Соревнования по лётным качествам. Часть 1 - 2: Формат соревнований. Стратегия



Соревнования по лётным качествам. Часть 1: Формат соревнований.
Теперь, когда пилотирование вингсьюта официально признано одной из дисциплин соревнований мирового уровня, отмечается сильный прилив интереса к качествам полёта. Соревнования по пилотированию это индивидуальный вид спорта, в котором соперники конкурируют по трём параметрам время, дистанция и скорость, используя при этом один и тот же вингсьют.
Все три задания выполняются в соревновательном окне от 3000 до 2000 метров над уровнем земли. Участникам очки присуждаются по раундам в каждом из них три полёта, по одному: на скорость, дистанцию и время. Результаты фиксируют специальные приборы PLD (Performance Logging Device или прибор регистрации лётных качеств, часто именуемый по производителю Flysight) и обрабатываются программным продуктом Paralog Competition (тоже торговая марка).

В этой статье вы найдёте информацию о соревнованиях по пилотированию вингсьюта, его правилах, а также небольшой рассказ о самой истории развития этой новой дисциплины. Последующая часть статьи поведает некоторые секреты и хитрости этих соревнований, а в третьей части мы обсудим вопросы безопасности.
История соревнований по пилотированию вингсьюта

Соревнования по лётным качествам, проводимые в США, впервые прошли в 2011 году в Калифорнии, на ДЗ Lake Elsinore, где автор этих строк выступал директором мероприятия. До того проводились отдельные соревнования на время и дистанцию в Элсиноре и Skydive Utah, но на тех встречах не пользовались регистраторами Flysight. Весной 2014 ДЗ Skydive City в Zephyrhills (Флорида) приняла первый Кубок США по качеству пилотирования, и там же состоялась аналогичная встреча осенью того же года.

В начале 2015 года James Hayhurst от имени USPA (парашютной ассоциации США) и создатель формата этих соревнований Klaus Rheinwald представили эту концепцию состязаний в FAI/IPC (Международную парашютную комиссию), и такой формат был признан официально. В марте 2015 USPA также признали легитимность соревнований по лётным качествам, и уже в мае этого же года Первый Кубок мира по пилотированию вингсьюта состоялся на ДЗ Netheravon в Англии.

В чем задача?

Она состоит в том, чтобы каждый пилот в одном и том же вингсьюте (который, разумеется, у каждого пилота собственный) должен в трёх полётах показать суммарный лучший результат на подъёмную силу (время в воздухе), угол полёта (дистанция) и наименьшее сопротивление воздуху (скорость) по одному заданию на полёт. Эти три задания-полёта составляют один раунд.
Задание на время

Пилоту вингсьюта необходимо с наименьшей возможной скоростью вертикального снижения пролететь через зачётное окно . Засчитывается результат в секундах, округлённый до одной десятой.
Задание на расстояние

Пилоту вингсьюта нужно пролететь как можно дальше в горизонтальной проекции через зачётное окно . Засчитывается результат в метрах, округлённый до целого числа.
Задание на скорость

Пилоту вингсьюта необходимо пролететь как можно быстрее через зачётное окно . Засчитывается результат в метрах в горизонтальной проекции на землю, поделённых на секунды в окне (м/с), округлённый до одной десятой.

Программа

Соревнования состоят из трёх раундов, в каждом из которых три полёта, т. е. всего 9. Для выявления победителя требуется разыграть не менее одного раунда из трёх.
Правила:

Соревнующимся не разрешено надевать какие-либо грузы на тело либо на оборудование.

Нельзя пользоваться никакими силовыми установками для ускорения движения.

Необходимо иметь при себе исправный и включённый высотомер со звуковым предупреждением (пищалку) на каждом полёте.

Вингсьюты до полётов должны быть представлены судьям для осмотра и допуска к соревнованиям; разрешается использовать только вингсьюты с отметкой о допуске.

Нарушение любых из вышеописанных правил приведёт к обнулению результатов всех оспариваемых полётов.

Соревнующимся нельзя пользоваться никакими электронными приборами вблизи своих, допущенных к состязаниям, PLD. Если такой прибор повлияет как-либо на PLD, то результат этого полёта будет аннулирован.

Один и тот же вингсьют, без каких-либо изменений или модификаций любой его части, должен использоваться пилотом для всех трёх заданий одного раунда. В исключительных случаях (как, например, повреждение вингсьюта, не позволяющее устранить неисправность до следующего зачётного полёта) главный судья соревнований может разрешить замену.

Соревнующийся может использовать только один PLD, допущенный судьями до состязаний. Прибор крепится к снаряжению пилота так, чтобы передающая антенна ничем не заслонялась; решение судьи на этот счёт не может оспариваться.

Прибор-регистратор крепится и опечатывается судьёй соревнований.

Только судья может включать/выключать прибор-регистратор, как того требуют обстоятельства состязаний.

Сразу по приземлению соревнующийся отдаёт использовавшийся на этом полёте прибор-регистратор судье состязаний.

Если после полёта обнаружится, что судейская печать сорвана, и судья сочтёт, что это не вызвано неподконтрольными соревнующемуся обстоятельствами, то перепрыжка не допускается, и результат последнего полёта аннулируется. Решение судьи на этот счёт не может оспариваться.

Если в работе PLD произойдёт технический сбой, и судья сочтёт, что такая неполадка не вызвана прямыми действиями соревнующегося, тогда пилоту будет предоставлен выбор либо перепрыгнуть, либо зачтётся ноль очков за последний полёт. Helmets ready for judging the competitive flight Image by Douglas Spotted Eagle

Определение победителей

Каждое задание в каждом раунде будет оценено по лучшему результату в этом этапе. Лучший из результатов будет принят за 100%. Все результаты остальных соревнующихся будут оцениваться как процент от лучшего результата этого этапа (округлённого до одной десятой). Результаты по каждому из заданий по всем раундам будут арифметически усреднены для каждого участника. Такие усреднённые промежуточные результаты по каждому из трёх заданий суммируются для каждого участника, и получается единый балл его общего выступления. Например, глядя на данные таблицы внизу, мы можем видеть, что Spike Harper показал лучший результат (т. е. получил 100%) в задании на время (Time Task) в первом раунде. Результаты всех остальных соревнующихся подсчитаны в процентах от этого лучшего показателя. А вот Tony Uragallo (владелец компании Tony Suits прим. перев.) выдал 100%-й результат в первом состязании на расстояние (Distance Task), а Greg Marcinowski оказался стремительнее всех в первом раунде. Все остальные результаты пересчитаны в проценты от этих лучших достижений. Затем общие показатели для каждого участника суммируются, и наибольшее число определяет общего победителя. В этом двухраундовом турнире (6 полётов на каждого участника), Spike Harper показал наилучший совокупный результат, а Tony Uragallo и Travis Mickle дышали ему прямо в затылок.

Итог

В целом, правила довольно просты. Выберите костюм это определит, в каком классе вы состязаетесь. Никаких грузов и моторов. Если надеваете какие-либо иные, кроме регистратора, приборы на шлем, то в случае помех или неисправности регистратора пеняйте на себя, перепрыжек вам не позволят. Не забудьте пищалку . Раскрывайтесь на указанной безопасной высоте. Плюс ко всему вышесказанному, на дропзоне, где проходят соревнования, могут быть свои обязательные для выполнения правила.

Источник
skydivemag.com
Перевод
Максим Любимов

Источник: http://skycenter.aero

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Анатолий »» | 23.03.2016 13:37
  
0


Соревнования по лётным качествам, часть 2: Стратегии

В первой части этой статьи мы рассказали о правилах, задачах и истории соревнований по пилотированию вингсьютов. Теперь поговорим о том, что необходимо для успешного выступления. Одним из главнейших факторов является контроль старта своего полёта для того, чтобы влететь в зачётное «окно» с правильным углом атаки, дифферентом и желаемой скоростью.
Соревновательные стратегии

Поскольку автор этих строк фигурировал и в роли директора, арбитра и даже продюсера нескольких соревнований, мы имеем возможность из первых уст услышать, как соревнующиеся обсуждают, а иногда всего лишь загадочно намекают на свои стратегии успеха. Учитывая разнообразие весов и строения тела пилотов, а также марок и моделей вингсьютов и влияние этих факторов на задания по скорости, дистанции и времени, становится ясно, почему необходимо прибегать к различным стратегиям, чтобы получить наилучший общий зачётный результат в трёх полётах каждого раунда соревнований. К примеру, высокий худой пилот совсем не с такой лёгкостью будет выступать в задании на скорость, как плотнотелый коротыш, но этому же крепышу в задании на время совсем не легко будет побороть рослого легковеса.

С учётом этих особенностей с нами поделился своими советами Brian «Lurch» Caldwell — настоящий ветеран соревнований на качество полёта, поднимавшийся на мировые подиумы многократно в последние годы.
Задание на время

Эта дисциплина благосклонна к легковесным спортсменам. Но это не значит, что грузным пилотам тут нечего ловить. Покиньте борт (как всегда, сложив крылья хотя бы в течение первых 2–3 секунд после отделения во избежание удара о хвостовые стабилизаторы), возьмите верный курс и сразу войдите в пике с тангажем (наклоном «носа» к горизонтальной плоскости) 45 градусов. Держите этот дифферент (синоним тангажа).

Вход в зачётное «окно»

Когда аудиосигнал пропищит, дерзайте! Полностью расправьте крылья, если на время разгона вы их подсложили, возьмите уверенно грипперсы, лягте максимально плоско и надавите вниз на руки. В идеале вам надо быть ровно в середине этого манёвра, когда прозвучит пищалка: слишком рано начнёте — и уже будете терять скорость, которую можно было конвертировать в горизонтальную инерцию при входе в «окно»; слишком поздно начнёте — будете продолжать стремительно терять высоту, когда задача как раз сохранять её как можно больше.
Разверните вингсьют

Когда завершите полностью выравнивание, уверенно лягте на крылья и используйте все особенности своего вингсьюта для обеспечения наименьшего снижения. Распластайтесь, насколько только возможно и... расслабьтесь. Ощущение, которое тут необходимо — это будто вы легли поверх надувного матраца. Сейчас важно максимально равномерно распределить свой вес на всю площадь костюма. Не вцепляйтесь в грипперсы мёртвой хваткой, достаточно слегка придерживать пальцами. Иные пилоты налегают на грипперсы словно на мотоциклетный руль, это приводит к появлению зон высокой загрузки в некоторых точках крыла и оставляет большие участки крыла недогруженными и неэффективными. Вместо этого сфокусируйтесь на стремлении расплющиться настолько широко и плоско, насколько это возможно, держа вниз голову, шею и грудь.

Задумайтесь о давлении внутри крыльев. Многие вингсьюты предусматривают регулировку наполнения крыльев через клапаны на молнии внутри рукавов. Оставьте клапаны открытыми и получите более гибкий костюм, с ощущением лёгкости, отзывчивости и акробатичности. Закрытые же клапаны, наоборот, сделают крылья жестче, создавая большую опору о поток. Часто можно услышать, будто «вингсьют летит лучше с закрытыми клапанами», но это вовсе не обязательно так.

В поисках преимуществ в соревнованиях или большей управляемости, закрытые клапаны могут оказать плохую услугу. На некоторых моделях, особенно на ранних Apache, закрытые клапаны создают чрезмерный надув крыльев, и в результате избыточное лобовое сопротивление набегающему потоку.

Оставив костюм ненадутым, пилот создаёт повышенную нагрузку на руки, чтобы «лежать», но обтекающий поток спрессовывает костюм и снижает фронтальное сопротивление воздуху. Такой приём может прибавлять до пятнадцати секунд полётного времени на километр снижения и увеличить дистанцию на несколько сотен метров.
Сохраняйте движение вперёд

Идеальный пролёт через зачётное «окно» выглядел бы так. Подлетаете к «окну» с максимальной горизонтальной скоростью, показываете невероятно медленное снижение в первые 5–15 секунд благодаря дополнительной скорости и подъёмной силе, возникшими в результате выхода из пике и расширения. Тут нужен очень тщательный контроль, чтобы на выходе из пике не начать кабрироваться и не войти в «свечу», не потерять движение вперёд и как результат, провалить высоту. Так что на выходе из пике, как только оказались в горизонте, направляйте голову вниз, не давая вингсьюту кабрироваться, т. е. задрать «нос» вверх! Сохраняйте обязательно движение вперёд.

Финальный рывок

В последние секунды перед вылетом из зачётного «окна», если вы чувствуете, что можете ещё хоть немного «выжать» из своего костюма — так и сделайте. Кабрируйте. Доведите свой вингсьют практически до «свечи», теперь уж терять нечего, пусть потом хоть в свал пойдёт, а выиграть можно пару-тройку секунд зачётного времени. А как миновали зачётный коридор по сигналу пищалки, можно расслабиться, для стабилизации полёта останется достаточно времени.
Задание на дистанцию

Большинство из приёмов, используемых для задания на время, пригодны и для полётов на большие расстояния. Ведь пилотам, соревнующимся на максимальное время, проведённое в зачётном «окне», свойственно лететь настолько медленно, насколько удаётся при максимальном задействовании всей площади костюма с телом вровень земле. Аналогичным образом, полётам на дальность также свойственна максимально широкая поза пилота и костюма, но при этом с дополнительной задачей создания наибольшей скорости движения вперёд.

Начните с того, чтобы принять стабильную, нейтральную, распластанную, «плавающую» позицию, как будто вы в зачёте на время полёта. Затем увеличьте тангаж на 15 градусов, слегка спикировав, не забывая при этом равномерно всем телом надавливать на костюм. Скорость снижения немного увеличится, а горизонтальная скорость увеличится существенно. Для удержания головы внизу — что правильно — слегка отведите лопатки и плечи назад. А теперь выполните обратный прогиб — втяните живот, округлите спину насколько возможно, не изменяя положения головы. С увеличением скорости теперь будет наращиваться и подъёмная сила и, стало быть, замедлится темп снижения.
Прислушайтесь к ветру

Если вы желаете покрыть большую дистанцию, то ключ к успеху лежит в устойчивом управлении скоростью движения вперёд. Обратите внимание на интенсивность шума набегающего потока. Ваш предыдущий опыт свободного падения, в особенности широкий диапазон скоростей во фрифлае, поможет установить слуховое восприятие скоростей. Если шум потока затихает, значит, пилот замедляется и переходит в «плавучий» режим, благоприятный для увеличения времени свободного падения. Если шум потока возрастает до интенсивности схожей с падением хеддаун, то пилот слушком круто забрал и набирает скорость в ущерб дистанции полёта. Если же шум потока возрастает до довольно сильного уровня и затем стабилизируется, считайте, что полёт стал предсказуемым и можно теперь визуально оценить дистанцию своего полёта.

У вас должно выработаться интуитивное чувство шума набегающего потока при нормальном управляемом полёте, и именно к этим ощущениям мы должны стремиться. Прилагайте свои лучшие усилия для превращения скорости падения в скорость перемещения вперёд до того момента, когда шум потока начнёт ослабевать, после чего расслабьтесь и прислушайтесь к потоку, чтобы добиться того самого, правильного равномерного звучания, и зафиксируйте такое своё положение. Если же шум продолжает ослабевать, чуть усильте свой тангаж и наберите немного скорости, растрачивая при этом как можно меньше высоты. При сильном ветре «в хвост» может оказаться выгодным лететь чуть медленнее, чтобы оставаться в зачётном «окне» дольше.

Сохраняй лобовую скорость

Сохранение лобовой скорости даже более важно, чем сохранение высоты, так что если шум потока продолжает ослабевать, изменяйте свой тангаж, пока не выровняется шум, и сохраняйте стабильную скорость, задействовав как можно больше крыла (руки вперёд), но не позволяя начаться замедлению из-за расставленных рук.

Задача тут заключается в том, чтобы наклониться в поток настолько, чтобы достичь хорошую скорость, и потом удерживать её насколько долго возможно. Найдите на земле референтную точку приблизительно на половине расстояния до горизонта, и летите на неё как на ориентир. Главное отличие ощущений полёта на время от ощущений полёта на дистанцию заключается в совмещении позы «обнимание большого мяча» с расслабленностью позы «лежания на надувном матраце» для задания на время, а для задания на дистанцию эффективно ощущение более быстрого и крутого устремления своего лица к дальней точке.

Есть такая техника, называемая «Оценка точности», ей обычно обучают на занятиях по пилотированию купола для прогнозирования расстояния, которое парашютист сможет преодолеть. Этот же приём может быть применён и пилотом вингсьюта для оттачивания своего мастерства оценки преодолимого расстояния.
Задание на скорость

Во многом это задание наименее сложное по технике исполнения, но требует навыки пилотирования вингсьюта в очень большом тангаже, практически в положении хеддаун. Неважно, как долго вы пробудете в воздухе и как далеко улетите, ценится лишь горизонтальная скорость, с которой пронесётесь через зачётное «окно» — чем быстрее, тем лучше. Так что принцип тут такой: жертвуй сколько угодно высотой, лишь бы быстрее лететь вперёд. Набирайте свою максимальную горизонтальную скорость и держите её вплоть до выхода из «окна» — это единственное, что имеет значение.

Важное влияние на исход тут оказывают скорость и направление ветра, и подчас в соревнованиях один пролёт будет дан по ветру, а второй — против, и результаты усреднены для компенсации фактора ветра.

В этом задании лучше всего принять тангаж в 45 градусов к горизонтальной плоскости. Если вы полетите более плоско, то скорость снизится к моменту выхода из зачётного «окна»; если же круче, чем 45 градусов, то поддержать стабильную горизонтальную скорость вы сможете, но она не будет максимальной. В отличие от других заданий, в этом не надо себя никак сдерживать — выдавайте свой пик, всё и сразу, и держитесь. В этом соревновании легковесные пилоты пребывают в невыгодном положении, и им, вероятно, понадобится применять маленькие хитрости по сокращению лобового сопротивления воздуха (такие, как костюмы меньшего размера, подкрученные трубочкой грипперсы, подсложенные крылья, навыки фрифлая и прочее). Тяжеловесам тут карты в руки. Но вы будете удивлены узнав, насколько часто в этом задании пилоты среднего и даже лёгкого веса показывают прекрасные результаты именно за счёт отточенной техники, а иногда даже и оставляют позади грузных соперников.

Старт

Начните с крутого нырка, как можно ближе к положению хеддаун, секунды на 3 или 4. Это зависит от условий проводимых соревнований: на некоторых международных состязаниях подход к зачётному «окну» имеет вертикальный разгон в 1000 метров с высоты выброски 4000-м (13 000 футов), а на Кубке США по лётным качествам разгонная высота всего 300-м при выброске с 3350 метров (11 000 футов). Это, конечно, значительно сужает применимость тонких настроек на разгоне и упрощает результаты, но, с другой стороны, позволяет менее опытным пилотам конкурировать с мастерами. Ведь километрового разгона для опытного пилота достаточно, чтобы выстроить идеальный заход и легко оторваться от менее маститого соперника. Сокращение разгонной высоты не снимает такого преимущества, но заметно его нивелирует.

Так что выпрыгивайте с борта, берите направление, согласно условиям соревнования, и жгите головой вниз «на все деньги». Сложитесь максимально обтекаемо, но расправьте крылья достаточно для того, чтобы воспользоваться скоростью потока и создать тянущую вперёд подъёмную силу. Начиная со второй или третьей секунды нахождения в зачётном «окне», слегка задерите нос, нацельте своё лицо в направлении желаемого места долёта, продолжая при этом крутой нырок. Секрет тут в том, чтобы постоянно, как только отделились от борта и выверили направление, продолжать ускорение изо всех сил.

Вход в окно

Постарайтесь посвятить половину подхода к зачётному «окну» на приобретение вертикальной скорости, потом вторую половину, сконцентрируйтесь на движении вперёд. Больше и больше прикладывайте усилий, чтобы конвертировать скорость вертикальную в устремление вперёд по горизонту. Если вы участник Кубка США по качеству полёта, то к моменту вхождения в зачётный диапазон вам надо всё ещё ускоряться, в других же соревнованиях к этому моменту скорость уже должна быть на пике ваших возможностей.

Когда прозвучит пищалка, указывая на вхождение в зачётное «окно», направляйте нос вверх настолько, чтобы поделить инерцию полёта поровну на вертикальную и горизонтальную составляющие, и зафиксируйтесь в таком дифференте. Теперь, прислушиваясь к шуму набегающего потока, вспомните о тонких настройках. Если шум стал затихать, то тангаж ваш слишком плоский, и скорость полёта снижается; если так, то продавите «нос» немного вниз и топите со всей мочи!

Подсказка: идеальная линия планирования в безветренном небе равна гипотенузе треугольника с катетами 1: 1,41.

Источник
skydivemag.com
Перевод
Максим Любимов

Источник: http://skycenter.aero
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU