Нас последнее время пугают концом света в 2012 году. Может индейцы о чем-то и догадывались, а может им, просто стало лень составлять календарь, понимая, что возможно не только они, но и их потомки никогда не доживут до конца смутного 2012 года. Но совсем не эти мысли обуревали меня, когда я собирался в очередную экспедицию в Киргизию. Наш руководитель Сергей Таболин в третий раз собрал команду для покорения лучших рек Тянь-Шаня.
Старт
Данное повествование не отчет по походу, не описание препятствий и способов их прохождения, это вероятнее всего исповедь человека прошедшего через очищение.
В молодости главное в походе для меня была сложность препятствий и набор категорийности походов. Из единички я пошел сразу тридцати процентником в карельскую тройку, а через месяц меня взяли уже в Саянскую четверку. За весну следующего года я сделал руководство 1р, 2р, а летом сходил первую пятерку. Так я очень быстро дошел до руководства 6 к. с. и получил звание старшего инструктора, но в 90-х, я ушел с головою в ТВТ. Каждый год проходило по 3-4 старта: областные, Ралли «Интер-Белая", Праздник водника в Лосево, плюс зона или что-нибудь еще. Это съедало все отгулы и отпуска, которые я успевал заработать. Так все и продолжалось более 10 лет, но пришла молодая смена, и пора стало подумать о душе. В это время мне последовало предложение от ростовской групп пройти поход 6 к.с. по рекам Чилик-Чарын с прохождением Майнакского ущелья. Я уже писал в «Таганок» об этом походе, и о других совершенных с этой группой.
Теперь я три раза был на Майнаке (первопрохождение в 1987 г. по средней воде, пахота в 2008 по малой воде и совершенно завораживающий сплав по паводку в 2009году), опять же три раза прошел «Недоступный» на М.Нарыне (1989 г. по малой воде руководителем, 2010г. по паводку и теперь 2012 по средней, может даже большой воде).
Похоже, это мой рок ходить опасные препятствия по три раза, из которого надо как-то выбираться. Но обо всем по порядку.
В 2010 году мы славно потрудились пройдя Чон-Кемин с «Зеленым» по большой воде и М.Нарын от Джилусу с «Недоступным» по паводку. Поэтому третью реку Б.Нарын уже докатывали. Препятствия довались легко, вода падала, поэтому, когда подошли к водопадам, в группе царило какое-то бахвальство, но вместе с тем и пресыщенность водой.
Недоступный
Осмотр водопадов поставил все на свои места. Во-первых, подъем вверх без тропы на 600 м. по отвесному склону потом спуск к водопадам и вновь подъем измотали настолько, что хотелось лечь прямо там, на гребне в травку и больше никуда не ходить. Спускались уже в полной темноте, а наши товарищи, оставшиеся у катов, пытались подсветить нам путь маленькими китайскими фонариками. Утром стало ясно, что мы слишком устали, чтобы позволить себе ввязываться в авантюру с прохождением Нарынских водопадов. Группа благоразумно, приняла решение об отказе от прохождения и снялась с маршрута. Так в 2010 году остался должок перед Нарыном, поэтому в этом году маршрут был начат именно с Б.Нарына.
Верховье Б.Нарына
У меня ситуация с работой складывалась так, что я до последнего дня не знал смогу ли принять участие в экспедиции, поэтому был заявлен 5-м участником на 4-х местный катамаран. Но на халяву у нас ехать не принято, поэтому я себе оборудовал второе посадочное место на левой корме адмиральского катамарана. Конструкция нашего судна удивительным образом позволяет оборудовать до 8 рабочих мест гребцов без серьезной конструктивной переделки судна. Единственное неудобство – необходимо следить за длинной гребка, так как она несколько ограничена рамой. Буквально через первые 15 минут сплава я забыл про эти неудобства.
Уровень воды в Б.Нарыне был чуть ниже 2010 года и мы, с легкостью опережая график, дошли до водопадов. Первый же день глубокой разведки Нарынских водопадов вновь принес нам неприятные сюрпризы. Разведку на этот раз мы организовали с выходом по тропе, но нагрузки были все равно предельные и организм лоцмана второго катамарана их не выдержал, переохолождение, обезвоживание и как следствие сбои в работе сердца. Второй кат остался без лоцмана до конца похода.
На совете было принято решение пересадить меня с адмиральского ката лоцманом на второй катамаран. Пришлось на следующий день вновь проводить глубокую разведку новыми экипажами. Однако два дня лазанья по скалам не дало ответ на главный вопрос: «Готовы мы прыгать Большой Нарынский водопад или опять зря беспокоили реку?»
Ответ на этот вопрос решено было перенести на следующий день к непосредственному моменту прохождения. С утра, сбегав на перевал и забросив вещи в машину сопровождения, мы подготовили суда и сплавились к заранее обозначенным чалкам непосредственно перед водопадом. Вода была тяжелая, чувствовалось, как Б.Нарын набрал мощь и готов дать серьезный бой любому кто осмелится сунуться в его водопады.
Обсуждение вариантов прохождения опять зашло в тупик. Вариантов собственно не было. Точнее не было 100% варианта при выполнении, которого катамаран гарантированно мог уйти от переворота. Самые оптимистичные прогнозы 50/50 при условии выполнения поставленной задачи. Так как большинство Рязанцев водников знакомо с рекой Белой приведу сравнение: Большой Нарынский водопад очень похож на порог «Топоры» по малой воде, только в зеркальном отражении, да перепад высот около 6 метров да расход реки больше 120 м3/сек, да после водопада не спокойный скальный коридор, а порог 6 «С», с прижимами, подсосами и водопадными сливами до 3-х метров.
Впервые за пять лет моих походов в группе Таболина было принято решение о постановке активной страховки катамараном. Это означало, что первый катамаран проводится вдоль левого берега, водопад обносится по скалам и ставится на страховку непосредственно под водопадом. Так как участников только 8, то четверо на страховке - на воде, четверо на воде на прохождении. Снимать некому.
Почему было принято такое решение? Дело все в том, что вода, падая с водопада, уходит вниз и всплывает в виде стоячего гриба, с которого сброс идет либо вновь под слив, либо под скалу правого берега. Если вдруг человека отрывает от катамарана, то никакой спасконец вероятно ему не поможет. Пробивной струи нет совсем. Вода уходит через поддонные струи.
У нас оставалась последняя надежда на камеру «GO PRO» установленную на шлеме одного из участников. Тактика прохождения была выбрана тоже не стандартная. Так как от левого берега идут косые бочки в центр струи, а, по мнению большинства, прыгать необходимо у левого берега, где струя ровная, решили поставить катамаран на траверс к левому берегу, что позволит погасить скорость и гарантированно оказаться в левой части потока. Перед самым водопадом у левого берега есть суводь, с противотоком зайдя в нее можно легко развернуться и прыгнуть водопад у самого левого берега.
К сожалению, задача была выполнена не полностью. Зайти в суводь не удалось. Суводь находится более чем на 0,5 м выше над потоком и без скорости, затолкнуть туда наш тяжелый кат было не возможно, поэтому прыгать пришлось кормой.
Водопад подготовил нам еще несколько сюрпризов:
• мы ждали сильного удара, но кат вошел как нож в масло без какого-либо сопротивления
• второе нас поразило еще более, кат погрузился в воду более чем на 7метров (длина катамарана 6,5м. и водоизмещение более 9 тонн)
• гребцов левого борта попавших под струю бьющую вдоль водопада с правого берега сорвало с посадки
• катамаран, не всплывая, медленно стал поворачиваться на 1800 вдоль оси
Вероятно, мы погрузились еще ниже и достали поддонную струю кормой.
Корма, наконец, пошла вперед, увлекая за собой катамаран на всплытие. Всплыли мы уже за грибом. Я все это описываю так подробно потому как сидя в ремнях посадки, ждал момента, когда необходимо либо грести, либо лезть на перевернутый катамаран. Поэтому было необходимо абсолютно точно определить, в каком состоянии всплывет кат. В случае ошибки я рисковал оторваться от катамарана, а этого по понятным причинам мне не хотелось.
Как я уже написал, катамаран всплыл в перевернутом виде кормой вперед. Я вышел внутрь рамы между баллонами и попытался выйти на раму. Меня ждало разочарование. Катамаран прижало к скале левого берега и ноги тут же стало затаскивать струей под баллон. Пока я боролся, цепляясь за раму, со струей мне удалось заметить, что ближе к носу на раму выходит правый носовой Максим, на берегу уже маячил левый носовой Виктор и по крикам, стало понятно, что страховочный катамаран подобрал левого кормового Серика. Значит, все живы, и мои усилия необходимо сконцентрировать на собственном спасении. Мне здорово мешало весло, не позволяя схватиться за раму, как следует обеими руками. В этот момент катамаран, увлекаемый мной, сорвался со спасительного прижима и пошел в порог «5 углов»
В первом же «угле» катамаран шибануло о следующий прижим так, что мое весло, чуть не долетев до Максима, с плеском врезалось в бурлящую воду и больше, я его не видел. Меня вдавило в раму и ноги полетели, обгоняя катамаран куда-то вперед. Мне чудом удалось задержаться, зато дальнейшие события я проходил в основном лицом вперед, что давало мне 1-2 секунды приготовиться к предстоящим испытаниям.
Описать в красках все, что я успел пережить за несколько минут прохождения порогов я, наверное, никогда не смогу. Страха не было. Было какое-то непреодолимое желание выжить и спасти катамаран, а для этого на нем необходимо было каким-то образом удержаться. Падая с трехметровых сливов кат, почти полностью уходил в пену, и тогда приходилось совсем туго, так как всплывать он не спешил, а воздуха в легкие я не всегда успевал заранее набрать. Где-то меня прижало между камнем и рамой, но совсем не больно или просто адреналин захлестнул все болевые ощущения. Когда, наконец, мы проплыли мимо правого притока и Макс помог мне обессиленному забраться верхом на раму (поперечины находились над водой сантиметрах в 20-ти за счет надутых горбов) мы здорово обрадовались, так как по описанию после «Поля Бегемотов» (ориентир приток), серьезных препятствий нет. Но и тут Нарын нам приготовил много интересного. Огромные бочки пусть и одиночные чередовались с большими полуобливными камнями, прижимами. На судне осталось только одно весло (запаска которая чудом уцелела, так как была привязана к раме). Характер реки продолжал быть каньонным с отвесными берегами, поэтому мы даже не пытались зачалится, так как выйти вверх все равно не смогли бы. В одной из бочек нам порвало центральный горб правого баллона. Катамаран стал собирать камни, и вскоре пробили носовой горб правого баллона, а также внешний баллон правой гондолы. Но к счастью мы уже вышли на стрелку с М.Нарыном, начались перекаты, и нам удалось зачалить кат к левому берегу.
Мы еще не успели подняться на полку, чтобы позвонить в базовый лагерь и сообщить что все в порядке, как из-за поворота показался адмиральский катамаран. Радость встречи в подобных ситуациях трудно описать. А когда солнце вот-вот должно было закатиться за горы, приехала наша машина и наш экипаж вновь воссоединился. Ребятам пришлось вновь лезть в горы и идти до базового лагеря. Мне кажется, им досталось более тяжелое испытание, ведь неизвестность куда тяжелее работы. Я бы не хотел поменяться с ними местами.
В который раз не удалось без переворота пройти большой Нарынский водопад. Возможно, надо искать более подходящий уровень воды. В нашу воду на 9-ти кубовых катамаранах, он оказался непроходим, хотя возможно экипаж адмиральского катамарана со мной бы поспорил, ведь мы лишили их возможности испытать свою судьбу.
Малый Нарын нас встретил как старый знакомый дождем и холодными ночами. Ремонт катамаранов потребовал дополнительные сутки, зато наш водитель обеспечил хороший улов и соответственно отличную уху.
Воды в М.Нарыне было достаточно, но после впечатления паводковой ситуации 2010 года мы считали, что больших проблем у нас при сплаве не должно возникнуть. Так оно и случилось. По нашему уровню воды (около 100 м3/сек на стрелке) река имела несколько другой характер, чем Б.Нарын. Это скорее слаломные препятствия с большой скоростью потока и жесткими валами.
Особо хочется остановиться на входе в каньон «Недоступный». Этот участок еще в своем первом походе мы окрестили «Швейная машинка». На прямом участке реки с большим перепадом чередуются косые бочки то слева, то справа, и если смотреть с дороги создается впечатление простроченного шва и как кульминация на повороте габаритное сужение до 3– 4-х метров прозванное «Игольным ушком».
В паводок на месте «Игольного ушка» был огромный пенный котел. А в этот раз камень образующий габаритный проход был полуобливным, и это придавало дополнительную сложность, так как при нашей 3-х метровой ширине катов и мощной дополнительной струе слева образованной полуобливным камнем пройти габарит, не зацепив правую скалу почти не возможно. Так и получилось. Оба катамарана не избежали ударов о скалу. Корму благополучно перекидывало через камень и каты спокойно зачаливались у левого берега, чтобы подготовиться к прохождению самого каньона «Недоступный».
Какие ощущения я испытал третий раз, проходя этот каньон. Прежде всего, удовольствие. Это как скакать на породистом арабском скакуне. Если конь чувствует твердую руку наездника, то он послушен и быстр. Но только стоит дать на мгновение слабину как ты тут же, вылетишь из седла. «Недоступный» требует максимальной концентрации внимания и грамотной работы. Необходимо видеть чуть вперед и начинать работать на опережение, тогда успех будет гарантирован. В этот раз я даже успевал любоваться красотой этого каньона, хотя подчеркиваю, работать приходилось на полную катушку.
Весь М.Нарын от входа в «Мини-каньон» до стрелки с Б.Нарыном мы пролетели за один день. Впереди нас ждал трехдневный сплав по Нарыну до нижних каньонов.
Перед входом в нижний каньон на левом берегу сохранился радоновый источник с двумя бассейнами в хорошем состоянии. Мы подошли к нему в обед и провалялись в бассейне почти до вечера. Горячая вода, насыщенная радоном не только хорошо расслабляет, но и чудесным образом залечивает небольшие раны.
Нижний Нарын это опять-таки совсем другая река. Расход воды более 300 м3/сек. Вода очень жесткая. Валы достигают 3-4-х м. Бочки лучше обходить стороной. Здесь очень красивые каньонные участки с отвесными стенами и сужениями до 6 метров и, пожалуй, самый мощный и опасный порог на Нарыне «Гудимовский».
Река, вырываясь из скального сужения уже успокоенная, вдруг проваливается куда-то в тар-та-ра-ры. Если приглядеться, то порог похож на желоб. Вся вода скатывается к центру, где стоит несколько мощнейших бочек одна за другой. Из них выбивает вверх фонтаны до 5-6 метров. Вся эта мощь завораживает и притягивает.
Обоим катамаранам не удалось полностью уйти от бочек, но если первый катамаран чуть только цапанул основные бочки кормой за счет мощных гребков вырвался из притяжения «желоба», то второму экипажу повезло меньше. Вероятно, психологически давило не удачное прохождение водопада и река это почувствовала. Прошив заходную бочку у левого берега и уйдя от столкновения с полуобливным камнем, экипаж не смог зацепиться за тень этого камня и по желобу полетел в самую центральную бочку. При этом затянуло его туда не сверху, а сбоку. Яма была настолько глубокая, что показалось, вот-вот будет кормовая свечка. Затем последовал удар о противоток такой силы, что гребцы левой гондолы опять посыпались, было с катамарана. У левого кормового сложило сидушку, у меня сорвало внутреннюю лямку стремян, и я тоже повис на одной ноге, вспоминая все, что я думаю об этой реке, походах и конце света. К нашему счастью бочка дала секундную передышку, которой хватило, чтобы все поправили свое положение. Витя успел схватиться за катамаран и уже лез на него, Серик как-то расклинился между труб, я обрел равновесие в прямом и переносном смысле. Один Максим продолжал вытягивать кат из этой ямы. Тут нас еще раз хорошенько тряхнуло, но все уже были к этому готовы. Бочка как бы с сожалением выпустила нас ничего не получив кроме выпущенного Витей весла, но и его мы благополучно поймали на выходе из порога даже не пытаясь зачалиться чтобы перевести дух.
Это было последнее серьезное испытание в этом походе. Впереди нас ждали еще красивые пороги, великолепные виды и счастливое окончание активной части маршрута.
А на обратном пути высокогорное озеро Сан-Куль подарило нам не только красивейшие виды, но и ночевку в юртах, вкуснейшую рыбу пелеть, которая водится только на Сан-Куле и настоящий бешбармак.
Киргизия действительно одно из лучших мест для активного отдыха, а конец света для меня вновь передвинулся ну как минимум до следующего года. А там как повезет . . .