Искатели приключений: почему туристы скрываются от спасателей.

Искатели приключений: почему туристы скрываются от спасателей.


В минувший понедельник в разных концах страны спасателями были найдены две группы потерявшихся туристов. Одни сплавлялись по реке в Бурятии, другие блуждали по горам в районе Сочи. Объединяет их одно — ни в том ни в другом случае руководители групп не посчитали нужным зарегистрироваться. Почему туристы упорно не хотят сообщать спасателям о предстоящих передвижениях, как это можно сделать и зачем — выясняли «Известия».


Пешком по течению

В минувшее воскресенье в ГУ МЧС по Бурятии позвонила жительница Москвы, которая сообщила, что ее муж, сплавлявшийся с напарником по горной реке Китой, перестал выходить на связь. Другие туристы из группы вернулись с маршрута еще 4 сентября. Выяснилось, что у двоих москвичей сломался катамаран и они решили не ждать в условленном месте, а пошли вниз по течению пешком.

В итоге на следующий день поиски в Окинском районе Бурятии организовали с привлечением вертолета. Никто не знал, сколько у них продовольствия, есть ли какие-то средства связи — перед сплавом по реке группа не зарегистрировалась.

— Вертолетом Ми-4 проводились поиски по примерному маршруту — вниз по течению реки Китой. Спасатели нашли потерявшихся мужчин в удовлетворительном состоянии и доставили в Иркутск, — рассказал начальник Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Республике Бурятия Евгений Варава. — Туристическая группа перед выходом на маршрут не проходила регистрацию в МЧС, поэтому спасатели не знали их точного местонахождения.

В понедельник были найдены 11 туристов из Твери — воспитанники спортивной школы олимпийского резерва «Тверь» под руководством тренера, которые потерялись в горах Сочи. Среди них восемь детей от девяти до 16 лет. Все они были эвакуированы на вертолете, сообщили в администрации города. Все здоровы, психологическое состояние специалисты оценили как нормальное.

Эта группа вышла из поселка Эсто-Садок в горы к озеру в районе Роза Пик на высоте 2320 м на южном склоне курорта «Роза Хутор» в воскресенье. Через некоторое время туристы перестали выходить на связь — сбились с маршрута. Ночные поиски успехом не увенчались. Прокуратура Тверской области и СК начали проверку по факту инцидента.

Туристический маршрут этой группы тоже не был зарегистрирован. Искать их выходили полторы сотни человек, использовались вертолет, техника высокой проходимости, другие спецсредства.

Бесплатный онлайн

В пресс-службе МЧС Бурятии «Известиям» пояснили, что все туристические группы обязаны регистрироваться.

— Нужно сообщить, кто идет, куда идет, в какое время и на какое время. Чтобы если вдруг в означенное время они не выходят на связь, спасатели знали, сколько их и где примерно искать. Если туристические группы не регистрируются, возникают проблемы, — отметил представитель ведомства.

Он заметил, что регистрация эта абсолютно бесплатна, можно заполнить онлайн-заявку, можно отправить ее на электронную почту, можно позвонить по телефону или отправить по почте. Однако туристы почему-то не желают регистрироваться.

Порядок регистрации тургрупп устанавливает приказ главы МЧС России № 42 от 30 января 2019 года. Документ вступил в силу 9 марта того же года. По нему туристы должны зарегистрировать свой маршрут не позднее чем за 10 дней до начала путешествия. Делать это должны как организации и ИП в сфере активного туризма, так и группы, самостоятельно путешествующие по стране, особенно имеющие в своем составе детей. Зарегистрировать маршрут должен и турист-одиночка. Нужно сообщать в МЧС о маршрутах, проходящих по труднодоступной местности, по водным, горным, спелеологическим и остальным объектам, которые могут быть рискованными для здоровья и жизни туристов или, по крайней мере, для их имущества.

Заявку можно заполнить, например, через сайт МЧС. В ней указываются данные об организации, которая отправляет туристов в поход, если таковая имеется, о руководителе тургруппы, составляется список участников похода, отдельно указываются дети и иностранцы. Затем нужно прописать маршрут передвижения: место его начала, окончания, а также все промежуточные точки. Для маршрутов высокой категории сложности указываются также «аварийные выходы». Прописываются самые опасные участки: речные пороги, переходы по льду и т.д. Нужно прописать резервную дату маршрута, а также способ информирования МЧС об окончании похода, наличие сигнальных средств, средств оказания медпомощи, медработников и страхового полиса.

В форме заявки также прописано, что перед началом отправки на маршрут руководитель туристской группы должен дополнительно проинформировать МЧС о старте похода и уточнить ранее предоставленные сведения.

При этом отказать в регистрации МЧС не может, оно лишь фиксирует, что туристы уходят на маршрут, и спасает их, если в этом появится необходимость.

За 2020 год, по данным ведомства, зарегистрирована 7751 туристская группа численностью более 70 тысяч человек.

Ходят сами по себе

- Основной причиной нежелания граждан регистрировать туристские группы является отсутствие культуры безопасности населения, а также не информированность по данному вопросу, - заявили в МЧС «Известиям».

Подчеркивается, что ведомство занимается пропагандой «повышения уровня культуры безопасности населения при совершении туристских походов» - с помощью СМИ, баннеров и аншлагов, с привлечением к профилактической работе ООО «Российский союз спасателей», Всероссийского студенческого корпуса спасателей и других общественных организаций.

Специалист по спортивному туризму, экс-директор Туристско-спортивного союза России (сейчас — Федерация спортивного туризма) Александр Моисеев рассказал «Известиям», что в Советском Союзе регистрация туристических групп была обязательной, однако в 1990-х годах вся система развалилась.

— Раньше туристические документы спрашивали. Лесник или милиционер могли поинтересоваться: вы кто? Мы показывали туристические документы, подтверждающие, что мы официально идем в поход. По ним в том числе пропускали в заповедники. А в 1990-х эти документы стали никому не нужны — государство, по сути, перестало признавать спортивный туризм, — считает Моисеев.

Вице-президент Федерации спортивного туризма Свердловской области Андрей Коврижкин замечает, что раньше система действительно работала.

— Когда группа выходила, заполнялась маршрутная книжка, которая отдавалась в комиссию, — вспоминает он. — Как искали ту же группу Дятлова? У них был заявлен определенный маршрутный график с определенными точками. Благодаря этому его группу нашли — правда, уже мертвую.

По словам Моисеева, только после гибели детей на Сямозере в 2015 году стали менять законодательство в этой сфере, но ситуация осталась прежней. Туристические группы ходят сами по себе.

— Никто толком не знает, что такое спортивный туризм, — замечает он. — Если раньше турист был человеком с рюкзаком, то теперь это тот, кто едет в Турцию или Грецию отдыхать на пляже. И Федеральное агентство по туризму занимается только коммерческими группами — для них важен туристский продукт.

Экс-глава союза замечает, что туристы не видят никаких последствий в отсутствии регистрации. Даже в случае если речь идет о походе с высокой степенью опасности, то в МЧС туристов не контролируют, а просто о них знают.

— Раньше группу отслеживали КСС — контрольно-спасательные службы, которые были в СССР. Эти службы находились в местах массовых туристских походов. А сейчас для МЧС это очень далекая тема, — считает Моисеев. — Ну зарегистрировались вы, и что дальше? Конечно, в МЧС увидят, что группа не вышла на связь, будут принимать меры. Но и если позвонить просто — тоже будут искать. Это для МЧС актуально, а туристы считают регистрацию лишней морокой, которой никто заниматься не хочет.

Закон без средств к реализации

Член президиума Федерации спортивного туризма России Алексей Никоноров замечает, что туристы теряются не из-за того, что не регистрируются, а из-за того, что не готовы к условиям похода и к тому, что придется ориентироваться на местности.

— Очень многие собираются в поход и полагают, что это такая увеселительная прогулка, и даже не подозревают, что могут случиться неприятности, — заметил Никоноров. — А о том, что существуют способы регистрации, они просто банально не знают. Нужно, чтобы государство напряглось и известило: ребята, если выходите на маршрут, сообщите об этом в МЧС.

По его словам, здесь срабатывает та же самая безответственность людей, которая заставляет их переходить через дорогу на красный свет.

— Законов уже напридумано видимо-невидимо, — отмечает он. — Но закон без средств к реализации ничего не дает. Надо же еще подумать, как сделать так, чтобы он работал.

По мнению Никонорова, нужна серьезная подготовительная работа — людям необходимо объяснять, как идти в такие путешествия, какие средства связи брать, рекомендовать проходить специальное обучение в Федерации спортивного туризма.

— Но тут есть одно но. Федерация спортивного туризма живет полностью без какой-либо поддержки государства. Это чисто общественная организация, где люди работают на общественных началах, то есть в свободное от добывания денег время, — говорит он.

По его мнению, государство должно выделять для федераций спортивного туризма хотя бы одну ставку на регион, чтобы люди занимались этим не на общественных началах.

Моисеев считает, что свою роль здесь должно сыграть Федеральное агентство по туризму — и не только в смысле пропаганды о необходимости регистрации туристических маршрутов.

— Там мог бы быть какой-то отдел, который курировал бы направление спортивного туризма, — рассуждает он. — Выпускал бы методическую литературу, с университетами бы работал, студентами и школьниками, вел бы пропаганду туризма, чтобы губернаторы о его существовании знали. Чтобы была профессия — инструктор по туризму, чтобы государственные университеты этому обучали и выпускали людей работать по этой специальности.

Коврижкин соглашается, что главную роль здесь нужно отдавать не МЧС, а специализированным туристическим структурам.

— Грамотная туристическая комиссия, которая рассматривала бы поход, давала бы по нему рекомендации, — наверное, это было бы разумно. На каком-то уровне это нужно возродить, — считает он.

Самострахование

По словам Коврижкина, в альпинизме многие не только обходят правила регистрации, но и пренебрегают страхованием от несчастных случаев. А на сложных маршрутах это может потребоваться — например, чтобы быстро найти вертолет, который спустит травмированного человека вниз. Спасатели это сделать быстро не всегда могут.

— Например, вы собрались поучаствовать в чемпионате России по альпинизму, приходите в Туристско-спортивный союз России, говорите: «Хочу в поход», — разъясняет Моисеев порядок, существующий у альпинистов. — Тебе отвечают: давай документы, справку о своем здоровье и страховку. После этого союз выдает документ — маршрутную книжку с печатью, что группа соответствует уровню подготовки, опыту, руководитель соответствует требованиям. Но это, опять же, происходит в рамках общественной организации, а государство об этом не знает.

Коврижкин же замечает, что за рубеж без страховки от несчастного случая «даже не выпустят».

— Но проблема в том, что почти никто не хочет страховать альпинизм или делают это за бешеные деньги — страховка доходит до 3 тыс. в день, — говорит он. — Многие думают: да зачем мне такая поездка нужна? Тем более потом еще будешь думать: а заплатят тебе при несчастном случае или нет?

По его словам, страховку оформляют на период восхождения, сам Коврижкин предпочитает оформлять еще и на время в дороге — путь по горным трассам бывает опасен.

— Но это в день 2–3 тыс. — и наша федерация альпинизма никак тут не поможет, — говорит он. — Хотя вот в Германии, например, есть организация, в которой состоит 2 млн человек. И у них льготы по страховке есть в любом конце земного шара — благодаря тому, что очень много членских взносов.

Коврижкин рассказывает, что некоторые руководители туристических групп плюнули на страховые компании и стали сами собирать с участников маршрута деньги — например, по 5 тыс. с каждого. Если в походе ничего не произошло — деньги возвращаются. Если же что-то случится, деньги становятся фондом на то, чтобы разрешить ситуацию.

Четкий план и устойчивая связь

Коврижкин советует: во-первых, нужно выбирать маршрут по силам, во-вторых, иметь достаточно четкий план, в-третьих — устойчивую связь. Здесь, по его словам, помогут спутниковые телефоны, которые в последнее время он замечает у 70% туристических групп в горах — такой гаджет может передать сразу координаты места, откуда идет сигнал.

— Вы должны знать телефоны местного МЧС. И МЧС, и другие службы нужно ставить в известность о своем маршруте, — говорит Коврижкин. — Даже когда мы проводим обычные сборы на Серебрянке (гора на Урале), всё равно обязательно заезжаем к спасателям и сообщаем, куда мы идем и сколько нас. Если вы заранее регистрировали свой путь, то и искать вас будут по маршруту движения.

По его словам, в популярных для альпинистов местах в России есть достаточно сильные спасательные группы — например, на Алтае, в Уральских горах под Карпинском, в Архызе в Карачаево-Черкесии, где спасатели специально разбивали лагерь, чтобы быстро реагировать на происшествия с участием альпинистов.

Автор: Сергей Гурьянов

Источник: https://iz.ru

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU