Тюменка Мария Красавина достигла долгожданной победы в общем зачёте Кубка мира по скалолазанию в дисциплине «скорость». В интервью областному еженедельнику «Спортивный меридиан» представительница местного ОСДЮШОР рассказала, как в школьные годы пыталась освоить фортепиано, пускалась в погоню за автобусами и никогда не бросала дела незавершёнными.
Мария Красавина
Скалы вместо фортепиано
Мария на семи стартах завоевала шесть медалей, что стало залогом её победы по итогам сезона. Красавина впервые в карьере красуется во главе финального рейтинга Кубка мира. Впереди у подопечной Сергея Сергеева новые спортивные цели. В следующем году она будет бороться за золото чемпионата Европы.
— После окончания третьего класса я сменила школу. Так получилось, что на новом месте учёбы у меня совершенно не сложились отношения с одноклассниками. Я не могла ни с кем подружиться. Папа, видя душевные переживания дочери, предложил записаться в секцию скалолазания. Родители сами с большим удовольствием занимались альпинизмом. Я взяла время для размышлений, но потом всё-таки решила попробовать и начала заниматься у Тамары Ивановны Самойлиной. Уже на первой тренировке почувствовала, что этот вид спорта мне подходит. После нескольких месяцев занятий отправилась с родителями покорять скалы. Там впервые попробовала пролезть траверсом, а папа вызвался меня подстраховывать. В итоге из-за этой смелой затеи я уехала домой с растяжением руки. Но травма нисколько не поубавила моего желания постигать азы скалолазания. Вторым моим наставником была Татьяна Михайловна Семкина.
— Занятия спортом помогли тебе раскрепоститься?
— Скалолазание стало самым главным увлечением в моей жизни, которое помогло приобрести много новых друзей. Стала намного меньше переживать, что в школе со взаимоотношениями у меня обстояло не всё так гладко. На самом деле я всегда была очень скромным и закрытым ребёнком. Трудно шла на контакт с окружающими. Сейчас в подобное трудно поверить, хотя я и до сих пор боюсь всего нового и неизведанного. Частые поездки на соревнования в другие города сделали из меня более общительного и коммуникабельного человека.
— Помимо скалолазания ты занималась музыкой…
— Один год я ходила на уроки фортепиано. Не думаю, что портрет идеальной девушки заключается в том, чтобы она непременно умела вышивать, читала книжки о любви, прекрасно пела и владела каким-нибудь музыкальным инструментом. Позже поняла, что фортепиано всё-таки не моё.
— Самые яркие воспоминания от первых месяцев занятий скалолазанием?
— Я сразу влюбилась в этот вид спорта, так как мне безумно нравилось на каждой тренировке преодолевать новые вершины. До сих пор получаю такое же сильное удовольствие от лазания на скалодроме, как и на первых занятиях в секции у Самойлиной. Помню, что после окончания уроков в школе со всех ног бежала домой пообедать, чтобы быстрее отправиться на тренировку. Я всегда переживала, что могу опоздать. Для меня это стало бы настоящей катастрофой. Путь от дома до секции занимал порядка сорока минут. Поэтому часто пускалась в погоню за автобусами, надеясь их перехватить на следующей остановке.
Железный характер
— Какая памятная победа убедила, что на скалодроме ты можешь достигнуть больших успехов?
— У меня не было подобного знакового выигрыша. Я просто шла к достижению определенных целей, которые сама перед собой ставила. Не люблю бросать дела незавершёнными. Всегда стараюсь довести всё до логического окончания. Первой моей целью было достижение звания мастера спорта. Позже я загорелась идеей получить приглашение в молодёжную сборную России. Моей подруге это удалось сделать довольно быстро, поэтому нужно было её догонять. Тогда я даже не задумывалась, что победа в первенстве страны открывает возможность участия в международных стартах. В итоге на планетарный молодёжный форум я всё-таки успела пробиться. Помню, насколько мы с Юлей Левочкиной были прекрасно готовы к стартам, но обе сорвались и выбыли из претендентов на медали. Таким образом, в моей карьере так и не оказалось титула победительницы первенства мира.
— О чём ты дальше стала мечтать?
— О том, чтобы как можно быстрее попасть в основную национальную команду. Конкуренция за место была по-настоящему нешуточной. В 2010 году мне удалось завоевать бронзу на московском этапе Кубка мира, но в последний момент тренеры сделали ставку на других спортсменок. Такое решение, конечно, меня очень сильно расстроило. Но зимой я с удвоенной энергией принялась за тренировки. Хотела в новом сезоне непременно довести до претворения в реальности своей прошлогодней задумки. На стартовом этапе Кубка мира в Милане я финишировала второй, а на тренировках вплотную приблизилась к тогдашнему мировому рекорду времени. По ходу сезона я завоевала стабильное место в основе сборной России, а ещё первой из девушек выбежала на 15-метровой эталонной трассе из девяти секунд.
— Тот невероятный настрой, наверное, и стал основополагающим в твоём триумфе на чемпионате мира 2011 года?
— Думаю, что в той победе мне сопутствовала удача. Я не ехала на соревнования с задачей непременно увезти золотую медаль. Только перед самым стартом промелькнула шальная мысль о том, что было бы неплохо выиграть чемпионат мира. Благодаря победе я получила звание мастера спорта международного класса.
Счастье в Поднебесной
— Где положительные эмоции у тебя зашкаливали больше — тогда или сейчас после завоевания большого Кубка мира?
— Мне трудно ответить на этот вопрос. По собственным ощущениям кажется, что радовалась одинаково сильно в обоих случаях. Безумно счастлива, что сейчас смогла завоевать Кубок мира. Я поверила в себя, собралась и уверенно выступила в решающем раунде. После неудачного старта в Корее решила, что не буду думать о завоевании трофея, а просто сконцентрирую всё своё внимание на быстром и стабильном прохождении дистанции.
— Чем запомнились соревнования в Поднебесной?
— Тяжёлой борьбой за золотую награду. В финальную часть состязаний я попала с третьим результатом, что означало сильных соперников на пути к победе. В итоге за выход в решающий забег в Китае встретилась с Юлией Каплиной, а дальше мне противостояла француженка Анук Жобер. Лучше бы в финале сошлись две тюменские скалолазки.
— Какая из соперниц тебе принесла больше всего хлопот?
— Очень трудно оказалось опередить Юлю. Мы частые соперницы не только на соревнованиях, но и на ежедневных тренировках. Думаю, что наши силы равны. Поэтому очень сложно пришлось в психологическом плане, так как любая оплошность на трассе наверняка привела бы к неудаче. После победы над Юлей появилась уверенность в завоевании Кубка мира.
— Весь этот насыщенный сезон ты прошла вместе с наставником тюменской команды Сергеем Сергеевым…
— Все достижения местных спортсменов невозможны без труда Сергея Сергеевича Сергеева. Старший тренер сборной Тюменской области по ходу всего сезона старается подводить нас в оптимальной форме к каждому старту, корректирует, наставляет и направляет. Хочу выразить ему огромную благодарность за поддержку и понимание! Также хочу поздравить Сергея Сергеевича с недавним присвоением ему звания заслуженный тренер России.
— Кому посвящаешь победу в Кубке мира?
— Родителям, сестре, бабушке и дедушке. Они внимательно наблюдают за каждым стартом. Никогда во мне не сомневаются и всячески поддерживают. Отдельное спасибо хочу сказать моему любимому мужчине и второму тренеру — Станиславу Лобзову: за его терпение и понимание. Если бы не он, то я, скорее всего, уже давно завязала с профессиональным спортом. В каждом моём успехе на скалодроме заключена большая частичка победы Стаса.
— За столько лет выступлений на международной арене можешь назвать самое удивительное место в мире, где тебе удалось побывать?
— Выделю Колумбию, где в прошлом году состоялись Всемирные игры. Там реально была самая необычная атмосфера. Особенно мне запомнилось закрытие соревнований. Местные организаторы не стали устраивать пафосного шоу, где постоянно что-то взрывается, а на сцене катаются какие-то непонятные фигуры. Они поступили до гениального просто: во время окончания Всемирных игр в живом исполнении звучала их национальная музыка. В итоге все присутствующие отбросили всякое стеснение и принялись танцевать. Очень хотелось, чтобы этот праздник продолжался вечно.