На высшую точку Европы – Западный Эльбрус (5642)




Группа сложилась более 30 лет назад. Название получила в 1987–м. Тогда, в начале полярной ночи, на первопрохождении в осенне–зимнем межсезонье в горной системе Пай–Ёр (Полярный Урал), попала в ураган. Пропурговали четверо суток, при ветре 60 м/сек., когда из–за отсутствия глубокого снежного покрова и фирна невозможно вырыть снежную пещеру или построить стену из снежных кирпичей. А потом - преодолели маршрут. Сложные пеше-горные, пеше-лыжные, пеше-горно-водные походы высокой сложности в разных уголках страны - ежегодно. В 2000–м руководитель УРАГАНА получил тяжёлую производственную травму, стал инвалидом, но с Божьей помощью восстановился. Стал подниматься и на сложные вершины. После пятилетнего перерыва УРАГАН продолжает свой путь.

Почему нашей целью в 2005-м стало Приэльбрусье? Причин несколько: это год шестидесятилетия Великой Победы над фашистской Германией; год смерти моего отца – Анатолия Кирпищикова, первопроходца верховий Енисея, - Бий–Хема, он же в 1960–м был и на Эльбрусе; в мае 2005–го погиб недалеко от вершины заслуженный мастер спорта по альпинизму, снежный барс, мой инструктор по промальпинизму, Александр Михайлов. Три эти события подтолкнули нашу группу к проведению восхождения.



Эльбрус - центр притяжения альпинистов всего мира, мечта многих людей и поколений, для кого - сбывшаяся, для кого– недосягаемая. Высшая точка Европы и России. Шат–гора – Эльбрус имеет две вершины. Западная (5642) и Восточная (5621). Горы не покоряют, они сами либо дают возможность подняться на их вершины, либо нет, и ничего с этим не поделаешь. Кто не понимает этой аксиомы, как правило, в альпинизме успеха не достигает. Свидетельство этому - мемориальные таблички, установленные на скалах близ “Приюта одиннадцати”. Здесь их множество. Гибнут не только не очень опытные горновосходители, но и мастера спорта, и даже “Снежные барсы”. В общем, к этой горе надо подходить с уважением, она того заслуживает. Она прекрасна, но и коварна. Опытные горовосходители утверждают: “Эльбрус непредсказуем”. Доподлинно известно, что Эльбрус сам “делает погоду”, именно от него зависит погода во многих близлежащих регионах страны.

В ясную погоду с вершины этой громадины открывается вид более, чем на 100 километров, не только на Главный Кавказский хребет, но и на Чёрное море. Эльбрус красив, особенно в ясную погоду, меняет красочную палитру ежеминутно, никогда не бывает одинаков, зачаровывает суровой грандиозностью, возможно, и парадностью. В общем, эта гора более, чем достойная. Некоторые восходители отмечают близ западной вершины выброс газов в атмосферу, - дышать становится значительно тяжелее из–за резкого запаха серы, вулкан есть вулкан, значит, сейсмическая преисподняя живёт. Восхождение на Эльбрус чаще всего совершают с юга, поднимаясь к леднику Гарабаши, где у конечной морены организован одноименный приют на высоте 3750 м. Здесь в любое время года никогда не идёт дождь, возможны осадки только в виде снега и тумана, далее - по снежному полю набирают высоту до 4200 м. до “Приюта Одиннадцати”. Здесь многие группы организуют базовый лагерь, а штурмовой разбивают на высоте 4600 м. у “Скал Пастухова”, откуда выходят на штурм вершины.


От “Скал Пастухова” приходится набирать высоту почти “в лоб” на протяжении километра по скользкому льду по крутому склону около 50°, затем выходить на крутой траверс склона под скалами восточной вершины над массой широких трещин верховья ледника Азау. Очень важна подгонка снаряжения; кошки должны быть остро отточены и подогнаны под размер ботинок идеально, иначе внезапно слетевшая кошка может привести к срыву, что нередко приводит к трагедии. Падение с этого траверса чревато полётом более километра. Ледоруб необходимо подобрать по росту, важны и многие другие тонкости... Крутой продолжительный траверс выводит к седловине на высоте 5300 м, откуда начинается подъём либо на западную, либо на восточную вершину. Отсюда до вершины около 3–х часов подъёма для хорошо акклиматизированных спортсменов. На седловине всегда дуют сильные ветры, порой, как в аэродинамической трубе. Штурм от седловины обычно более труден и из–за большой высоты, и из–за сложности рельефа, т.к. траверс проходит над обрывами и довольно опасен.

Нижняя часть ледника АзауНад нашим биваком, как призрак, появился Джан-Туган

Накануне весной были проведены сборы на гребне Серебрянского Камня, целью которых была тренировка и отбор участников к предстоящему восхождению. Отчёт о сборах, по утверждённому Положению об юбилейной альпиниаде, был сдан в горспорткомитет Каменска–Уральского, о предстоящем восхождении было также заявлено заранее… Но после полного успеха проведённого мероприятия, практически никакой информации не было. Всё было предельно ясно: Каменск – не Свердловск, здесь такие мероприятия ни к чему, к тому же организованные и проведённые не депутатами и не мэром, не нужна тут ни пропаганда здорового образа жизни, ни патриотизм, о котором столько разговоров. Но об этом более не будем, т.к. никто из нашей группы никогда не претендовал ни на дешёвый пиар, ни на государственные гранты… Мы делали это для себя, для друзей, для того, что сейчас называется гражданским обществом.

Так выглядит Шат-Гора (Эльбрус) с верховий долины реки Адыл-СуТак выглядит река Шхельда

Стартовали из Каменска в середине августа впятером своим ходом, на «Ниве» с прицепом. За трое суток с небольшими приключениями в Кабардино–Балкарии вблизи города Тырныауз (неприятный разговор с местными бандитами), благополучно прибыли на территорию альпинистской базы Шхельда, где нас радушно встретили местные сотрудники. Тут мы узнали о трагических событиях - несколько дней назад двое польских альпинистов попали в трещину на Ушбинском ледопаде и, из–за того, что спасработы были организованы с опозданием (из–за нерасторопности польской группы), альпинисты погибли, ибо ледник дал подвижку более, чем на 70 метров!

Информационная табличка МЧСМемориальная плита Михаилу Хергиани на территории альпбазы

После «аклимухи» (акклиматизации) наша группа поднялась к «Приюту 11» на высоту 4200 м и переночевала. Здесь мы встретились с Сашей – нашим знакомым по прошлому году, который ознакомил нас с ледовой ситуацией на траверсе горы. Он утверждал, что ледовая обстановка гораздо лучше, чем в 2004 году, и это вселило большую уверенность в успех. Несмотря на это, я решил, что необходим ещё один день для акклиматизации. Утром из «Приюта 11» мы переселились в «Приют – Дизель–Хат», который находится в 100 метрах выше, он показался нам более уютным. Весь день загорали и набирались сил. Ночью, при ясном небе, тишину нарушили порывы ветра, порой ураганной силы. Несмотря на это, штурмовая группа, одев кошки, вышла на штурм в 02:30.

На этой машине добирались в Приэльбрусье. Привал у рукава Волги за городом БалаковоПриют Одиннадцати, новый и разрушенный

У верхней границы Скал Пастухова (4700) забрезжил рассвет. Ветер срывал капюшоны на пуховиках, с фирна и льда сдувал снежную крупу, которая больно била в лицо. Другие группы повернули обратно и возвращались. Несколько групп иностранцев и москвичей почему–то впоследствии сказали, что побывали на вершине. К рассвету на склонах великой горы на высоте более 5000 метров осталась лишь группа военных альпинистов из Ирана, да наша. Вскоре мы приспособились к подъёму; через 20 шагов – отдыхали, а увидев флаги (снежные вихри) на предвершинном склоне, упирались изо всех сил на ледорубы и группировались, чтобы не сдуло, так как порывы ветра вскоре достигали нас на траверсе.

Группа иранских военных альпинистов на Западном ЭльбрусеНагромождение трещин перед выходом на гребень

Да, поверхностный ледяной покров на склонах Эльбруса сильно меняется год от года, в зависимости от времени года, погоды и других факторов. То чистый лёд покрывается снегом, то лёд оголяется, и меняет свою твёрдость, вплоть до бутылочного. Кому–то везёт, кому–то - нет, кто-то преодолевает ледяной участок около 200 метров, а кто–то - более 4 километров. Наконец, достигли седловины (5300). Попадаем временами в аэродинамическую трубу, едва не сдувает. Нас психологически успокаивает то, что мы не одни, рядом иранцы, хотя время от времени некоторые члены их группы падают. Периодически командир персов замахивается на своих ледорубом, или ногой в кошке, стало быть, любой ценой им нужна вершина. Иранцы уходят наверх.

Два КогутаяВид с территории альпбазы Шхельда в сторону пика Гермогенова и Чегет-Кара-Баши

Именно от седловины начинается настоящее восхождение (многие группы, едва достигнув седловины, разглагольствуют в эфире, что поднялись на вершину), склоны здесь особенно круты, достигают более 60 градусов крутизны, приходится порой выбирать путь между скальными обрывами, здесь бывает и открытый лёд, а сила ветра, особенно в непогоду, достигает немыслимых значений. На этом участке часто случаются трагедии, срывы, травмы, температура воздуха часто, даже летом опускается ниже 30 градусов по Цельсию.

Западная вершина ЭльбрусаДонгуз-Орун и Накра

Выше 5500 м многие часто теряют чувство реальности, всё как–то происходит за границей собственного «Я», будто на телеэкране. На высоте около 5600 м склон резко выполаживается и к вершине ведёт снежный гребень, довольно продолжительный, но сил на подъём тратится уже значительно меньше. Неожиданно выходим на вершину. Ветер не даёт долго любоваться грандиозной панорамой. Нам повезло – несмотря на мороз, видимость прекрасная, более, чем на 300 километров. Виден Главный Кавказский хребет, узнаются очертания Казбека, стены Безенги, Ушбы, Шхельды–Тау. Сергей Кондратьев производит фото и киносъёмку. Сергей на видеокамеру передаёт привет всем друзьям, а я думаю о своём отце, к сожалению, он не дождался этого дня. Это и ему я посвятил восхождение, помимо юбилея Победы. Итак, Сергей Кондратьев, Егор Шуплецов и я побывали на вершине Западного Эльбруса 24 и 25 августа 2005 года, - мы, группа УРАГАН! В группе прикрытия были и наши товарищи: Сергей Юдинцев и Николай Чулков, они тоже сделали всё от них зависящее для общего успеха.

Руководитель с фотографией отца - Кирпищикова Анатолия Степановича на вершине Западного ЭльбрусаРассвет застал нас выше скал Пастухова на высоте 4700 метров вместе с иранцами, чьи силуэты видны на фоне зариЕгор Шуплецов с флагом группы Ураган на вершине Эльбруса24 августа 2005 года. Сергей Кондратьев на высшей точке Европы - Западном Эльбрусе (5642 м.)

После спуска сразу сделали восхождение на пик Джан–Туган с Егором Шуплецовым, а это уже более технически сложная вершина. Ныне для подъёма на вершины на границе с Грузией нужен специальный допуск–разрешение. Его получают по предварительному запросу, дней через пять, в лучшем случае. Именно по причине этого допуска, совершаем восхождение вдвоём с Егором Шуплецовым. В верховьях ущелья Адыл–Су пограничниками были проверены наши документы, ребята предупредили нас о частых случаях нападения грабителей из Сванетии на альпинистов и горных туристов с целью ограбления. Переночевав вблизи языка ледника Джан–Куат, мы из палатки увидели диких серн.

Первые трещины в верховьях ледника Джан-КуатВблизи нашей палатки, нисколько не опасаясь, паслись серны

Они свободно, никого не опасаясь, паслись рядом с нашей палаткой, не отходили от нас дальше, чем на 50–70 метров, даже когда мы готовили завтрак. Известно, что серны занесены в Красную книгу, и увидеть их наяву, особенно вблизи, - большая удача, однако покормить их с рук не удалось.

Ледопад на леднике Джан-КуатВид с ледника Джан-Куат в долину Адыл-Су

Погода ясная, ранний подъём, ранний завтрак, ранний выход, поэтому шансы на успех имеются, настроение приподнятое. Движение вверх начинаем по верхней моренной террасе, над левым рантклюфтом ледника Джан–Куат. Терраса через два перехода упирается в сыпучую скалу на ребре – контрфорс, склоны которой спускаются к ледопаду ледника Джан–Куат, под которым мы решаем траверсировать ледник. Солнце к тому времени стало обогревать ледник, камни на льду стали оттаивать. Подгорные трещины (бергшрунды) наиболее значительны в размерах, в одной из них наблюдали застрявший обломок скалы. Очевидно, он отвалился от основного массива, или от контрфорса, возможно при землетрясении, которые здесь не так уж и редки. Наблюдая за ледопадом перед траверсом, увидели, что с него, или через него, слетают со свистом и грохотом камни, причём с правильной периодичностью и в одних и тех же местах, примерно, минуты через три.

Вид на вершины Эльбруса с приюта Дизель-Хат, накануне восхождения вечеромВид на верховья ледника Азау

Почти бегом перебегаем морены под ледопадом и достигаем чистого льда, одеваем кошки, связываемся. Поднимаемся быстро, т.к. движение в двойке у нас отработано, движемся вверх с постоянной сменой ведущего. Вскоре появляются трещины, в основном поперечные и радиальные, со снежными мостами и без них. Постоянно маневрируем между ними, с особой осторожностью проходим по снежным мостам. При спуске, уже с языка ледника, наблюдали, как обвалилась с грохотом часть верхней моренной террасы, по которой мы шли рано утром.

Горы непредсказуемы.

Из этого орудия зимой обстреливают склоны, искусственно вызывая лавиныЗавтрак у бивакаТраверс к седловине под Восточным ЭльбрусомВид с верхней моренной террасы на Джан-Туган (Рождение души, с балкарского)

В альпбазе «Шхельда» наши ребята тепло нас встретили. В два часа ночи, чтобы избежать возможных «поборов», которые увы не перевелись на дорогах Кабардино–Балкарии, и чтобы снизить вероятность бандитских нападений, наша автомашина с прицепом уже неслась по Баксанской долине домой. Задача была выполнена, мы доказали, в первую очередь самим себе: УРАГАН жив!

Группа в альпбазе Шхельда после аклимухи перед заброской к подножию ЭльбрусаВ чайхане вблизи альпбазы можно вкусно поесть

Отсюда начинается седловина, безветрия здесь почти не бываетВид в сторону горного массива Гумачи

Клуб УРАГАН: туральпгруппа

Источник:

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU