FAQ начинающих лыжников-фрирайдеров

Сергей Шестихин (Россия, Кировск), написал FAQ начинающих лыжников-фрирайдеров, где попытался подробно ответить на наиболее частые и характерные вопросы начинающих любителей внетрассового катания:
Сергей Шестихин

«В процессе проведения нашей фрирайд-школы ( фрирайд-школа Snow Sense ), мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени.

Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я - за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.

Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания? Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.

Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься. Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное - «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» - уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия - http://rossfree.livejournal.com/22600.html

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?» )))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься, как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» - ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд - это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь ))

Источник: http://rossfree.livejournal.com/22932.html

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU