Очкарик, Дуська, Бурмата: 6 легендарных столбистов, без которых не представить историю красноярского заповедника.

Столбы — пожалуй, самая известная из красноярских локаций. Здесь статус легенды носит все: и скалы, и люди. Сегодня расскажем вам именно о ярких персонажах столбистского движения. Конечно, это не все, более того — это далеко не все, но тем больше поводов, если вам понравится, продолжить.
Владимир Теплых (Очкарик)
Каждый, кто хоть раз был на Столбах и доходил до Перьев, видел прикрученную к камню табличку — «Скала его не погубила, она его к себе взяла». Она установлена в память о Владимире Теплых.

Теплых был настоящей легендой. Считалось, что этому невысокому щуплому человеку в очках на скалах нет равных. На Столбах даже было выражение «рука Теплыха», описывающее невероятную способность Владимира будто врастать рукой в камень, используя невидимые другим выступы. А открытый им ход «Петля Теплыха» до сих пор никому, кроме него, не покорился.

По иронии судьбы именно этот виртуоз скалолазания стал единственным человеком, погибшим на Перьях. Причем под прицелами фотоаппаратов, исполняя трюк, который до этого проделывал сотни раз. Новость о смерти Теплых настолько шокировала столбистов, что появилась легенда о каменной крошке, якобы специально приклеенной на место упора и осыпавшейся под калошей Владимира.
Евдокия Власова (Дуська)
Столбисты издревле сбивались в компании, но до Дуськи женщин-предводителей себе не выбирали. Один из летописцев заповедника Леонид Петренко описывает Евдокию следующим образом: «Высокая, плотная, осанистая девушка с волнующей грудью, полными, стройными ножками». Добавляя, что женщина она была прямая, болезненно правдолюбивая и частенько выражалась матом.

Лазала Дуська прекрасно, неудивительно, что именно она стала одним из двух самородных альпинистов, вытащенных Алексеем Шалыгиным в большой спорт. На соревнованиях в Ялте Дуська влюбила в себя элиту российского скалолазания, ввела в моду столбовский лаз без страховки и песни под гитару, а в 69-м стала чемпионкой СССР.

Говорят, как-то упав со скалы и сломав ногу, Дуська через неделю хоть и на костылях, но самостоятельно взошла на Первый столб.
Геннадий Эсса (Гена в пинджаке)
В миру он был Геннадием, уважаемым инженером, а на Столбах — просто Геной. Однако за смешным прозвищем скрывается один из самых авторитетных столбистов в истории заповедника. Отличительных черт у него было несколько. Во-первых, он превосходно и по-особенному лазал, во-вторых, в любое время года ходил в пиджаке, презирая верхнюю одежду, а в-третьих, с охотой приходил на выручку застрявшим на скалах туристам.

Ходил он на Столбы каждый день и бродил повсюду, но особо любил Первый столб, так как там неумех-туристов было больше всего.
Евгений Дмитриенко (Камикадзе)
Прозвище Камикадзе просто так не дается, Дмитриенко действительно любил риск. Приехал он в Красноярск из Калининграда в 1997-м и тут же прославился прогулками по перилам Коммунального моста. Сюжет о сорвиголове даже сняли на «Афонтово».

Потом кто-то подсказал Дмитриенко, что в Красноярске для его лихих наклонностей есть более подходящее место, и Евгений пришел на Столбы. Там он тут же начал лазать самыми сложными ходами, не покорив разве что «Петлю Теплыха».

Прославился же Камикадзе историческим прыжком с вершины столба Коммунар. Решив, что прыгнуть на соседний валун проще, чем слезать, Дмитриенко совершил колоссальный семиметровый скачок. Будь он неудачным, лететь бы пришлось метров 40, но Камикадзе допрыгнул. В это трудно было бы поверить, не окажись рядом случайно видеокамеры, запечатлевшей невероятный полет.
Владимир Бурмата (Бурмата)
Лысый, босой, бородатый, в толстых очках — Бурмата был достопримечательностью Столбов. Выдающихся скальных подвигов за ним вроде и не числилось, но персонаж интересный. Любимым занятием Бурматы было подходить к незнакомым и затевать с ними умные разговоры.

О Бурмате есть история: однажды за сделанное им замечание его крепко побили какие-то хулиганы, сбив с него очки. Пробираясь на ощупь, Владимир набрел на спящего на тропе пьяного. Ощупав лежащего, Бурмата заметил на его ногах модные тогда китайские кеды. Снял их и пополз дальше. Однако далеко не ушел, хозяин проснулся, догнал и, вырубив ударом по голове, вернул себе краденное.
Людмила Зверева
Зверева стала первой женщиной, покорившей один из сложнейших ходов Перьев. И вообще она прекрасно лазала: в 70 она — без страховки, в одиночку, в дождь — поднималась на сложнейший столб Коммунар, легко проходила практически любым ходом и вообще ни в чем не уступала молодым.

Только раз Зверева упала и заработала перелом. По ее собственным словам, в этот день она поднялась сначала на Коммунар, потом на Митру, сбегала еще на катушку Третьего столба, а потом, возвращаясь домой, споткнулась в подъезде.

К сожалению, второе ее падение окончилось трагедией, в 74 года она поднималась на скалу, когда под калошу ей залетел опавший лист.

Василий Прокушев, "Проспект Мира"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU