Жан-Ив Фредриксен не только соло прошел удивительную смесь маршрутов на К2, чтобы избежать толп туристов, но и нарушил запрет на полеты на параплане.
28 июля четверо французских альпинистов совершили восхождение на К2 без кислорода. С ними был и Бенджамин Ведринес, забежавший на вершину за рекордные 11 часов. С тех пор они долго не распространялись, каким образом спускались с горы. Наконец, тайное стало явным.
Во время полета, на заднем плане вершина К2 (фото: Жан-Ив Фредриксен)
Четверо альпинистов уже покинули Пакистан и рассказали, что слетели с горы на парапланах, несмотря на запрет на такие полеты, установленный в местных горах после смерти бразильского парапланериста.
Жан-Ив Фредриксен, известный среди друзей как Блатч, был одним из них. Восхождение на К2 было для него необычным не только спуском. В одиночку прошел комбинацию маршрутов, соединив польскую линию (центральное ребро Южной стены), сложный траверс Месснера и маршрут Цезен (юго-восточный отрог). Это был безостановочный 39-часовой переход. “Я просто ненавижу многолюдные маршруты”, — пояснил он.
Фредриксен делил базовый лагерь с Ведринесом и фотографом Себом Монтазом, а также с Лив Сансоз и Себом Рошем. У всех четверых были отдельные планы восхождения.
Фредриксен, в частности, акклиматизировался, поднимаясь до своего лагеря, на высоте 6600 метров перед траверсом Месснера — самым опасным участком маршрута под большим сераком.
Обычно альпинисты перед штурмом остаются за ночевку в третьем или четвертом лагере “Это определенно не мой способ восхождения, — считает Фредриксен. — Вершина К2 всего на 2000 метров выше моего лагеря. Я прохожу бОльший перепад высот, когда поднимаюсь из Шамони на Монблан».
Каждый раз, когда Жан Ив поднимался, нес свой сверхлегкий параплан. С ним он уверен, что, если что-нибудь случится, всегда сможет слететь вниз. Этот параплан весит всего один килограмм, не считая 300 граммов обвязки.
Его единственным условием было не идти с толпой альпинистов. Когда открылось погодное окно, все в Базовом лагере К2 начали движение. Снег еще был глубоким, но прогноз погоды отличным. В день восхождения на вершину ветра не было, и комфортная температура.
Фредриксен вышел из базового лагеря 26 июля и переночевал в своем единственном лагере перед траверсом Месснера.
27-го числа Жан-Ив стартовал около 5 утра, когда уже было светло, чтобы не проходить траверс Месснера в темноте. Это заняло всего 10-15 минут, но нависал тот опасный серак.
Затем карабкался два часа по глубокому снегу, пока не достиг маршрута Цезен на высоте около 6900 метров. На Цезене Фредриксен нашел несколько старых веревок провешеных экспедицией 2019 года, последней, пытавшейся здесь пройти. Жан-Ив шел по этим перилам до 7200 метров. С той точки перил уже не было.
Фредриксен в течение часа поднимался по кулуару, но из-за глубокого снега перешел на скалы правее. В итоге, это привело его к классическому маршруту по ребру Абруцци почти у четвертого лагеря.
Было около полуночи, но Фредриксен продолжал путь, не останавливаясь на ночлег. В любом случае, у него не было спального мешка и палатки. К тому времени коммерческие группы были уже впереди и больше не нужно было прокладывать маршрут.
Жан-Ив трижды останавливался растопить снега для питья. Одна из остановок перед Великим Сераком, где уже скопилась очередь альпинистов. 30-минутный перерыв, пока они шли, был к месту.
Фредриксен достиг вершины в 3 часа дня. Здесь были Наоко Ватанабе из Японии и ее гид шерп фотографировались, а потом пошли на спуск.
Пришло время лететь вниз, но проблемой стало безветрие. Фредриксен потратил 90 минут на попытки, но полотно параплана не надувалось достаточно, чтобы удержать его.
Наконец налетел порыв ветра и удалось стартовать. Жан-Ив летел одну минуту на север в Китай, повернул направо вдоль восточного склона, а затем прямо перед Бутылочным горлышком.
Бутылочное горлышко и Южный склон К2 с воздуха (фото: Жан-Ив Фредриксен)
На высоте 6 800 метров Фредриксену пришлось искать просвет в плотном слое облаков, что не лететь вслепую. Повезло найти небольшой пробел в облаках прямо у Южной стены.
Слой облаков был толщиной в 100 метров, а затем исчез и Жан-Ив Фредриксен увидел свой лагерь и следы на снегу на маршруте Цезен. Он приземлился в мягкий снег в пяти метрах от своей палатки на высоте 6600 метров после 20-минутного полета с вершины.
Фредериксен подтвердил, что Ведринес слетел на параплане примерно за два часа до него и что тот встретил Сансо и Роша на вершине. Они добрались туда незадолго до Жан-Ива.
В поисках просвета в море облаков (фото: Жан-Ив Фредриксен)
Как можно остаться незамеченным, когда летишь на параплане с вершины К2, а на склоне столько команд? Насколько всем было известно, полеты на параплане в то время были запрещены. Фредриксен подтвердил, что они много раз летали во время экспедиции, до и после того, как власти запретили полеты.
Альпинисты скрывали полеты и летали рано утром или ночью. Он признался, что несколько человек в Базовом лагере рассказали об их активности офицеру связи, который проверял его снаряжение на предмет наличия параплана. Однако, после того, как французские альпинисты спустились с вершины, к ним с проверкой никто не пришел.
Отреагируют ли пакистанские власти? Теперь альпинистам грозит запрет на полеты на параплане и даже на восхождения в стране. После гибели бразильского парапланериста Родриго Райнери куратора их экспедиции Али Салторо из Alpine Adventure Guides даже на несколько дней арестовывали.
49-летний альпинист Жан-Ив Фредриксен — парапланерист, лыжник-экстремал и даже музыкант, играющий на скрипке в каждой экспедиции. Многие годы мечтал подняться на К2, затем пересечь Тибетское плато на велосипеде и повторить полет на параплане на северном склоне Эвереста. Пока сосредоточился на К2, сообщает Alpagama.org.