Хочу познакомить вас с очень интересным походом о котором снят и фильм.
Думаю для вас будет интересно!
Но сперва Отчет о экспедиции:
185 лет назад великий русский мореплаватель, инициатор создания Русского географического общества Ф.П. Литке, не поверив навигационным описаниям Джеймса Кука решил обследовать залив в юго-восточной части Чукотского полуострова. Литке и команда военного шлюпа "Сенявин" не мало удивились узнав, что залив упоминаемый Куком, является проливом, отделяющий 2 крупных острова от материка. В 1828 году Федор Литке открыл для европейских мореплавателей один из самых живописных уголков Чукотки, пролив Сенявина. Позже, при создании описи пролива выясниться, что он состоит из 6 островов: Аракамчечен, Ыттыгран, Нунэанган, Кынкай, Ачинкинкан, Меркинкан. "Примечательное место это избегло внимания всех мореплавателей, посещавших до сих пор берега Чукотской земли. Кук видел оба его устья, считая их мелководными губами. Сарычев слышал от чукчей о трех островах, но видел один только маленький, лежащий к востоку от острова Аракамчечен. Когда торговля морем с чукчами примет большее распространение, то пролив Сенявина будет, конечно, главным ее местом." - так писал Ф.Литке об открытом им проливе. Значительно позже уже, в 1970-е годы археологи обнаружат на острове Ыттыгран памятник древнеэскимосской культуры "Китовая аллея" - историко-архитектурный комплекс мирового значения. В январе 2013 года, после 20 лет подготовительной работы Правительство РФ подписало Постановление о создании национального парка "Берингия". Жемчужиной национального парка по праву можно считать бухты и острова Сенявинского пролива. Несмотря на столь богатую историю и культуру в туристическом плане острова пролива Сенявина, особенно в зимний период - terra incognita.
Участники экспедиции: Евгений Басов (руководитель), Сергей Гавриленко (видеооператор). Третий участник за неделю до начала экспедиции сломал ногу и остался в Анадыре. У экспедиции "Малая земля Берингии" две цели:
1) спортивно-туристическая - пройти по лыжному маршруту по 6 островам Сенявинского пролива и установить на каждом острове флаг молодежного движения "Хранители Чукотки"
2) Просветительно-краеведческая - снять документальный фильм о памятниках природы и культуры Сенявинского пролива, а также привлечь внимание общественности к развитию национального парка "Берингия".
Самолет на котором мы летим из Анадыря приземляется в аэропорту Провидения. И уже на следующий день, инспектор парка "Берингия" Александр Боровик помогает нам с заброской на остров Ыттыгран, откуда начинается туристическая часть нашего маршрута.
Первый остров на который мы водружаем флаг - остров Нунэанган, что в переводе с эскимосского означает "землица". Остров небольшой, около 900 метров длиной. Но при этом его высота составляет 117 метров. На вершине острова, на который подняться можно только с одной стороны стоит старый заброшенный маяк больше напоминающий будку. На этот маяк и водрузили наш флаг. Местное население называет остров - Птичьим, потому что на острове расположен самый большой птичий базар в южной части Берингова пролива. Отвесные скалы весьма впечатляют, тем более что уже в мае на остров потянуться любители птичьих яиц, в числе которых будут не только лисы и песцы, но и люди из соседних поселков.
В каком месте устанавливать флаг на острове Ыттыгран даже не стоял - конечно возле Китовой аллеи - историко-археологическом памятнике 14-16 вв. В старое эскимосское поселение Сиклюк (с эск.мясная яма) мы пришли вечером. А с утра мы начали изучение аллеи. Из 34 челюстей кита, стоявших когда-то в этом месте, сегодня осталось всего 7. Самая большая загадка Китовой аллеи, кто и зачем её создал? Памятник состоит из 3 частей: вертикально стоящих челюстей, черепов гренладских китов и мясных ям. Ученые выяснили, что челюсти и черепа на остров были привезены извне и создавался этот сакральный памятник минимум на протяжении нескольких десятилетий. Взобравшись на сопочку, с которой открывается великолепная панорама на пролив и Китовую аллею мы установили флаг на приметной скале.
Следующие три дня мы посвятили изучению самого большого острова Сенявинского пролива - Аракамчечен. На Аракамчечене мы также встретили единичные столбы из челюстей кита, возле древних поселений. Порыбачили на озере Ярга, которое можно смело назвать Чукотским Байкалом. Вода в озере настолько специфична и чиста, что при замерзании она превращается в идеальный лед, на котором не задерживается снег. На острове, в гавани Глазенапа, мы посетили могилу писаря служившего на военном клипере "Гайдамак" крейсировавшего в этих водах в 1885 году. А флаг движения установили в сердце острова, на самой высокой его горе Афос (631 м.), названной Литке в честь победы русского флота над турками при Афоне в 1807 году.
Следующей базой длительного пребывания стало урочище Сенявинские горячие ключи. Недалеко от источников расположен балок, небольшой домик, в котором мы и устроились. Отсюда же мы ходили в радиальные походы: на самый маленький остров Кынкай, и самые дальние острова Ачинкинан и Меркинкан. Окончание каждой радиальной вылазки сопровождалось незабываемым купанием в горячих термах.
Завершилась наша экспедиция на базе морских зверобоев в Инахпаке. За спиной остались 140 км. лыжных дорог, несколько часов отснятого видеоматериала для будущего фильма и 10 дней созерцания одного из прекраснейших уголков Чукотки.
Не смотря на то что погода нам явно благоволила для себя в этом походе я открыл великолепную куртку НПФ Баск KONDOR V3. Это на мой взгляд идеальный средний слой одежды. Огромная благодарность "Баску" за помощь в экипировке экспедиции.
Обратная сторона ЗемлиЕсли посмотреть на карту нашей страны (всё равно какого периода, за последние 100 лет ничего не изменилось) то в самом правом верхнем углу вы найдете полуостров, которым собственно и заканчивается наша держава. Если вы будите искать это место на глобусе, то вам придется искать его в Западном полушарии, на обратной стороне Земли.
В нижней части этого полуострова в районе, который носит загадочное и таинственное слово Провидения приютившись возле берега возвышаются острова Сенявинского пролива : Аракамчечен, Ыттыгран, Нунэанган, Кынкай, Ачинкинкан, Меркинкан. Эти острова не что иное как осколки огромного когда-то участка суши от Алеутских островов до острова Врангеля, соединявшую Азию и Северную Америку. Эти острова - малая земля Берингии. Сегодня они вместе с бухтами и заливами Сенявинского пролива создают самый колоритный и живописный уголок Чукотки. Чукотское Средиземье - перекресток культур, эпох и загадок....
Заканчивалось время третьей луны. Эта была последняя зимняя луна. Следующая луна осветит ледяную скалу Нунэанган в конце апреля, когда остров превратится в крупнейший птичий базар побережья. Мы сидели у подножия Восточной сопки и смотрели на луну, которая медленно всплывала над островом.
Низкий позёмок бил в спину не давая засидеться.
Вниз идти проще, и что самое главное быстрее. Голод уже давал о себе знать, ведь ели мы только утром.
Спустившись с каменных утесов на лед мы обошли мыс Амаго-Мельгот и оказались в уютной и фантастически живописной "нашей" бухточке, в углу которой был "наш" грот. В гроте стояла палатка заблаговременно поставленная нами ещё засветло, до радиального выхода.
По возвращении выяснилось, что с освещением у нас не важно:
- Я фонарь забыл, - сказал Серёга, поковырявшись в рюкзаке.
- Ничего страшного, у меня есть. Специально к походу купил, - ответил я и начал поиск.
После десятиминутного поиска выяснилось, что фонарь забыл дома я, а Серёга, как оказалось, взял. Правда фонарь был весьма прихотливым, но даже плохой фонарь лучше, лунного света.
Застегивая палатку инстинктивно хочется позвать собаку, но в этот раз Локи я не взял. Решил не утомлять его перелетом на местных авиалиниях.
День завершался. В палатке разбросаны вещи и продукты. В этой экспедиции мы себе можем это позволить. По нелепой, трагикомической ситуации из числа участников экспедиции, буквально за неделю до старта выбыл штатный фотограф Александр Толкачёв. Причина проста - сломал ногу. Поэтому пространства в палатке хоть отбавляй. Летом мы втроем и с собакой жили в аналогичной - "БАСК BONZER 3", сейчас же у нас Баск FRIEND 3 и как нарочно, даже собаки нет, чтобы количество друзей совпадало с маркировкой палатки. Символизм в экспедициях крайне важен. Он порождает туристический мистицизм.
Пока на горелке доходит наш ужин, занимаемся сортировкой вещей "первой необходимости" и "не первой необходимости", чтобы было понимание что-где лежит. Сегодня первый экспедиционный вечер. Он всегда самый яркий и запоминающийся. Мы ставим штатив и записываем на видеокамеру дневник сегодняшнего дня.
26 марта 2013 года.
Посёлок Провидения- грот в 2 км. от заброшенного эскимосского поселения Напакутак
День начался в поселке Провидения, в который мы прилетели вчера. Нас двое: я и Серёга Гавриленко (Гавс). Зачастил я нынче в Провидения, крайний раз там был чуть больше полугода назад.
Как и в прошлый раз, проблема с заброской в село Новое Чаплино. Только сейчас проблемы целых две: дорогу на Новое Чаплино перемело и проехать туда легковой машине весьма проблематично. Вторая проблема - отсутствие фирмы, которая бы проводила тех.осмотр. Фирмы нет - нет тех.осмотра, а следовательно - страховки, и, как следствие, запрет на движение транспортных средств со стороны ГИБДД. Фирмы нет по причине не рентабильности. Классика жанра! Никто не виноват, а что делать никто пока не знает.
Но несмотря на это нам всё-таки удаётся заброситься в не отдалённое, но отрезанное от райцентра село Новое Чаплино.
Настало время рассказать о целях нашего визита в Провиденский район.
Цели и задачи.
Лыжная экспедиция "Малая земля Берингии" организована в рамках реализации уставных целей и задач молодёжного движения "Хранители Чукотки". Главным спонсором и партнёром нашей экспедиции выступил наш учредитель Красный Крест Чукотки.
Вторым нашим партнёром стал наш уже традиционный друг, компания "Baskcompany", которая являлась партнером экспедиции в части экипировки и снаряжения. Обязательный тест-отчёт в о "простых вещах" будет опубликован в приложении.
1) "Около полудня поравнялись с северным из двух заливов, упоминаемых Куком, который показался нам вдающимся на большое расстояние в сушу и в вершине своей окруженным высокими, острыми горами. Кук посчитал этот залив мелководным, мы тоже склонны были так думать.... Нимало не мешкая, отправил я офицера на байдаре для отыскания по северному берегу более удобного места, поскольку то, где мы стояли, было совершенно открыто с моря. В то же время другая партия отправилась в упомянутую речку, на берегу которой находилось несколько чукотских юрт. Эта партия привезла неожиданное известие, что мы находимся в проливе, отделяющем от материка большой остров Аракамчечен, лежавший от нас теперь к югу, и несколько других."
июль 1828 года, Федор Литке "Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Сенявин"
2) В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Учредить национальный парк «Берингия» общей площадью 1819454 гектара, включая земли водного фонда площадью 332180 гектаров, земли запаса площадью 187154 гектара и земли иных пользователей площадью 1300120 гектаров (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации), в Провиденском, Чукотском и Иультинском муниципальных районах Чукотского автономного округа.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. №3 Об учреждении национального парка «Берингия»
Этих двух информационных поводов вполне хватило, чтобы организовать экспедицию по Сенявинскому проливу, который является частью национального парка "Берингия". Но эти поводы стали всего лишь дополнением к истинной причине организации лыжной экспедиции в Провиденский район. Истинная причина заключается в том, что Сенявинский пролив, его острова, бухты, сопки является самым красивым местом на Чукотке. Истинной жемчужиной национального парка "Берингия".
В проливе я был не раз: и зимой, и летом. Поэтому пролив Сенявина для меня не terra incognita, а пространство вполне осмысленное. А следовательно, цели и задачи, поставленные перед лыжной экспедицией "Малая земля Берингии" были не только спортивно-туристические: пройти на лыжах по всем шести островам Сенявинского пролива и водрузить, на каждом острове флаг молодёжного движения "Хранители Чукотки", но еще и просветительские: снять документальный фильм о природно-археологических памятниках и самой лыжной экспедиции.
Кроме экспедиционной части в наши планы входила и культурно-просветительская работа в Новом Чаплино. На 11 часов дня у нас запланирована встреча с молодежным активом села Новое Чаплино в Центре образования. К молодежному активу планировалось подключить и учащуюся поросль, но у нее в конце марта каникулы. Понятное дело в школу никого и за уши не затащишь в это время. Выслушав рассказ о целях и задачах нашего движения, о нас, о нашей краеведческой деятельности чаплинские активисты выдвинули предложение присоединиться к экспедиции в районе острова Аракамчечен, когда мы будем водружать флаг "Хранителей Чукотки" на самой высокой сопке. Мы с радостью приняли просьбу и условились о встрече.
Здесь же в Чаплино у нас появилась традиция собирать подписи всех с кем мы общались, и кто разделяет взгляды молодежного движения. Накопителем информации выступил вымпел нашего движения (по итогу в Анадырь мы привезли более 40 автографов), второй экземпляр вымпела был подарен в школьный музей.
Общение удалось на славу, но время уже поджимало. На улице нас дожидался дядя Саша Боровик.
Начинается второй этап заброски - снегоходный. Прощаемся с гостеприимными чаплинцами и выезжаем на остров Ыттыгран.
Не буду томить читателей и теперь ФИЛЬМ! (а потом продолжу подробное описание эспедиции)
Фильм "Малая земля Берингии"
В апреле 2014 года outdoor-движение «Чукотский mainstream» организует лыжную экспедицию «Майниц», на одно из труднодоступных и интереснейших озёр Чукотки - озеро Майниц.
Состав группы – 4 человека и собака J. Протяжённость маршрута экспедиции – около 500 км. Мы будем освещать это приключение по мере возможности, а пока предлагаем вам фильм о лыжной экспедиции 2013 года на острова Сенявинского пролива. Провиденский район Чукотского АО.
- Ну держись теперь Женя, - предупредительно-сочувственно сказал Андрей Кайнынан, - Александр Григорьевич тихо не ездит.
Примостившись в конце снегоходных саней нагруженных нашей амуницией, загнувшись буквой "зю", чтобы не вылететь на кочках я вертел головой по сторонам пытаясь увернуться от ветра, снега и дыма выхлопной. Сани, на которых мы ехали весьма примитивны в исполнении, но на удивление надежны. Узкие, не более 3 см. ширины полозья, переходящие в боковую направляющую саней, сделаны из деревянного бруса. Между ними деревянные рейки. Две алюминиевые трубы с треугольным листом металлической гофры для жесткости между ними, представляли из себя водила. Вяжут вещи к саням жгутами вырезанными из автомобильной камеры. Дешево и сердито.
Но надо отдать должное дяде Саше вёз он нас "тихо", всего километров 45-50 в час. Вспомнилась осень 2012, когда в том же направлении я ехал в кузове "Урала". Трясло также.
Первую остановку сделали в Инахпаке. Встали на сопочке, чтобы отснять панораму пролива Чечекуйюм, южной части Сенявинского пролива.
В проливе с южной стороны Ыттыграна тянула низовая.
- Ведь здесь как бывает? - указывая на позёмок сказал дядя Саша, - Вот здесь пурга, а в километре от этого места тихо и солнышко светит.
В самом деле низовая дула исключительно в центре пролива. Мы прижались к берегу. Возле Инахпака самое узкое место между континентом и островом всего 1,5 километра. Первооткрыватель пролива капитан Федор Литке в 1828 году вначале даже посчитал, что между Ыттыграном и материковой частью пролива нет, а есть только залив.
Напакутак, означающий Столбы.
Проскочив бухту Сивурат мы въехали на небольшую возвышенность. Здесь до ХХ века располагалось небольшое эскимосское поселение. Подобных небольших поселений на Ыттыгране насчитывается аж целых 6 штук. Но это - Сивурат, поселение особенное.
Еще далее к западу, в 150 метрах по берегу, на невысоком платообразном уступе, занятом крупнообломочной каменистой осыпью, обнаружено было более сотни поставленных вертикально каменных менгирообразных плит высотой 80-130 см."
С.А. Арутюнов и др. "Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина", М., 1982.
Остановившись возле той самой каменной осыпи мы направились к менгирному полю черным пятном зияющем на фоне белого пролива. Ветер дувший не более 1-2 мс, в этом месте усилился до 6-7. Батарея на фотоаппарате через несколько снимков замерзла, как и руки пытавшиеся ее согреть.
"Такого рода сооружения известны современным эскимосам, которые называют их югагыт, что означает "подобный человеку". Согласно устной традиции, эти камни устанавливались для того чтобы приближающиеся враги принимали их за войско, готовое к защите поселения".
С.А. Арутюнов и др. "Китовая аллея."
Обманку ставили очевидно против американцев - эскимосов с острова Святого Лаврентия, с которыми у азиатских эскимосов в 17-18 веках были частые войны. Ничего в менгирном поле особенного нет, но если учесть, что эскимосская культура крайне дефицитна на материальные памятники, то ценность менгиров заметно возрастает. Похожие менгирные поля пусть и меньшего размера обнаружили недалеко от с. Нунямо, и на Чинийском могильнике. Мы еще несколько раз встречали одиноко стоящие менгиры на Сиклюке и в окрестностях мыса Амаго-Мельгот.
Задобрив духов за беспокойство уезжаем в другое древнее эскимосское поселение - Напакутак. Вместе с поселением Сиклюк, они составляли крупнейшие поселения острова. Напакутак переводится как "Столбовое", "Столбы", это ключевое понятие, относящееся к топонимике острова и разгадке тайны Китовой аллеи, к которому мы вернемся, когда коснемся истории "Китовой аллеи".
Зимой из всех достопримечательностей Напакутака можно наблюдать огромную челюсть гренландского кита врытую в землю и чуть поодаль сушила для байдар изготовленных из ребер и челюстей кита. Это самая большая челюсть кита во всём регионе.
Снимаем видео, кормим духов, едем дальше.
Начать нашу экспедицию мы планировали с Инахпака, но дядя Саша предложил забросить нас подальше - "в район Напакутака". В этой части острова я не был, поэтому куда едем представлял себе очень схематично. Огибая торосы снегоход копировал береговую кромку. После Напакутака береговая линия резко взлетела вверх. Начались скалы. Вдруг дядя Саша остановился и тычит пальцем в сторону. Лисица! Чуть в стороне показывается еще одна, а вскоре замечаем и третью.
- Это девочки. Ничего не бояться, - сказал дядя Саша. Мы с ним достаем фотоаппараты и фотографируем. У Сереги техника профессиональная, сходу не достанешь. Кофр привязан к снегоходу. Пока он менжуется доставать фотоаппарат или нет лисы уже убежали.
Дядя Саша Боровик - инспектор национального, нынче, парка "Берингия", не только прекрасно видит тундру и определяет половозрастной ценз животных, но еще и умеет подзывать лис и горностаев (но об этом я узнаю уже в Провидения).
Проехав еще несколько сот метров мы остановились у высоченного утеса, в основании которого живописный грот. Утес находится в небольшой "С"-образной бухточке. Вверху кружит позёмку клубя снеговые тучи ветер-хулиган, а внизу тишина и восхищение. Такие места нужно знать. Вариантов, что наверняка наткнешься на такую красоту не зная о ней, очень немного. Этот угол у рыбаков-охотников не шибко популярен. Все ездят севернее.
- А я люблю здесь отдохнуть, чайку попить, когда на кромку езжу, - сказал дядя Саша.
За несколько минут, проведенных возле грота мы тоже полюбили "здесь бывать". Все скалы утыканы гнездовой соломой. Скоро здесь будет птичий базар, активное таяние снега, обвалы и другие весенние прелести, а сейчас еще зима. Мороз накрепко сцементировал все трещины и эрозию.
- Можете ничего не бояться. В гроте будет опасно весной, когда всё таять начнёт.
Пообщавшись еще минут двадцать дядя Саша Боровик откланивается и уезжает. Мы ставим палатку и уходим в радиалку посмотреть что же находится над нами.
Поднимаемся по распадку и попадаем на обширное плоскогорье. Ветер, здесь как и следовало ожидать весьма свеж, 6-7 м/с. Сидеть смысла нет, надо идти. Поднимаемся на южные отроги сопки Восточная. Натыкаемся на каменное кольцо похожее на костровище, только более крупное.
Теряемся в версиях и догадках. Примечательно, что камни, которыми обкладывалось это кольцо специально принесены в это место откуда-то извне. Потому как в этом месте камни маленькие. Наиболее вероятной нам кажется версия сигнального костровища, при помощи которого могли подать известия о приближающихся врагах. Далее на склоне обнаружили несколько одиноко стоящих менгиров, или по-крайней мере камней очень на них похожих
На горизонте показывается луна, освещая своими лучами Птичий остров. Мы взглядом жадно сканируем квинтэссенцию прекрасного и спускаемся в лагерь. По дороге встречаем несколько зайцев. Чем они тут питаются?
А вот на вопрос чем будем питаться мы я всегда могу дать ответ: рис с кыкватолем (вяленое мясо оленя) и большой ассортимент сладких углеводов с чаем - наш сегодняшний ужин. Вариаций ужина не много - меняется только основа: рис, греча или сухое картофельное пюре. Кулинарные привязанности с прошлых походов не изменились: Серега гречкофил, я рисоед.
После ужина Серега вооружившись большими, дорогими, "взрослыми" объективами устраивает фотосессию. День завершился. Часто буду сравнивать зимний и осенний поход по Провиденскому району. Очень они во многом похожи получились
Это был долгий день. Наверно самый долгий за всю экспедицию. Много суеты и наполненности, как эмоциональной - столько очаровательных и монументальных картинок навалилось на сознание (представляю каково Сереге), так и по транспортной схеме.
Проехали на автотранспорте 55 км. Пешком - 5 км.
Температура - 17, ветер 5-6 м/с.
Нунэанган - птичий остров
27 марта 2013 года.
Остров Ыттыгран-остров Нунэанган - Сиклюк
Спалось просто чудесно. Под утро даже стало жарко , пришлось раскрыться. В палатке всего -6 С0. В эту экспедицию я обзовёлся очень информативным полезным гаджетом - карманной метеостанцией. Теперь мы точно можем определять ветер, температуру, влажность и еще целую кучу параметров. В 840 налегке вышли в радиальный маршрут на остров Нунэанган, который все местные называют просто и незатейливо - Птичий.
Вообще в районе пролива Сенявина лучше всего путешествовать в конце апреля. Когда на острова прилетают десятки тысяч птиц. Очень сокрушался по этому поводу дядя Саша:
- Вам бы в конце апреля-начале мая приехать, увидели тогда птиц, да и тепло уже было бы. А сейчас зима. Только гнезда на скалах рассматривать.
Вид на мыс Мартенса с острова Нунэанган
Ученые предполагают что на Нунэангане гнездится до 38 тысяч птиц. И такое количество не удивляет, когда подходишь к острову. "Кусок земли", так примерно переводится с эскимосского название острова. Нунэанган на 100 с лихом метров высунулся из океана и горделиво выпячивает свою почти отвесную северо-восточную оконечность утыканную тысячами гнёзд. Это и вправду птичий рай.
Взобраться на остров можно только с южной стороны. Чуть больше 5 километров отделяет Нунэанган от Ыттыграна, но посещают его исключительно раз в году в конце апреля-начале мая, когда из Янракыннота и Нового Чаплино приезжают на Птичий за яйцами. Очень живо представил как на таких обрывах можно что-нибудь собирать и сколько при этом выделяется килокалорий при взгляде сверху-вниз.
Вокруг острова пояс торосов, который мы успешно преодолеваем, только после того как оставили лыжи в полукилометре от острова
На восточной стороне острова замечаем пещеру, похожую на наш грот. Расположена она на высоте 20-30 метров. Очень удобная небольшая каменная ниша. Даже следы в ней нашли: лисы или песца. Страшно даже подумать если в ней оказался к примеру белый медведь, который не редкий гость на островах.
Подъем занял времени меньше, чем обход острова. На вершине навигатор соглашается с топографической картой и показывает отметку 117 метров над уровнем моря. Верхотура острова увенчана будкой в человеческий рост, на крыше которой стоит светильник маяка. Не ожидал увидеть такое "чудо". В моём понимании маяки - монументальные архитектурные гиганты.
Погода просто превосходная -16 С0, штиль, ясно. Километрах в 10-15 чернеет полынья, за которой вновь белеет снег. Но не праздное любопытство привело нас на вершину Нунэангана. Здесь мы будем устанавливать первый флаг молодежного движения "Хранители Чукотки". После неудачной попытки прикрепить древко к старому светильнику решили воткнуть древко с флагом в старый деревянный аккумуляторный ящик и укрепить его на будке.
Картинки из цикла "Как мы флаг устанавливали"
Из всего комплекса историко-архитектурных ценностей на острове присутствует только упоминавшийся выше маяк, а также целая куча аккумуляторов. Попив чая и нафотографировавшись возвращаемся на базу. Идти нужно строго перпендикулярно берегу. В этом районе проходит стационарная трещина и в прошлом немало оленей погибло при попытке оленеводов срезать напрямки с Аракамчечена на материк через Нунэанган.
Солнце прогрело палатку до плюсовой температуры. Даже вода в кружке не замерзла. По плану у нас обед и переход на новое место ночёвки - бухту Сиклюк. За обедом слышим треск и грохот.
- Ничего особенного не произошло, - констатирую я вылезая из палатки.
Однако приглядевшись замечаю в 20 сантиметрах от лыж кусок скалы приличного размера. Даже и думать не хочется, что могло бы произойти упади такое на человека. Причина обвала проста - солнце пригревало не только палатку, но еще и горную породу. В результате чего образовалась трещина и произошел обвал.
К четырём часам дня упаковав весь наш походный скарб на двух волокушах мы выдвинулись на Сиклюк. Вес волокуш не равномерен из-за их размеров - 35 кг. в Серёгиных и под 50 кг. в моих. Это первый переход с вещами. Немного тяжеловато, но идти в разы легче, чем год назад на Великой. Идем не спеша разговариваем о прекрасном, рассматриваем тектонику Ыттыграна
Восточную оконечность Ыттыграна венчают столбчатые скалы. Морфология строения скал очень похожа на мыс Столбчатый на Курилах - шестиугольные многоугольники почти идеальной формы.
За километр до эскимосского поселения обнаружили пропажу Серёгиного ботинка, который был привязан к волокушам - надо возвращаться. Туда-сюда накрутили еще 3 километра.
Разбили палатку в начале косы, недалеко от бывшего эскимосского поселения. До 1950 года здесь был небольшой, до 50 человек, эскимосский поселок Сиклюк. Палатку ставим уже потемну.
Пока я готовлю долгожданный ужин Серега отправляется на фотоохоту. Сегодня снова светит ярчайшая луна и мой друг пытается снять ее восхождение на фоне Китовой аллеи.
За ужином выяснилось, что оказывается мы устали и у нас не шуточно разыгрался аппетит. Тот самый походный аппетит, когда начинаешь есть все, в чем присутствует хотя бы одна калория. Вместе с аппетитом появляется и первая усталость. Это может показаться странным, но мы этим двум фактам очень рады. Рады что сегодня мы по настоящему погрузились в походную жизнь: ночёвка в палатке, переход с волокушами, организация лагеря и т.п.
Температура вечером -22 С0, это была самая низкая температура похода. За день прошли 22,5 км.
28 марта 2013 года.
Сиклюк (остров Ыттыгран) - гавань Глазенапа (остров Аракамчечен)
Проснулся в полпятого, от того что замерз. Промучившись в полудрёме до 6 встал. Серега вообще всю ночь зяб и не мог нормально уснуть. Замеряю температуру, -9 С0. Холоднее конечно, чем накануне, но бывало мы и в -25 С0 спали вполне комфортно. Причину нашего прозябания я понял, когда решил выйти на улицу. Оказывается Серега вечером не закрыл до конца палатку и по полу тянул сквозняк. Благо еще что у меня в ногах была куртка, которая хоть как-то сдерживала этот палаточный "хиус". После завтрака идём осматривать Китовую аллею и устанавливать флаг.
Человек не посвященный в историю эскимосской культуры, впервые увидевший Китовую аллею, никогда и не поверит, что китовые челюсти вертикально вкопанные в землю являются историческим памятником и имеют такое же значение в истории северо-востока Евразии, как Стоунхендж или египетские пирамиды. Как и более известные исторические памятники мирового значения Китовая аллея задаёт больше вопросов, чем дает ответов.
Китовая аллея. К истории вопроса.
Эскимосы - это самый северный в мире народ, проживающий на огромном циркумполрном пространстве от Гренландии до Восточной Чукотки. Историю эскимосской культуры ученые могут проследить на протяжении последних 4 тысячелетий и делят ее на несколько археологических эпох:
1) древнеберингоморскую - охота на моржа и ластоногих, до VIII века нашей эры;
2) пунук - резкое преобладание китобойного промысла , с VIII по XIII-XV века;
промежуточная культура бирник существовавшая преимущественно на территории Северной Аляски;
3) туле - охота на мелких ластоногих, XV-XVIII века. Эпоха малого ледникового периода;
4) "историческая" эпоха - c XVIII века, контакты с европейцами, применение металлических орудий и огнестрельного оружия.
Наивысшего расцвета эскимосская культура достигла в районе северного бериногоморья, в силу богатства этого региона биоресурсами. Но даже в самом благоприятном в условиях Севера регионе у эскимосов не сформировались общеплеменные союзы, как к примеру, у индейцев Северной Америки. Причиной тому явилось отсутствие прибавочного продукта. Проще говоря, чтобы сформировалась хотя бы зачаточная форма государственного устройства необходимо, чтобы один охотник смог обеспечить едой несколько семейств. В таком случае люди, мужчины, освобожденные от постоянной заботы добывать пропитание смогли бы организовывать ранегосударственные институты власти: войско, религиозно-обрядовые сооружения, крупные населенные пункты.
Эскимосские поселения - это преимущественно небольшие поселочки до 50 человек, состоящие из сородичей, которые были расположены по всему восточному побережью Чукотского полуострова. Самая желанная добыча каждого поселения - это кит. Однако охота на кита занятие весьма опасное и требующее минимум от 30 до 60 человек. Поэтому охоту на большого гренландского кита осуществляли жители сразу нескольких поселений.
На фоне такой предыстории в 14-15 веках, во время начала упадка культуры пунук, на острове Ыттыгран создается культовое сооружение как минимум из 34 челюстей кита. Челюсти 5 метровой высоты вертикально зарывали в землю в группы по 2-3 штуки. Вместе с челюстями на берегу зарывали китовые черепа, а на сопке устраивали мясные ямы, для непродолжительного хранения мяса.Весь этот культовый комплекс был создан на нейтральной территории, где в то время не было ни одного крупного поселения
По исторической реконструкции, которую предлагают археологи, история берингоморских эскимосов выглядела следующим образом:
В начале наступления малого ледникового периода зимы стали жёстче, добыча китов резко сократилась, в связи с чем возникла угроза голода и опустошения поселений. Эта проблема коснулась не только азиатских эскимосов, но и американских. Увеличившееся в благоприятный климатический период население региона начало испытывать острую нужду в поисках мест добычи морзверя. Это приводит к войнам и вооруженым конфликтам. Именно в этот период на территории восточной Чукотки создается некий военно-политический союз эскимосов охотников-морзверобоев объединивший эскимосские поселения от Мечигменского залива до Унгазика. Для поддержания союза, создается религиозно-идеологическая база в виде сакрального памятника на острове Ыттыгран, на который ежегодно из каждого поселения приезжают представители азиатских эскимосских поселений. Сбор предположительно был в конце лета-начале осени, когда появлялось "окно" в хозяйственной деятельности. Сборы были исключительно мужскими, на которых совершались ритуальные жертвоприношения на капище, после чего решали военно-политические проблемы. На остров, во время проведения подобных сборов, участники привозили с собой челюсти и черепа гренландских китов и создавали мясные ямы. К слову сказать, вес каждой челюсти составляет примерно 300 кг. Чуть меньше весит череп.
Примерно так выглядит историческая реконструкция событий XIV-XV веков на территории северного берингоморья. А дальше возникают два ключевых вопроса - зачем и почему? Зачем азиатские эскимосы создали Китовую алею? И почему память о таком колоссальном событии начисто стёрлась у народа?
В начале ХХ века, к примеру, "столбы" использовались как мишени для пристрелки карабинов и как кнехты для вязания лодок, а позже и катеров. Не сохранилось даже мифологического материала облеченного в легенды и сказания. Предания повествующие об этом районе упоминают Ыттыгран, как место совершения волшебных приключений героя и обиталища мифических существ, в частности Хозяйки моря - Мыгым Агна.
Всего, археологи изучавшие Китовую аллею в конце 1970-х годов, обнаружили останки 34 "столбов" из челюстей кита, 50 черепов и около 150 мясных ям. Из указанного количества столбов в конце 1970-х годов археологи насчитали только 13 уцелевших. Мы же обнаружили всего 7 целых челюстей.
Проведя фотосесию и съемки мы определили точку установки флага - близлежащая сопка над аллеей - Амаралык . С сопки открывается потрясающая панорама на всю косу Сингахак, на которой расположена Китовая аллея, заброшенный посёлок Сиклюк и наш базовый лагерь.
Погода нам снова благоприятствует: полный штиль, температура - 22 С0, но мороз совершенно не чувствуется благодаря активному согревающему апрельскому солнцу.
Завершив все запланированные на Ыттыгране мероприятия, отобедав, снимаем лагерь и движемся через пролив Ярга, к противоположному острову Аракамчечен.
Возле самого острова началась не сильная, но крайне неприятная позёмка. Оставив волокуши на берегу мы идём на поиски балка, который должен находится за косой обозначенной на карте чукотским топонимом Мыэргын, адаптированным местным населением в звучное слово Ярга. В основании косы мы обнаружили еще два столба (один стоит, другой завален). Снега на косе фактически нет. Здесь особенно чётко становится понятен смысл поговорки про тех, кто ходит летом на лыжах. Но ходить по тундре на лыжах не самое глупое занятие, как идти на них по льду ручьев и озер. В этом случае в полной мере раскрывается смысл уже другой поговорки - "как корова на льду". Полная беспомощность. Вкупе со свежим ветром управляемость на ледяных переправах была максимально приближена к нулю. Вспугнув лису, которая взобравшись на почти отвесный склон сопки любопытствовала на двух чудаков вальсирующих на лыжах мы вышли в уютную бухточку на берегу которой стоял балок.
"Проведя довольно спокойно холодную ночь, отправились мы поутру (1 августа) к западу вдоль южной стороны острова и в 1 миле от мыса Пагелян нашли хорошую гавань, названную по имени моего помощника мичмана Глазенапа, ее описывавшего. В этом месте есть селение, называемое Иергин. Нам нужно было измерить тут основание [базис] до самых юрт чукотских: даже и это не возбудило никакого подозрения в чукчах, которые сами еще усердно нам в работе нашей помогали."
Ф.П. Литке "Путешествие вокруг света на шлюпе "Сенявин", 1828 год.
Балок, как и следовало ожидать, был в весьма печальном состоянии. Окно выбито, внутри полно снега. Проникнув в балок через окно мы к нашему удивлению и радости обнаружили мешок угля и печь в хорошем состоянии. Крыша есть, печь есть всё остальное - дело техники. Перетащив с косы наши вещи мы занялись облагораживанием балка из подручных средств. Очистив балок от снега, который из-за сильных ветров здесь больше напоминает камень, мы "застеклили" пропиленовым мешком окно и затопили печь. И это было очень кстати, ибо ветер к вечеру усилился уже до 8 м/с.
После ужина смотрим "кино". Видеокамера "SONY" HXR-NX30P, на которую мы снимали наш видеофильм, обладает потрясающей опцией - проецирование изображения. Устроившись поудобнее на нарах, под завывание ветра на улице смотрим на стене балка наши видеоопусы. Полный сюр.
Прошли за день 15 км. t -19 С0, ветер 8 м/с
Фотографии автора, Сергея Гавриленко, а также из книги "Китовая аллея"
Не знаю как вас дорогой читатель, но меня больше интересует этнографическая составляющая экспедиции, чем "туристическая"
Китовая аллея и древнее поселение по схеме имеет вполне осмысленное значение.
Если учитывать что древние охотники всегда почитали убитое им животное, оно становилось священным, и ему даже поклонялись, то вся схема Китовой аллеи говорит за то что это сооружение воздвигнуто как некий символический форпост для почитания убитых животных. что бы ДУХ УБИТЫХ созывал бы в эти места и живых китов.
А с другой стороны и как бы охраняло это место.
Жестокая борьба за существование у эскимосов тех краев заставляла с природой общаться как с единым целым, и обожествлять природу-мать, которая дает им самим жизнь и поддерживает ее на протяжении многих родов.
То что не осталось легенд может быть связано с утерей единой цепи племен и вынужденным переходом на другие виды питания. Киты просто перестали посещать эти места и надо было выбирать другую пищу.
Такие сооружения все же служили для призывания китов в те места.
Ведь у древних эскимосов явно имелось представлении об общении духов умерших с живыми и скорее всего возникли по причине исчезновения китов в том ареале обитания, которые было для китов привычным.
Судя по количеству останков, количество убитых животных для пропитания не могло повлиять на численность китов в тех местах.
Это сейчас идет хищническое, бездумное уничтожение видов и подвидов разных животных, а тогда все это было в какой-то мере урегулировано. естественным ходом эволюции.
Так что конечно не вина народов населяющих эти места в уничтожении китов. просто постепенно изменялся климат и киты перестали посещать эти места в том количестве , которые было необходимо для охоты и выживания.
Мне не понятно другое.
Почему нет памятников другим животных в тех же местах.
Ведь в тех местах помимо китов наверняка были и другие животные. (ну те же самые с тюлени, моржи, белуги и прочее)
Так почему же нет таких памятников этим другим животным?
Вполне возможно что все же племена просто перестали посещать эти места, жить там и ушли на длительный период,.а киты в то время было основной пищей людей.
С мыслю прозвучавшей в этой статье я не совсем согласен
"Проще говоря, чтобы сформировалась хотя бы зачаточная форма государственного устройства необходимо, чтобы один охотник смог обеспечить едой несколько семейств."
В тех местах и с такими орудиями охоты это было бы просто невозможно.
Тем более охота на китов.
Это требовало только коллективной охоты буквально всех членов того сообщества , которые в состоянии были физически охотиться.
В тех местах женщины не ценились, ценились мужчины, охотники.
Женщины были продолжателями рода, но без мужчины это было бы невозможно, к тому же что бы прокормиться женщине требовалось что бы рядом был мужчина- охотник, сильный , ловкий , умелый.
Мужчины в роду очень ценились. И у одного мужчины было несколько женщин.
Но что бы один мужчина обеспечивал несколько семейств? Это значит и не только свою многочисленную семью, но и другого мужчины с его многочисленным семейством? Это было бы просто физически невозможно. так же невозможно было и охотиться на китов в одиночку.
Охота на китов в то время была чрезвычайно опасной. Киты умеют защищать себя и свое потомство. Раненный кит это огромная угроза жизни охотнику. он свиреп и беспощаден
Если на кита не нападать, и он не чувствует угрозы, то он не будет замечать какие-то лодочки которые плещутся в волнах. Киты питаются планктоном и потому охотники не представляли для них объект охоты. Но если они были ранены, или их сородичи они свирепеют и нападают. А что значит если кит нападет на утлые суденышки? Это верная гибель охотников в холодных водах.
Следовательно охота была сопряжена с огромным риском и гибель охотников должна была быть не редкостью в тех местах.
И заниматься одному такой охотой - это была верная гибель такого безумного охотника.
Причем часть охотников могла погибать во время охоты, а другие все же добивали кита.
Поэтому ПОЧИТАНИЕ китов была возведена в культ. Их нужно было удобрить китов, что бы духи погибших простили им убийство сородичей. Этим они старались не только привлечь китов в те места но и что бы киты "простили" бы охотников и пощадили их в следующей охоте.
Культовые предрассудки рождали религию. Она цементировала верования, обряды, делала их более осознанными, и целенаправленными.
В связи с тем, что заброска у нас получилась немного дальше запланированного у нас высвободился лишний день на Аракамчечене. И надо же было такому случиться, что именно в этот день случилась пурга. Не сильная, низовая с порывами ветра до 15м/с, но крайне не приятная.
Не смотря на днёвку, уже без будильника, просыпаюсь в 6 утра. В балке гуляет ветер. Гуляет в прямом смысле этого слова, разве что снежные вихри не поднимает. Балок двухстенный. В последнее время этот балок, как и большинство других, не поддерживается, т.е. уголь и дрова не завозятся. Поэтому нерадивые путники, которые сюда попадают либо на снегоходах, либо летом на лодках, ленясь собрать на берегу плавник отдирают доски от внутренней обшивки.
Возле балка мы нашли рулон рубероида прогрели его возле печки и сразу после завтрака приступили к отделочным работам. Закрыв самые ветреные места в балке сразу стало заметно теплее.
Перспектива провести весь день в балке нам не улыбалась, поэтому мы решили обследовать близлежащие окрестности и выдвинулись в радиальный поход в сторону мыса Пыгылян. Мы обследовали берег гавани Глазенапа на котором в огромном количестве были складированы пустые бочки. В советские времена здесь базировалось судно провиденской гидрографии и по старой советской полярной традиции завоз груза осуществлялся только в один конец: будь то аккумуляторы на маяках, бочки с топливом для перевалбаз или техника. Хотелось бы надеется, что программа по очистки Арктики от бочкотары, когда-нибудь коснется и этих дальних берегов.
Юго-западной точкой острова является мыс Таылёк, который острозубым отрогом упирается в крутобокую сопку Менынган. У подножия этой сопки в западной части гавани Глазенапа обнаружили остатки древнего поселения с черепом и заваленным "столбом" из челюсти кита.
В расположенном далее к западу от Ярги, на самом юго-западном мысу острова, посёлке Пагиляк столбов уже нет, здесь найдены следы колец от яранг, относящиеся к небольшому эскимосскому посёлку начала ХХ века, и остатки пяти землянок определённо более раннего времени."
С.А. Арутюнов и др. "Китовая аллея"
Возле поселения Пагиляк
Кроме китовых артефактов, уже на самом отроге, с которого открывается шикарный вид на гавань и Сенявинский пролив мы обнаружили древнюю могилу: камни выложенные в виде овала, которыми обкладывали тело покойника.
"Поутру (31 числа) приступили мы к описным работам: с баркасом и байдаркой отправился я в сопровождении мичмана Глазенапа и Постельса в южную половину пролива..... На южном весьма низком мысу острова, называемом Пагелян, где обсервовали широту, встретили мы несколько байдар, наполненных чукчами. Дружелюбие приятелей наших в губе Св. Лаврентия можно было отчасти приписать неоднократному сообщению их с европейскими судами. Здешние никогда судов в глаза не видывали, но были точно так же ласковы и смирны, нимало не мешали нам работать; некоторые из них не имели понятия о письме, даже и по слухам, и очень удивлялись, когда я несколько длинных имен чукотских, которые сначала едва выговаривать мог, после, смотря на бумажку, говорил им очень бегло."
Ф.П. Литке "Путешествие вокруг света на шлюпе "Сенявин", 1828 год.
Спустившись с отрога на косу Пыгылян совершенно неожиданно мы наткнулись на другой, уже современный артефакт - чугунную ванну, которую использовали, скорее всего в летний период, как емкость для пойманной рыбы.
Стоит сказать несколько слов и о фильме, съемка которого была важнейшей составляющей нашей экспедиции. Кроме "героических" будней экспедиционеров и съемок исторических достопримечательностей, по ходу экспедиции, у нас совершенно случайно, родились две видеорубрики: "Потехе час" и "Лаборатория экстремального туризма". Ведущим первой рубрики был Серёга, который очень профессионально катался на санках с сопок, кружил в лыжных ботинках в безудержном танце на льду, играл на бочках, а также совершал другие потешные вещи, которые безусловно эмоционально обогащают любой поход. Вторую рубрику, которая в силу дефицита элементов энергопитания состояла всего из двух выпусков вел я. Накануне я экспериментировал спальник на ветру, а сегодня решил на еще более сильном ветру из найденных досок развести на улице костер. Мне удалось его развести. Даже затрещали щепы, но обрадовавшись, что дело сделано я нечаянным движением засыпал огонь снегом.
На обратном пути мы посетили еще один исторический памятник острова - могилу писаря с клипера "Гайдамак" 1885 года. "Гайдамак", "Всадник", "Разбойник" - первые военные корабли осуществлявшие патрулирование восточных границ Российской империи во второй половине 19 века. Первоначальный, деревянный крест, от времени или ветров упал и его положили на могилу. Могила являлась местом постоянного посещения российскими судами, что зафиксировано в памятных табличках. В начале ХХ века здесь был военный транспорт "Якут", в 1950-х годах гидрографы установили на могиле крест из металлических труб, а в 1999 году здесь отметился бывший губернатор Чукотки А.Назаров, который установил здесь памятную плиту.
Прошли за день 8 км. t -18 С0, ветер 11-15 м/с
30 марта 2013 года. Радиальный выход на гору Афос.
На улице полый штиль и солнечно. Красота! Сегодня запланирован радиальный выход на самую высокую гору острова, Афос. Но вначале мы должны дождаться чаплинцев, с которыми мы договорились о совместном восхождении и установке флага. Пока ждали чаплинцев тренируем навык возведения иглу: я в миниатюре на бочке, Серёга в натуральную величину. Завершить снежные хижины нам не удалось, вскоре послышался рев снегохода и к балку подъехал "Буран" с санями. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что приехавшие восходить с нами на гору не собираются. Андрей Кайнынан, общественник, спортсмен, и председатель Совета старейшин Нового Чаплино объяснил, что они приехали на рыбалку. А желающие с нами совершить восхождение не смогли приехать.
- Но до сопки я вас обязательно отвезу, - сказал Андрей.
Оставив рыбаков на озере мы втроем едем к подножию горы. Афос расположен в самом центре острова и от нашего балка до подножия около 12 км. Мы рады и этой оказии. Снегоходная заброска заканчивается на высоте 132 метра, где начинается курумник. Подъем не крутой, но очень затяжной.
- Пойду прогуляюсь с вами вон до того подъема, - сказал Андрей.
В итоге прогулялся до самой вершины. Характер настоящего спортсмена не позволил ему остановиться на полпути. Но и тяжко же ему пришлось, ведь одет он был для рыбалки. Усугубляло положение Андрея полное безветрие и солнце.
Имя Афосу, как и самому Сенявинскому проливу дал капитан Ф.Литке в 1828 году:
" Пока делались приготовления к намечаемым поездкам, ходил я на самую высокую гору острова Аракамчечен, с которой был обширный и прекрасный вид на все окрестные места от губы Св. Лаврентия к N до острова Св. Лаврентия к S. Пролив со всеми его заливами и островом лежал пред нами, как на ладони. Мы назвали ее горой Афос, а пролив – по имени нашего судна: с 19 июня 1807 года эти два имени сделались неразлучными в воспоминании каждого россиянина и особенно каждого русского морехода."
Ф.П. Литке "Путешествие вокруг света на шлюпе "Сенявин".
Вид на хребет Николка с горы Афос
С вершины и в самом деле открывался потрясающий вид на все окрестные места. Правда залива Св. Лаврентия, равно как и одноименного американского острова мы не увидели. Зато увидели чукотское село Янракыннот и весь пролив как на ладони, со всеми его островами и бухтами. Вершина обозначенная на карте отметкой 613 метров на навигаторе "подросла" до 631 метра. Установив флаг на покорёженном ветрами тригапункте мы начали долгий и нудный спуск к снегоходу.
Разница в высотах оказались не единственной загадкой горы Афос. Меня крайне заинтересовал факт разночтений на картах названия самой горы: на одних картах она именовалась Афосом, на других Атосом. Разгадку нашёл, когда вновь перечитывал книгу "Китовая аллея":
"Следующей вехой в изучении района пролива Сенявина была карта американского мореплавателя Джона Роджерса, составленная им в 1856 году и послужившая вместе с картой Литке основой всех последующих картографических изданий дореволюционного периода.....Очевидно, решив, что гора Афос названа так в честь героя романа Дюма, Роджерс дополнил орономию острова еще тремя названиями: Арамис, Портос и Д,Артаньян и присоединил к ним также гору своего имени в юго-западной части Аракамчечена. Впоследствии на исправленной и дполоненной карте лейтенанта Онацевича гора "Атос" снова превращается в "Афос", а Арамис и Д,Артаньян приобретают "чукотское" звучание Авамис и Артагнан."
Тем временем рыбаки на озере поймали уже более десятка гольцов каждый. Во мне заговорила рыбацкая жаба. Выпросил удочку и отвел душу поймав небольшого краснобрюхого гольчика. Ребята угостили еще одним - "на уху". Предлагали и больше взять, но у нас не было ни сковородки, ни масла. Тем более, что завтра у нас по плану намечен специальный рыболовный день. Вечером балуем себя вкуснейшей ухой.
Проехали на снегоходе 24 км. Прошли 12 км. t -16 С0, ветер 1 м/с
31 марта 2013 года. Рыбалка на Ярге.
В 9 утра к нам в балок приехал отец с сестрой на снегоходе. Привез пополнение в наш продуктовый мешок, а также такие невиданные деликатесы как свежую морковь и огурцы. Экспедиция начинала приобретать статус геденистской. Но основная цель приезда отца с сестрой была рыбалка, на которой мы очень хотели побывать. На топографических картах это озеро обозначено гидронимом Горное. Почему ему дали такое название можно догадываться, ведь от моря его отделяет неширокая коса. Горным озеро на моей памяти никто не называл. Чаплинцы и янракынотцы его называют Яргой, провиденцы вообще не мудрствуя лукаво просто -аракамчеченским.
Водится на Ярге голец, причем насколько я понимаю нескольких видов. Главным его отличием от других озер является наличие здесь краснобрюхого гольца, которого нередко именуют "пожарником". Мясо на брюхе у этого гольца ярко оранжевое, как у его более знаменитого его якутского собрата - рыбы топь. Больших экземпляров здесь не ловят. В детстве я ловил здесь до 1,5 кг., но "экземплярность" здесь компенсируется количеством.
По рыбацкой традиции рыба ловится либо вчера, либо завтра. Так вышло и в нашем случае. Серёга поймал 3, я - 4, пару штук поймала сестра. Удачливее всех оказался батя - 8 штук. Оно и понятно - "гранаты" у него были "правильные". Но скорее всего на клёв повлияла погода, сегодня небо пасмурное, но по-прежнему безветренно.
Рассказ о Ярге был бы не полным, если не сказать о самом озере. А точнее о льде. Ярга - это чукотский Байкал. В Провиденском районе я знаю только два таких озера: Аччен и это, где из-за каких-то особых свойств льда снег не может на нём задержаться. А по степени скольжения яргинский лёд может дать фору многим каткам с искусственным льдом. Впервые, когда попадаешь на лёд смотришь под ноги словно зачарованный. Трещины и пузыри причудливых форм и размеров надолго притягивают внимание. А простое перемещение по льду из одного места в другое превращается в настоящий полёт над застывшей бездной.
Вечером снова уха. Только теперь воду мы топим изо льда с озера. Придумываю название для кулинарного шедевра "томлённая по-аракамчеченски" вкупе с огурцами и морковью настоящий праздник живота.
t -18 С0, ветер 1 м/с