Эта статья может спасти вам жизнь. Безопасность на Эльбрусе.




Мы продолжаем серию статей о безопасности на Эльбрусе. Эта статья может спасти вам жизнь.

Вешки

Несомненно, они нужны. Много и часто. Но все в основном говорят о том, что надо, а делают что-то единицы. Это вам, Жители форума под неизвестными Никами. И через каждые 4 метра хотят поставить, и трос натянуть от Восточной через Пастухова вниз. Для справки: путь от Бочек до Западной = около 12 км. Пусть даже маркировать лишь верхнюю половину. 6000/4 = 1500. А если прибавить предложенный забор от Восточной вниз, чтобы никто не проскакивал мимо поворота на Пастухова, то можно еще сотенку накинуть.



Завинчивать надо естественно в лед – это даже новички знают, а вот КАК еще никто не сказал. В июне доставил недостающие вешки от Пастухова до 5000. Ввинтил 18-см ледобур, вешки (1,5-метровые бамбуковые палки) очень плотно сели в эти гнезда на всю глубину. Через 40 часов шел на вершину мимо них. Две из семи уже стояли под 45 градусов. То ли их спускающиеся сломали, то ли, что более вероятно, просто разболтало ветром. Несколько старых вешек (коротких 70см крепких веток березы), посаженных глубже (то есть торчащих лишь на полметра максимум), тоже разбили себе хорошие гнезда в почти еще зимнем льду, хотя, конечно, не за два дня. Но и рычаг совсем не тот. Эти полуметровые вешки очень часто засыпаются первыми летними снегопадами, и потом их до августа просто нет.

Значит надо заливать еще и водой, как бы плотно вешка не сидела. И тут тоже комментарий – не днем, так как вода уходит куда-то (проверил), а хотя бы утром, чтобы сразу вмерзала. Или много воды. Тем, кто хочет, чтобы вешки стояли "не один год" - мое мнение – это должны быть 2-метровые алюминиевые трубы завинченные наполовину и залитые водой. Остается добавить, что лед был твердый, зимний. Ледобуры доворачивал инструментом. Трудоемкость изрядная.

GPS

Конечно, их прокат спасет кому-то жизнь. Но и убьет кого-то. Я считаю, что трупов станет даже больше. Люди начнут идти в любую погоду, полагаясь на этот самый навигатор. Два аспекта – надо уметь им пользоваться – не просто в солнечный день на склоне – это и обезьянка сможет, а в непогоду, на высоте. Да, ничего сложного, несколько точек – иди и все. Знаю. Но как часто люди, имеющие GPS в личном пользовании не один год, паниковали, когда снег набивается везде, заметает экран, ветер сбивает с ног. А если еще и горняшку прибавить?



У спасателей GPS нет, как это не прискорбно. Второй аспект – навигатор не всегда связывается со спутниками в непогоду. И если в Вашей практике он Вас всегда спасал, то это вовсе не значит, что он не может подвести. Об этом надо помнить.

Спасатели

Их не будем трогать - служба их "опасна и трудна", есть хорошие ребята, но они не Боги. Факт – на Горе в непогоду шансов, что Вас найдут живым после вашего звонка, совсем не 100%. После этой фразы глупо, казалось бы, говорить о том, уходить или оставаться, если вы сбились пути в непогоду. На форуме мне об этом говорили. Я считаю, что стоит остаться. Шансов спуститься "на удачу" даже у "опытных" (3-5 раз в жизни на Эльбрусе) практически нет. Надо пытаться спуститься по тропе вниз, пока Вы уверены, что Вы НА ТРОПЕ. Если нет, я бы вернулся туда, где был насчет этого уверен. Есть только одна тропа с вариантами до 50 метров в стороны. Все остальное – трещины. Даже такое мирное Седло, на котором многие из Вас были.


Если не просто зарыться в снег, а выкопать хоть метровой глубины траншейку и закрыть ее рюкзаками, то есть неплохие шансы переждать до некоторого прояснения. Да, три ночевки не прожить никому – согласен. Но так, чтобы мело трое суток без перерывов и просветов, бывает очень редко. К тому же если Вас пойдут искать снизу, то шансы быть обнаруженным, Вы имеете, лишь находясь очень близко к тропе. Даже свисток, слышный в ясный день на десяток км., в пургу "пробивает" лишь на полсотни метров. Это мы тоже проверили 6 июня. А если Вы начали искать дорогу сами, а "вдруг" не получилось, то Вам уже никто не поможет. Не говорю уже о падении в трещину.

Хижина

Это здорово было бы. Если исключить фактор того, что люди опять же будут надеяться на нее и идти в любую погоду. Не думаю, что если бы в мае эти люди нашли хижину и просидели в ней три ночи неакклиматизированные, без воды и тепла, то все они выжили бы. Но шансы бы возросли, несомненно.

Про конструкцию – мнение. Вход сверху – набьется снег, который потом будет лежать там вечно. Вход только сбоку. Дверь только внутрь – это понятно, думаю всем. Сваи небольшие помогли бы быть хижине незаметенной, но технологически это очень трудно. Вот от хижины можно было бы растянуть троса в стороны или стационарные вешки поставить в радиусе 50м через каждые три метра, чтобы промахнуться было трудно. Господа – виртуальные восходители с форума, хватит про восстановление Приюта 11, это тут не причем! Съездите хоть на Эльбрус перед тем, как о нем говорить. Около него сейчас четыре новых приюта и если Вы будете терпеть бедствие и дойдете туда, Вас там, несомненно, приютят!

Гиды

Нельзя идти в гору с неизвестно с кем, лишь бы было дешево. Новички Эльруса, объявляющие себя новыми туроператорами и новые "гиды" с опытом работы 3 месяца на горе, спокойно не выполняют обязательства, бросают и теряют в горах своих клиентов. И не боятся этого делать ни с россиянами ни с иностранными гостями. Такие компании и гиды знают, что как правило, в 90% случаях ни клиент ни зарубежный агент не смогут предъявить претензию. Лучше серьезно задуматься, чем на карту поставиить свою жизнь. Клиент "не в теме "не может знать, что с их "гидами" отказались работать уже все серьезные компании. Лучше никакого гида, чем плохой. Даже прямо скажу – про тех, кто остался. Лишь 3-4 компании в Приэльбрусье из 20, серьезно задумываются при подборе гидов.



Акклиматизация

Вещь, которую никто не отменял. Есть, конечно, тактика вечерком заброситься на бочки, ночью сбегать и утром свалить, пока не "накрыло". И люди это делают иногда. Но задержался на пару-тройку лишних часов и все – не успел. Или неожиданно "пришло", сел в снег, желания бороться уже нет. Желающие могут найти кучу информации о преимуществах акклиматизации и авариях, связанных с ее отсутствием. Лучше сто раз вернуться, чем один раз не вернуться. Но об этом никто не думает на Горе.

Пример. Заброска на бочки. Сразу из города, первым рейсом канатки. И даже несмотря на хорошую физическую, первые три дня мы можем принимать только обезболивающие, иначе жить было невыносимо. Без достаточного времени на акклиматизацию , никто не в состоянии себя хорошо чувствоать. Так что все же следует потратить 5-6 дней, чтобы потом с удовольствием сходить, а не бежать в первое же окно хорошей погоды с неплохими шансами остаться там насовсем при несбывшемся прогнозе.

Способы решения ситуации

Думать, что делать надо ДО того, как прижало, а не после. Про спуск сказали. Фумаролу на седле кто-то не видел, кто-то вообще о ней не слышал, попробую выложить фотки. Сейчас выхода даже два. Ребята на форуме писали, что рыли траншею много часов. Это не в снег зарываться. Уверен – на Седле можно вырыть на полтора метра вглубь минимум. Не надо копать себе гробик на 30см. Без движения долго не пролежишь. По крайней мере, живым. Хочешь жить – надо что-то делать. Это и панике не дает расти. Покопайтесь в Интернете – Хумар несколько дней ходил по пятиметровой полке намного выше Эльбруса и выжил. Может, были шансы все же?

Отношение к Горе

На форуме каждый второй называет Гору «Эль», вырабатывая на подсознательном уровне у впервые читающих пренебрежительное отношение к Горе. Тут есть люди, побывавшие на вершине свыше полусотни раз, и ни один из них ни разу не произнес этого слова. И рветесь в любую погоду потом, ведь «тысячи ежегодно заходят», ведь «так трудно выкроить отпуск», ведь «деньги»… А кто-то уже никогда не возьмет отпуск.



Размещение информации

Прогнозы погоды. Памятники. Какую информацию размещать? Особенно понравилась мысль про координаты на каждой вешке. Это здорово – при -20 с ветром, при видимости три метра забивать координаты. Конечно, плакаты с основными правилами не помешают, но их в МЧС сейчас и так выдают при регистрации. Да и все это даже третьеразряднику известно.

Кто был на кладбище альпинистов хоть раз, тот по-другому смотрит на все. Тем более жестким уроком становится гибель друзей. Около Приюта 11 есть достаточно большой мемориал. Чуть выше еще три таблички. Две – на Пастухова. Списки погибших на стенах – как минимум не этично.

Прогнозы погоды меняются каждые три часа. Так или иначе, всегда можно вовремя уйти вниз, если голова хоть немного работает. «Внезапно» - это не меньше часа. Этого времени хватает обычному человеку пройти 3км от вершины до Пастухова.

Следуйте этим не сложным советам. И ваши родные с радостью снова увидят Вас!



Фото: Команда приключений Альпиндустрия, kp.ru, Письменный Е., risk.ru


http://www.alpindustria-tour.ru/ttypes/14/articles/181.html

Комментарии гостей (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Дмитрий »» | 28.04.2014 23:35
  
7
Странно, ноги есть, а человека на них нет.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU