- Лучший скалолаз в мире – это парень, который получает больше всех удовольствия.
- Инерция – это валюта современного боулдеринга.
- Всё в голове!
- Найдите что-то трудное и повторяйте это, пока не станет легко.
А теперь перевод статьи Франциса Сансаро (Francis Sansaro) из журнала Rock & Ice #219
Удо Нойманн – это боулдеринг
Удини продолжает оказывать революционное влияние на спорт благодаря своим книгам, видео, и сотрудничество с Вольфганом Гюллихом, Клемом Лоскотом и новым поколением мировой элиты боулдеринга. В новой книге он рассматривает боулдеринг будущего.
Если всё, что относиться к боулдерингу, считалось бы первым прохождением, – фильмы, книги, фотографии и другие медиа, – Удо Нойман был бы самым плодовитым боулдерингистом в истории. С 1982 г., когда он начал лазить, Нойман в лихорадочном темпе попадал в прессу, не только документируя спорт, но и изменяя сам образ понимания боулдеринга. Кажется, что боулдеринг для Ноймана означает многое – вид искусства, спорт, танец, фотографию, терапию, обалденное времяпрепровождение. Я спросил его, чем боулдеринг не является, «Педантством» – ответил он.
В марте Udini Mediaworks– продюсерская компания Ноймана – представила его последний проект, 237-страничную интерактивную книгу под названием «Искусство и наука боулдеринга». Это не инструкция, не альбом фотографий и не книга, которая читается на одном дыхании. Скорее это подборка поразительных фотографий (исторических и современных), лирических размышлений, подписей и, конечно же, личного мнения о том, что есть боулдеринг.
Удо Нойман был там с самого начала. Он соавтор наиболее успешной книги о тренировках, классической, но всё ещё актуальной Performance Rock Climbing (1993), которая привнесла научную спортивную теорию в спорт, где скалолазы преимущественно раскачивались на лестнице Бакара и подтягивались на фингенбордах. В книге скалолазам была предоставлена стратегия тренировок, которую мы считаем само собой разумеющейся сегодня.
Удо Нойман был одним из первых приверженцев боулдеринга. Он боулдерял в Хуэко в 1988 г. (до того, как появился гайдбук). Он прославил Лоскота и других мечтателей боулдеринга в потоке заряженных новаторских видео, начавшихся с boulder! (1996) и Evolution/Revolution (1998).
Последняя работа Ноймана – «Искусство и наука боулдеринга» – смелый, эксцентричный манифест, берущий начало в 1982 г., когда он впервые начал лазить. Родившийся в 1963 г. в Кельне, крупнейшем городе Рейна, Нойман до сих пор называет шумный метрополис домом, но, кажется, лазит боулдеринг везде. Удо совершил одни из первых прохождений (1989) супер-классики в Фонтенбло Toit de Cul de Chien (7a) и King Kobra (7b+) в Йосемити, и в более позднее время первое прохождение Panda (7b+/7c) на холмах испанского района Жезкибель (Jaizkibel). Но он знаком и с верёвками. Нойман прошёл 8а в Китае, Исландии и Турции среди прочих стран, и провел немало времени на стенах в Йосемити, многие из которых он прошёл за один день в стиле скоростных восхождений.
Относительно чтения последней, интерактивной, книги Ноймана, я нашёл себя перескакивающим со страницы на страницу, я бы сказал, что так пёс ищет подходящее место, чтобы улечься поудобней. Мой глаз сканировал страницу, собирая вместе фрагменты. Подписи, картинки, текст, соблазнительные зацепки, смеющиеся лица, бездельничающие люди, поэзия, боулдеринг – всё было там. Вы не сможете отделить смысл боулдеринга для Ноймана от его артистичности, и то, и другое требует активного творческого процесса.
Искусство в “Искусстве и науке боулдеринга»
У Ноймана я нашел подход к боулдерингу, как к серьезному виду искусства, который заслуживает более детального, чем это принято, отношения – большие цифры, эгоцентрическое понижение категорий, раздувание категорий ради спонсорства.
На мой вопрос о текущем состоянии скалолазных СМИ Нойман ответил: «Я немного разочарован тем, как современные скалолазные фильмы отражают движения тела и не показывают ничего нового относительно формы или содержания видео. Множество похожих работ день за днём».
Так что же сделал Нойман для того, чтобы создать новые медиа? Для начала стоит посмотреть «Скалолазание на пределе человеческих возможностей» 2001 года, фильм, который по моей оценке должен был получить премию за первое боулдеринговое порно. Как ещё можно назвать съёмку медленно закрывающихся пальцев на овальной зацепке соответствующих размеров? Боулдерингист движется вверх, камера отъезжает назад, и скалолаз взрывается вверх, стремясь к карману. Мы знаем, что это Клем Лоскот, но, кажется, что это не имеет значения.
Идея театральности скалолазания отличает работы Ноймана. Посмотрите его бесчисленные видео о скалолазных соревнованиях. Наверно, Вы считаете, что для демонстрации соревнований Кубка Мира следует, по крайней мере, рассказать зрителю, кто этот скалолаз и что за проблему он или она лезет. Только не Нойман. Его «отчёты» с Кубка Мира, отредактированные лично им при помощи рассудочной электроники – это изучение боулдеринговых движений. Он часто применяет комбинированную съемку, показывающую разных скалолазов, одновременно лезущих одну и ту же проблему.
Нойман говорит: «Скалолазание сложно снимать из-за непроницаемости стенда. Из-за этого мы не видим ничего похожего на «Матрицу» в скалолазном видео. Но для будущего у меня есть пара идей о том, как заснять движения в скалолазании так, как этого не делал ещё никто. Сейчас я планирую зал здесь в Кёльне, где у нас будут возможности, как на телевизионной студии. Как только это осуществится, я смогу делать невероятные снимки скалолазов в движении!
Наука в “Искусстве и науке боулдеринга»
Пришло время поговорить о наборе силе, мысли, засевшей в мозге каждого боулдерингиста. Я упоминал о том, что с 2009 г. Нойман является главным тренером сборной Германии по боулдерингу и приложил руку к наставничеству недавнего феномена Яна Хойера? Это именно Хойер в тренировочном видео делал движение на кампусе с первой на девятую планку. Это наиболее впечатляющее движение на кампусе за последние несколько лет.
Так же много, как Нойман привнёс в эстетический взгляд на скалолазание, он привнёс и в основанные на исследованиях принципы тренировок. Многие впервые узнали о Нойманне благодаря Performance Rock Climbing. Или узнали только о книге. Неоспоримо, что среди множества когда-либо опубликованных изданий, эта книга одна из наиболее успешных книг о тренировках в скалолазании. Нойманн и Годдард представили систематический подход к скалолазанию, обильно проиллюстрированный графиками и таблицами последних исследований, и помогли систематизировать тренировки в нашем спорте.
«Новаторским аспектом был подход, основанный на слабостях», – говорит Нойманн.
«Сегодня, когда всё больше места занимают рельефы, нужно уметь применить силу на стене в очень необычных положениях тела», – сказал недавно Нойман в интервью журналу The Circuit.
Так как же развивается сила?
Бесподобный раздел «Искусства и...» озаглавлен «10 заповедей физических тренировок». Заповедь № 5 говорит об увеличении объёма ваших тренировок только на 20-40% в год. Как только вы находитесь на плато, скажем боулдеринг 7с+, вы стремитесь увеличить объем тренировок, так как ваша способность увеличивать их интенсивность ограничена плато. Это связано с большими затратами времени, но они не нужны, если вы чередуете периоды интенсивности с периодами восстановления.
Заповедь №8 гласит «Развивайте инстинкт восстановления». Все боулдерингисты, достигшие середины третьего десятка лет, понимают, что они не отдыхали достаточно в свои 20. Травмы суставов происходят чаще. Плечо начинает предупреждать о том, что не стоит делать слишком резких и далёких движений. Опускание колена связано с таким же риском, как и хождение по минному полю.
Нойман описывает собственный неизбежный процесс старения: «Путешествие по боулдеринг уникогда не означало ослепительной вспышки спектакля или шоу, оно всегда скорее было последовательностью движений длиною в жизнь, которая не должна заканчиваться, как только тело показывает некоторые признаки возраста. Когда я занимаюсь со своими спортсменами, я часто сталкиваюсь с печальной правдой, что я не очень-то вхожу в их лигу, но прекратить заниматься боулдерингом? Нет, пока мозги всё ещё остаются юными. Нет, если душа всё ещё жаждет приключений, вызова и игры».