Совсем скоро стартует новая российская экспедиция, маршрут которой будет пролегать через арктические регионы Европы, Азии и Америки и Северный полюс.
На пресс-конференции.
«Каждая новая экспедиция – это шаг вверх, и шаг этот мы стараемся делать без суеты, без лишних авантюр», – говорит действительный член Русского географического общества, почетный полярник России Владимир Чуков (за его плечами – десятки высокоширотных экспедиций, он же является организатором и руководителем грядущего путешествия «Полярное кольцо»).
Он напомнил, что два года назад подобная экспедиция уже подготавливалась: тогда было анонсировано, что ее участники собираются идти на машинах из России через весь Северный Ледовитый океан в Канаду; расстояние, которое планировалось покрыть, составляло около 9 тысяч километров. Однако тем планам сбыться не удалось.
Владимир Чуков.
Андрей Куприн.
Илья Фрейдович.
В разгар полярной ночи
Два года прошли не зря, уверяет В.Чуков. За это время были собраны новые машины: с шинами сверхнизкого давления и дизельной силовой установкой. Фактически это дом на колесах, а дом должен быть очень надежным и уютным, потому как условия, в которых пройдет экспедиция, будут, мягко говоря, не из легких. Стартует она в январе – в самый разгар полярной ночи. Маршрут пройдет вначале по ямальской земле, потом по северной части Тюменской области, Красноярскому краю, полуострову Таймыру. Полярники побывают в точках земного шара, которые носят имена великих соотечественников – Харитона Лаптева, Семена Челюскина и других.
Потом они пересекут пролив Вилькицкого и выйдут на архипелаг Северная Земля, который в эти дни отмечает столетний юбилей: он был открыт в сентябре 1913 года, и событие это, по словам Владимира Чукова, стало крупнейшим и последним открытием ХХ века. Весь архипелаг будет пройден, и только спустя месяц после того, как участники сядут на машины (читай – через месяц после старта экспедиции), они достигнут дрейфующих льдов моря Лаптевых. Тогда и начнется самый важный этап экспедиции – пересечение Северного Ледовитого океана.
«В Арктике я уже 30 лет, с 1982 года, – говорит В.Чуков. – И если раньше там можно было встретить многометровые торосы – по 5, по 6 и даже 9 метров высотой, то теперь, в основном, это однолетние льды максимум в полтора метра толщиной». Единственно, что не изменилось, - это длина пути к Северному полюсу: он как был 825 километров по меридиану от кромки суши до полюса, таким и остается. Однако дрейф, обходы, полыньи – все это, безусловно, дистанцию значительно удлинит.
В поисках Сигизмунда Леваневского
Примерно в середине апреля экспедиция планирует достигнуть Северного полюса и провести некоторое время на дрейфующей ледовой базе «Барнео». Начиная с 2000 года, она ежегодно создается в Арктике под эгидой Русского географического общества всего на месяц-полтора. Как правило, это происходит в апреле, когда уже наступил полярный день, но солнце еще не растопило лед, нет сильного ветра и температура не ниже минус 30ºС. В это время там строится ледовый аэродром и лагерь из теплых палаток, способный одновременно принять порядка 200 человек.
Отдохнув в лагере в течение нескольких дней, путешественники возьмут курс на юг, к острову Уорд-Хант. За этим островом открывается вход в один из заливов острова Элсмир. Здесь, по версии ряда исследователей, в 1937 году совершил аварийную посадку самолет Сигизмунда Леваневского – советского летчика, который совершил несколько сверхдлинных авиаперелетов, участника экспедиции по спасению парохода «Челюскин», одного из первых Героев Советского Союза.
Для того, чтобы оценить, на самом ли деле эта территория могла стать «аэродромом» для самолета С.Леваневского, и провести поиски возможных останков, участники экспедиции применят беспилотник. Называется он гексакоптером и представляет собой радиоуправляемый летательный аппарат, на котором установлена видеокамера, передающая по системе Wi-Fi изображение на бортовой компьютер экспедиционной машины. Гексакоптер, по словам В.Чукова, будет летать на высоте 50-100 метров – выше и не надо.
Когда экспедиция достигнет берегов Канады, останется около полутора тысяч километров (по проливам) до Арктического канадского архипелага. Участники «Полярного кольца» посетят место, которое соответствует Северному магнитному полюсу Земли. Сегодня много говорят о том, что он беспрестанно дрейфует и переместился едва ли не в Сибирь. «Все это несерьезные вещи – он, как был в Канаде, так пока там и остался», - считает Владимир Чуков.
Опробовать технику и бросить ее в Канаде?
Далее полярники посетят самый северный поселок Канады, откуда им предстоит возвращаться домой. Там они оставят технику и снаряжение. Вывезти их оттуда, по словам В.Чукова, невозможно, но есть надежда, что через год-полтора участники экспедиции вернутся туда, сядут на эти машины и совершат турне по Аляске, Берингову проливу и Чукотке.
Во время экспедиции будет опробовано и испытано различное оборудование и снаряжение российского производства, путешественники составят отзывы, отчеты и рекомендации. Это касается и одежды, и новых современных изделий, внедряемых в автомобилестроении. Так, например, в одежде будет применен утеплитель, изготовленный в Подольске. Испытание продукции отечественных производителей Арктикой поможет отраслям промышленности подняться выше, полагает Владимир Чуков.
Участники экспедиции будут проводить сбор образцов снега, наблюдать за животными, в частности, за белыми медведями. Экспедицию обеспечат самыми современными средствами связи (на каждой машине установлен комплекс аппаратуры, включающий спутниковую систему телефонной связи «Иридиум», бортовые компьютеры, системы навигации GPS и «Глонасс»). Достигнута договоренность о сеансах связи – в формате Интернет- или радиоконференций – с Северным (Арктическим) федеральным университетом в Архангельске и, возможно, с геофаком МГУ имени М.В.Ломоносова.
Две машины по 3 миллиона
Другой участник будущей экспедиции Илья Фрейдович более подробно рассказал о машинах, на которых он и его товарищи совершат необычное путешествие. У них по шесть колес, давление в шинах составляет 0,1-0,2 атмосферы, поэтому проколоть их практически невозможно – разве что наехать на торчащий гвоздь или острый сук дерева. Колеса гладкие – как показывает практика, такие лучше всего «цепляются» за лед. Кузов у этих машин высокий и широкий. Сконструированы они Николаем Никульшиным, который также станет участником экспедиции (за плечами Николая – многократные экспедиции и автопробеги, а конструированием вездеходов на шинах сверхнизкого давления он занимается в течение 10 лет). Машины уже изготовлены и в конце прошлой зимы – начале лета прошли испытания. Во время тестовых поездок расход топлива составил 25-30 литров на 100 километров. Ориентировочная стоимость каждой из двух машин – 3 миллиона рублей.
Вездеходы для новой экспедиции
У машин, которые участвовали в арктических экспедициях прежде, не было водоизмещающего корпуса, добавляет журналист и фотограф Андрей Куприн, также участник «Полярного кольца». Они держались на плаву только благодаря водоизмещению колес. Новая машина имеет герметичный корпус. Вода туда, если и попадает, то только в минимальных количествах.
А Андрей Бобровский, который будет выполнять в экспедиции функции видеооператора, сетует, что в паспортах любой видеоаппаратуры указано: «Использовать до нуля градусов». Существуют, конечно, приспособления, позволяющие сохранять камеру сухой и теплой, однако в условиях экспедиции сделать это будет довольно трудно. Также Андрей говорит о том, что он и его коллеги в ходе путешествия будут «помещены» в постоянный конфликт, агрессивную среду, и ему интересно исследовать эту сторону человеческих взаимоотношений: какими люди войдут в эту среду и какими они из нее выйдут.
Всего в экспедиции примут участие 8 человек: четверо «бывалых» и четыре новичка.
2 декабря в РИА "Новости" на Зубовском состоялась пресс-конференция, посвященная экспедиционному проекту "Полярное Кольцо-2014". Бизнес-зал Международного мультимедийного пресс-центра не вместил всех желающих, поэтому пресс-конференцию перенесли в Стеклянный зал пресс-центра.
На пресс-конференции.
В ходе встречи собравшимся были представлены участники будущего трансполярного перехода. Руководитель экспедиции Владимир Чуков рассказал о предстоящем маршруте, о задачах, которые стоят перед участниками, о работах, которые предстоит выполнить в интересах партнеров экспедиции. Журналистами были заданы вопросы, касающиеся конструкции нового вездехода "Арктика". Также была затронута актуальная на сегодняшний день тема глобальных климатических изменений, происходящих на нашей планете, которые ярче всего проявляются именно в Арктике.Картинка №1190 В сообщении руководителя экспедиции прозвучала тема, связанная с судьбой пропавшего в августе 1937 года самолета Н-209 Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского. По одной из версий аварийная посадка самолета могла быть осуществлена экипажем в районе канадского острова Элсмир, где паковые льды держатся крайне долго, переходя в шельфовый ледник, покрывающий несколько узких заливов-фьордов, уходящих на юг, вглубь острова. В этих местах, по непонятным пока причинам, поиски останков самолета и следов пребывания экипажа никогда не велись.
Поскольку путь путешественников лежит вдоль острова Элсмир, члены экспедиции намерены посвятить несколько дней обследованию этого района с целью анализа возможности совершения посадки тяжелого самолета, каким был Н-209, а, возможно, и обнаружения следов событий 1937 года. Свои исследования путешественники планируют провести с помощью гексакоптера - летательного аппарата, оснащенного видеокамерой. Картинка с высоты 50-100 метров будет передаваться на бортовой компьютер, на котором можно будет отметить координаты точек, вызвавших наибольший интерес, для последующего их визуального обследования.
Этот беспилотник будет также использоваться при движении по дрейфующим льдам для ведения ледовой разведки и выбора пути движения в условиях непроходимых торосов, трещин или полыней. Послужит это оборудование и исследовательским целям, а также для съемки уникальных кадров с высоты птичьего полета. Благодаря новейшей видеокамере CANON, способной осуществлять подводные съемки, путешественники рассчитывают отснять уникальные кадры, которые войдут в будущие фильмы
Также на пресс-конференции было заявлено о возможности организации радимостов и интернет-конференций с маршрута. Это позволяет осуществить современная спутниковая система телефонной связи Иридиум, предоставляемая нашими партнерами компанией Сателлит-Телеком. О проведении таких сеансов связи и интернет-конференций уже существует договоренность со студентами Северного Арктического Федерального Университета (САФУ, г.Архангельск)
Не остались без внимания и вопросы медицины, питания, режима движения на маршруте и другие интересные темы.
Совсем немного времени осталось до начала трансполярного перехода из России в Канаду через точку Северного полюса.
От арктических морозов участников экспедиции "Полярное Кольцо-2014" будет защищать одежда с новым уникальным утеплителем Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) производства Фабрики Нетканых Материалов «Весь Мир».
Разработанную специально для экспедиции одежду и спальные мешки с утеплителем Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) передали участникам экспедиции.
Торжественная передача специальной экипировки (производитель – компания «BASK») с утеплителем Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) прошла на новой производственной площадке Фабрики «Весь Мир» при активной поддержке Администрации города Подольска и Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности. Первые лица Фабрики провели для присутствующих специальную экскурсию по единственной в России линии, на которой производится уникальный утеплитель из микроволокон Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт), разработанный специально для применения в суровых условиях Арктики.
«В этот раз мы практически со всеми нашими партнёрами выстроили отношения не просто как со спонсорами, – сказал Владимир Семёнович Чуков. – Нам важен тот факт, что одежда, автомобили и другое оборудование, которое мы будем использовать, производится в России – это даст возможность различным областям отечественной промышленности подниматься всё выше и выше. Утеплитель Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) не уступает по своим характеристикам тому, что мы использовали раньше. Но разница в том, что этот утеплитель – отечественный, производится в России, в нашем родном Подольске».
Уникальным свойством утеплителя из микроволокон Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) является гидрофобность. А главным преимуществом – высокое тепловое сопротивление, которое обусловлено большим количеством «изолированных ячеек» из микроволокон, с воздухом на единицу объема, по сравнению с обычными волокнами, используемыми в утеплителях российского производства.
Участники экспедиции «Полярное Кольцо-2014» будут долгое время находиться в самых суровых условиях Севера, достигнут Северного полюса, смогут оценить главные преимущества новейшего утеплителя: надежную защиту от холода, гидрофобность, уникальную систему теплообмена, комфорт и свободу движений, износостойкость, функциональность. Таким образом, Sh® Loft (ЭсЭйч® Лофт) станет единственным российским утеплителем, на практике протестированным в жёстких условиях холода и гарантированно защищающим человека даже от самых низких температур.
ООО «Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир» - один из лидеров российского рынка по разработке и производству утеплителей Sh® (ЭсЭйч®) для швейной отрасли. Компания производит и продает нетканые материалы для других отраслей промышленности, инвестируя в технологии производства, что способствует развитию промышленности в целом.
27 января в Подмосковье прошла встреча с партнерами предстоящей экспедиции "Полярное Кольцо - 2014". В ходе встречи была продемонстрирована экспедиционная техника - вездеходы, на которых путешественники планируют пройти очень сложный маршрут по льдам Северного Ледовитого океана к берегам Канады через точку Северного полюса.
5 февраля на Подмосковной базе Экспедиционного Центра "Арктика" прошла погрузка и отправка вездеходов и экспедиционных грузов к точке старта предстоящего трансполярного перехода "Полярное Кольцо -2014" - г. Новый Уренгой.
Участники экспедиции планируют вылет в Новый Уренгой 10 февраля, чтобы быть на месте к моменту прибытия экспедиционной техники.
Участники экспедиции "Полярное Кольцо - 2014" вылетели к точке старта
В ночь с 9 на 10 февраля часть команды предстоящего трансполярного перехода вылетели из аэропорта Внуково в Новый Уренгой. Это руководитель экспедиции Владимир Чуков, Сергей Фенев, Андрей Куприн, Андрей Бобровский и Алексей Исаев. Спустя сутки к ним присоединятся остальные участники экспедиции. Вечером ожидается прибытие экспедиционной техники и грузов в Новый Уренгой в сопровождении Василия Шефера.
Новости экспедиции "Полярное Кольцо - 2014": Вот мы и добрались до Нового Уренгоя. Город встретил нас коротким но солнечным днем, тридцатью градусами мороза и прекрасно обустроенной "Базой дальнобойщиков". В полной мере присутствовала и радость человеческого общения. В аэропорту нас встретил большой поклонник езды по бездорожью и любитель экстримальных северных путешествий и Действительный член Русского географического общества Александр Еликов, а на вышеупомянутой базе нас ждал ее хозяин Рудольф Анзельм. Рудольф любезно предоставил в распоряжение экспедиционной группы не только теплые и чистые помещения для ночлега, но и, что гораздо важнее, отапливаемые производственные площади для финальной сборки и погрузки вездеходов и прицепов, доставленных на базу вечером. Кстати, для встречи с участниками экспедиции на "Базу дальнобойщиков" подъехали и такие известные в Новом Уренгое люди, как начальник финансового управления города Константин Егоров, советник городского главы Игорь Подовжний и руководитель джип-клуба поселка Пурпе Андрей Меньшиков (все они участники серьезных экспедиционных проектов). Ну а закончился день героической разгрузкой фургона, огромный кузов которого был доверху забит рамами прицепов, запасными шинами-оболочками, продуктам и экспедиционным снаряжением. На этом первый день экспедиции подошел к концу. Завтра нам предстоит разгрузить оба вездехода (предварительно поставив их на колеса), а затем заняться их загрузкой и параллельно окончательной подготовкой к большому северному переходу.
Совсем скоро из Нового Уренгоя отправится уникальная экспедиция "Полярное Кольцо-2014". Конечная точка, добраться до которой экстремалы рассчитывают к началу лета, находится в Канаде. Там же они расстанутся с чудо-техникой. Во время работы участников предстоящей экспедиции над вездеходами их посетили репортеры телевидения Нового Уренгоя "Сигма".