Техника спуска. Общие правила.

1
13 июня 2013 в 09:49 15845 просмотров 1 комментарий
Предназначается тем, кто ходит в больших горах и признаёт коллективный альпинизм (в связке и группе).
Инструктор Сергей Дидора.

Тема понятна. Все спускались. И что здесь можно обсуждать? Но в жизни – на практике (это восхождения на вершины больших гор и спуски с этих вершин) выясняется, что это большая проблема. Спуск можно описать так – «страшно, медленно и не надёжно». Отсюда – стресс, неудобные и опасные ночёвки и несчастные случаи на спуске. Поэтому и поднимаю эту тему. Цель – привлечь к ней внимание!


Каждому нужно прочитать про технику спуска и задуматься о своих действиях, о своём спусковом снаряжении и именно своих навыках (т. е. тех умениях) им пользоваться. Всем нужно себя представить на настоящем маршруте, по которому надо спускаться. Какие здесь могут быть ошибки и т.д.

Спуск на тренировочных скалах, мультипитчах, оборудованных спусковых маршрутах сильно отличается от спуска с маршрутов больших гор. Это часто становится большой и опасной проблемой для тех, кто никогда в таких спусках не участвовал. Эта проблема решается простой тренировкой – спуск группой по «пересечённому рельефу». Это когда не гладкая стена, а как в жизни – гребешки, кулуары, стенки, углы, полки и т. д. Но для такой тренировки необходимо знать элементарные правила техники и безопасности спуска группой.
В больших горах.
Общие правила:

1. Правильно выбрать направление спуска;
2. Организовать станцию и спусковую петлю;
3. Спуск всех (кроме последнего) с верхней страховкой;
4. Первым спускается опытный, знающий спуск его технику или ориентирующийся в этом участник группы;
5. Аккуратный и неспешный спуск каждого участника группы. Без камней, прыжков и неконтролируемых движений. Обязателен голосовой контакт – команды : «Земля», «Дюльфер свободен», «Страховка свободна», «Камни!!».;
6. Спуск последнего осуществляется на двойной верёвке. Схватывающий узел обязателен;
7. Продёргивание верёвки осуществляется двумя участниками, стоящими на одной линии. Движения постоянные, не останавливаясь. Не забывать! - с падением верёвки может быть камнепад.

Пояснения и «мелкие правила»:

По правилу №1 Правильно выбрать направление спуска.
Для этого надо знать ориентиры, описания и консультации уже спускавшихся по этому маршруту. Ясно, что спуск не в тот кулуар (или «не туда») может быть смертельно опасным для группы.

По правилу №2 - Организовать станцию и спусковую петлю.
А) Страховка обеспечивается через станцию или надёжную точку. Это не спусковая петля, а выступ, крюк, закладка, станция – которая будет расформирована последним участником;
Б) Страховка спускающегося осуществляется через спусковое устройство, выдавая верёвку, без выраженного провиса и натяжения;
В) По приходу вниз - обязательно развязать узел страхующей верёвки – для того, чтобы была возможность выбрать её вверх.

По правилу №4 - Первым спускается опытный, знающий спуск и его технику или ориентирующийся в этом участник группы.
А) Задача первого (на спуске) – это найти или организовать петлю или станцию, которая была бы безопасной для группы, находилась бы в укрытии и не по линии спуска группы или падения камней, льда.
Б) Первый должен быть экипирован снаряжением, позволяющим ему выбраться с любой сложившейся ситуации (попадание в бергшрунды, трещины, зависание на карнизах) и организовать надёжную станцию (для группы). На ней закрепить дюльферную верёвку.
В) Спусковая верёвка для дюльфера сбрасывается вниз на половину её длины. Предварительно маркируется крупными кольцами. Конец верёвки и оставшиеся петли спускающийся несёт на себе и сбрасывает по мере спуска.

По правилу №6 - Спуск последнего осуществляется на двойной верёвке. Схватывающий узел обязателен.
А) На двойной верёвке, вверху связанной «дубовым», простым узлом со свободными концами 40 – 60 см. Верёвка неподвижна в дюльферной петле (или кольце) - во время спуска.
Б) Карабин с петлёй или самостраховкой должен быть (во время спуска) вщёлкнут между верёвок. Этот карабин «поможет» не только с тем, что верёвки не будут «перекручиваться» но и чтобы «запомнить» - за какую верёвку надо тянуть.
В случае «ошибки» и потянули не ту верёвку – процесс продёргивания может «затянуться» или не получиться. Но с применением «дубового» узла он будет не так безнадёжен, как с использованием карабинов, «грейпвайна» и т. д.
Необходимо помнить! Что связывание «дубовым» узлом возможно только при том условии, что верёвки достаточно «толстые» и более 9 мм. В сомнительных случаях пользоваться «грейпвайном», карабином, «ткацким» узлами.

[Правило!– нарушение, которого чаще приводит к гибели во время спуска! Это!!!]
Спусковая петля должна быть внимательно осмотрена и прощупана руками. При необходимости «усилена» своей петлёй или заменена. Далее она используется всеми участниками спуска! Не удлиняется и не перевязывается, не перещёлкивается последним спускающимся! Спусковая петля должна быть организована перед спуском группы! Читайте подробно http://alpkr.pp.ua/content/dyulfernye-petli .Более детально как каждому спускаться - обсуждалось не раз. http://alpkr.pp.ua/content/tak-kak-zhe-spuskatsya http://alp.org.ua/?p=44059


В рубрике «Ошибки мастеров» просто и понятно всё освещено. Спасибо автору Алексею Кожевникову. http://proclimbing.ru/?p=127 ; http://proclimbing.ru/?p=1724

Добавлю только:

Что в большом альпинизме «рогатые» восьмёрки не используют и поэтому необходимо знать – как закрепить верёвку во время спуска в обычной восьмёрке или спусковом устройстве. Т.е.- надо знать рифовый узел или др. надёжные способы закрепления верёвки в спусковых устройствах. Всё есть в рубрике. http://proclimbing.ru/?p=264
Спуск с «автоблоком « может быть медленным и неудобным (особенно последнему) по простым скалам. Поэтому можно пользоваться прусиком – на выбор.
В фильме показано, что сбрасывается моток сбухтованной верёвки. Это возможно только на гладких, «спокойных» стенах и спусках. Лучше нести верёвку на себе - сбрасывать её по ходу спуска. Это не так удобно, но надёжно и контролируемо.
Найболее удобно сбрасывать вниз верёвку – конец которой не закреплён – т.е ту которую протягивают через дюльферную петлю. Для этого участник спуска закрепляет её на станции ещё до того как она упадёт сверху и от узла начинает её маркировку. Далее правило №4 В.

Спуск последнего на двойной верёвке не обсуждается. Способы с само выдачей и др. где есть элемент трения от движения верёвки – здесь не приемлемы и очень опасны!

Взаимодействие связок на спуске должно быть только в случае видимой и безопасной линии спуска. Как правило, так бывает редко и поэтому безопасно спускаться группой от станции (петли) до станции.
Знание и понимание правил спуска, порядка действий группы на спуске – это залог безопасности на восхождении. Ни больше, ни меньше чем знание правил безопасности на подъёме.

Реальные фото из нашей фототеки:



Это был первый дюльфер группой.


http://alpkr.pp.ua/content/tehnika-spuska-dyulfer-dlya-gruppy-v-bolshih-gorah

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Клейнов Олег »» | 05.11.2013 01:32
  
0
Нужна помощь. Это мой второй спуск дюльфером. В комментариях под видео пишут, что я что-то делаю не так: https://www.youtube.com/watch?v=5UxX3dIeqZ8
Подскажите что именно?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU