|
Григорий Палама. Фессалоники |
Цель и смысл жизни.
Кто не приемлет православного учения о бесстрастии и разделяет еретическое мнение о бесстрастии, как умертвлении страстной части души, тот отвергает и пребывание тела в нетленном веке бытия. Ведь если тогда тело будет соучаствовать с душой в неизреченных благах, то и теперь оно, "насколько способно вместить, будет соучаствовать в благодати, какую Бог таинственно и неизреченно дает очищенному уму"
[1] Другими словами, чистый ум передает обоживающую благодать телу. Тело испытывает вещи божественные и становится причастным боготворящей энергии Божией. Это совершается посредством преображения страстной части души, а не ее умерщвления, поскольку все равно страстная часть является общей для тела и души. Следовательно, аскетизм, покаяние, сокрушение сердца, плач и печаль по Богу необходимы для обожения человека. Они не ниже простой душевной радости, это путь к обожению.
В православном аскетизме тело также причастно благодати Божией, ниспосылаемой очищенному уму. Григорий Палама цитирует святого Диадоха Фотикийского, который говорит, что ум допускает и тело к участию в своей благостыне, а радость рождающаяся тогда в душе и в теле, есть несомненное напоминание о нетленном жительстве.
Хотя православный исихазм может показаться абстрактным, бесполезным и утопическим, на самом деле он очень полезный, истинный и реалистичный, именно потому что он направлен на преображение человеческого тела и всего человека. Об истинности исихазма свидетельствуют тела святых, которые удостаиваются обоживающих энергий Божиих, а также святые мощи, в которых проявляется нетварная боготворящая энергия. Кроме того, мощи говорят также об обожении тела, а это является доказательством присутствия обоживающей энергии и в душе человека.
Значит мы можем сказать, что цель и задача Церкви состоит в создании мощей. [2]
1. Свт. Григорий Палама. Святогорский томос
2. "Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.