Цель и смысл жизни.

1
Администратор
30 мая 2013 в 20:50 41617 просмотров 4 комментария
Григорий Палама. Фессалоники

Цель и смысл жизни.

Кто не приемлет православного учения о бесстрастии и разделяет еретическое мнение о бесстрастии, как умертвлении страстной части души, тот отвергает и пребывание тела в нетленном веке бытия. Ведь если тогда тело будет соучаствовать с душой в неизреченных благах, то и теперь оно, "насколько способно вместить, будет соучаствовать в благодати, какую Бог таинственно и неизреченно дает очищенному уму" [1] Другими словами, чистый ум передает обоживающую благодать телу. Тело испытывает вещи божественные и становится причастным боготворящей энергии Божией. Это совершается посредством преображения страстной части души, а не ее умерщвления, поскольку все равно страстная часть является общей для тела и души. Следовательно, аскетизм, покаяние, сокрушение сердца, плач и печаль по Богу необходимы для обожения человека. Они не ниже простой душевной радости, это путь к обожению.

В православном аскетизме тело также причастно благодати Божией, ниспосылаемой очищенному уму. Григорий Палама цитирует святого Диадоха Фотикийского, который говорит, что ум допускает и тело к участию в своей благостыне, а радость рождающаяся тогда в душе и в теле, есть несомненное напоминание о нетленном жительстве.

Хотя православный исихазм может показаться абстрактным, бесполезным и утопическим, на самом деле он очень полезный, истинный и реалистичный, именно потому что он направлен на преображение человеческого тела и всего человека. Об истинности исихазма свидетельствуют тела святых, которые удостаиваются обоживающих энергий Божиих, а также святые мощи, в которых проявляется нетварная боготворящая энергия. Кроме того, мощи говорят также об обожении тела, а это является доказательством присутствия обоживающей энергии и в душе человека. Значит мы можем сказать, что цель и задача Церкви состоит в создании мощей. [2]

1. Свт. Григорий Палама. Святогорский томос
2. "Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак Администратор »» | 01.06.2013 06:46
  
0
Цель обожения в христианской жизни.

Человек был сотворен по образ и подобию Божию. По учению святых отцов, подобие равнозначно обожению человека. Следовательно, цель человеческой жизни заключается в обожении.

Однако в учении Григория Паламы обожение - это не абстрактное состояние, это не интеллектуальное развитие мыслей и воображения, не нравственная жизнь, а видение нетварного света. Когда человек обретает видение нетварного света во Христе, он обоживается. Видение нетварного света - это "единение и обожение" человека, "участие и обоживающее причастие". Человек, достигший обожения соединяется с Богом. Святой Григорий ясно выражает эту мысль: "Созерцание этого света - это единение... но разве единение с этим светом отличается от видения?" Видение Бога и обожение дают истинное знание Бога. Знание Бога и богословие - это не построение логических рассуждений, а жизнь вне этих рассуждений. Боговидение превосходит человеческое зрение и знание и, естественно, "выше света знания".

Следовательно, видение Бога в Лице Христа - это обожение человека, обожение - это единение человека с Богом, а это единение дает божественное знание, которое превосходит все человеческое знание.

"Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.
  
#2 | Андрей Рыбак Администратор »» | 01.06.2013 06:46
  
0
Ум и сердце

Прежде всего следует сказать, что в церковной традиции проводится четкое различие между умом и разумной способностью души. Когда ум действует по природе, он пребывает в сердце, где он и должен находиться. Из-за грехопадения ум, вместо того чтобы быть в сердце, рассеивается вовне и порабощается тварным вещам. Кроме того, в этом и заключается грехопадение и действительно называется грехом. Исихазм, православный аскетизм - это богословское движение, с помощью которого ум пытается вернуться в сердце из рассеяния вовне и смешения с разумной способностью души. Таким образом человек действует физиологически и осуществляет цель своего существования.

Православное богословие разъясняет также значение исихазма и его превосходства над платонизмом. Согласно платонической философии, цель человека состоит в освобождении ума от тела, которое считается темницей для души. А святой Григорий Палама говорит, что для ума исхождение из тела означает "встречу с бесами и урок, преподанный язычниками". И напротив, наши собственные усилия следует направить на возвращение ума в сердце, ибо тело - не темница для души, а творение Божие....

В любом случае, ум в своем естественном состоянии находится в сердце как в органе, а не как в сосуде, и он свидетельствует о зрелости человека. Вхождение ума в сердце говорит о его чистоте способности восприятия откровения, так как ум человека - это орган, с помощью которого возможно созерцать Бога.

В Православии, кроме разделения с умом и разумной частью души, существует также разделение между умом и чувственным восприятием и разделение между знанием, которым обладает ум, и знание, которым обладают чувства. Это очень важно, поскольку, с одной стороны, здесь проявляется различие между человеческим и Божественным просвещением, а с другой стороны, через очищение ума мы обретаем божественное знание и святые удостаиваются видения Бога.

В "Святогорском томосе" ясно говорится, что уму свойственно воспринимать свет не такой, какой свойственно чувству. Чувства воспринимают чувственный свет, а ум - нетварный свет и знание в умозрительных образах. Значит, ум - это орган, которым человек видит Божественный свет, который есть Царство Божие и пища ангелов, но поскольку ум соединен с телом, то святые, удостоены вышеестественной благодати и силы, видят "чувством и умом то что выше всякого чувства и ума" [1] Таким образом, человек видит Божественный свет и чувственными очами, которые предварительно преображаются и укрепляются нетварной благодатью Божией. У тому же мы знаем, что нетварная благодать через душу передается также телам святых.


1. Свт. Григорий Палама. Святогорский томос
2. "Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.
  
#3 | Андрей Рыбак Администратор »» | 01.06.2013 07:54
  
0
Аскетический путь.

Григорий Палама и другие святые отцы показывают не только цель духовной жизни, но и пути ее достижения. И в этом проявляется их любовь к человеку.

Единственным способом, который ведет к обожению и видению нетварного света, является христианское подвижничество во Христе. Кто отвергает этот путь, никогда не сможет достичь цел, ради которой он был сотворен. Печальная и даже трагическа реальность нашего времени заключается в том, что многие люди говорят об обожении человека, об обожении человеческого тела, о свяых отцах, не упоминая пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, т.е. аскетически-исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно. А исихастский метод до сих пор сохраняется на Святой Горе.

Очень кратко рассмотрим несколько частей в этом аскетическом методе, который и называется исихазмом.

1. Святые отцы ясно говорят о трех этапах духовного совершенствования: очищение сердца, просвещение ума и обожение. Очищение сердца заключается в его освобождении от всех злых помышлений, избавлении человека от наслаждений и страданий. Просвещение ума - это обретение непрестанной умной молитвы, с помощью которой человек побеждает неведение и забвение и, следовательно, имеет постоянное памятование о Боге. А боговидение представляет собой отвержение мечтаний и созерцание Бога.

2. Главную роль в стремлении человека к очищению играет отделение ума от логического рассуждения. После грехопадения ум человека стал отождествляться с логическим рассуждением и страстями и подчинился им. Эти два средоточия познания не одинаковы, но они действуют параллельно. Их смешение ведет к помрачению ума и грехопадению человека. А разделить их можно с помощью исихазма, временного ограничения чувств и логического рассуждения, практикой непрестанной умной и сердечной молитвы.

3. Таким образом, человек живет умной исихией, т.е. пребывает в Боге. Это означает, что его ум свободен от помыслов и он твори непрестанную молитву. Святые отцы называют умную исихию "ведением помыслов".

4. Человек также должен приложить все усилия для освобождения от мечтания. При этом человек не отказывается от воображения, но оно становится недействующим. К тому же мечтание - это пелена, которая мешает уму увидеть славу Божию.

5. Основная борьба ведется с помыслами. Помыслы бывают простыми и сложными. Простые помыслы не являются грехом, а сложные помыслы о людях, вещах и страстях являются греховными и предрасполагают к совершению грехов. Помыслы развиваются и превращаются в страсти. Святые отцы различают прилог, сосложение с грехом, вожделение, чувственное деяние и страсть. Страсти - это неестественное движение души. Поэтому трезвение и молитва освобождают человека от помыслов и их ужасных последствий.

6. Страсти исцеляются покаянием, исповеданием грехов, внутренней борьбой с ними под руководством опытного духовного наставника. Человек не может жить духовной жизнью без руководства.

Мы воздаем хвалу Богу и благодарим святых и монахов нашего времени, живущих на Святой горе и других монастырях, которые следуют по этому пути и являются утешением для всех христиан. Мы благодарны им за то, что они показывают нам путь к очищению, освящению и обожению.


"Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.
  
#4 | Андрей Рыбак Администратор »» | 05.06.2013 18:55
  
0
Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.

Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить – это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов – это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей – это третья любовь, еще большая.

Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных.

Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати , и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит:
«Скучает душа моя о Господе».

прп. Силуан Афонский
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
 
© climbing.ru 2012 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
Экстремальный портал VVV.RU ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU