ПАШЕЧКА


Алексей КОЗЛОВ о Павле Самойлине
(из книги "Соревнования юных на скалах: 1971 год - ..." ):

Мы выросли в 70-х. Мы "ходили" в походы, еще не научившись толком передвигаться на своих двоих . Ребёнком я игрался с детьми Першиных, Самойлиных, Лапшиных, пока наши родители лазили по окрестным скалам. Мы пропитались той свободой, лихими звуками гитары, запахом костров. Мы выросли на идеологии "шестидесятников", на книжках Фенимора Купера, Жюля Верна, Майн Рида. Это звучит слишком пафосно?

Но тогда мы жили в такой атмосфере - постоянной романтики. Мы не приходили на помощь, - мы старались помочь до того, как об этом попросят. Забираясь ночью на скалы или сидя у костра, мы с Пашей не раз формулировали те понятия о чести, которые я надеюсь пронести через всю жизнь.

У нас с ним были свои правила. Нельзя говорить другу "нет", если он просит о чем-то. Чего бы тебе это не стоило. Нельзя показывать свою слабость. Умри от усталости, но улыбайся. Можешь бояться, но никогда не показывай свой страх. Не обманывай ради выгоды. Играй по честному. Никогда ничего не жалей. Не жалей себя. В моей памяти десятки историй про нас. Как мы жили на последние (давно уже общие) деньги в Кры-му, уповая лишь на соревнования, на которых Пашечка обязательно что-нибудь, да выиграет, и мы сможем купить билеты до дому. Как мы тренировались "на смелость", пропуская по три оттяжки на трассе. Как барагозили. Как влюблялись. Как приходили друг другу на помощь. Я стал тем, кто я есть, вместе с Пашей. Благодаря Паше.

Мне кажется, он рос в окружении всеобщей любви и восхищения задолго до нашего знакомства, до первых спортивных успехов. Наверное, в этом была главная причина его постоянной открытости миру. Он был любимчиком. Он был везунчиком. Сначала наша секция, потом весь наш город, а потом и большая, я думаю, часть скалолазов страны радовались его успехам. Я помню, что много лет в стране вообще не стоял вопрос, кто выиграет соревнования. Вопрос был: выиграет ли и в этот раз Паша или нет.

В Свердловске его любили невероятно. Девчонки его обожали. Им гордились. Думаю, он это понимал и нисколько не напрягался по этому поводу. Воспринимал это как должное.
Суть в том, что при всем этом Паша отдавал окружающим в разы больше позитивной энергии, чем получал. Устоять перед его обаянием было невозможно: он просто подходил и здоровался (за руку с десятилетними детьми), или помощь предлагал, или дарил что-нибудь…

Вообще, он постоянно раздавал какие-нибудь подарки. Из первой поездки в Швейцарию он привез килограммы неизвестных нам "Сникерсов" и "Баунти" и тут же скормил их девчонкам. Деньгами тогда стеснялись награждать, и он не раз отдавал "ненужные" ценные призы за победу первым же, кто высказал восхищение вещами. Легко мог снять с себя редкие тогда "фирменные" футболку, спортивную куртку и подарить их обратившему на них внимание.

А уж когда влюбился! У Танюши квартира была розами зава-лена. Её сестра, в конце концов, просто заявила, что на порог его не пустит больше с такими огромными букетами. Не помогло, кстати. В случайных разговорах он был позитивен, но серьезен. Никогда не кривлялся. Это нравилось и взрослым и детям. Хотя с юмором у него было все в порядке. Любил пошутить. Вообще, характер был у Паши скорее спокойный.

Ага, вот, сейчас пишу, и вспоминаю, что при всем своем "спокойном" характере он постоянно придумывал какие-то приключения, вечно тянул всех за собой. Неуёмной энергии был человек. Он был всегда заряжен на победу. И не только на трассе. Любое показанное движение на турнике, тросе, удачный бросок мяча, гимнастическое упражнение было поводом для бесконечных попыток повторить увиденное и сделать это лучше. Увидев, как я стою / хожу на руках, Паша буквально за пару недель научился этому. Как заведённый, все пробовал и пробовал удержать равновесие.

Мы могли часами играть в баскетбол, теннис и прочие едино- борства, пока (по сумме побед) он не одерживал вверх. Иногда я специально начинал (незаметно!) поддаваться, понимая, что ни к чему сопротивление не приведет. Он все равно добьется своего. Иногда, "в воспитательных целях", я говорил ему, что пролез такую-то трассу. Если он попадался на эту удочку, то мог часами мучить её, пока не проходил её целиком, без срывов.

Через секунду после срыва Пашечка уже улыбался, спускаясь на веревке. Он почти никогда не рефлексировал по поводу неудач. Да и планов-то он особых не строил. Со стороны вообще казалось, что он не относится к выступлениям серьезно. Что, конечно же, было видимостью. Просто любое, даже удачное выступление было важно не само по себе, а лишь как повод для изменения в чем-то плана тренировок. Вот пишу и сам себе не верю . Но, ей-Богу, так и было. Выступив, мы садились в гостинице, в поезде и думали - что не так?

А понять, за счет чего он так лазил, было невозможно. Страхуя его чуть не ежедневно и от природы обладая пытливым умом, я много раз расчленял его технику на составные элементы, искал ту изюминку, которую можно было понять, перенять и использовать. Тщетно. Техникой Паша обладал почти идеальной, и ногами он работал, как бог, это да, но особых хитростей в ней не было.

И сразу вспоминаю его "фирменные" финиши, с вщелкивани-ем оттяжки, болтаясь на одной руке. Ух, как я злился на него за эти неоправданные понты! Он был лучшим скалолазом России 90-х. Я считаю (пусть это звучит крайне самоуверенно), что наше поколение (рожденных в начале 70-х) создало этот вид спорта заново. Старое лазание по скалам имеет отношение к современному такое же, как и чемпионат Национальной Хоккейной Лиги к соревнованиям по настольному хоккею. Просто совпадение названий.
Правда, большинство из нас так и ушло из спорта, не добив-шись особенных успехов, лишь отдав часть своей жизни борьбе за новое. Единицы проскочили "смутное время".

Он был упорным. Поняв (по сути, придумав!), что существует такой элемент, как "накат на пятку" (а это чисто тренажерная техника), мы потратили с ним пару недель, занимаясь исключительно этим движением. То же с физподготовкой. Решив, что силы у него недостаточно, Паша стал проводить в зале на час-два дольше, придумывая все новые и новые упражнения с грузом.

Вспомнил! Ему и этого мало было. Он откуда -то притащил домой гантели и блины от штанги, занимался ещё и по выходным. Чем бы он ни занимался - растяжкой, балансированием на тросе, бегом на выносливость, - он упорно, изо дня в день, тратил свое время на достижение более-менее приличного результата. Со стороны казалось, что он лезет, особо не напрягаясь. Многим это дало повод говорить о "генах".

Действительно, гены были. Наше поколение - это первое "второе поколение" скалолазов, простите за ужасную тавтологию. И объяснение победы пятнадцатилетнего паренька во взрослом чемпионате СССР 1990г. просто напрашивалось само собой. И еще ему, дескать, повезло "перепрыгнуть Журкина". Сейчас, когда поколение за поколением клаймеров свободно заявляет о себе на взрослых российских соревнованиях, я опять слышу эти старые песни.

Но правда в том, что большая часть носителей "феноменаль-ных" генов так и не добиваются сколько-нибудь приличных результатов. А слабенькие, прооперированные на сердце еще грудничками, дети автослесаря и бухгалтера способны взойти на мировой пьедестал. И дело даже не в упорстве. Дело в невидимой со стороны силе, заставляющей бороться до конца. До победы.

Помню ТОТ день... Он уже погиб, но мы этого ещё не знали. И сидели с Аней Пиуновой на кухне и говорили о наших друзьях: все они безвозвратно становятся взрослыми, "забуревают". Теряют связи со скалами. Уходят с головой в быт. И лишь Пашка Самойлин все еще остается тем же светлым мальчиком, которого мы любим.

А он уже погиб, но мы этого ещё не знали. Так он и остался светлым мальчиком. Правда, теперь только в нашей памяти. В этом вся трагедия. Мы потеряли надежного друга, который бы уже никогда не "скурвился", которого бы уже никогда не сломали бытовые проблемы. Те жизненные стержни, которые в нем были, не дали бы ему этого. Уже нельзя было бы стать лучше. И хуже - тоже никак. Примеры таких людей есть, и в скалолазании тоже. Но я даже называть этих людей боюсь, чтобы не смущать их. Смотришь на них тихонечко и любуешься.

Так получилось, что больше пятнадцати лет мы с Тамарой Ивановной и Танюшей Самойлиной проводим соревнования для самых маленьких, посвященные памяти Паши. И каждый раз, из года в год, я думаю - что мне сказать им, самым маленьким? Старайтесь добиться успехов, каких добился Паша? Они и так стараются, как могут. Да и - у каждого свои цели, своя судьба. Будьте такими же открытыми миру, каким был Паша?

Я думаю, этому нельзя научиться. Можно лишь создать условия для этого, с рождения окружить человека любовью. И надеяться на чудо. Соблюдайте правила жизни достойного человека - будьте сильными, добрыми, смелыми? В мое время существовал дух товарищества, ощущение избранности, чувство локтя. На скалах - ЖИЛИ. Ты или принимал эти правила игры, или уходил, в конце концов, из спорта. Мы не смогли уже сохранить, передать этот дух 80-х - 90-х следующему поколению. Он потерян и невозвратим, как зелёный луч на закате. Невозвратимый, но - не забываемый!

Многие ли из умеющих лазить готовы сегодня заниматься с детьми бесплатно? Ради чего вы будете тратить на этих ребят свое время? Чему хотите научить этих мальчиков и девочек? Мир изменился. Нельзя научить хорошо лазить, человек может научиться этому лишь сам. Нельзя воспитать Человека. Это глубоко внутренний процесс - когда юноша не только приспосабливается к окружающей действительности, но и шаг за шагом вырабатывает свои собственные принципы, правила существования в окружающей среде.

Однако в том-то и дело, что действительность разошлась со скалолазанием. Мир стал больше. Теперь окружающая среда - это дом подростка, школа, друзья, интернет. Там его жизнь. Здесь только спорт. Обучение узкоспециализированным видам подвижности.
Так что я - как учитель химии. Помогаю приятно, с интересом провести время. Развлекаю. Правда, у меня есть Настя, которой я очень осторожно, чтобы не надоесть, иногда рассказываю, каким был её отец. Мой друг.

Источник: http://www.alpclub.ur.ru

Послесловие:



Павел Самойлин (1974 - 1996)


Родился 2 ноября 1974 года в семье известных скалолазов.
10 декабря 1996 года погиб в автокатастрофе.

Мастер спорта международного класса,
Чемпион Мира,
Обладатель Кубка Мира,
Лучший скалолаз России 1991-1996 гг.

На 1 этаже нашей БАШНИ оформлен стенд-выставка, посвященная трагически погибшему в автокатастрофе в самом расцвете своего таланта Павлу Самойлину, без сомнения лучшему СКАЛОЛАЗУ начала 90-х годов в России. Он один из первых в России вышел на мировой уровень и занимал призовые места на престижнейших мировых соревнованиях...


Один из этапов Кубка России

посвящён памяти этого замечательного человека и спортсмена.

В Крыму есть трасса "Удалец Пашка", 8а (трасса названа в память о чемпионе мира, СССР и России Павле Самойлине).

Он был лучшим ...


В 1990 г. стал чемпионом России, затем абсолютным чемпионом СССР. В 1991 г., вторично выиграл чемпионат СССР, а на первом в истории чемпионате мира в Германии занял 4 место в лазании на трудность.

Весной 1992 года в Базеле (Швейцария) выиграл первый юношеский чемпионат мира, получил серебряную медаль на этапе Кубка мира в Австрии. В 1995 году на этапе Кубка мира в Бирменгеме - 3 место в лазании на скорость.

В январе 1996 г. завоевал бронзу (скорость) на чемпионате Европы в Париже, а в сентябре в родном Екатеринбурге стал обладателем Кубка мира в лазании на скорость.

Мама и отец - знаменитые скалолазы, многократные чемпионы и призеры чемпионатов СССР. В 1982 году отец Михаил Самойлин трагически погиб и Паша остался старшим мужчиной в семье, рос трудолюбивым, старательным и просто очень хорошим мальчиком. Женился, жена Татьяна так же серьезно занималась скалолазанием, теперь - детский тренер. Главным достижением Паша считал рождение дочки Насти.

10 декабря 1996 года автокатастрофа оборвала светлую жизнь Паши. Первые соревнования его памяти был организованы уже в феврале 1997 г. С тех пор каждый новый спортивный год сильнейшие скалолазы нашей страны открывают сезон в Екатеринбурге с турнира памяти Павла Самойлина - первого этапа Большого Кубка России.


Леонид Лапшин:

"Воспоминания убеждают нас в том, что в свои 22 года Паша состоялся как личность, что он был хорошим сыном, заботливым мужем и отцом. Результаты его выступлений на соревнованиях не оставляют сомнении в том, что Паша был выдающимся спортсменом, а отзывы сверстников и окружающих его спортсменов - в том, что он был отличным другом и товарищем. Убежден, что у каждого, кто хорошо знал Пашу, осталось в душе что-то очень сокровенное и светлое, что трудно высказать словами. Память о нем согревает наши души. зовет к доброте и мудрости, помогает родным и близким пережить утрату бесконечно дорогого им человека."

Салават Рахметов:

"После чемпионата СССР 1991г. в Бахчисарае, где Паша выиграл лазание ни трудность, мы я, Паша, Джек, Венера и Флюра поехали на открытые соревнования в Словению. После соревнований я и Паша решили остаться полазить на скалах. Сначала мы поехали на скалы в районе города Турнова. лазили па скале Пантеон возле деревни Мала-Скала. Приехали туда поздно вечером, решили заночевать прямо под скалами. Утром поселились в кемпинге «Остров» в 300 метрах от скалы.
Паша показывал чудеса выносливости и смелости. Эти скалы Пашу немного удивили не тем, что они из прессованного песка, которые называются песчаником, а тем, что крючья находятся друг от друга от 4 до 10 метров. Паша смело проходил сложные участки скалы не боясь срывов, а срывался он довольно часто, так как выбирал самые сложные маршруты. Через три дня мы пролезли все маршруты на этой скале.
С Пашей было весело и просто. Oн был отличным парнем, без каких-либо комплексов. Впоследствии мы часто встречались на скалах Крыма и вместе выезжали на международные соревнования в составе сборной команды страны."

Лучшие результаты:

3 место - скорость - чемпионат Европы - Paris 1996
1 место - скорость - Кубок Мира - Екатеринбург 1996
10 место - трудность - чемпионат Мира - Genиve 1995
5 место - трудность - Кубок Мира - Birmingham 1994
6 место - трудность - Кубок Мира - Toulon 1993
4 место - трудность - Кубок Мира - Zьrich 1993
8 место - трудность - чемпионат Мира - Insbruck 1993
6 место - трудность - Кубок Мира - Laval 1992
2 место - трудность - Кубок Мира - St. Pцlten 1992
9 место - трудность - чемпионат Европы - Frankfurt 1992
1 место - юношеский чемпионат Мира - Basel 1992
4 место - трудность - чемпионат Мира - Frankfurt 1991

Много раз Павел Самойлин становился чемпионом России. Еще о его выступлениях на странице "История скалолазания Свердловской области".

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU