Отдельные представители рода человеческого почему-то считают, что вправе распоряжаться собственной жизнью по собственному усмотрению
Новогодние каникулы приносят нам новости не только о праздничных гуляниях, развлечениях и застольях, но и тревожную информацию о трагедиях и травмах, случившихся на отдыхе. И дело не только в том, что в праздничные дни говорить больше не о чем. Наши развлечения становятся все более экстремальными, опасными для жизни.
Это, видимо, свойство обитателей городской цивилизации – искать опасных развлечений, испытывать драйв от риска. Жизнь офисного клерка монотонна и однообразна. Повторяющийся раз за разом «день сурка» утомляет больше, чем труднейшая физическая работа. Хочется эмоциональных впечатлений, выброса адреналина. И мы ищем все новые и новые способы получения острых ощущений. Отсюда – увлечение горными восхождениями, экстремальными видами спорта, гонками на выживание. Сообщениями о результатах подобного отдыха пестрят СМИ и Интернет.
Только в эти новогодние каникулы туристы погибли в кавказских горах, пострадали при катании с гор в Коломне, упали в пропасть, занимаясь зорбингом. Летом – свой экстрим. Гонки на автомобилях по ночному городу, паркур, тот же альпинизм, опасные развлечения на воде… Наши соотечественники рискуют здоровьем и жизнью во многих странах мира, не задумываясь о последствиях не только для себя, но и для окружающих. Не говоря уже о материальных затратах на спасательные операции. Мы ведь ходим в горы вопреки всем существующим правилам. Не регистрируемся перед восхождением на вершины в соответствующих структурах. Не соразмеряем свои умения и навыки со сложностью маршрута.
В свое время мне довелось побывать на кладбище альпинистов в Приэльбрусье. Впечатляющая картина – множество могил молодых, сильных, красивых людей, проигравших пари с горами. Тогда были глухие советские времена, когда непыльная офисная работа еще не была в большом почете. И я не могла найти ответа на вопрос: зачем люди так рискуют своими жизнями? Догадывалась, конечно, что это своеобразная реакция на повседневную серость, отсутствие жизненных перспектив, протест против невыносимой пошлости бытия… Но тогда увлечение экстремальным альпинизмом все-таки было уделом немногих. Просто потому, что ходить в горы было недешевым занятием, одно снаряжение сколько стоило. Да его еще и невозможно было купить.
Теперь купить можно все, даже острые впечатления. А раз все можно купить, значит, появляются желающие все продать. Спрос рождает предложение. Уже вполне сложилась индустрия экстремального отдыха.. Тебя отведут в непроходимую пещеру и в подземный зловонный коллектор, прокатят на всем, что движется, организуют гонки на выживание и игры с элементами охоты на людей… Все, что угодно, за ваши деньги. Многие из этих акций не вполне законны. Но это мало волнует тех, кто мечтает испытать очередной всплеск адреналина. Отдельные представители рода человеческого почему-то считают, что вправе распоряжаться собственной жизнью по собственному усмотрению. При этом не задумываются о чувствах близких и родных людей. Мы ведь живем в эпоху торжествующего индивидуализма.
Если же вести речь исключительно о легальном экстремальном отдыхе, то хочется, чтобы он был безопасным. Ответственность за это – на организаторах. Занятия зорбингом на краю пропасти или катание на санях с горы на не оборудованной должным образом трассе – это повод для вмешательства административных и правоохранительных органов. Как водится, после трагических происшествий проведут проверки, найдут и, может быть, даже накажут виновных.
Но люди, похоже, уже не перестанут рисковать. Слова «культ» и «культура» – одного корня. Но их как-то не принято в нашем сообществе ставить рядом. Культ риска с культурой потребления новых впечатлений мало сочетается. Сегодняшний урбанизированный индивид при слове «культура», конечно, не хватается за пистолет, как известный персонаж из прошлого. Но он не благоговеет перед культурой. Скорее, готов расстаться с ней ради воссоединения с природой.
Наши рассуждения о культуре потребления отчасти наивны, отчасти занудны. Мы ведь довольно недавно стали активными потребителями всех и вся. Границы общепринятого и беспредельного в удовлетворении наших растущих потребностей все еще размыты. Нам, наверное, еще предстоит научиться жить со всеми нашими комплексами, психологическими проблемами городского жителя, способного черпать впечатления в культурном пространстве, а не на экстремальном маршруте. Маршруты мы выбираем себе сами. Но пространство вынуждены делить с окружающими.
Читая строки Ирины Сизовой, да и не только ее (подобные высказывания часто бередят умы людей далеких от экстрима) конечно понимаешь, что доля справедливости есть в словах. Но дело в том, что все виды экстремального спорта нельзя обсуждать с точки зрения логики. Экстремальные виды спорта (занятий - так лучше будет сказано) иррациональны. Они не поддаются нашему размышлению холодного разума.
У всех экстремалов не возникает вопрос ЗАЧЕМ? Им нравится испытывать риск.. Они не хотят умирать, как всякий здравый человек. Это не входит в их планы. Но они рискуют жизнью.
Думая, что это их подстегивает адреналин, прихожу к выводу что адреналин далеко не самое главное. И вот почему. Потому что тогда (если именно доза адреналина тащит их в горы, в опасные путешествия и прочий экстрим) то куда проще и дешевле достать адреналин и прыскать его, как это делают наркоманы.
Экстремалы же - не наркоманы. Нет, и еще раз нет! Сопутствующий адреналин это лишь малая, ничтожная часть, что их тянет в экстремальные занятия. Их даже тянет не РИСК (сам по себе) что бы быть на грани и ощутить холод смерти и бороться в пределах - жизнь -смерть.
Одних тянет скорость, других высота, третьих прыжки с высоты, и многое, многое другое. Они хотят испытать и восхождения, и спуски, и скорости, и многое другое.
Человек далекий от экстрима, естественно рассматривает это увлечение как порочное, потому что его то не тянет все это. А если не тянет, то понять экстремала ни Ирине Сизовой, ни многим другим противникам экстрима, просто невозможно.
Их рассуждения приблизительно такие: Горами можно любоваться снизу. Приехал, посмотреть, восхитился и уехал. Чего лезть то туда, где очень рискованно для жизни?
Без всяких оскорблений. Ну можно ли с точки зрения философии улитки понять орла парящего высоко в облаках?
Улитка прекрасна сама по себе в этом мире, вместе с ее философией. Но орел так же прекрасен.
Пару строк автора конечно от незнания. Это то что раньше это было дорого, а вот сейчас стало доступно. Сейчас это стало как раз намного дороже.
Так же то, что лезут куда попадя, и не предупреждают (ну нелегалы) Да есть такие, но это минимальное количество. Подавляющее большинство имеют все, и визы и страховки и разрешения.
Но доля правды есть, что развелось много фирм и фирмочек, которые ни за что не отвечают (пока ЧП не случилось) дерут деньги и предоставляют экстрим. Но у нас страна то очень чиновничья - бюрократическая. Всяких там справок, разрешений на разного рода деятельность надо собрать столько, что семь потов сойдет. Так что многие все же весьма профессиональны и просто так, абы кабы за деньги ни с кем не свяжутся потому что знают прекрасно, что отвечать то продеться. Затаскают даже если абсолютно не виноваты.
Что же насчет культуры.
Консерватория, театры, музеи, это конечно прекрасно. Но видимо они не дают того, что дают горы, моря , океаны, пустыни, небо.
Ну как можно сравнивать? Кислое с холодным?
Читая на одном ресурсе вопли , что надо уберечь детей от экстрима, потому что дети дороже всего. И не надо их в секции направлять альпинизма, потому что это риск смертельный. и тут же делается другое направления - это туристические секции.
Ну прямо смешно читать. потому что туризм не менее рискованный вид отдыха. Или идя по ущелью нельзя попасть в обвалы, камнепады? Или нельзя сорваться с обрыва?
И то и другое РИСК. И УВЛЕЧЕНИЕ.
Ограничивать увлечение?
А... направлять культуру на посещение консерватории, в библиотеки, в музеи...
Никогда не знал что восхождения на Эверест мешают повышать свою культуру. Читать книги, ходить в театр, в музеи, в консерватории.
Или так смущают бороды, гитары, рюкзаки? Все так грубо, неотесанно примитивно. Фу!
То ли дело тонкие пальцы скрипача. Фрак. Вивальди. Скрипичный концерт ля минор.
Что тут сказать?
Вот только то что может быть Ирина Сизова только недавно стала "активным потребителем всех и вся" (это в отношении культуры она )
Я например не был ущемленным раньше лет 35 назад и впитывал в себя культурное наследие и своей Родины и мировое. Возможности были!
PS.
Об "офисном планктоне"
Как мерзко. Планктон...
Клерки. белые воротнички.
К тому же никогда не знал, что экстремалы - это люди которые работают в офисах. С подачи Ирины Сизовой, теперь буду знать.
Но я например знаю других экстремалов. Они работают на разных работах, а некоторые высотниками, называется - "промышленный альпинизм". Зарабатывают деньги чтобы все же пойти в горы.
Видимо не с теми людьми я сталкивался...
Случай из жизни. не придуманный.
Один родственник, дальний, сидел в гостях. На него упала люстра.
Умер...
И не надо никакого экстрима. Что бы умереть, надо просто жить.
И вот только не надо о степени риска. Социологической бредятины.
Да количество погибающих в дорожно-транспортных -происшествиях на порядки больше чем в альпинизме, и любом другом виде экстрима.
Но на душу населения (в пропорциях) погибают больше в горах.
И что?
От этого смертей в ДТП меньше?
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
Надеюсь весь сюжет и концовку все помнят.
Это конечно смешно.
А вот смерти в горах, это уже конечно далеко не смешно.
У всех родители, дети, знакомые. родственники.
Увы... за все приходиться платить...
Но ведь мы все равно расплачиваемся жизнями.
Даже тот же самый "офисный планктон"
Рано или поздно... но расплачиваемся...
Бессмысленная статья, в одну кучу все свалила и спорт, и экстрим. Интересно а как эта Ира высоко культурно проводит время, наверное не в кабаках и ночниках, а все по театрам да по театрам. Замените в статье слова горы и экстрим, на кабак и распальцовки , и смысл не пострадает.
Где Ирина Сизова проводит свой досуг - это вообще все равно.
Главное то, что она не понимает, что каждый это решает все же по своему.
Если я не понимаю, как это люди умудряются сидеть по кабакам, и что за удовольствие они получают, то ведь это лишь мое личное впечатление.
Да и почему так однобоко рассуждать? Что плохого в том, что посетив скажем консерваторию пойти в ресторан? (если деньги позволяют.)
Никогда не забуду тот вечер, когда с учеником , скрипачом консерватории, мы пошли в зал консерватории, да еще вместе с моей матерью. Были на концерте чешского скрипача. Играл он занудно и это нас никак не вдохновило. Все было правильно конечно исполнено, но ....
И вот после этого концерта, от которого у нас хоть и не болели зубы, но все же настроение было не ахти какое, моя мать предложила: А не пойти ли нам в Метрополь?
Тогда это было не так дорого. И мы все пошли.
На 6 рублей, мы прекрасно провели время. Без спиртного. И все же нам было весело, мы скрасили унылые часы проведенные в консерватории, где игра скрипача нам просто была не по душе.
Уж до чего я не ресторанный человек (терпеть не могу!) И все же вечер запомнился.
Так что автор явно живет в другой колее. Неизвестно в какой, но другой. И ей экстрим чужд! А что можно сказать как не отрицательное, если чуждо?
Я поставил эту статью лишь для того чтобы поразмыслить над ней, и заодно об экстриме, и как его неправильно понимают.
Просто на западе, да и у нас уже все, что связано с экстримом обернуто в яркую обложку, с соответствующим стериотипом и поведения и т.п. Ирина упустила из виду, тот момент, что многое, что для нее кажется экстримом, для других обычное явление. Да, согласен, есть вещи, где и я молодежь могу назвать отмороженной. В СССР этот момент был вполне регламентирован, у меня даже мама прыгала на парашюте, но все это считалось нормой и называлось спорт. Родные нам доверяют, а мы всегда помним о родных. Но подменять понятия, тоже не годиться.