача, но к вечеру сделались торосы, прямо как в океане. Они-то и охладили наш пламенный порыв ехать и ночью. Поснимали красивый закат и занялись делами: масло проверь, скотине корму задай, да и про себя не забудь. Потеплело, днём было -27*. К вечеру ветер утих и стало совсем как на курорте. Днём у зелёной машины сломалась пружина подвески, пока замена, потом чаю надо попить, в результате 2 часа потеряли, а то бы могли ещё км на 40-50 дневной пробег увеличить.
За день проехали 40 км и то только потому, что с утра некоторое время был достаточно хороший рельеф. Ну а потом началось, как в океане, да ещё не в самые лёгкие моменты. В этот раз канадцы подготовились лучше, оборону держат серьёзную. Да и мы расслабились, думали, проливы всегда пребывают в идеальном состоянии, как в прошлом году. Машины едут, радуют, сегодня пришлось поработать пешнями, между прочим, сначала было тяжело, отвыкли и обленились за последнюю неделю. Всё время ехали, то сидишь, то лежишь, особенно если хочется подумать о вечном, и пока об нём думаешь, незаметно теряется физическая форма. Так что, либо об вечном, либо здоровье. Увы, опять зовут на ужин, приходится срочно заканчивать, опоздание грозит, сами догадываетесь чем.
Всем привет и до связи. Василий Елагин.
18 марта 2014 г.
Координаты N 69°51'35.54" W 99°24'17.74", одометр 664 км, за день проехали 100 км.
Утро началось с белой мглы, того самого понятия, которого нет в языке Гёте и Шиллера. У них нет, а у нас есть, да ещё какая! 30 км ехали со скоростью пешехода, потом полегчало, потом оторвался прицеп, к сожалению, не первый и не в первый раз. Некоторые, изготовленные в Москве элементы сцепных, оказались выполнены из хрупких сортов стали и трещат один за другим. До посёлка Cambridge Bay не слишком далеко, надеемся там устранить огрехи, привезённые из дому, благо работа не самая большая и исправить труда не составит.
С наступлением темноты ехать стало намного лучше, благо рельеф не слишком сложный и панорамного обозрения окрестностей с лестницы не требует. Мощного светового потока наших фар вполне хватает для выбора пути среди снежных надувов и застругов исполинских иногда размеров. Спасибо осветительным приборам Prolight. Ночью видели молодого медведя, Коля Козлов со знанием дела утверждает, что медведицу. Разбираться подробнее не стали, да и некогда, на Родину надо торопиться, там такое творится, а мы здесь прохлаждаемся.
Что интересного в Канаде? А вот что - полнолуние у нас, как правило, ассоциируется с хорошей ясной погодой, здесь же этой закономерности не наблюдается. В общем, что хотят с погодой, то и делают. Непорядок, но привыкли видимо местные, приспособились. Вот, например, владелец местного небольшого ледокола, весельчак Майк. В навигацию он расчищает проходы судам, осуществляющим Северный Завоз (у них такое тоже есть), а когда она заканчивается, а заканчивается она быстро, стискивает зубы, бросает прощальный взгляд на родную ледяную пустыню и уходит в чартер на Багамы, где его нещадно эксплуатируют практически весь год подводные археологи-аквалангисты, изучающие затонувшие старинные испанские галеоны или что там ещё, на чём золотишко возили. Вот так и приходится ему коротать время в тоске по родным местам.
С приветом, с перекрёстка проливов Peel Sound, M'Clintock Channel и Victoria Strait, Василий Елагин.
17 марта 2014 г.
Здравствуйте, все, все, все. Дежурный сегодня проспал, выехали только в 7:45. Сначала всё было ничего, а потом накинулась мгла и ехать стало интересно по-настоящему. Включили все осветительные приборы, в том числе и светодиодные "палки" какой-то невероятной мощности. Но даже это астрономическое количество люменов помогало весьма относительно. Дело в том, что белая мгла и высокая освещённость белого безмолвия, вещи вовсе не взаимоисключающие и от этого наш пучок света отбрасывает едва заметные тени, благодаря которым мы и видим окружающий мир. Знаете, как "белая мгла" по-английски? White Out! Немца пытал, он не смог мне сказать, как это будет на языке Гёте и Шиллера. Потом этот “Out” закончился, и мы поехали повеселее. Результат - скромные 95 км за день, правда было много торосов средней паршивости. Красивый морозный закат скрашивал замену порванных колёсных лент, оставшихся с прошлого года на морозце с ветерком. Мы люди экономные и носки донашиваем как следует. Канадская солярка радует механиков - и жирная и не загустевает. Одним словом - едем.
Всем привет. Василий Елагин.
Сегодня встали вовремя, в 5.00, выехали в 7.20. Торосы сопровождали нас весь день. Доминантой дня были два упражнения – совершенствование навыков работы с пешнёй и лазание на крышу зелёной машины c целью поиска проходов. Сегодня нас посетил медведь. Николай Николаевич Козлов осмотрел его внимательно, в оценке был краток: справный. Был красавец всем хорош, чистенький, в меру упитанный, вёл себя с достоинством, в общем, в самом расцвете сил. Излишней назойливости не проявлял, нашёл себе окопчик метрах в 80 и залёг там, вдруг повезёт и кто-нибудь отойдёт от шумной железяки подальше. Но мы не отходили, всячески демонстрируя свою смелость и удаль молодецкую, стоя на крышах машин, и с благодарностью вспоминая товарищей из Северо-Американских Соединённых Штатов и Канады, в последнюю минуту приславших разрешение на ввоз оружия (вот они где, истоки удали). Налюбовавшись друг другом, высокие стороны двинулись каждая своей дорогой. Мы вернулись к отработке приёмов разрушения торосов, а хозяин тайги отправился проверять нерпичьи лунки. Распорядок нашего дня таков: в 6.00 – лёгкий завтрак, в 21.30 - нетяжёлый ужин и один кофе-брейк на 15 минут в середине дня. Вот так у нас тут, строго. К концу дня устали, и за трудолюбие судьба подкинула нам недавно замёрзшую речку-разрыв, покрытую свежим, совершенно ровным льдом. На полном ходу километров 10 по ней проскочили мигом и встали на ночёвку. Вокруг всё в медвежьих следах самого разного размера. Свежая речка – тонкий лёд, а под ним нерпа, мечта поэта, да ещё наши бочки с провиантом, так что ночью нельзя исключить нашествия поэтов, хоть караул выставляй. Такие дела.
Одометр 875 км. За день 78 км. Из них 1,9 км. С 8 утра до 13.30, за вторую половину дня остальные 76,1 км. На самом деле нам сильно повезло, утром, отправившись пешочком на поиски пути к желанному берегу, наткнулись на свежий, недавно замёрзший разрыв в поле сплошного торошения. По ширине наши машины как раз пролезали по этой просеке. Без этой дорожки мы, скорее всего и эту ночь провели бы среди торосов. Но сверху всё видно и вот катим по ровному льду в сторону ближайшего магазина, до которого, можно сказать, недалеко, около двухсот с небольшим километров. Нам нужен хлеб, а не то, о чём вы подумали, и сахар. Заодно заправимся и отправим фотографии. Погода ветреная, ясная, -30 Цельсия.
26 марта 2014 г.
N68°28,703', W112°09,024'. Стоим в западном устье пролива Edinburg Channel. За сутки проскочили 173 км. Происшествия: ваш покорный слуга вошёл в раж на хорошей дороге (льду) и, не заметив снежный надув, поднял караван в воздух. Результатом непозволительной для руководителя задумчивости стало сломанное водило последнего прицепа. Дышло это, изготовленное в качестве эксперимента из дюралевой трубы, к тому же, хорошо подъеденной солёной водой океана в прошлогоднем походе, не выдержало подобного обращения. Ремонт – два часа, после чего обед, как всегда, изысканный, со специями, набор которых держится в строжайшем секрете. Автор называет некоторые из них, но по хитрому выражению лица нельзя исключить дезинформации. Вкусно, а это главное. В конце похода можно и пытки применить, никуда не денется, расколется, а сейчас пусть наслаждается пейзажами и свежим воздухом. Потом пошёл опять хороший лёд, за рулём Владимир Николаевич, поэтому едем без поломок. День ясный, ветер немного утихомирился, но всё равно лицо обжигает основательно. Ближе к вечеру берега пошли живописнее, обрывистые, высокие. Добрая тётя Труди из канадской ледовой службы любезно прислала нам снимки состояния льда в Dolphin and Union Strait (проливе, то есть). С высоты полёта спутника все земные проблемы, включая состояние льда, кажутся маленькими, как будто рассматриваешь их в бинокль, заглядывая в него с обратной стороны. Главное, не поворачивать его как можно дольше правильной стороной. Следующий на нашем пути магазин в Туктояктуке ( можно просто, Тук), до которого 875 км по прямой, а на деле выйдет около 1200. По местным меркам не близко конечно, но и не Бог весть где. В общем, цель есть, и мы к ней стремимся, а это главное.
Всего хорошего и до связи. Ваш В.Е.
25 марта 2014 г.
Вчера в середине дня торжественно въехали в Кембридж Бэй. Посёлок большой - 1400 жителей, в несколько раз больше Резольюта. Повезло. Сразу при въезде взяли языка из местных и он показал дверь, за которой можно было купить солярку. За этой дверью оказался офис геологоразведочной компании, шеф которой три года проработал геологом в Хабаровском крае. О нашей стране у него сохранились вполне тёплые воспоминания, за исключением борща, которым его кормили ежедневно в течении этих самых трёх лет. Нас угостили кофе, вызвали заправщик, показали где душ, предупредили, что в половине второго обед и попросили не опаздывать. За обедом мы узнали, что в соседнем здании большой гараж с хорошей мастерской и нам разрешают в нём поработать . Часам к семи вечера мы были готовы к движению и вскоре поехали. Тут и вышел с нами конфуз дня. Дело в том, что перед обедом к нам подходил местный журналист и попросил дать интервью. Договорились на семь часов. Прождав до половины восьмого и решив, что у него что-то не сложилось, мы уехали. И только минут через тридцать я вспомнил, что Кембридж Бей находится уже следующем к западу часовом поясе и мы уехали в на час раньше. А сегодня мы проехали 113 км и остановились из-за поломки штока амортизатора. Попала вода , замёрзла и на хорошей кочке шток не выдержал. Запасные есть, так что всё ничего. Из живности видели куропаток, и трёх полярных волков, деловито трусивших вдоль берега острова с подветренной стороны. На нас почти не обратили внимания. Заняты. А вот песец улепётывал, со всех ног. Всё-таки 69-й градус широты, это местность, уже вполне пригодная для проживания и пернатых и хвостатых. Такие дела. За бортом по-прежнему ветрено, -30, позёмка.
Всем привет и до связи. Василий Елагин.
23 марта 2014 г.
Одометр 981 км, за день проехали 97 км. Весь день сильная позёмка с белой мглой, езда по прибору. Сегодня можно считать днём отдыха от нескончаемого любования арктическими красотами, дабы восстановить в полной мере остроту восприятия. Так что воскресенье провели с пользой, выдалась даже минутка об вечном подумать, другие тоже подумали. На улицу из нашей передвижной кельи выходить не хотелось, 15м/сек не штормовой, конечно ветер, но вкупе с морозом 25-30 градусов особо не погуляешь. В общем всё ничего, от графика отстаём, но успокаиваем себя тем, что сверху виднее, когда торосов подкинуть, когда пурги подпустить. Сейчас у нас 11 часов вечера, подъём в 5 утра, посему прощаюсь со всеми, и до связи.
Василий Елагин.
С утра сегодня пересекали последний перед материком пролив - Dolphin and Union Strait. Теперь едем вдоль берега континента, до Берингова пролива. Пока припай неплохой, заструги очень жёсткие, но не самые высокие, подвеска и шина-оболочка справляются вполне. В каждом караване по 900 л солярки, но машины идут весело, третья и четвёртая передачи. Расход топлива сильно зависит от местности, колеблется от 25 до 45 литров на 100 км пути. Видели овцебыков, как мохнатые кубики вдали. На них охотятся, проезжали охотничью избушку, рядом куча черепов этих бедолаг. Избушка медведями не разграбленная, либо их в этой местности нет, либо им объяснили доходчиво, что воровать нехорошо. Зайцы, а их множество, белоснежны настолько, что видишь их только тогда, когда они удирают. Погода хорошая, -30, ветер несильный, видимость хорошая. Много следов снегоходов, но живьём в тундре пока никого из людей не видели. По берегу встречаются брошенные пункты нефтедобычи. Чистота вокруг в тундре идеальная, ни одной железки не валяется. Опять чинили вилку прицепного, потом чинили шаровую опору большим молотком, и ничего, починилась. Надолго ли?