6 апреля украинские альпинисты Юрий Круглов и Владимир Одоев вылезли в Крыму новый маршрут на Мердвень-Каясы - "Севастополь-230". Вот как описывает это в своем блоге Юрий Круглов:
Севастополь-230
"Линию для возможного нового маршрута я присмотрел ещё зимой – поводом послужили поиски Камалота, который я уронил во время первопрохождения маршрута “Беззаветный”. Гуляя у подножья стены Мердвень-Каясы чуть западнее лагеря горной школы “Категория Трудности”, я заметил огромный широко развёрнутый внутренний угол, который шёл от самого подножья и оставался сухим во время дождя. Размеры угла примерно такие же как у известного “Рыжего угла” на Форосском Канте. Средняя часть массива над внутренним углом – девственный вертикальный участок скалы с полным отсутствием маршрутов на нём.
Погода постоянно откладывала воплощение идеи. Несколько раз мы ждали её, сидя в кают-компании горной школы “Категория Трудности”, попивая чай то с Олегом Поповым, то с Владимиром Бровко. Однажды, потеряв терпение сидеть под дождём, поехали кататься на лыжах на Ай-Петри (лыжи предусмотрительно были положены в багажник). Наконец, под вечер субботы, 30 марта, мы, по высыхающей скале пролезли первую верёвку, запланировав прохождение на вторник, второе апреля. Всю ночь на второе апреля поливал дождь, попытка не состоялась. И вот, наконец, в субботу, 6 апреля, погода преподнесла подарок – мы полезли и вылезли!
Маршрут получился сложным, интересным, очень логичным, красивым и запоминающимся. На сегодняшний день это самый сложный маршрут на Мердвень-Каясы. Ни одного шлямбура “на прохождение” не понадобилось, но станции мы по ходу оборудовали стационарными болтами Kong и Fixe (c кольцами). В верхней части маршрут соединяется с маршрутом “Беззаветный”.
Рельеф везде позволяет организовывать натуральную страховку. Напряжённое лазание с переходом на и.т.о. и обратно в лазание – характерная особенность маршрута. Во многих местах щель приходилось чистить от земли и живых камней, зависая на точках. Теперь, после проделанной прополки в этих местах также можно будет лезть лазанием.
Уверен, что маршрут будет востребован и станет популярным".
Первая веревка
Юрий Круглов на первой верёвке
Владимир Одоев
Зачистка на второй верёвке
Третья верёвка
Шестая верёвка
Пятая верёвка – оказалась неожиданно сложнее, чем смотрелась снизу
Ко Дню города альпинисты Севастопольской федерации приготовили необычный подарок. Вроде бы и эпоха географических открытий ушла в историю, и найти что-то новое в горах Крыма крайне сложно. Но группа Mастера спорта и Снежного Барса Юрия Круглова сумела сделать невозможное.
Юрий Круглов
В районе Чертовой Лестницы в массиве скал горы Мердвень-Каяcы альпинисты нашли вполне логичную линию нового маршрута. Остается загадкой, почему его до сих пор никто не прошел. Но смелая гипотеза первопрохождения впоследствии нашла подтверждение. В апреле 2013 года Круглов прошел эту линию. На маршруте не оказалось следов пребывания человека. По праву первооткрывателей альпинисты дали маршруту название «230 лет Севастополю». Возможно, что это будет последнее открытие в альпинистских маршрутах Крыма такого масштаба. Спортсмены уже изучили и описали все скальные массивы полуострова, прошли почти все логичные маршруты. Новый маршрут имеет протяженность около 400 метров. Для альпинистов он особо ценен тем, что никем еще не был описан. На каждом шагу восходителей ждали непредвиденные сложности. В том, наверное, и притягательность альпинизма, как разновидности приключений.
На том же массиве Юрий Круглов в паре с Владимиром Одоевым уже в июне прошел еще один новый маршрут. Из-за тяжелого лазания ироничные восходители дали ему название «Легкий флирт». 380 метров очень необычного для Крыма лазания по широким каминам и трещинам. Маршрут интересный, сложный, опасный. Страховка неоднозначная, во многих местах крайне проблематичная. Требует особых навыков и смелости в лазании.
Еще один первопроход Круглов совершил осенью прошлого года Сложность его участков меняется от самой простой до очень сложной. Маршрут получил название «Беззаветный» в честь одноименного СКРа Черноморского флота, который в феврале 1988 году на траверсе Южного Берега Крыма навалом вытеснил из наших территориальных вод американские корабли. Все эти первопрохождения группы Круглова шли в так, чтобы не оставлять после себя лишних следов. Никаких стационарных точек страховки восходители не ставили. Но на станциях страховки при смене ведущего забиты надежные крючья. По одному на 50 метров. Для того, грубо говоря, что бы совсем не убились новые покорители стен. Маршруты хороши только для подготовленных спортсменов.
В современном альпинизме сегодня соседствуют две тенденции. Первая предполагает установку стационарных точек страховки по всему маршруту. Как правило, такую работу делают сверху вниз. Вторая – полное их отсутствие, или крайне малое их количество. Первая - делает маршруты массово посещаемыми. Их можно проходить без особых тренировок, имея только стандартный набор карабинов с оттяжками и веревку. Это вроде скального туризма под руководством гида. Вторая - оставляет маршруты потенциально опасными для новичков и слабо подготовленных скалолазов. Но именно в них, по мнению Юрия Круглова, заключается квинтэссенция альпинизма и скалолазания, их приключенческая основа. Сам Юрий остается твердым приверженцем «чистых» маршрутов, выступает против чрезмерного «отягощения» даже массовых маршрутов стационарным железом.
Количество окрюкованных маршрутов в Крыму постоянно растет. Это объясняется, в первую очередь, желанием гидов водить гостей по «сложным » маршрутам с минимальным риском травматизма. Конечно же, в таком подходе превалирует коммерческое начало. Травма клиента подрывает авторитет гида, снижает спрос на его услуги. Вот и закупает в фирменных магазинах гид дорогостоящее железо, навешивает веревку с вершины стены до ее низа, несет электроперфоратор с батареями. Слесарные работы на маршруте в 400 метров могут даже с современным электроинструментом занять 2-3 рабочих световых дня. Но затраты окупаются, когда клиент сам пролезет сложные участки, простегиваясь в готовые крючья. На них и срыв не страшен. И благодарные клиенты вновь стремятся попасть в компанию с таким инструктором. Но для гидов такая деятельность становится уже работой, а не приключением. Горы они еще могут любить, но уже совсем другой любовью. Гидов-прагматиков можно понять. Но их деятельность противоречит спортивному альпинизму. Нужен компромисс. Настоящие альпинисты стараются всячески оберегать те маршруты, которые имеют спортивную ценность.
И не только в Крыму, но и во всех горных системах бизнес, связанный с восхождениями, процветает. Объясняется это ростом популярности гор среди людей с малым объемом подготовки, нетренированных, с минимальным опытом восхождений или вообще без опыта. Тут им гостеприимные туроператоры и предлагают по легкому в горы съездить. Клиенты не хотят тратить 20 лет на тренировки и постепенный спортивный рост мастерства. Они хотят сегодня и все! Пусть и за большие деньги. Современные технологии и снаряжение могут решить и такую задачу. Провешиваются перильные веревки от подножья горы до вершины. В больших горах кислород в баллонах дают клиенту. Кормят и одевают его. К перилам пристегивают. Клиенту нужно только здоровье иметь ноги переставлять, зажимы по перилам двигать. Деньги делают чудеса даже в горах. За неделю майской благоприятной погоды на Эверест в этом году поднялись 600 человек. Вроде и риск минимальный. Но если подготовленный спортсмен может в экстремальных условиях самостоятельно решения принимать, то новичок, силою денег оказавшийся в зоне риска, практически бессилен сам что-то сделать, принять верное решение. А гид не всегда может рядом оказаться, или иметь желание рисковать своей жизнью ради клиента. Увы.
Если 600 новоявленных весенних покорителей Эвереста умножить на 35 тысяч долларов, то можно узнать цену вопроса. Да еще на два умножим с учетом осеннего периода. Это только результаты бизнеса в долине Кхумбу под Эверестом. А сколько есть не менее популярных районов и гор. Такой бизнес дает работу тысячам гидов, двигает прогресс в создании новейшего снаряжения. Польза от него есть. Но классический приключенческий альпинизм стоит от него в стороне. Гиды в нем невостребованы и заработать не могут. Потому и особых симпатий к самостоятельным восходителям не испытывают. Настоящие альпинисты рассчитывают только на свои силы, стараются не пользоваться массовой инфраструктурой. У них особое отношение к горам. Такой альпинизм – занятие для настоящих мужчин.