Крючья могут быть вертикальными, горизонтальными и универсальными. Изготавливаются они из вязких сталей с закалкой бойка, титановых сплавов, сплавов молибдена (наиболее прочные крючья), сплавов алюминия (клинья для широких трещин). Крючья из легированных сплавов наиболее перспективны
Достаточно часто используются и т.н. швеллерные крючья: V-образные, Z-образные крючья, П-образные короба. При забивании их в трещину сечение упруго деформируется и обеспечивает необходимые распоры и трение. Такие крючья изготавливаются из прочных сталей.
Несущая способность мягких крючьев в значительной мере обусловлена трением о стенки трещины. При увеличении нагрузки крюк изгибается. Сила рывка при этом работает на вырывание, и крюк легко выскакивает. По данным комиссии Госкомспорта СССР, мягкий крюк в среднем выдерживает нагрузку до 700 кг и очень редко — 1000 кг.
Швеллерные крючья
Таким образом, наиболее надежно работают твердые стальные крючья. По данным комиссии УИАА, хорошо забитый твердый крюк может выдержать рывок до 2000 кг. Показателем прочности и надежности крюка, забитого в трещину скалы, служит звук, издаваемый при ударах: по мере забивания он должен повышаться по тону, а тон от последнего удара не должен быть ниже, чем от предыдущего. Следует отметить, что и у хорошо «поющего» крюка прочность закрепления в скале колеблется в значительных пределах. На графике показан уровень надежности забиваемых крючьев на заданном режиме нагрузки рывка. Например, рывок более 1500 кг выдерживает всего 10% крючьев. 100%-ная надежность для горизонтальных крючьев находится на рубеже 500—600 кг, а для вертикальных — на рубеже 300 кг.
О рывках. Свободное падение тела весом примерно в 70 кг. по отвесу на глубину 2м. дает рывок примерно в 2000кг. То же самое – при прыжке на дюльфере и последующей резкой остановке (зажатие веревки). Вывод: на отвесных сложных скалах, где есть риск падения на указанную глубину, никакой крюк не может быть надежным, поэтому крючья надо забивать достаточно часто, а спуск дюльфером должен быть плавным, без резкого торможения.
Крючья на каждой страховочной точке нужно сдваивать, или применять протравливание веревки при страховке с усилием не более 200 кг для горизонтальных крючьев и 100 кг для вертикальных. Необходимо всегда помнить, что крюк — слабейшее звено в цепи страховки.
Диапазон возможных значений величины рывка весьма широк.
Описание Мягкие крючья Твердые крючья
В вертикальной трещине 300-1000 кг 500-1500 кг
В горизонтальной трещине 600-1500 кг 1000-2000 кг
Большая прочность горизонтальных крючьев объясняется благоприятной схемой сил: первичной является деформация клина крюка.
Вертикальный крюк под действием рывка выдергивается из трещины; при рациональной конструкции головки сила выдергивания клина из трещины равна примерно силе рывка.
Очень эффективны шлямбурные крючья, но они далеки от спортивного альпинизма. Однако на технически сложных восхождениях и первопрохождениях несколько шлямбурных крючьев следует иметь. Для прохождения участков, не преодолимых иными способами, для страховки на опасных местах, для тяжелых спусков и особенно при спасательных работах шлямбурные крючья бывают незаменимы. Испытания показали, что стальные шлямбурные крючья диаметром 8 мм при глубине установки не менее 20 мм обеспечивают удовлетворительную прочность; при поперечном направлении рывка усилие вырыва составляет не менее 4—5 тонн.