Памяти Бориса Ефимовича Слобцова.




30 января 2018 г. на 79-м году жизни скончался ветеран отечественного альпинизма, МС, инструктор альпинизма Борис Ефимович Слобцов.


Борис Ефимович родился 17 июня 1939 года в г. Свердловске (Екатеринбург). Окончил радиофакультет Уральского Политехнического Института в 1962 году. Работал в НИИ Автоматики г. Свердловска, а с 1966 г. - в Москве в НИИ Точных Приборов Российского Космического Агентства начальником отдела, начальником лаборатории. Участвовал в разработке и внедрении систем связи для авиационных поисково-спасательных служб. С 1955 г. занимался спортивным туризмом. Зимой 1959 г. руководил собравшемся первым отрядом на поиски группы туристов УПИ под рук. Дятлова в горах Северного Урала (на севере Свердловской области в долине реки Ауспии). Вместе с Михаилом Шаравиным обнаружил палатку дятловцев, а затем его группа обнаружила и первых погибших.

Группу он собрал, по его словам, «самую сопливую», т.е. из самых молодых туристов УПИ. Но они собрались быстрее других, и потому с самого начала их отряд стал «задающим», забойщиками этого масштабного поиска в горах Урала. Действия остальных групп на первом этапе во многом определялись действиями группы Слобцова из-за того, что она оказалась на самом главном участке поиска. Слобцов сам удивился, когда его назначили руководителем. Кроме девяти туристов-студентов, в эту группу входили лесник Пашин и вижайский пожарник - капитан МВД Чеглаков (приставленный, видимо, с пистолетом для охраны этих «юнцов» от всяких «неожиданностей» – от медведей до уголовников).

В начале 2000-х Слобцов принимал участие в расследовании этой трагедии, вызвавшей большой общественный резонанс в то время. Является моим соавтором книги «Тайна гибели группы Дятлова», в которой трагедия группы Дятлова объясняется сходом небольшой лавины-осова и навалом фронта арктического циклона с морозом и ураганным ветром в ночь трагедии на открытой части горы. В книге объясняется и аномальная глубинная причина трагедии, которая произошла на самом мощным в истории 19-м пиком солнечной активности, который и вызвал резкие переходы погодно-климатических условий в течение всей зимы 1958-59 годов (эти причины были критической основой и повышенной лавинной опасности, и силы проходивших циклонов из Арктики). Остальные версии (криминальные, техногенные и другие) в книге опровергаются, как несостоятельные на основе проверки фактов, - в том числе и на основе объяснения полётов «Огненных шаров» и причин попадания радиации на одежду дятловцев.

В книге мы ставили цель не просто разобраться в причинах и ходе трагедии, но и восстановить события вокруг истории группы Дятлова. Чтобы сохранить опыт поисковых работ и опыт расследования этой некогда загадочной истории. Книга исходно создавалась, как историческая.

Альпинизмом Борис Слобцов начал заниматься с 1959 года в а/л «Торпедо». Мастер спорта с 1967 г. Старший инструктор с 1972 г., член Спасотряда (значок «Спасотряд»). Призер и победитель многих региональных и всесоюзных соревнований по альпинизму и спасательным работам. Участник восхождений на пики Коммунизма, Корженевской, Ленина. Ходил в группах и спас-командах с Э.Ильинским, В.Кавуненко, Эльчибековым. В шутку таких покорителей 3-х семитысячников СССР, как Слобцов, называли «трёхногими барсами». «Нормальные снежные барсы» должна были иметь вначале 4 покорённых семитысячника, к которым для этого звания «Покоритель высочайших гор СССР» потом добавили ещё и Хан-Тенгри (6995 м, - сейчас дают и 7010). Это позволило этим восходителям именовать себя «хвостатыми барсами». Спортивным альпинизмом Борис Слобцов перестал заниматься в 1975 году (с его слов, «по здоровью», - у него было серьёзное и длительное лечение болезни лимфатической системы). Но с удовольствием продолжал кататься на горных лыжах в разных районах в компаниях со знакомыми альпинистами.

В 1970-1990 годах участвовал в создании комплекса ракеты «Воевода» («Сатана»).

В кризисные года создавал медицинскую аппаратуру и тренажёры, приборы авиационно-космической поисково-спасательной службы: радиостанции «Вешка-5» и «Вешка-5-1, шлем со встроенной радиостанцией и др.), а в последнее время – аппаратуру мониторинга земной поверхности для беспилотного вертолёта.

Родители: отец – Ефим Тимофеевич Слобцов (металлург), мать: Вигдергауз Дина Иосифовна (химик–аналитик).
Братья: Лев (р. 18.06.34, погиб в автоаварии 11.02.1994 года) и Валентин (р. 17.08.36, погиб в автокатастрофе 19.07.1980 г. под Пржевальском).
Жена: Светлана Гундарева (первая жена Вероника Карлинская), дочь Юлия (р. 1979) и сын Андрей (р. 1983), внук.

Из статьи Б.Слобцова «Санкт-Петербург» (написана в 2008 году):

«…В Петербурге у меня, кроме Сегалов, есть еще много довольно близких приятелей со времени жизни в Екатеринбурге, учебы в Шхельдинской школе инструкторов, совместным восхождениям и турпоходам. О Жоре Корепанове много сказано в главе о Хан-Тенгри, а с Юрой Вишневским мы дружны с институтских времен, вместе начинали туристскую карьеру на Урале и В.Саянах. С мастером спорта Женей Буяновым последний год я много общаюсь по телефону, Интернету, иногда в Москве, по поводу совместной работы над книгой, посвященной гибели группы Игоря Дятлова на Север. Урале. Петербург – это город, в котором я когда-то очень хотел жить, но жизнь и судьба распорядились иначе».

МОИ ЗНАКОВЫЕ ВОСХОЖДЕНИЯ И НАГРАДЫ (Борис Слобцов)

1957 Восточные Саяны пик 2048м. моё первое восхожд.
1962 Заилийский Ала-Тау подкова Туюк-Су зимнее восхожд.
1962 Центр. Тянь-Шань пик Чапаева (6370м.) первое высот.
1962 Центр. Тянь-Шань пик М.Горького(6050м.) первовосх.
1963 Кавказ (Безенг. стена) пик Джанги-Тау
1965 Тянь-Шань пик Узбекистан 2-е место ЦС Труд
1965 Тянь-Шань пик Ю.Талгар 2-е место ЦС Труд
1966 Тянь-Шань пик Труд 1-е место г. Свердловск
1966 Тянь-Шань пик Гл. Талгар 1-е место ЦС Труд
1967 Кавказ Ю-З стена в.Джайлык 2-е место г.Москва
1967 Кавказ Эльбрус Юбилейное массовое восхожд.
1968 Тянь-Шань сев. стена пик САГУ
1969 Тянь-Шань по центр. стене п. Ленинградец Перв.СССР
1970 Памир пик Ленина (7134м.)
1971 Ю-З Памир пик Бабеля
1973 Памир (Матча) пик Мушкетова
1975 Памир пик Е.Корженевской (7050м.)
1975 Памир пик Коммунизма (7495м.)


Я постараюсь опубликовать воспоминания Слобцова Б.Е. о его восхождениях, - они у меня есть. Но для этого надо испросить разрешение родственников. Наша с ним статья «Горькая лавина 62-го» выложена здесь:

В ней рассказано о том, как группа Боба Гаврилова попала в лавину под пиком Горького на Центральном Тянь-Шане в 1962 году. И как она после «полёта по леднику на полтора километра, отступала, спасая раненых товарищей.

При общении сразу становилось ясно, что Борис Ефимович – человек скромный и непритязательный. Не очень словоохотливый, – он говорил всегда «по делу» без всяких выдумок и никому не навязывал своё мнение. В нём чувствовалась большая внутренняя «надёжность» и «добротность» характера, которая свойственна большинству альпинистов. Как людей, с которыми можно пойти на восхождение, которым можно доверить свою жизнь. И которых при этом нельзя подвести, - надо быть всегда в жизни таким же, как они… Я с ним не ходил в походы и на восхождения, - наше товарищеское общение ограничилось встречами в Москве и Екатеринбурге, перепиской и переговорами по телефону. Вот так мы с ним заочно сходили в своеобразный «поход» по Уралу, в котором, как спасатели, искали ответ на вопрос о причинах гибели группы Дятлова. Чтобы такие трагедии более не повторялись. Спасать ведь можно и нужно не только тех, кто уже попал в беду. Но и тех, кто ещё не попал в неё.

Борис Слобцов прожил очень яркую жизнь, насыщенную интереснейшей работой, походами, восхождениями, путешествиями и встречами с интереснейшими людьми, - такими же, как он тружениками: учёными и инженерами, туристами и альпинистами, спасателями и просто замечательными женщинами и мужчинами! Он умел любить, и был любим своими родными, друзьями и товарищами. Светлая память Борису Ефимовичу! Мы никогда не забудем его и его славные дела!

Мастер спорта ____________ Евгений Буянов, С-Пб, 25.02.2018 г.
Е.В.Буянов

Мои встречи со Слобцовым (и как мы общались и работали над книгой)

Моё знакомство со Слобцовым состоялось в сентябре 2006 года, - мы встретились с ним вместе с мастером спорта по туризму Владимиром Алексеевичем Борзенковым (который нашёл Слобцова с Москве), чтобы расспросить о поисках группы Дятлова. Нас интересовали многие детали поиска, но Слобцов, естественно, мог сообщить только о том, что видел сам и слышал со слов своих товарищей. Мы выслушали рассказ Слобцова и его ответы на наши вопросы. На часть вопросов он дать ответ не смог, - просто не запомнил отдельные подробности (ведь прошло более 47 лет). И я, и Борзенков изложили свой взгляд на причины и ход трагедии. Я считал (как и друг Дятлова» тогда уже покойный М.А.Аксельрод), что причинами трагедии был сход лавины и непогода. А Борзенков полагал, что бегство группы из палатки было вызвано воздействием «инфразвука» (неслышимых звуковых волн, вызывавших у людей проявления паники), последующим безотчётным бегством с травмами на склоне от падения на камни. После рассказа Слобцова я отметил в конспекте и по памяти ряд значимых фактов и отметил, что следует ещё уточнить у других участников поиска. Ряд уточнений касался того, куда была высажен отряд Слобцова 23.02.59, каков был его маршрут к палатке группы Дятлова и в какие дни это произошло. Позже при личной встрече М.П.Шаравин, взглянув на мою схему поиска, сказал, что маршрут отряда Слобцова нанесён неверно. Но вот каков был этот маршрут и он точно не запомнил. Как шёл отряд Слобцова удалось узнать у друга Слобцова Вадима Брусницына, –их высадили у горы 1023 Пумсалнель (сейчас: 1055) – вместо неточно определённой вертолётчиками горы Отортен (1182, сейчас 1234). Но по показаниям Брусницына не складывалась хронология поисков: он утверждал, что они уже 25 февраля вышли на Ауспию и обнаружили палатку группы Дятлова. В то время, когда по всем другим источникам это случилось 26-го февраля. Я заподозрил, что разведок в верховьях Ауспии могло быть две, - и во второй половине дня 25-го и с утра 26-го февраля. И после ещё одного опроса трёх участников поиска, они вспомнили, что это было действительно так. 25-го отряд Слобцова вышел на Ауспию и провёл разведку двумя звеньями вверх и вниз по долине реки. Они обнаружили остатки лыжного следа группы Дятлова и остатки стоянки группы Дятлова в 5 км ниже их лагеря по Ауспии. А 26-го с утра провели разведку уже тремя звеньями вверх по Ауспии, но тоже в разных направлениях. Условно на север (на перевал), на юг (вдоль хребта) и на запад в верховья с поиском лабаза – возможной закладки продуктов группы Дятлова. Позже, 2-го марта, отряд Слобцова нашёл этот лабаз.

Кое-что из рассказа Слобцова у меня запечатлелось в памяти и через некоторое время эти факты «всплыли» с новым уровнем понимания и событий, и самих фактов. Они помогли мне видеть направления поиска.

К примеру, он сказал, что во время подъёма погибших на перевал к месту их погрузки в вертолёт, ветер имел такую силу, что сбил его с ног А висящую на темляке лыжную палку удерживал в горизонтальном положении. Этот и другие факты меня заставили всерьёз подойти к уточнению погодных условий в ночь трагедии. Роковое влияние погодных условий на ход событий трагедии прослеживались по факту гибели дятловцев от замерзания, - это отметил ещё М.А.Аксельрод. Но в качестве доказательства наличия непогоды необходимо было достать карты погоды и показания ближайших метеостанций в дни трагедии. Это я понял не сразу, и не сразу даже осознал, что это можно сделать, и как это можно сделать. Одну карту погоды удалось случайно найти в Интернете и по ней профессор-географ Чистяков К.В. мне сказал, что, кажется, вблизи района трагедии виден «фронт циклона». Что мог принести этот фронт и был ли он вообще, -пока неясно. Но потом гидролог Клименко Д.Е. прислал мне данные по метеостанции Бурмантово. А встреченный в Гидрометеорологическом университете инженер Мошиашвили В.И. достал мне и карты погоды, и показания других метеостанций во все дни трагедии. По ним и стал виден путь арктического циклона – того самого «НЛО» трагедии группы Дятлова, который явился одной из двух главных причин трагедии. До получения этих данных мои представления о роли «непогоды» в дятловской трагедии были весьма «расплывчатыми» и лишёнными доказательств. Но когда доказательства прохождения циклона с морозом минус 28 и ветром с силой до урагана именно в ночь трагедии оказались «на руках», - тогда представления о влиянии этого фактора, как об одной из главных причин трагедии стало определённым и доказанным.

Или другой факт, который Слобцов запомнил и «мимоходом» нам сообщил. Он сказал, что у обнаруженной палатки группы Дятлова в центральной части края выступали из-под снега. Эти слова у меня сложились со схемой повреждений палатки в материалах экспертизы (в «прекращённом уголовном деле…»). Там нарисованные края, пограничные с местами отсутствующих частей крыши нарисованы с «бахромой». Ясно, что эти края ткани долго трепал ветер. Но почему они выступали из снега? Почему их просто не прикрыло снегом, как прикрыло остальную часть палатки? Такой вопрос никто просто не ставил, - из тех, кто не видел ситуацию с обвалом на палатку. А мне постепенно стало ясно, что края торчали из снега потому, что после схода обвала из палатки выходили люди и из неё вытаскивали раненых. И края ткани они увлекали наружу, и между ними засыпался снег. Потому они и выступали из-под снега именно в тех местах, где дятловцы выходили из придавленной снегом палатки после того, как верхнюю часть снега или сдуло, или она усела после уплотнения. И их долго трепало и разлохматило ветром. Вот так увиденное Слобцовым, и другими участниками поиска (по документам) позволило обнаружить множество фактов, которые прямо указывали на сход обвала на палатку.

Слобцов дал мне связь и «выход» на своих товарищей и друзей по походу и поисковым работам, - Шаравина М.П., Брусницына В.. Которые дополнили рассказ Слобцова своим видением событий поиска.

Постепенно мне удалось объяснить Слобцову всю ситуацию трагедии с обвалом и циклоном, он принял это объяснение, и оно стало «нашим». Я предложил ему стать соавтором книги, как человеку, который мне реально помог в расследовании и как наиболее заслуженный участник поиска группы Дятлова. Предлагая ему стать соавтором, я учитывал большую заслугу как его лично, так и всех частников поиска в достоверном расследовании причин и событий катастрофы и с сборе информации о группе Дятлова в ходе поиска. В дальнейшем Слобцов всегда меня прямо или косвенно поддерживал в своих выступлениях и в СМИ, и на собраниях в Екатеринбурге на годовщинах событий дятловской трагедии в Екатеринбурге. Делал это он очень скромно, высказывая своё мнение на основе своего опыта и того, что знал и помнил сам. Он ничего не выдумывал и ничего не «приукрашивал» в своих воспоминаниях. Некоторые действия своей группы он, уже умудрённый опытом человек, в компании мастеров излагал с иронией и юмором, - «что поделать, молодыми были…».

Автор: Евгений Буянов, СПб

Источник: http://www.mountain.ru

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU