Эти слова Владимира Шатаева я поставил в название темы.
Читая строки пронизанные болью утраты, понимаешь насколько должна быть сильна любовь к горам, когда зная что такое происходит люди продолжают восхождение к вершинам. Это именно любовь, не тщеславие, не желание прославится, не самоутверждение, нет, все эти чувства может и есть. но не они главные. Надо любить вершины что бы зная что можешь умереть идти к ним. Эта любовь несравнима с любовью к женщине, к мужчине, она особенная, хранимая сердцем, душой.
Многие считают, что альпинизм подобен безумию и что идут что бы иметь допинг в виде адреналина. Глупости. Каждый раз сталкиваясь с восхождениями , начинаю все отчетливей понимать. Конечно и это есть, и стоять опьяневшим счастливым и немым на вершине , как пел знамениты Высоцкий, это конечно есть, но главное это любовь. Бесконечная любовь к горам, к этим заснеженным вершинам.
И люди погибают. погибают по нелепости, по ошибке, по стечению обстоятельств, от лавин, от ледяного ветра. от обвалов камней, оборванных веревок., да мало ли от чего. Смерть там ходит по пятам. Ее дыхание там в каждом шаге, в каждом метре. Они идут и знают что могут умереть. Они знают на что они идут... и идут!
И многие трупы остаются там заледеневшими. Их волосы треплет ветер, снег заносит их, а потом опять , когда снег будет унесен ветром, они встречаются на пути. Это страшный путь среди погибших. Таких сильных, молодых, смелых. Которые были живы, мечтали, любили горы, имели детей, жен, матерей, отцов.
Это трагедия всегда сопутствует тех кто идет в горы. Жизнь и смерть идут вместе рука об руку.
Особенно это остро чувствуется на 7000 и 8000 там уже зона смерти. Так она и зовется
Там уже не летают птицы, нет зверей, там труп вороны не склюют.
И все же жизнь сильнее!
Как солнце сильнее ночи!
И будут восхождения, будут вершины. Будут! Наперекор всему!
Знаешь Владимир (это я не тебе), если бы не ураганный ветер на 7000, то я бы выслушал об акклиматизации
А так... что она есть, что ее нет - один хрен.
Там надо резко принимать верное решение. Не примешь верное решение - краны. И с акклиматизации и без соответствующей.
Там по сводкам понятно что они РАСКИСЛИ. Ну и последствия.
Единственно что бы их спасло - это снежная пещера, но ДО урагана вырыть. А для этого надо глядеть в оба, что бы врасплох не настигло.
А у них была эйфория. Взошли! Все нормально, расслабуха И БАХ! получай.
А дальше там под ураганным ветром уже сложно рыть. Сил не хватило (даже если попытки жалкие были)
"Восхождение то утверждено было. Не выпускать? А шишки на голову принимать?"
- Анатолий! Мне кажется, что Ты не совсем представляешь старый механизм принятия решений, от которых зависит жизнь людей. Это сейчас дают подписать бумажку, что "гиды" за тебя не отвечают (типа умный в гору не пойдет, а с дураком и так ясно) - и фсе ... кому что должен - я прощаю. Выпускающий, если он не уверен в группе - никогда ее не выпустит - подберет другой маршрут, добавит "сильное звено", подберет другой график акклиматизации и т.п. Либо - ЗАПРЕТИТ бредить этим маршрутом данных убогих индивидов. Если "давят сверху" - то пускай "верх" и выпускает. Я водил на гору в 86-м Семена Соломоновича Герштейна, легенда в кругах физиков - http://lectoriy.mipt.ru/lecturer/SSGershtein/ , но выпускал и брал на себя ответственность за академика начуч Джайлыка Виктор Павлович Попов ("ты не хмылься - уронишь академика - нас вместе у одной стенки расстреляют"). Так что "шишки" в таких ситуациях предусмотрены заранее, и если не готов брать на себя ответственность (и за отказ тоже) - то и не берись за выпуск на гору.
"Новые крутые" и на земле, например, этого так и не могут понять - бузят в самолете - типа в кабаке то можно, а командир корабля до сих пор имеет старое право принят решение САМ - лететь или не лететь, без оглядки на оставленного на взлетке губернатора (было и такое), или только после высадки на взлетку "непослушных", кои не привыкли слушаться халдеев из персонала (стюардессу путают с официантом). И нормальный командир принимает решение на вылет САМ, если не знаете - перед вылетом ему дают подписать длинную бумагу - описание неисправностей самолета - а он принимает решение лететь или нет с этими (они есть всегда и у всех) неисправностями - и никто его не может заставить (правда могут уволить). После такого решения - не дождаться опоздавшего губернатора или высадить перед взлетом его любовницу (чего даже менты боятся) - плевое дело.
Так что если взялся за выпуск девчонок на Ленина - то и отвечай ... хотя бы морально.
Ты прав и не прав одновременно.
Ответственность никто не отменяет, но плевать на решение начальства, это все равно что плевать против ветра.
Уже была подобрана группа.
Какие основания их было не допускать?
Таких оснований не было.
Там дальше поехало -понеслось.
пошли НЮАНСЫ!
У двух девушек начались месячные.
Вот незадача...
Их надо было ПРИКАЗОМ заставить идти вниз, а не разрешать отсиживаться после счастливого восхождения наверху, да еще без соответствующей акклиматизации.
А с другой стороны гнать вниз тоже опасно. (хотя и меньшая опасность)
СЕЙЧАС мы понимаем что если бы ПРИКАЗОМ погнали бы вниз, то может и не было бы трагедии. ( И то МОЖЕТ БЫТЬ!) Могла быть другая картина другой трагедии.
Оставим сослагательные наклонения!
Получилось так как получилось.
Вина лежит не только на Абалакове, но и на Шаталовой (она руководитель) Но мертвые сраму не имут, а Абалаков ушел с альпинизма (или его увели)
Даже со своим незнанием, я бы непременно вместе с восхождением " в джазе только девушки" сделал бы СТРАХУЮЩУЮ ГРУППУ из мужиков. Которые чуть что задействовал бы.
Но и это бы могло не спасти из-за ряда решений, которые принимались.
Не могу понять как им разрешили там остаться (без соответствующей акклиматизации) Ведь это не отдых, а наоборот расходование сил. Там наверху на такой высоте НЕ ОТДЫХАЮТ, подобный "отдых" смерти подобен.
А тут еще и ураган налетел. И окончательно прикончил.
Я помню строки Шаталова как он силой гнал вниз группу. Да тоже устали в группе, хотели "отдохнуть" А Шаталов приказал ВНИЗ И ТОЛЬКО ВНИЗ! Что бы отдых не стал бы вечным.
Если бы они тогда спустились бы без этого отдыха на 200 -300 - 400 метров вниз и уже там начали отдыхать, то вполне возможно и трагедии не было бы.
Так я вижу ситуацию.
И Абалаков , будучи опытным должен был приказать спускаться без промедления.