«Легенды и Загадки Арктики» - 2021. Историко-поисковая вездеходная экспедиция I-й этап, побережье Карского моря, п-ов Таймыр
Экспедиционный Центр "Арктика" представляет Вам историко-поисковую вездеходную экспедицию по побережью Карского моря, п-ов Таймыр "Легенды и Загадки АРКТИКИ".
Первый этап этой экспедиции намечен на апрель-май 2021 года.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИИ
Статус
Общероссийская историко-географическая исследовательская экспедиционная Программа. Разработана Экспедиционным центром «Арктика» МО РГО совместно с Морской арктической комплексной экспедицией МАКЭ и Отделением географии полярных стран Московского отделения РГО, в рамках «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года», утвержденной Президентом РФ.
В ходе реализации Программы предполагается осуществление цикла вездеходных экспедиций по побережью арктических морей, а также по островам и архипелагам восточного сектора Российской Арктики.
Цель
Содействовать решению основных задач, стоящих перед Русским Географическим обществом, в интересах расширения историко-географических знаний, популяризации великих географических открытий, совершенных нашими знаменитыми предшественниками, воспитания чувства гордости за их неоценимый вклад в изучение бескрайних арктических территорий нашей Родины, бережного отношения к памятникам исторического и культурного наследия, к хрупкой природной арктической среде, вовлечения молодежи в увлекательный мир географии, путешествий и приключений.
Задачи проекта
- Спортивно-историческая
Пройти маршрут по побережью Карского моря от Обской губы до мыса Челюскин. Исследовать нижнее течение р.Енисея, прибрежную тундру, побывать на малых островах архипелага Норденшельда, в устье р. Нижняя Таймыра и других. Пройти по пути движения отрядов Великой Северной Экспедиции 1733-1742 гг. под руководством знаменитых русских полярных первопроходцев Дмитрия Овцына, Харитона Лаптева, Василия Прончищева, чьи имена мы сегодня читаем на всех картах Арктики. Побывать в местах, связанных с экспедициями Э.Толля (1900-1902 гг.), А.Колчака (1903 г.), Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, под руководством Б.Вилькицкого (1910-1915 гг.) и других.
Движение по маршрутам будет осуществляться на двух-трех плавающих колесных вездеходах «Lander 4x4» с шинами сверхнизкого давления, разработанных нашими партнерами ООО «За гранью».
В состав маршрутной группы входят 10 человек, среди которых специалисты, ученые-историки, которые будут проводить мониторинг объектов исторического наследия в соответствии с научной программой Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева
Российский плавающий колесный вездеход LANDER 4х4
Основные технические характеристики
Длина - по бамперам 4235 мм, внутри салона 2050 мм;
Ширина - по колесам 2500 мм, внутри салона 2200 мм;
Высота - 2623 мм (без багажника);
Масса - 1,85 т;
Скорость по суше - 40 км/ч;
Скорость по воде - 5 км/ч;
Высота вертикального препятствия - 1 м;
Преодолеваемый уклон подъема - 400;
Пассажировместимость - 6 чел;
Полезная нагрузка - 0,9 т;
Клиренс - 0,5 м;
Двигатель - дизельный KUBOTA v1505-t: 1498 см3, 33 кВт, 44,2 л.с.
Коробка передач - мехатическая, 5-и ступенчатая «RENAULT»
Общая емкость топливных баков - 240 л.
- основной бак - 80 л;
- 4 колесных бака по 40 л;
Расход топлива - 2-3 л/час
Система управления - гидравлический узел горизонтального поворота
Шины сверхнизкого давления - ТРОМ / LEINA 1600 / 1700 мм
Давление в шинах - регулируемое , двухконтурное (перед/зад);
Кузов - композитный http://utv4x4.ru/
- Технологическая и прикладная
Во время экспедиции будут проводиться натурные испытания новых образцов колесной вездеходной техники, арктической одежды, средств связи и навигации и другого снаряжения.
Будет осуществляться отработка важных вопросов жизнеобеспечения в автономных условиях деятельности и взаимодействия групп, использующих для передвижения различные средства и способы: движение на лыжах и на колесных вездеходах с шинами сверхнизкого давления.
Экспедиция планирует старт на 20 апреля 2021 г. из г. Новый Уренгой. Протяженность маршрута около 3000 км.
Отправка техники и грузов - 14 апреля, вылет членов экспедиции из Москвы намечен на 17.04.2021 г. Планируемые сроки завершения экспедиции 25 мая 2021 г. Картинка №3647
Участники экспедиции
Владимир Чуков Россия, г. Москва
Алексей ЧеркасовРоссия, г. Тула
Максим Лёц Россия, г. Дмитров
Сергей Черкасов Россия, г. Тула
Аркадий Колодкин Россия, г. Москва
Роман Чудинов Россия, г. Москва
Партнеры экспедиционного проекта
Партнеры 2021
Адрес Оргкомитета экспедиционного проекта
Региональный общественный фонд поддержки экспедиционной
деятельности «АРКТИКА» Московского городского отделения
Русского Географического общества
117246, Москва, а/я 40, Россия
тел./факс: +7 (499) 122-61-54
+7-985-981-1685
ec-arctic@yandex.ru; www.ec-arctic.ru www.pole2pole.world
Руководитель проекта
Президент Экспедиционного Центра «АРКТИКА» МГО РГО
Действительный Член Русского Географического общества
Заслуженный мастер спорта СССР
Заслуженный путешественник России
Почетный полярник
Владимир ЧУКОВ
17 апреля 2021 г. "Легенды и Загадки Арктика". Начало
Сегодня ночью рейсом Москва-Новый Уренгой к точке старта вылетели участники экспедиции. Проводы родных, встречи друзей.
Легенды и Загадки Арктика
Легенды и Загадки Арктика
Рано утром Новый Уренгой встретил путешественников мягкой погодой, - 12 градусов. Разместилась маршрутная группа на территории гостеприимной "базы дальнобойщиков". Впереди встречи со старыми друзьями, технические наладки и корректировки, ожидание и последний сбор экспедиционной техники.
+++
18 апреля 2021
Экспедиционная команда встретилась с главным конструктором снегоболотоходов Евгением Ивановым. Создают эту технику здесь, в Новом Уренгое. Внедорожное транспортное средство «ОЛИМП» представляет собой плавающую машину на шинах низкого давления.
Встреча с замом мэра Нового Уренгоя Константином Павловичем Егоровым прошла в очень теплой обстановке. Душевный, интересный и гостеприимный рассказчик, хорошо знающий историю освоения родного края.
На встречу с командой приехал и наш давний друг-путешественник Андрей Меньшиков.
19 апреля 2021
Сегодня прилетели "соучастники" работы экспедиции Иван Леонидович Деревянченко, который является первопроходцем Ямбурга и Заполярного, и прекрасно знает истинную цену профессионализма и мужества, и Сергей Викторович Гриднев, Друг Владимира Чукова, участник полярных экспедиций (2002, 2019), соорганизатор Антарктических и Арктических экспедиций.
20 апреля 2021
Запланированная встреча с главой Нового Уренгоя Андреем Вороновым. Обсуждения освоения и охраны Арктического наследия, совместные планы, обмен сувенирами.
Посетили самый северный в России зоопарк и станцию юннатов. Путешественники познакомились с ребятами, которые занимаются ездой на собачьих упряжках. Владимир Семенович дал интервью местным сми.
Завтрашний день пройдет в подготовке к посещению Ямбурга, где необходимо провести ряд исследовательских работ. Прежде всего подготовка заключается в доказательстве "нековидности" наших исследователей, о чем должны сказать результаты медицинских исследований и справки о прививках. Здесь с этим строго).
Сегодня утром Владимир Чуков выступил перед старшеклассниками школы №11 Нового Уренгоя. Ребята живо интересовались путешествиями, организованными ЭЦ "Арктика", задавали вопросы. В заключении встречи был показан короткий видеоролик о вездеходной экспедиции 2019 года.
Сегодня, 24 апреля, пройдя все медицинские кордоны и получив пропуска, команда ЭЦ "Арктика" посетила Ямбург и провела там намеченные исследовательские работы, посетила знаковые места закрытого вахтового посёлка общества «Газпром добыча Ямбург» в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России.
Туда - обратно более 600 километров. На въезде и выезде - санитарные кордоны: ковид не пройдет! Во время посещения Ямбурга также периодические измерения температуры.
Здесь трасса пересекает Полярный Круг
На въезде в Ямбург находится стела, украшенная сверху скульптурным изображением птицы. Это не голубь, не курица и не куропатка. Эта птица появилась из прототипа, созданного из магистральной трубы, шлейфов и факела, в двухмерном изображении также угадываются буквы "Я", "Г" и "Д", которые обозначают "ЯмбургГазДобыча", прежнее название ООО "Газпром Добыча Ямбург".
Посетили шикарный культурно-физкультурный комплекс с бассейном, тренажерными залами для вахтовиков.
Поразил своей роскошью зимний сад.
По программе историко-исследовательских работ экспедиции посетили памятник Александру Рантиковичу Маргулову (1952 - 1997) - известному инженеру в области добычи природного газа, одному из главных участников освоения Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения. Его работа на Ямале началась в 1974 г. В 1984—1997 А.Р. Маргулов — главный инженер, генеральный директор ООО «Ямбурггаздобыча»; одновременно — и. о. председателя Совета директоров Ассоциации «Стройтрансгаз» (1996—1997). Памятник в поселке Ямбург был открыт 18 октября 2002 г.
На обратном пути опять остановились у стелы "Полярный круг". Там стоит "ритуальное" дерево, к веточкам которого привязывают ленточки. Любопытная деталь, вместо ленточек многие завязывают там медицинские маски.
И пока вездеходная техника движется в сторону Нового Уренгоя программа экспедиционных исследований стартовала.
27 апреля 2021. Новый Уренгой. Встреча экспедиционной техники.
Намеченная программа экспедиции в Ямбурге и Новом Уренгое выполнена.
Сегодня пришла фура с вездеходной техникой. Замечательно!! Разгрузка проходит бодро. Пару дней на установку необходимой аппаратуры на вездеход, крайний тюнинг - техника совсем новая, и в путь, согласно намеченной исследовательской программе экспедиции "Загадки и легенды Арктики".
Вчера в Новый Уренгой приехал руководитель предприятия и разработчик новой экспериментальной машины Матвей Владимирович Матюшин. Само предприятие находится во Владимире.
Сегодня было много работ по вездеходу. Поднимали лебедкой вездеход, снимали огромные тяжёлые колеса, под них устанавливали специальные стальные диски, чтобы шины не тёрлись о корпус. Наклеили спонсорские наклейки. Параллельно досортировывали продукты, оборудовали прицеп, установили на него бочки... завтра ещё мелкие доделки, электрика, пробные выезды, окончательная увязка укладка и утряска. Старт намечен на пятницу.
Сегодня наши владимирские технари приняли решение возвращаться домой. С утра они завершили установку колес с нашими "проставками", благодаря чему удалось "устранить" касание шипами корпуса вездехода, оставили в качестве ЗИП массу "железа", замену которого выполнить в полевых условиях при отсутствии специального инструмента и подъемного оборудования просто невозможно, обклеили и вездеход своими наклейками, и доложили, что их работа завершена!
А у нас сегодня еще тысячи дел, нужно было учесть тысячи мелочей. Занимались электрикой, навигационной аппаратурой, рациями, обустраивали салон, заправлялись соляркой, распихивали вещи. Сейчас ужин - и спать - умотались порядочно, а завтра - старт...
Сегодня старт маршрутной части экспедиции. Проводить путешественников пришел мэр Нового Уренгоя, пожелал ребятам доброго пути!
Выехали. Идем тяжело, осваиваемся с управлением, "обживаем" салон, пытаясь найти место, где было бы можно более менее удобно сидеть.
Километра через 2-3 повылазили "сюрпризы": начало клинить тормозные колодки, резко поползла вверх температура в системе охлаждения, стали спускать колеса, оборудованные системой подкачки от выхлопных газов и т.д. и т.п.
Колодки развели, неработающий вентилятор заменили, открутившиеся колесные гайки как смогли затянули, и на постоянном режиме подкачки дотянули до базы. Говорить подробно об этом долго и сейчас не время. Разбор полетов будет позже, а пока - устранение выявленные "косяков" как в конструкции, так и при выполнении работ при сборке вездехода.
В принципе, это можно понять и объяснить: машина новая, многие конструкторские решения еще не опробованы, но как объяснить, что в ЗИП вложен антифриз, несовместимый с тосолом в системе охлаждения, установлен заведомо неисправный вентилятор, а запасной - другой модели не устанавливается в подложенное место и с другим подключением, шпильки на ступицах не вварены, а лишь "прихвачены". Сварка оторвалась, и снять колесо можно лишь срубив гайки зубилом...
Из дневника участника экспедиции Романа Чудинова:
"Утром провожать нас приехал мэр Нового Уренгоя. Посидел за рулем, посетовал, что нет времени, чтобы отправиться в экспедицию. Мы весело отправились в путь и проехали километра 4-5, когда в кабине стало отчетливо пахнуть тосолом. А потом и дымок появился. Остановились для выяснения. Оказалось, что не работает один из вентиляторов, обдувающих радиаторы. Его с трудом поменяли на запасной.
Пока возились с вентиляторами, спустило заднее колесо. Сережа залез посмотреть - а гайки, которыми притянуто колесо - болтаются! И затянуть их невозможно: они крутятся вместе со шпильками... такую проблему в полевых условиях решить нельзя: нужно поднимать машину на кран-балке, снимать колеса, менять все шпильки... Решили вернуться на базу для ремонта.
Некоторые считают, что полярные экспедиции - это белые медведи или там пурга.. А вот мы уже 10 часов срубаем гайки, чтобы снять колесо. С последней гайкой боремся уже три часа...
Надеемся ликвидировать поломки за пару дней. Личный состав экспедиции здоров, бодр, полон планов!
Майские праздники стали для нас настоящим трудовым подвигом, а с учетом того, что в конструкции вездехода были применены крепежные элементы сельскохозяйственной или другой специальной техники, найти их во всем городе было невозможно. Спасибо огромное нашим друзьям, которые в эти праздничные дни "пахали" вместе с нами, переделывая ступицы и колесные вставки, меняя электропроводку, подбирая альтернативные решения, чтобы избавиться от сельскохозяйственного железа.
Удалось! Еще раз спасибо команде компании "НГ-сервис" и лично руководителю Якову Михайлову, работникам "базы дальнобойщиков", руководит которой наш давнишний друг Рудольф Анзельм, администрации города и многим другим, кто готов был встречать Первомай вместе с нами в ангаре, где кипела работа.
Под вечер 2 мая удалось поставить вездеход на колеса и пройтись по тундре на окраине города.
Завтра вновь старт, но акцент уже на "доводку" конструкции вездехода. На работу по основной программе экспедиции всего две недели. 20 мая нужно быть в Москве.