Инструктор Дидора Сергей
В настоящее время многие новички сразу становятся третьеразрядниками. Они приезжают в горы и с инструктором начинают ходить по двойкам. «Закрывают» третий разряд и ждут следующего года, чтобы опять (с инструктором) ходить уже на тройки. На первом этапе им хватило знаний узлов восьмёрка и прусик. За год «подучив» грепвайн и в лучшем случае – автоблок, они снова стремятся в горы и считают, что можно ходить дальше. Можно! Только опасность высокая! Интенсивность альпинизма и самостоятельность действий разрядников увеличивается значительно. Классификации маршрутов на горы сильно условны и точно так же условны трудности. Чаще в сторону – труднее и опаснее. Здесь уже нужны быстрые действия и знания - как выйти из сложившейся ситуации. Таких ситуаций становиться больше. Здесь нужны навыки работы с верёвкой и снаряжением, не говоря о знании самих узлов. Но раз так получается, то начинать надо с умения вязать узлы и знать, как и где их применять.
«Десятка» обязательных узлов.
№1 Восьмёрка;
№2 Стремя;
№3 Автоблок (просто шнуром с не завязанными концами);
№4 Булинь и двойной булинь;
№5 Грепвайн и полугрепвайн;
№6 Узел УИАА или полустремя;
№7 Дубовый;
№8 Брамшкотовый (для связывания верёвок разного диаметра);
№9 Пруссик (французкий - как разновидность);
№10 Рифовый узел;
Из спец узлов надо знать
-Двойной булинь связанный на стропе или верёвке
-Австрийский проводник (узел третьего)
- Узел blake's hitch
Это минимум. И вязать узлы надо уметь на себе - от себя, на расслабленной верёвке, на висячей верёвке (стропе).
Кратко по этим узлам:
Восьмёрка – узел универсальный и надёжный. Например, зная только восьмёрку и как вязать её одним концом, можно связать верёвки и это будет очень надёжно.
Стремя – узел номер два. Незаменим. Применяется, чтоб закреплять верёвку в карабине, на станциях. Особенность – регулируется без развязывания. Быстро и удобно. Менее других узлов ослабляет прочность верёвки или шнура. Вяжеться и распускается очень быстро.
Автоблок (просто шнуром с не завязанными концами) – применяется для организации страховки на самой верёвке. На подъёме, спуске, при спасательных работах. Правильно вяжется только тогда, когда шнур не завязан. Излишек шнура завязывается дубовым узлом.
Булинь и двойной булинь – узел, который быстро вяжется и оптимален для привязывания спортсмена – лидера к беседке, для организации перил, для привязывания будь к чему. Скорость вязки и надёжность – конёк этого узла.
Грепвайн и полугрепвайн – узел для связывания верёвок одинакового диаметра, надёжный и быстро развязывается. Полугрепвайн – это привязывание верёвки и любого шнура будь к чему (к самостраховочному карабину – например). Незаменим.
Узел УИАА или полустремя – Необходим для организации страховки и проведения спасательных работ. Имеет преимущества перед многими страхующими устройствами. Быстро вяжется - и нет данных об отказе в работе или других значащих недостатках.
Дубовый – узел применяется для связывания двух верёвок, для укорочения двойных шнуров и строп. Надёжен при условии свободных концов не менее 25 см. Необходим для спуска последнего на рельефе через перегибы и где спуск извит (для продёргивания верёвки).
Брамшкотовый (для связывания верёвок разного диаметра) – если шнуры имеют разницу более 2 мм то применять надо этот узел. Например - 7,5 мм шнур и 10,2 мм верёвку уже нельзя связывать другими узлами.
Пруссик (французкий - как разновидность) – это схватывающий узел и применяется для подъёма и спуска по верёвке, спас. работах. Является предшественником автоблока. Лучше будет держать на мокрой и обледенелой верёвке, чем автоблок. Быстрее вяжеться т. к часто пользуются уже готовыми связанными петлями из шнуров.
Рифовый узел – необходим для умения закрепить верёвку так , чтобы потом легко можно было развязать. Используется в спас. работах – особенно в «самоспасение связки».
Двойной булинь (связанный на стропе или верёвке) – очень надёжный и регулируемый узел. Применяется для организации станций и надёжных точек страховки.
Австрийский проводник (узел третьего) – нужен для привязывания к нему «третьего» «четвёртого» (и т. д ) к верёвке при движении по леднику. Он особо ценен, для связывания полностью перебитой верёвки (такое часто в горах случается). Используется в спас. работах для организации системы страховки пострадавший – сопровождающий.
Узел blake's hitch – незаменим в случае необходимости подъёма по верёвке или страховки на верёвке с помощью конца этой или другой верёвки. Применяется при отсутствии автоблока, зажимов, дополнительных шнуров, или если имеющиеся шнуры короткие или перебиты.
Всё есть уже на нашем сайте и лучшее по узлам (будь где) - это работа Сергея Валентиновича Надточего