Поход в горы - с чего начать.


В одной из тем новичок , который хотел пойти по маршруту в Фанских горах, задал несколько вопросов.
Некоторые ответы меня настолько поразили, что я даже возмутился. Посылать человека в первый раз , неопытного в ту местность - чревато для него большими неприятностями. Я решил проверить свои собственные сомнения, и просмотрел статьи на предмет походов новичков в гористой местности.
Натолкнулся на прекрасную статью человека явно опытного. Во всяком случае я бы с этим человеком непременно рискнул бы пойти в поход.
Это трудно объяснить, но просто надо чувствовать. Такой человек не подведет. А ведь это как важно чувствовать опору и самому быть опорой и не распускать сопли в неприятных ситуациях.

Богатый опыт туристических походов обобщается Сергеем ( к сожалению фамилии не знаю) Он в весьма краткой и доступной форме разъясняет многие тонкости походов.

"Наломать дров" новичку очень просто. И есть типичные ошибки тех, кто только начинает свои первые попытки.
И естественно идет разговор о коллективном походе.
Новичку одному, в неизвестной местности вообще делать нечего. Не имея опыта, не зная местности, человек неподготовленный может просто погибнуть.

Смертей в горах очень много.
Но как ни странно количество смертей в процентном отношении куда больше в весьма простых, общедоступных для очень многих горах, на небольших высотах, нежели среди асов, которые восходят на вершины Мира и проходят "зоны смерти".
Почему такое происходит?
А потому что неподготовленные куда меньше суют свой нос на такие вершины (они просто туда не доберутся), а опытные более малочисленны, и к тому же более подготовлены.
Среди них смертей тоже не мало, но подавляющее большинство смертей, несчастных случаев происходит именно с горными туристами, которые смотрят на высокие горы снизу вверх.

Многим кажется, что 500, 1000, 2000 метров - это чепуха. и они запросто пройдут маршрут.
Собираются группы людей - энтузиастов, порой весьма неопытных, незнакомых и... вперед.
А чем это кончается?
А кончается смертями. И в лучшем случае травмами.
Потому что дело порой вовсе не в высоте восхождения, а в трудности пути. И камнепады срываются и на высоте 100 -200 метров над уровнем моря, и оползни так же не требуют большой высоты.

Горы потенциально ОПАСНЫ! Причем на любых маршрутах.
Ну конечно бывают более простые горы. С достаточно простым рельефом, с малым количеством препятствий. Но Неподготовленному человеку и это вполне достаточно. Ему то и на равнине запросто скиснуть и потеряться, если не в трех соснах, то в далекой, незнакомой местности. А не будучи подготовленным натолкнутся на такие неприятности , что никому нельзя пожелать их.

Недавно я читал, как один натолкнулся на группу мирно пасущихся коров, на равнине. Вроде бы ну что тут особенного? Ну и пусть себе мирно пасутся... так нет. От вида вышедших туристов девушки, которые сопровождали коров завизжали. Коровы испугались и... понеслись. И понеслись они как раз на туристов. И эти туристы оказались зажатыми среди взбесившихся коров, которые дико вращая глазами толкались, громко , угрожающе мычали, и могли запросто затоптать этих несчастных туристов, если бы кто-то случайно упал. Страху они набрались по полной программе и еле добежали до ближайшего лесочка, чтобы укрыться.
Этот потешный случай, мог запросто кончится трагично. А все почему? А потому что нет опыта и понимания, что к стаду вообще нельзя приближаться незнакомым людям. Будь то коровы, будь то лошади, или даже овцы. Стадо может просто затоптать.

Физическая подготовка тоже очень важна.
Моя непривычная к походам жена пошла однажды на Мезмае, на Дольмен. Вот... С местными. Это даже не горы, это была просто горка. Каждые пять минут ей приходилось останавливаться и 10 минут приходить в себя. Местные терпеливо ее ждали. Все-таки дошла. Была довольна. Но вы сами понимаете, что в горы такому человеку ходить нельзя! Она просто не дойдет и с ней придется возиться всей группе.

В походах приходиться встречаться с такими нюансами, что все их перечислить навряд ли будет возможным.
Чего стоит питье из незнакомого водоема. Вроде вода прозрачная, чистая. пей , не хочу.
И что дальше? А дальше повальная дизентерия, а если даже и не она то массовая диарея.

В средней Азии например. ну кто знает что есть арыки специально для питьевой воды, а есть арыки куда сбрасывают все фекалии..
Разобраться новичку весьма сложно. А пить то хочется.

Неподготовленный человек думает что если в Средней Азии летом под 47 градусов в тени, то ночью можно будет отдохнуть в прохладе. Какого же будет им узнать, что ночью бывает настолько холодно там в некоторых местах, что зуб на зуб не попадает.

В горах Кавказа разговаривать с горянкой незнакомому мужчине, - можно просто напороться на нож. выскочит брат этой девушки и после очень краткого разговора устроит поножовщину.

Никогда не забуду , как я подготавливал группу артистов, которые уезжали в Армению в горы, с выступлениями.
Я их проинструктировал по полной программе. и прежде всего сказал, что бы девушки , которые были в группе не подвели бы ребят и не косили глазками на местных парней. И не заигрывали бы с ними улыбками.
Группа очень невнимательно меня слушала, даже раздраженно. Ну нудно я объяснял. как первоклашкам.

Вы бы видели с какими лицами они приехали.
Они были бледные и злые, и первое что они сказали, на мой улыбчивый вопрос: "Ну как вы там были?" -- Ну и ДИКИЙ НАРОД!
Я говорю:
-- А что такое?
И они рассказали.
Им пришлось ледорубами и лопатами отбиваться от местных парней. Хорошо еще им помогли взрослые , пожилые армяне и утихомирили молодое буйство.
Нет, народ не дикий, просто со своими устоями. И заигрывать с ребятами армянами приезжим девушкам в коротких юбчонках, из под которых чуть ли трусики не видны - это чревато большими неприятностями.


Так что нюансы на каждом шагу.
А переправы? Веревки то не захватили. Идут гуськом по скользкому дну, вода несется. Не Терек конечно взбунтовавшийся, но горная река (речка, речушка!). держатся друг за друга. Дошли. Уф.... отдыхать. Поставили палатки, блаженствуют.
А вот уже и ночь, заснули.
А ночью просыпаются от того что в воде. Но пока все очухиваются вода уже по колено! А кругом кромешная тьма.
Куда идти НИКТО НЕ ЗНАЕТ! Дождь льет как из ведра! И вода прибывает! Рюкзаки уже уносит поток!
Еда, скарб, все уносится!
ТурЫсты! )))
Ослоухие турЫсты!
Да кто же в горной местности около речушки устанавливает палатки? Достаточно небольшого дождя как эта мирная маленькая речка превращается в свирепую, бешенную реку!

Я заканчиваю.

И предоставляю слово человеку, который все это проходил ! И куда больше чем я..
И буду продолжать тему, потому что глядишь, может один, кто прочитает задумается и в итоге меньше смертей будет. Хотя бы на одного человека.

Комментарии (115)

Всего: 115 комментариев
#36 | Леонид »» | 10.06.2013 19:47 | ответ на: #19 ( Анатолий ) »»
  
0
> > Но определиться мы не сумеем, потому что вы будете считать по своему , а я по своему
Я например ВСЕХ туристов, которые посещают горы буду называть горные туристы, и искусственно разделять с альпинистами.

считать то вы можете что угодно и как угодно - только в результате получите цифры, не имеющие отношения к реальности. Например число погибших в горах в полтора раза большее, чем число погибших в ДТП.

> > Но разделять туристов , которые просто отдыхают в кемпингах, или ходят в походы в горах - это бессмысленное занятие.
Наоборот - бессмыслено один и тот же коэффициент смертности применять к отдыхающим в кемпингах и идущим в горы (не важно, в сложный поход или на восхождение). Точно так же бессмысленно один и тот же коэффициент применять к катающимся по подготовленным склонам и к фрирайдерам.

Приведенная статистика МЧС касалась именно совершающих более-менее сложные (по крайней мере многодневные) походы. Кстати, обратили внимание, что там нет категории "горные туристы" - МЧС их вполне справедливо (с точки зрения статистики НС) объединила с альпинистами.

> > Эти источники гроша ломанного не стоят! Неужели вы не можете понять что никто вам не будет озвучивать ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ?
Государства зарабатывающие на туристах, и которые пополняют свой бюджет созывая туристов (буть то в горы, на пляжи , да куда угодно!) никогда не напечатают действительных цифр гибели туристов.

О, уже и теория заговора в ход пошла :)
Представленная мною статистика собрана либо альпинистским союзом, либо спасателями. и тем и другим нет никакого резона эту статистику скрывать. Более того, спасатели заинтересованы показать свою необходимость.
Вот кстати посуточные сводки МЧС Крыма http://crimea.mns.gov.ua/opinfo/891.html. Учтено все. Можете попробовать насчитать хотя бы десяток погибших в горах за год - при том что Крым за год посещают несколько миллионов туристов (в вашей терминологии).

Вы кстати пока так и не привели ни одной цифры, подтверждающей ваши "десятки тысяч погибших в горах"
  
#37 | Анатолий »» | 10.06.2013 21:07 | ответ на: #36 ( Леонид ) »»
  
0
"считать то вы можете что угодно и как угодно - только в результате получите цифры, не имеющие отношения к реальности"

Вот как раз напротив! )))

+++

"Приведенная статистика МЧС касалась именно совершающих более-менее сложные (по крайней мере многодневные) походы. Кстати, обратили внимание, что там нет категории "горные туристы" - МЧС их вполне справедливо (с точки зрения статистики НС) объединила с альпинистами."

Приведенная статистика как раз ОБЪЕДИНИЛА , но кто вам сказал о сложности -не сложности? Там нет ни слова об этом.
Если смерть произошла в горах, то все равно какая категория трудности, главное что в горах. И турист - альпинист так же не имеет значения. (во всяком случае в той сводке)
Итак ВЫ УМЫШЛЕННО (или не умышленно) игнорируете числа данные МЧС на 10000 человек которые идут в горы и погибают.
и не хотите делать расчет на туристов и альпинистов которые по всему миру идут в походы в горы..
Это симптоматично )))


+++

"О, уже и теория заговора в ход пошла :)"

Никаких "заговоров" )))
Вполне естественная практика.

+++

"Представленная мною статистика собрана либо альпинистским союзом, либо спасателями. и тем и другим нет никакого резона эту статистику скрывать. Более того, спасатели заинтересованы показать свою необходимость"

Она весьма не полная и не отражает реальность.

+++

"Вот кстати посуточные сводки МЧС Крыма http://crimea.mns.gov.ua/opinfo/891.html. Учтено все."

И что?

Вы нигде не найдете ни по каким запросам сколько людей гибнет в горах Крыма ежегодно!
А они гибнут!
PS. разрозненные данные найдете, но они частичны и полной картины не отражают!

+++

"Вы кстати пока так и не привели ни одной цифры, подтверждающей ваши "десятки тысяч погибших в горах""

Ну как это не привел?

Повторю:


В горных походах (включая пешеходные в высокогорье) и на альпинистских восхождениях процент тяжелых травм и смертельных исходов в среднем составляет 24 человека на 10 тысяч.

Ну а сколько людей идут в горы во всем мире ежегодно надеюсь вам понятно что ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ?
Или до сих пор не понятно?

PS.
Так что если вас не устраивают цифры МЧС или вы не умеете делать простой расчет, то претензии не ко мне )))
  
#38 | Анатолий »» | 10.06.2013 22:02
  
0
А по вопросу Крыма. Задайте в поиске Google запрос:

Крым в горах погибли

И читайте!
Но полных, исчерпывающих данных вы не найдете!
Только разрозненные!
#39 | Леонид »» | 10.06.2013 22:50
  
0
тяжело разговаривать с человеком, который не слышыт аргументы и имеет весьма отдаленное представление о предмете спора.

> > числа данные МЧС на 10000 человек которые идут в горы и погибают.

читаем внимательно

Согласно данным статистики, на каждые 10 тысяч пеших туристов, путешествующих по спортивным маршрутам, приходится 4 погибших, на 10 тысяч лыжников — 5 погибших, на 10 тысяч водных туристов — 15 погибших и на 10 тысяч альпинистов — 24 погибших.

ключевое слово - по спортивным.
под термином «туризм» в МЧС подразумевают все виды экстремальной деятельности – альпинизм, скалолазание, спелеотуризм, горный туризм, сплав и т.п.

вы хотя бы с книгой Ю.Штюрмера ознакомились, которую вы тут цитируете
----
Вносит свою печальную лепту в травматизм и туризм. Во Франции и Японии, например, на горных маршрутах гибнет более чем по 100 человек в год, в Альпах ежегодно хоронят 300-400 альпинистов и горных туристов. В таких ограниченных по площади районах, как Польские Высокие Татры, гибнет в год до 30 любителей путешествий, на склонах и в долинах, прилегающих к Монблану, - до 60. Еще больше жертв дают происшествия с туристами на воде и во время автопутешествий. Настораживает, что число случаев со смертельным исходом, по данным зарубежных спасательных служб, ежегодно возрастает на 13,5-17%. Большинство из них происходит с наиболее активными и перспективными членами общества - молодежью, людьми в расцвете сил.
----
или это тоже подтасовка?

> > Ну а сколько людей идут в горы во всем мире ежегодно надеюсь вам понятно что ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ?

да, проблема в построении простешей логической цепочки. не идут десятки миллионов по спортивным маршрутам в горах, в лучшем случае - десятки тысяч. И вот для них коэффициент 24 на 10000.

> > Она весьма не полная и не отражает реальность.
на основании чего вы делаете такой вывод по отношению например к статистике DAV. аргументы в студию - иначе это пустое сотрясение воздуха

> > Вы нигде не найдете ни по каким запросам сколько людей гибнет в горах Крыма ежегодно!
я выше дал ссылку на первичные данные по всем НС и ЧС в Крыму, по которым работало МЧС. Вы хотите, чтобы вам их еще и посчитали?
  
#40 | Анатолий »» | 10.06.2013 22:57
  
0
Смерти на Буковеле. Статистика замалчивается

Опубліковано Євромісто Лютий 19, 2012 - 11:10

Уже третий год подряд на горнолыжном курорте «Буковель» гибнут хмельнитчане. Значительная часть - возвращаются с травмами и необходимостью хирургического вмешательства.

Официально о травматизме не говорят, а на неофициальную информацию не реагируют. Статистика все знает ... но никому не говорит

От судьбы не уйдешь, говорят фаталисты. Но и помогать ей не стоит, добавляют реалисты. Каждый отдых, кроме пассивного лежания на диване, имеет определенную степень риска. Лыжи в этом списке занимают не последнее место. Трагедия, которая недавно потрясла - о гибели хмельничанки, телеведущей Ольги Сахно. Напомним, Оля Сахно погиб 27 января этого года, катаясь на лыжах в туристическом комплексе «Буковель». Сразу же после трагедии в интернет-ресурсах появилась информация о том, что именно хмельничанка «начала» трагический сезон. Однако лыжники, которые уже успели порадоваться зимой в Карпатах и ​​параллельно пообщаться с работниками горнолыжного курорта утверждают, что это первый случай, который ... не удалось скрыть! На самом деле, смертельные случаи на лыжных трассах - явление, к сожалению, распространенное. Хотя информации о травматизма ни на официальном сайте курорта, ни на сайтах органов власти не имеется. Однако сами туристы и медики учреждений, расположенных в близлежащих городах говорят: «информация, мягко говоря, ложная».

«В начале января, когда самый большой наплыв туристов, бывают дни, когда травмпункт Яремчанского городской больницы переполнен поломанными и побитыми туристами, - признается в телефонном разговоре один из врачей, который пожелал остаться неизвестным, - большинство привозят именно из« Буковеля ». К официальной статистики вносят лишь отдельные случаи. Реальное количество людей, которые травмируются, больше в несколько раз ». По словам врача, значительная часть травмированных туристов обращаются за медицинской помощью не только к Надвирнянской больницы, но и к Яремчанского городской больницы и даже Ивано-Франковской областной клинической больницы, именно сюда транспортируют туристов из тяжелыми травмами. По неофициальной информации, которой неохотно делятся спасатели и медики, которые работают непосредственно на травмпункте курорта, количество травмированных ежедневно достигает сотню-полторы человек. «Точной статистики по травматизму, тем более, его последствий, не сможет назвать никто, ведь часть туристов после оказания первой медицинской помощи разъезжаются по месту жительства, где продолжают лечение в стационарных или амбулаторных условиях, - говорит Надворнянский врач. - С другой стороны, даже если кто-то и имеет такую ​​информацию, он ее не озвучит, потому останется без работы ».

Почему на официальных отчетах или на сайте горнолыжного курорта, информации о смертности на курорте нет вообще, или, если есть, то отдельные случаи, которые, по словам МЧСников, не удалось скрыть? В прошлом году неофициальная статистика в конце зимы говорила, что за один день в горячие дни сезона «Буковеле» травмируется от 180 до 200 человек. Однако официально ее подтвердить не осмелятся ни на курортном травмпункте, ни в Яремчанского горбольницы. Тридцатилетний хмельничанин Виталий Олейник, которому в прошлом году тоже пришлось обращаться за помощью медиков говорит: если бы не жена-медик, и еще к тому же, ловкий водитель, он остался без помощи. Никто не указывает, что травмирован приехал именно с «Буковеля», а не зафиксировано, того не существует, есть травматизм на курорте - в пределах допустимого ». Именно травматологи бережнее всего сохраняют число травмированных в секрете, мол, это «конфиденциальная информация». Стремительный рост травматизма в первую очередь связан с тем, что администрация курорта не обеспечивает отдыхающим должный уровень безопасности на горных склонах. За свою жизнь каждый отвечает самостоятельно

«На лыжи я впервые и, наверное, раз, стала в прошлом году, когда мы с мужем и компанией поехали на выходные, - рассказывает Елена, коллега-журналистка из районного центра. - После неудачного спуска с простейшей трассы я повредила спину. В медпункте курорта оказали минимальную помощь, но уже второй год подряд я лечу позвоночник в санаториях, хожу на вытяжки и делаю соответствующие упражнения дома ». Женщина признается, что не претендует на звание лыжника, претензий к медикам нет, а туристам напоминает, что каждый сам отвечает за собственную жизнь. «Сколько ни обвиняли бы владельцев курорта, медиков или законы - жизнь и здоровье никто никому не вернет, потому что у них на первом месте заработок, а не безопасность, поэтому спасение туристов - дело рук самих туристов», - отметила Елена. Хмельничанин Дмитрий Мациборук, который в январе этого года тоже попробовал свои силы в «Буковеле», отделался переломом отростков позвоночника на 3 и 4 позвонках и двухмесячный «отдыхом» на больничной койке. «Когда на немалой скорости я выехал на мост увидел, что там лежат двое. Все произошло в одно мгновение - тормозить или пытаться обойти их было уже поздно и у меня оставалось два варианта: либо врезаться в них, или взлететь с моста ». Дмитрий решил пожертвовать собой и направил лыжи с мостика. Далее по схеме: быстрая, больница в Надворной, нейрохирургия в Хмельницком и два месяца на больничной койке. По словам Дмитрия, в частных беседах спасатели на Буковеле признаются, что за один сезон лыжи и горы забирают в среднем полторы - две сотни туристов! «Там очень высокая смертность, - утверждает Дмитрий, - но ее не фиксируют и держат в секрете. В травмпунктах огромные очереди, люди плачут, страдают ... Приезда скорой я ждал около двух часов и еще полтора часа меня везли в больницу. С такими сроками человек, у которого есть разрывы внутренних органов или кровоизлияния, просто не доезжает до больницы ». Значительная часть проблем от того, что туристы часто или не хотят быть «хуже других» и переоценивают свои способности, или не рассчитывают свои силы именно на крутых спусках, теряют самоконтроль. Как утверждают сами лыжники, многих трагических и даже летальных случаев далось избежать, если бы трассы были обеспечены средствами защиты. «На спусках и поворотах должны быть крепкие сети, а не декорация, как недавно там было и мягкие маты на перилах мостов», - говорит Дмитрий Мациборук. В сети интернет родственники и друзья погибших на курорте ищут друг друга для того, чтобы объединить усилия в борьбе за правду. В одном из сообщений товарищ погибшего киевлянина утверждает: «Смертельный случай на лыжной трассе в прошлом году остался каким-то странным образом не учтен, уголовное дело, заведенное в местной прокуратуре, было через несколько дней закрыты без всякого повода, а справка из милиции не издавалась , якобы такого вообще и не было. Дело о гибели хмельничанки Оли Сахно, по словам близких, тоже находится в следственных Яремчанского прокуратуты. «Пока никаких выводов или предыдущих результатов нет, - говорит товарищ погибшего Андрей. - Когда мы общались со следователями в Яремче, нам сказали звонить не раньше, чем через месяц, т.е. в начале марта. Но не факт, что тогда уже будут хоть какие-то результаты ». Родные и друзья уверяют, что будут контролировать ведение дела и не оставят его без должного внимания.


Источник: http://euromisto.cv.ua

PS.
Подчеркнуто мной.
И кто-то подумает что это явление только с курортом Буковель?
Не будьте наивными !
  
#41 | Анатолий »» | 10.06.2013 23:19 | ответ на: #39 ( Леонид ) »»
  
1
"тяжело разговаривать с человеком, который не слышыт аргументы и имеет весьма отдаленное представление о предмете спора."

Вы это о себе? )))

+++

"ключевое слово - по спортивным.
под термином «туризм» в МЧС подразумевают все виды экстремальной деятельности – альпинизм, скалолазание, спелеотуризм, горный туризм, сплав и т.п."


Совершенно верно!
И об этом я и говорил.! Но только вы не услышали.
Но спор ИЗНАЧАЛЬНО был о другом! И вы даже забыли о чем был спор.
А спор был о том что погибает на несложных маршрутах БОЛЬШЕ нежели на очень сложных, и не потому что несложные маршруты опасней (по определению это не может быть,) а потому что по несложным маршрутам идет на порядки БОЛЬШЕ туристов нежели по сложным маршрутам!

Неужели это понять невозможно?
Десятки миллионов туристов идут по простым маршрутам , а по сложным идут тысячи, но не миллионы!
И соответственно количество смертей на простых маршрутов больше !

Если сравнить данные то в ДТП по статистике 2,5 человек погибает на 10000 человек. Но в ДТП погибает намного больше человек чем в горных походах.
А почему?
А потому что автомобилистов и пешеходов намного больше!!!

+++

"или это тоже подтасовка?"

Да конечно подтасовка!
Вот привел статью о Буковеле.
ЕЖЕДНЕВНО получает травмы более 100 человек! (до 200 человек)
Но в статистических данных вы это не прочтете!

И никакой официальный сайт вам Шамони НИКОГДА не опубликует цифры истинные сколько там получает серьезнейших травм и погибает туристов и альпинистов в год!
Ищите!
НЕ НАЙДЕТЕ!

И это не заговор.
Просто никто не будет подрубать сук на котором сидит.
И закон это разрешает (между прочим)

+++

"да, проблема в построении простешей логической цепочки. не идут десятки миллионов по спортивным маршрутам в горах, в лучшем случае - десятки тысяч. И вот для них коэффициент 24 на 10000."

1 категория сложности - это УЖЕ спортивный маршрут. и по 1 категории и сложности идут ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ горных туристов!

+++

"на основании чего вы делаете такой вывод по отношению например к статистике DAV. аргументы в студию - иначе это пустое сотрясение воздуха"

А на основании данных МЧС! и данных которые публикуются той же самой DAV
ОНИ НЕ СОГЛАСУЮТСЯ! )))

А значит кто-то врет!

+++

"я выше дал ссылку на первичные данные по всем НС и ЧС в Крыму, по которым работало МЧС. Вы хотите, чтобы вам их еще и посчитали?"

А как вы хотели?
Что бы я ковырялся год ради вашего любопытства?
И не подумаю!

+++

PS.
Думаю что этот разговор, по конкретно этому вопросу уже следует прекратить.
Я высказал свои мысли и аргументы, вы свои. И достаточно! А читатель пусть рассуждает.
Это тема более широкая.
  
#42 | Анатолий »» | 11.06.2013 03:18
  
0
Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка


В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.



В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий - перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

"Некатегорированные" (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй - простой трудности - это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей - средней трудности - это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой - выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности - крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка - только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности - гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам - совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России


+++

Категории сложности маршрутов

Маршруты 1Б категории сложности

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м. Средняя крутизна — 15—30. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40. Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40. Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 650 м, средняя крутизна — 30—50. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной — 30—50. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 700 м, средняя крутизна — 40—60. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности

К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута — 750 м, средняя крутизна основной его части 45—70. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

+++

Спортивный туризм
Все мы занимаемся туризмом - любим путешествовать по красивым местам, городам и странам. Область туризма очень обширна: на пляжах средиземноморья и на просторах Антарктики, в горах, в лесах, на реках. Все это туризм, но туризм разный! Я лично занимаюсь спортивным туризмом.

Что такое спортивный туризм?

Спортивный туризм – это вид спорта, в основе которого лежит движение по запланированному маршруту с определенной скоростью, включающее преодоление препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме) и пр). Соответственно, чем сложнее препятствия, дальше, дольше и выше маршрут – тем сложнее категория маршрута.

Путешествовать и активно передвигаться можно по-разному. В связи с этим существуют разные виды спортивного туризма: пешеходный, водный, горный, лыжный, велосипедный и т.д. Могут составляться их сочетания – образуя комбинированные маршруты.

Я уже много лет занимаюсь горным туризмом. Для меня красота, труднодоступность и неповторимость горных районов делает это направление уникальным среди других видов туризма. Горный туризм сильно выделяется из других видов туризма. Во многом совпадает с альпинизмом, но есть и существенные различия… Во всем западном мире, эти два понятия объединяют и часто называют горовосходительство.

Стоит отметить, что не каждые географические горы, подходят для горного туризма. Для горного туризма необходимы горы свыше 3000 м над уровнем моря, т.к. с этой высоты начинается зона вечных снегов и оледенения, а это непременные "атрибуты" гор. В России "спортивных" горных районов немного, к ним относятся Кавказ и Алтай.

Что такое категория сложности?

Созданием и регламентацией правил спортивного туризма занимаются: Туристско-спортивный союз России (ТССР) и Федерация спортивного туризма (ФСТ). Главным документом для планирования спортивных путешествий, а именно походов является: единая всероссийская спортивная классификация туристических маршрутов (ЕВСКТМ).

Маршруты спортивных походов оцениваются категорией сложности.

Категории сложности (к.с.): оценивается с 1 по 6. Увеличение к.с. соответствует увеличению сложных препятствий на маршруте. То есть 2-ка проще, чем 3-ка. Маршруты, которые проще чем 1-ка называют некатегорийными (н/к).

Для определения категории сложности в горном виде спортивного туризма необходимы: перемещение и препятствия:
Перемещение – протяженные препятствия (ПП).
Препятствия – локальные препятствия (ЛП).
Протяженные препятствия – это собственно длина маршрута ("километраж").
Локальные препятствия разделяются на 1, 2 и 3 категории трудности. В свою очередь каждая категория разделяется на А и Б. Локальными препятствиями в горном туризме могут быть перевалы, вершины и траверсы гребней.

Зачем нужны стандарты?

К примеру, я собираюсь провести поход в горах, например на Алтае, и уровень моих участников "новичок", то есть они не имеют опыта путешествий в горах. Тогда я выберу 1 категорию сложности маршрута, где препятствиями будут являться перевалы и вершины 1А категории сложности и его протяженность будет около 100 километров. Выбери я более высокую категорию сложности маршрута - участникам будет тяжело, да и в ряде случаев это составит прямую угрозу безопасности участников. Выбери более низкую категорию - участникам покажется поход простым и неинтересным. Таким образом, стандарты классификации маршрутов помогают выбрать оптимальный уровень похода для группы. Ну и, конечно, подобрать группу под планируемый маршрут.

Кто проверит правильность выбора "дистанции"?

И Кто утвердит маршрут в далеком горном районе? Оказывается, есть такой орган: маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). Члены МКК - это опытные туристы, которые неоднократно посещали район нашего будущего маршрута. Они проверяют маршрут на множество факторов: напряженность, безопасность, соответствие заявленной категории сложности, ну и конечно опыт участников и руководителя. Опыт руководителя и участников подтверждается справками о предыдущих походах.

Принимая участие в походах, переходя из единички в двойку, из двойки в тройку и так далее, любой участник может совершенствовать свои знания технику и физическую форму. К чему нас и призывает любой спорт!

Присоединяйтесь, совершенствуйтесь, и Вы сможете посетить уголки нашей планеты, где действительно не ступала нога человека!

Летом 2012 года Клубом Путешественников Робинзонада планируются маршруты 1-ой и 2-ой категории сложности в горах Центрального Тянь-Шаня.

Нормативами для маршрута 1-ой категории сложности являются: протяженность не менее 100 км, прохождение не менее двух перевалов 1А категории трудности. На перевале 1А к.т. туристам встретятся: простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, пологие (до 15°) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. Для их преодоления необходима простейшая индивидуальная техника передвижения, самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне.

Нормативами для маршрута 2-ой категории сложности являются: протяженность не менее 120 км, прохождение не менее двух перевалов 1Б категории трудности и одного перевала 1А категории трудности.
На перевале 1Б к.т. туристам встретятся: несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом. Закрытые ледники с участками скрытых трещин. Для их преодоления необходима простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU